Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-13959/2014
22 декабря 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Л.А. Збарацкой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.М. Усовой
рассмотрев в заседании суда дело по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Магнит» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>; место нахождения: 680031, <...>)
к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю (ОГРН: <***>; ИНН: <***>; 680000, <...>)
о признании незаконными торгов
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, действующего по доверенности от 06.09.2014 б/н,
от ответчика – ФИО2, действующей по доверенности от 24.11.2014 б/н, ФИО3, действующей по доверенности от 22.02.2013 б/н.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Магнит» обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю о признании незаконным проведение конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: <...> (извещение 250814/3201651/01), просил распределить судебные расходы в виде судебных издержек, понесенных в связи с оплатой услуг представителя в размере 5 000 руб.
Истец, как следует из искового заявления и объяснений представителя в судебном заседании, просит исковые требования удовлетворить, в качестве обстоятельств, на которых основаны исковые требования, указывает на то, что Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю внесены изменения в конкурсную документацию на проведение конкурса по отбору управляющей организацией для управления многоквартирными домами, а именно необходимо было представить копию лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну; для управления многоквартирным домом использование сведений, составляющих государственную тайну, не требуется, указанное требование не соответствует действующему законодательству, получение лицензии невозможно в срок с момента внесения изменения конкурсной документации до момента проведения конкурса, необоснованный допуск к участию в конкурсе ООО «Дальневосточная Проектировочная компания», поскольку в выписке из ЕГРЮЛ от 28.08.2014 отсутствует указание на деятельность по управлению недвижимым имуществом.
Ответчик, как следует из отзыва и объяснений представителей в судебном заседании, исковые требования не признал, в обоснование указал, что деятельность управляющей компании невозможна без работы с технической документацией в отношении объектов конкурса, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, документацией в отношении нанимателей жилых помещений, являющихся сотрудниками органов безопасности и членами их семей; отсутствие у управляющей компании лицензии на осуществление работ (услуг), связанных с использованием, сведений, составляющих государственную тайну, является нарушением режима секретности и может привести к разглашению государственной тайны. Требование конкурсной документации о наличии соответствующей лицензии обосновано, осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами не противоречит уставным целям общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточная проектировочная компания».
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю 25.08.2014 на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение № 250814/3201651/01 о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по ул. Шатова, 2, 4, 6, 8 в г. Хабаровске, конкурсная документация. С учетом внесенных в документацию изменений срок подачи заявок на участие в конкурсе установлен до 02.10.2014, рассмотрение заявок 03.10.2014, проведение конкурса 10.10.2014.
16.09.2014 в пункт 5 раздела II конкурсной документации внесены изменения, в соответствии с которыми претендент на участие в конкурсе в составе конкурсной заявки обязан представить копию лицензии ФСБ России на осуществление работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».
Как следует из протокола от 02.10.2014 № 617 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по извещению № 250814/3201651/01 обществом с ограниченной ответственностью «Дальневосточная Проектировочная компания» подана заявка на участие в конкурсе, к которой были приложены в том числе выписка из ЕГРЮЛ от 28.08.2014, лицензия ФСБ России на осуществление работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
К заявкам общества с ограниченной ответственностью «Магнит» и общества с ограниченной ответственностью «Единый город» не были приложены лицензии ФСБ России на осуществление работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В соответствии с протоколом от 03.10.2014 № 621 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению № 250814/3201651/01 комиссией рассмотрены заявки на участие в конкурсе и отказано в допуске к участию в конкурсе ООО «Магнит» и ООО «Единый город» в связи с непредставлением документов, подтверждающих наличие у претендентов лицензии на осуществление работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».
Учитывая представленные доказательства, суд признал иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Подпунктом 1 пункта 15 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее – (далее – Правила открытого конкурса) предусмотрено, что претенденты должны соответствовать установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.
Пунктом 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается в том числе выполнением следующих стандартов:
а) прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости);
б) сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
Пунктом 27 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 предусмотрено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон Российской Федерации «О государственной тайне») государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.
Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).
Статьей 27 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» предусмотрено, что допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.
В соответствии с абзацем 10 пункта 3 примечания к Перечню сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», режимными объектами являются объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» утверждено Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.
Пунктом 1 Положения предусмотрено, что лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.
В соответствии с пунктом «к» статьи 12 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности обязаны участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну.
Управляющая компания при осуществлении своей деятельности будет использовать техническую документацию многоквартирных домов, документацию в отношении нанимателей жилых помещений, являющихся сотрудниками органов безопасности и членами их семей, поэтому управляющая компания, работающая с указанными сведениями, обязана иметь лицензию на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Отсутствие соответствующей лицензии у управляющей компании является нарушением режима секретности и может привести к разглашению государственной тайны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования конкурсной документации о предоставлении претендентом на участие в конкурсе лицензии на осуществление работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обосновано.
Обществом с ограниченной ответственностью «Дальневосточная Проектировочная компания» была подана заявка на участие в конкурсе, к которой были приложены документы, предусмотренные конкурсной документацией.
Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено обязательное требование о том, что управляющая компания должна иметь вид деятельности «управление недвижимым имуществом», поэтому несостоятелен довод истца о том, что общество с ограниченной ответственностью «Дальневосточная Проектировочная компания» необоснованно допущена к участию в конкурсе.
Арбитражный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что исковые требования общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Магнит» не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Статьей 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 112 АПК РФ предусмотрено, что вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Учитывая, что истцу отказано в удовлетворении исковых требований, требование о взыскании с ответчика судебных расходов в виде судебных издержек, понесенных на оплату услуг представителя, не подлежит удовлетворению.
Судебные расходы в виде государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении иска отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Л.А. Збарацкая