ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-14192/2021 от 18.10.2021 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-14192/2021

25 октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2021 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 25.10.2021г.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шутенко Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

о признании незаконным и отмене постановления от 27.07.2021 №155 о наложении штрафа по делу №027/04/15.37-772/2021 об административном правонарушении в части назначения административного наказания в виде штрафа

при участии:

от заявителя – Окунев А.Ю. по доверенности №01-8/765 от 27.09.2021, диплом, Бусовикова В.И. по доверенности №01-14/6218 от 26.07.2021;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю – Злобина М.С. по доверенности №9/1673 от 25.02.2021.

Сущность дела: Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (далее – ФГУП «ВНИИФТРИ», предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган, административный орган) от 27.07.2021 №155 о наложении штрафа по делу №027/04/15.37-772/2021 об административном правонарушении в части назначения административного наказания в виде штрафа.

Представитель заявителя, в заседании суда требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного органа, против заявленных требований возражала, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 12.10.2021 по 18.10.2021г.

Суд установил:

Хабаровской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах на основании задания прокуратуры Хабаровского края от 08.02.2021 № 7/3-14-2021, в соответствии с решениями от 20.04.2021 № 32 и от 28.04.2021 № 32.1, проведена проверка соблюдения законодательства о государственном оборонном заказе исполнителями, привлеченными в рамках кооперации для поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), связанных с созданием и использованием ракетно-космической техники, а также наземных объектов космической инфраструктуры дочерними и зависимыми обществами Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

В ходе проверки установлено следующее:

ФГУП «ВНИИФТРИ» не исполнена обязанность по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору на метрологическое обслуживание средств измерений от 28.02.2020 № 477023 88027170001040/44/П1/2020/310-3351/20 (далее -договор), чем нарушены нормы п. 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 275-ФЗ.

По установленному факту 19.05.2021 г. Хабаровским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, старший советник юстиции Высотиным В.А. возбуждено в отношении предприятия дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ. Вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.05.2021 г.

Законный представитель ФГУП «ВНИИФТРИ» в ходе возбуждения производства по делу участия не принимал, направив ходатайство от 19.05.2021 № 03-21/413-1 о рассмотрении указанного вопроса в его отсутствие, содержащем также письменные пояснения.

Материалы дела направлены на рассмотрение в УФАС по Хабаровскому краю.

Определением УФАС по Хабаровскому краю рассмотрение дела об административных правонарушениях отложено на 27.07.2021 в 10-30.

27.07.2021 врио руководителя УФАС по Хабаровскому краю Ильченко Л.А. в присутствии представителя Общества Печерица М.А. по доверенности от 23.07.20201 г., а также помощника прокурора Сазонова Р.В.,

по результатам рассмотрения материалов дела № 027/04/15.37-772/2021 об административном правонарушении, вынесено постановление о привлечении ФГУП «ВНИИФТРИ» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300.000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением в части назначенного наказания, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Выслушав доводы представителей сторон, изучив доводы заявления, отзыва, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Согласно п.п. 4 и 7 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Федеральный закон № 275-ФЗ) исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, определено лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем. При этом под контрактом понимается договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность.

В силу требований п. 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 275-ФЗ
исполнитель ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной
деятельности по каждому контракту и представляет государственному
заказчику информацию об исполнении каждого контракта в случаях и
порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона № 275-ФЗ предусмотрен запрет на совершение исполнителем действий либо бездействие, влекущих за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, в том числе действия (бездействие), направленные: на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией); на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 47 утверждены Правила ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Пунктом 1 указанных Правил предусмотрено, что организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту, контракту. Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта.

При этом п. 4 названного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что указанные Правила не применяются организациями, осуществляющими ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, при использовании полученных ими на основании государственных контрактов (договоров) средств, подлежащих казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Соответствующий Порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия информации о структуре цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, договора (контракта), суммы средств, предусмотренных соглашением, при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», утвержден приказом Минфина России от 25.12.2019 № 255н (далее - Порядок).

