Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-13992/2015
08 декабря 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
судьи Никитиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Катковой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Авиакомпания «Восток»
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании недействительным в части предписания об устранении нарушений воздушного законодательства Российской Федерации от 10.09.2015 № 85 ГА/2015У.
При участии:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 18.08.2015г.,
от ответчика - ФИО2 по доверенности от 27.07.2015 №46/2015, ФИО3 по доверенности от 19.10.2015г. №57/2015.
Предмет спора.
Акционерное общество «Авиакомпания «Восток» (далее – Общество, заявитель, АО «Авиакомпания «Восток») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее – УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора) с заявлением о признании недействительным предписания от 10.09.2015 № 85 ГА/2015У в части выводов о том, что генеральный директор АО «Авиакомпания «Восток» ФИО4 на основании «Заявления-декларации» грузоотправителя разрешил принять опасный груз к перевозке на рейсе ДХ 9237 15.08.2015 ВС Ми-8Т, бортовой номер RA-22559, запрещенный к перевозке на борту пассажирского воздушного судна Ми-8 Т.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы заявителя не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на заявление.
Суд установил.
На основании распоряжения от 16.08.2015 № 953-р УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора в период с 16.08.2015 по 10.09.2015 проведена внеплановая выездная проверка АО «Авиакомпания «Восток» в целях проведения мероприятий по контролю в АО «Авиакомпания «Восток» в связи с авиационным происшествием с вертолетом МИ-8, RA-22559, принадлежащим АО «Авиакомпания «Восток», произошедшим 15.08.2015 в 3,5 км. северней пл. ФИО7 при котором вертолет затонул в 30 метрах от берега Охотского моря. Погибших 5 человек.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ), Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиацией», Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху и др., которые зафиксированы в акте проверки от 10.09.2015 № 64ГА/2015У.
В частности, было установлено, что генеральный директор АО «Авиакомпания «Восток» ФИО4 на основании заявления-декларации грузоотправителя разрешил принять опасный груз к перевозке на рейсе ДХ 9237 15.08.2015 ВС Ми-8Т, бортовой номер RA-22559, запрещенный к перевозке на борту пассажирского воздушного судна Ми-8 Т.
По результатам проверки выдано предписание от 10.09.2015 № 85ГА/2015У согласно которому, на Общество возложена обязанность принять неотлагательные меры по недопущению выявленных нарушений.
Не согласившись с предписанием в части пункта 4, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей, исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 113 ВК РФ воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации.
Согласно п.3, п.6, п.9, п.39 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 05.09.2008 № 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации» (далее - Правила № 141) опасные предметы и вещества, создающие угрозу для здоровья человека и безопасности имущества или окружающей среды, указанные в перечне Технических инструкций и классифицирующиеся в соответствии с Техническими инструкциями (далее - опасные грузы), перевозятся воздушными судами в соответствии с требованиями Технических инструкций; опасные грузы перевозятся пассажирами или членами экипажа воздушного судна в соответствии с требованиями Технических инструкций; не принимаются для перевозки воздушными судами опасные грузы, запрещенные настоящими Правилами и Техническими инструкциями; опасные грузы не перевозятся в салоне пассажирского воздушного судна или в кабине экипажа воздушного судна, за исключением обстоятельств, предусмотренных Техническими инструкциями.
Из материалов дела следует, что между АО «Авиакомпания «Восток» (фрахтовщик) и ФИО5 (фрахтователь) 08.08.2015 заключен договор фрахтования № 4-307-15 в соответствии с которым фрахтовщик выполняет полет на вертолете МИ-8Т по заявке фрахтователя, а фрахтователь принимает и оплачивает выполняемый фрахтовщиком полет.
Пунктом 1.2 договора установлена ориентировочная дата полета – 15.08.2015.
Пунктом 1.3 договора согласован маршрут полета: Хабаровск – ФИО6 – ФИО7 – ФИО6 – Хабаровск.
В рамках этого договора гражданином ФИО5 подано заявление-декларация о перевозке опасного груза (баллон с газом пропан).
Генеральный директор АО «Авиакомпания «Восток» ФИО4 на основании заявления-декларации грузоотправителя 14.08.2015 года разрешил принять опасный груз к отправке.
Загрузка опасного груза на ВС Ми-8Т, бортовой номер RA-22559 подтверждается грузовой авианакладной от 14.08.2015 ДХ №00343906 и объяснительной грузчика ФИО8
Согласно информации от 19.08.2015, представленной Обществом в УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, 15.08.2015 в 17.20 местного времени с вертолетом МИ-8 RA-22559 произошло авиационное происшествие – катастрофа. Вертолет затонул. На борту находилось 3 члена экипажа и 13 пассажиров.
Таким образом, вместе с пассажирами перевезен опасный груз (баллон с газом пропан).
Салон вертолета Ми-8Т не имеет отдельного грузового отсека для размещения груза и багажа пассажиров. Груз, багаж, находится в одном салоне с пассажирами.
В главе 3 Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (ИКАО, DOC 9284-AN/905) указанный опасный груз (пропан) записан под номером 1978 и разрешен к перевозке по воздуху только в салоне грузового воздушного судна.
При указанных обстоятельствах следует признать, что ответчик сделал правомерный вывод о том, что поскольку генеральный директор АО «Авиакомпания «Восток» ФИО4 на основании заявления-декларации грузоотправителя разрешил принять опасный груз к перевозке, следовательно, тем самым принял на себя обязательства по исполнению требований к перевозке опасного груза (баллон с газом пропан).
Оценивая законность предписания в оспариваемой части, суд исходит из того, что нарушенные в данном случае нормы, предъявляющие требования к перевозке опасных грузов, имеют своей целью обеспечение безопасности полетов воздушных судов (авиационной безопасности) и в конечном итоге направлены на защиту жизни и здоровья граждан.
При таких обстоятельствах предписание в оспариваемой части соответствует закону и не нарушает прав заявителя, в связи с чем нет оснований для признания его незаконным.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя и не взыскиваются, так как при обращении в суд с заявлением о признании недействительным предписания заявитель оплатил государственную пошлину в сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 198, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Акционерному обществу «Авиакомпания «Восток» в требовании о признании в части недействительным предписания об устранении нарушений воздушного законодательства Российской Федерации от 10.09.2015 № 85 ГА/2015У - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Никитина Т.Н.