ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-14383/14 от 22.12.2014 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-14383/2014

22 декабря 2014 года

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе: судьи  Барилко М.А.,

рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края

к федеральному бюджетному учреждению «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей»

о   взыскании штрафов в сумме 39 156,53 руб.

Предмет спора:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (далее – Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к федеральному бюджетному учреждению «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» (далее  - ФБУ «Администрация Амурводпуть», учреждение) о штрафов в сумме 39 156,53 руб.

Определением суда от 30.10.2014 стороны уведомлены о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства и считаются извещенными надлежащим образом.

В силу части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов, в соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В представленном отзыве учреждение просило суд уменьшить взыскиваемые штрафы до минимального размера в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств, а также просило взыскать государственную пошлину в сумме 2 000 руб. с заявителя.   

Рассмотрев материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л :

на основании решения от 03.04.2014 № 113 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края была проведена выездная проверка федерального бюджетного учреждения «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, своевременности, достоверности и полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.

Выводы проверки были зафиксированы в акте от 30.05.2014 № 128, по результатам рассмотрения которого 25.06.2014 заместителем руководителя Пенсионного фонда было принято решение № 76 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Указанным решением федеральное бюджетное учреждение «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» было привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47  Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в виде взыскания штрафов в общей сумме 39 156,53 руб.

Кроме того, решением от 25.06.2014 № 76 учреждению были начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в общей сумме 29 222,99 руб., а также было предложено уплатить доначисленную недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в общей сумме 19 091,73 руб.

Требованием от 28.07.2014 № 118 ФБУ «Администрация Амурводпуть» было предложено в срок до 15.08.2014 уплатить задолженность по страховым взносам, пени, штрафы в общей сумме 58 421,51 руб. в добровольном порядке.

Поскольку в установленный срок требование в части уплаты штрафов в сумме 39 156,53 руб. учреждением не было исполнено, Пенсионный фонд обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Проанализировав представленные доказательства, суд признал заявление  подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

федеральное бюджетное учреждение «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» является плательщиком страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 18 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В силу части 1 статьи 15 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В соответствии с частью 3 статьи 15 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Частью 4 статьи 15 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

Согласно части 5 статьи 15 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В соответствии с частью 2 статьи 10 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Как следует из материалов дела, при проведении выездной проверки федерального бюджетного учреждения «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» Пенсионный фонд пришел к выводу о занижении учреждением базы для начисления страховых взносов за 2012-2013 в общей сумме 802 531,14 руб., в том числе за 2012 – в сумме 700 688,69 руб., за 2013 – в сумме 101 842,45 руб. в связи с невключением в базу выплат в виде надбавок за классность, доплаты за совмещение, оплаты отгулов, премий за образцовое выполнение мероприятий, работы за недостающего, доплаты районного коэффициента, среднего заработка за дни донора.

В соответствии с частью 1 статьи 7 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно части 1 статьи 8 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Невключение учреждением в 2012-2013 в базу для начисления страховых взносов выплат в виде надбавок за классность, доплаты за совмещение, оплаты отгулов, премий за образцовое выполнение мероприятий, работы за недостающего, доплаты районного коэффициента, среднего заработка за дни донора подтверждается представленными в материалы дела карточками индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2012-2013, расчетными ведомостями ФБУ «Администрация Амурводпуть», Расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд  Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2012-2013 и учреждением в представленном отзыве не оспаривалось и не опровергалось. 

Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Принимая во внимание вышеизложенное, при проведении выездной проверки Пенсионный фонд пришел к обоснованному выводу о неправомерном неисчислении учреждением за 2012-2013 страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в общей сумме 195 782,64 руб., в том числе в сумме 168 183,35 руб. - за 2012, в сумме 27 599,29 руб. - за 2013.

В соответствии с частью 1 статьи 47 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, решением от 25.06.2014 № 76 Пенсионный фонд правомерно привлек ФБУ «Администрация Амурводпуть» к ответственности по части 1 статьи 47  ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в виде взыскания штрафов в общей сумме 39 156,53 руб. (195 782,64 руб. х 20%).

На день рассмотрения дела в суде штрафы в сумме 39 156,53 руб. учреждением не уплачены, в связи с чем, подлежат взысканию с ФБУ «Администрация Амурводпуть».

Вместе с тем, частью 6 статьи 39 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения указаны в статье 44 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 44 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ  обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Согласно части 4 статьи 44 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Из содержания положений статьи 44 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ следует, что приведенный в данной норме перечень смягчающих ответственность обстоятельств не является исчерпывающим.

При этом установление смягчающих ответственность обстоятельств - не только право, но и обязанность суда или иного органа, рассматривающего дело о привлечении лица к ответственности за совершенное правонарушение.

Меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.12.2009 № 11019/09 также разъяснил, что санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое установлена ответственность.

При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

Как установлено судом, решение Пенсионного фонда от 25.06.2014 № 76 принято без учета обстоятельств, смягчающих ответственность ФБУ «Администрация Амурводпуть» за совершенное правонарушение, что не отвечает положениям статей 39, 44 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

При  взыскании штрафов суд принимает во внимание приведенные в отзыве доводы учреждения о том, что ранее к ответственности ФБУ «Администрация Амурводпуть» не привлекалось, что Пенсионным фондом в ходе судебного разбирательства не было опровергнуто. 

Также суд учитывает доводы учреждения об отсутствии у него умысла на совершение правонарушения. 

Кроме того, суд принимает во внимание доводы ФБУ «Администрация Амурводпуть» о значительности для него штрафов в общей сумме 39 156,53 руб.

В Постановлении от 15.07.1999 № 11-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что применение санкций не должно ставить плательщиков в необоснованно тяжелое материальное положение, влечь прекращение ими предпринимательской деятельности, а также иным образом сверх необходимости ущемлять их права и законные интересы.

Наряду с этим, суд учитывает, что ФБУ «Администрация Амурводпуть» является учреждением, деятельность которого финансируется из бюджета.

Названные обстоятельства суд расценивает как смягчающие ответственность учреждения обстоятельства, в связи с чем, считает возможным снизить штраф по части 1 статьи 47 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ до 2 000 руб.

В связи с уменьшением штрафов до 2 000 руб., заявление Пенсионного фонда подлежит частичному удовлетворению.

Согласно частью 12 статьи 18 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ взыскание штрафов по страховым взносам в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.

Досудебный порядок истребования штрафов Пенсионным фондом соблюден.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учреждения в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 102,15 руб. за рассмотрение дела в суде. 

Ходатайство учреждения о взыскании с Пенсионного фонда государственной пошлины в сумме 2 000 руб. удовлетворению не подлежит как не основанное на нормах Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Кроме того, в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. 

Руководствуясь статьями 167, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

заявление удовлетворить частично.

Взыскать с федерального бюджетного учреждения «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» (680020, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации штрафы в сумме 2 000 руб. и в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 102 руб. 15 коп.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                   М.А. Барилко