Согласно п. 2 Порядка получатель целевых средств ведет раздельный учет доходов, расходов, активов (в том числе денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, дебиторской задолженности) и обязательств (кредиторская задолженность), а также иных объектов учета по каждому контракту по выполнению государственного оборонного заказа, в соответствии с учетной политикой, принятой получателем целевых средств в установленном порядке.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 275-ФЗ лица, виновные в нарушении норм указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, несут, в том числе, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ установлена административная ответственности за неисполнение исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлено, что между АО «Российские космические системы» и ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» в лице Дальневосточного филиала (далее также - ФГУП «ВНИИФТРИ», Предприятие) в целях исполнения государственного контракта от 30.10.2017 № 754-С018А/17/185 заключен договор на метрологическое обслуживание средств измерений от 28.02.2020 № 477023 88027170001040/44/П1/2020/310-3351/20 (далее -договор). В связи с этим Предприятие также является исполнителем государственного оборонного заказа.

Пунктами 2.1, 3.2, 3.6 договора предусмотрено, что работы реализуются ФГУП «ВНИИФТРИ» в рамках государственного контракта на выполнение государственного оборонного заказа, денежные средства перечисляются на лицевой счет Предприятия, открытый в территориальном органе Федерального казначейства. Финансирование договора осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с условиями договора АО «Российские космические системы» 07.09.2020 на лицевой счет ФГУП «ВНИИФТРИ», открытый в УФК по Хабаровскому краю, произведена денежная выплата за исполненные работы в размере 391 200 руб., что подтверждается выпиской от 09.09.2020 из лицевого счета № 41226Г17360.

Согласно п. 35 Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2020 год, утвержденного приказом генерального директора ФГУП «ВНИИФТРИ» от 31.12.2019 № 577, распространяющего свое действие, в том числе на Филиал, предусмотрено, что на предприятии ведется раздельный учет фактических затрат на счете 20 «Основное производство» в разрезе подразделений, тем и статей затрат. Темы открываются по заказам на исполнение государственных контрактов (контрактов, договоров, гарантийных писем), в том числе выполняемых в рамках государственного заказа. Прямые затраты включаются непосредственно в себестоимость товаров (работ, услуг). Накладные расходы включаются в себестоимость пропорционально заработной плате основного производственного персонала в порядке, приведенном в приложении № 9.

Вместе с тем Предприятием не исполнена обязанность по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору, что также следует из ответа и.о. директора Дальневосточного филиала Предприятия от 24.03.2021 № 01-8/235 и пояснений главного бухгалтера Дальневосточного филиала Института от 19.05.2021 № 03-21/413-1, чем нарушены нормы п. 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 275-ФЗ.

Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что предприятием не были пред­приняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требований законода­тельства, при этом какие-либо неустранимые препятствия для их надлежащего ис­полнения отсутствовали. При должной степени заботливости и осмотрительности у общества имелась возможность соблюдения установленных требований законода­тельства, следовательно, вышеуказанное административное правонарушение про­изошло по вине предприятия.

Факт административного правонарушение нашел подтверждение по материалам дела и не отрицается Обществом.

Таким образом, административный орган правомерно установил в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части 2 указанной нормы, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исключительных обстоятельств совершения правонарушения суд не усматривает.

Таким образом, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, суд считает, что оснований, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ для квалификации правонарушения как малозначительного не имеется.

Доказательств принятия исчерпывающего перечня мер к недопущению нарушения суду не представлено.

Нарушений порядка, сроков привлечения к административной ответственности, смягчающих либо отягчающих вину обстоятельств по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Расчет штрафа соответствует требованиям КоАП РФ и назначен в минимальной границе санкции частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ и составил 300.000 руб.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Уставом ФГУП «ВНИИФТРИ» является коммерческой организацией, субъектом малого либо среднего предпринимательства не является.

При изложенных обстоятельствах суд лишен возможности проведения замены административного наказания на предупреждение.

Между тем, суд полагает возможным исходя из фактических обстоятельств дела, применить в рассматриваемом положение о снижении наказания ниже низшего предела.

В силу пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При принятии решения о снижении штрафа суд принимает во внимание, факты, свидетельствующие о тяжелом финансовом положении предприятия, судом учтены доводы о наличии смягчающих вину обстоятельств в вине устранения нарушения, а также суд учел сведения о том, что, в связи со сло­жившейся ситуацией и ограничениями из-за коронавирусной инфекции юридические лица, терпят убытки, что значительно сказывается на объемах выручки и прибыли.

С учетом изложенного суд полагает возможным изменить примененную меру ответственности, снизив размер административного штрафа до 150.000 руб.

При изложенных обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит изменению в указанной части.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 27.07.2021 №155 о наложении штрафа по делу №027/04/15.37-772/2021 об административном правонарушении, вынесенное в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» изменить, снизив размер административного штрафа ниже низшего предела до 150.000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Зверева А. В.