ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-1426/14 от 03.04.2014 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-1426/2014

07 апреля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 03.04.2014. В полном объеме решение изготовлено 07.04.2014.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Чаковой Т. И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Варфоламеевым Е. А., помощником судьи Никулиным Д. А.

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

о признании незаконными решения от 29.01.2014 по делу № 4/05-7 и предписания от 29.01.2014

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности б/н от 07.02.2014;

от Хабаровского УФАС России: ФИО3 по доверенности от 09.01.2014 № 5/4.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 31.03.2014 до 03.04.2014.

Сущность спора: индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее — заявитель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее — антимонопольный орган) от 29.01.2014 по делу № 4/05-7 и предписания от 29.01.2014, которыми рекламы, распространяемые предпринимателем в журнале «Свадебный Хабаровск» № 4 (36) за октябрь-декабрь 2013 г., признаны ненадлежащими, и ему предписано прекратить нарушение законодательства о рекламе (распространение рекламы алкогольной продукции с нарушением требований п. 1 ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О рекламе»).

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя требования поддержал.

Представитель антимонопольного органа с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, заслушав стороны, исследовав представленные документы,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявил в журнале «Свадебный Хабаровск» рекламу алкогольной продукции. Поскольку рекламные статьи, распространенные в журнале, рассматриваются в совокупности с учетом полного анализа содержания текста и образа рекламы, следовательно реклама алкогольной продукции не должна в силу пункта 1 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе» не должна размещаться в периодических печатных изданиях, в связи с чем антимонопольным органом вынесено предписание от 29.01.2014 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Предприниматель, считая, что спорные рекламные конструкции не являются рекламой алкогольной продукции, обратился в суд с настоящими требованиями.

При рассмотрении журнала «Свадебный Хабаровск» № 4 за октябрь-декабрь 2013 г. в рекламе «Свадебного дома Беатриче» установлено, что на фото изображены жених и невеста с бокалами в руках на фоне бутылок с шампанским и свечей, чокаются бокалами.

Рекламная конструкция по её смыслу отражает демонстрацию процесса потребления алкогольной продукции.

В рекламной конструкции ресторана «Гвардейский погребок» изображен интерьер ресторана — накрытые столы — на первом плане поставлены бутылки со спиртным.

В рекламной конструкции кафе «Авеню» демонстрируется интерьер кафе, при этом на столах стоят бутылки со спиртным.

В рекламной конструкции ресторана «Корея Хаус», также кроме интерьера ресторана, изображены сервированные столы и бутылки с алкоголем.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»:

реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Как указано в части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» содержит требование, в соответствии с которым в рекламе не допускается демонстрация процесса потребления алкогольной продукции и предъявляет общие требования к любой рекламе, в том числе, когда объектом рекламирования не являются сами алкогольные напитки.

Судом не принимается довод заявителя о том, что объектом рекламирования алкогольная продукция не является — рекламируется интерьер ресторанов и кафе. На расставленных на столах бутылках наименование продукции не читается, сам факт распития спиртных напитков не происходит.

Дав оценку рекламным конструкциям, в частности — «Свадебный дом Беатриче», учитывая, что действие происходит за празднично сервированным столом, в руках изображенных находятся наполненные бокалы «Флюте» (высокий тонкий бокал на длинной ножке, применяющийся для шампанского и игристых вин), изображенные на фото чокаются, суд приходит к выводу о том, что в рекламной конструкции имеется факт демонстрации процесса потребления алкогольной продукции.

Отсутствие непосредственного потребления (пития) алкогольного напитка не имеет правового значения и не влияет на содержание рекламной конструкции, поскольку в законе не говорится о запрете демонстрации только непосредственного пития алкоголя, как конкретной стадии потребления (проглатывания).

Согласно Толковому словарю русского языка, под редакцией ФИО4 и ФИО5, процесс — ход, развитие какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; потребление — пользование для удовлетворения потребностей, расходовать; чоканье — прикасание свое рюмкой (бокалом) к рюмке (бокалу) другого в знак приветствия, поздравления.

С учетом изложенного суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что алкогольная продукция не является объектом рекламирования, так как демонстрация бокалов с содержимым направлена на фактическое его употребление.

Не принимается и довод о том, что неизвестно что налито в бокалы в руках и что за бутылки на столах.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Свадебное застолье всегда ассоциируется с шампанским и другими видами алкогольной продукции, доказательств обратного не представлено.

В силу п. 16 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 37 от 25.12.1998 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что исполнение предписания препятствует осуществлению предпринимательской деятельности, так как согласно предписания — предписано прекратить нарушение законодательства только в части распространения рекламы алкогольной продукции.

В соответствии со ст. 198 АПК российской федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при обязательном соблюдении двух условий- несоответствие его закону и иному нормативно правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным решения от 29.01.2014 по делу 4/05-7 и предписания от 29.01.2014 года Управления федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Т. И. Чакова