ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-1438/11 от 05.04.2011 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Хабаровск Дело №А73-1438/2011

«05» апреля 2011 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панасенко В.С.,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Туристическая фирма «ПЯТЬ ЗВЕЗД» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании представителей:

от административного органа – ФИО1, действующего на основании доверенности от 11.01.2011 № 2/6;

от лица, привлекаемого к ответственности – ФИО2, действующей по доверенности от 11.01.2011 № 2-1,

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялись перерывы с 29.03.2011 по 04.04.2011, с 04.04.2011 по 05.04.2011.

Сущность дела: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в арбитражный суд с требованием привлечь общество с ограниченной ответственностью Туристическая фирма «ПЯТЬ ЗВЕЗД» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В заседании суда представитель административного органа настаивал на заявленном требовании по основаниям, указанным в заявлении, дал пояснения по существу вменяемого правонарушения.

Представитель общества с требованием заявителя не согласился, позицию изложил согласно отзыву на заявление.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Туристическая фирма «ПЯТЬ ЗВЕЗД» (далее – ООО Туристическая фирма «Пять звезд», Общество) зарегистрировано Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1042700222839, ИНН <***> и на основании лицензии от 26.02.2010 №АСС-27-024860, со сроком действия до 26.02.2015, выданной Дальневосточным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

В ходе проведенной должностными лицами Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора проверки автобусов на МАПП «Покровка» с 30.12.2010 по 31.01.2011 установлено, что ООО «Туристическая фирма «ПЯТЬ ЗВЕЗД» допустило нарушение лицензионных требований (условий), а именно: в нарушение подпункта «б» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», пункта 8.7.1 Отраслевых дорожных норм ОДН 218.010-98 «Автомобильные дороги общего пользования. Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ», пункта 4.14 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», пункта 4.11.3 Ведомственных строительных норм ВСН 50-87 «Инструкция по ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов», пункта 2.3.3.3 «Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте», осуществляло перевозку пассажиров по ледовой переправе через государственную границу РФ, в то время как перевозка пассажиров автобусами через ледовые переправы запрещена.

По выявленным фактам нарушений составлено 42 акта: № 13П от 30.12.2010, №14П от 30.12.2010, № 16П от 30.12.2010, № 03П от 03.01.2011, № 05П от 04.01.2011, № 19П от 05.01.2011, № 18П от 05.01.2011, № 22П от 05.01.2011, № 25П от 05.01.2011, № 24П от 05.01.2011, № 28П от 05.01.2011, № 34П от 10.01.2011, № 31П от 10.01.2011, № 36П от 11.01.2011, № 41П от 11.01.2011, № 43П от 11.01.2011, № 53П от 12.01.2011, № 49П от 12.01.2011, № 61П от 14.01.2011, № 64П от 14.01.2011, № 73П от 15.01.2011, № 80П от 17.01.2011, № 93П от 18.01.2011, № 94П от 18.01.2011, № 104П от 19.01.2011, № 114П от 20.01.2011, № 117П от 21.01.2011, № 119П от 21.01.2011, № 127П от 22.01.2011, № 136П от 24.01.2011, № 149П от 25.01.2011, № 151П от 25.01.2011, № 153П от 26.01.2011, № 155П от 26.01.2011, № 163П от 27.01.2011, № 171П от 28.01.2011, № 175П от 28.01.2011, № 179П от 28.01.2011, № 183П от 29.01.2011, № 194П от 31.01.2011, № 197П от 31.01.2011, № 193П от 31.01.2011.

В частности, 17.01.2011 (акт № 80П) в 12 часов 43 минуты на МАПП «Покровка» водитель ФИО3 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 22 человек по ледовой переправе, наплавному (понтонному) мосту через государственную границу РФ (АПП «Покровка») автобусом марки DAEWOOBM090, государственный регистрационный номер <***>, по путевому листу № 12 от 15.01.2011, выданному предприятием ООО «Туристическая фирма «Пять звезд»;

29.01.2011 (акт № 183П) в 12 часов 00 минут на МАПП «Покровка» водитель ФИО3 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 22 человек по ледовой переправе, наплавному (понтонному) мосту через государственную границу РФ (АПП «Покровка») автобусом марки DAEWOOBM090, государственный регистрационный номер <***>, по путевому листу № 22 от 28.01.2011, выданному предприятием ООО «Туристическая фирма «Пять звезд»;

31.01.2011 (акт № 193П) в 12 часов 00 минут на МАПП «Покровка» водитель ФИО4 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 25 человек по ледовой переправе, наплавному (понтонному) мосту через государственную границу РФ (АПП «Покровка») автобусом марки ПАЗ-4234, государственный регистрационный номер <***>, по путевому листу № 126 от 29.01.2011, выданному предприятием ООО «Туристическая фирма «Пять звезд»;

31.01.2011 (акт № 194П) в 12 часов 30 минут на МАПП «Покровка» водитель ФИО5 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 24 человек по ледовой переправе, наплавному (понтонному) мосту через государственную границу РФ (АПП «Покровка») автобусом марки ASIA COSMOS FM 818, государственный регистрационный номер А 800 HEЕ 27, по путевому листу № 24 от 29.01.2011, выданному предприятием ООО «Туристическая фирма «Пять звезд»;

31.01.2011 (акт № 197П) в 15 часов 12 минут на МАПП «Покровка» водитель ФИО6 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 19 человек по ледовой переправе, наплавному (понтонному) мосту через государственную границу РФ (АПП «Покровка») автобусом марки HYUNDAIHD (COUNTY), государственный регистрационный номер А 724 КЕ27, по путевому листу № 24 от 29.01.2011, выданному предприятием ООО «Туристическая фирма «Пять звезд» и т.д.

Определением от 21.01.2011 № 14 Дальневосточным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора в отношении ООО «Туристическая фирма «Пять звезд» возбуждено дело об административном правонарушении, проведено административное расследование.

10.02.2011 старшим государственным инспектором Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора ФИО7, в присутствии законного представителя Общества – директора ФИО8, составлен протокол серии 27 № 003099/27 по факту совершения ООО «Туристическая фирма «ПЯТЬ ЗВЕЗД» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, Управление обратилось в суд с настоящим заявлением.

Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию.

В статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ указано, что условием выдачи лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю лицензии на осуществление конкретного вида деятельности является обязательное соблюдение лицензионных требований, в том числе, положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Подпунктом «б» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 (далее - Положение о лицензировании), предусмотрено, что к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации определены «Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 (далее – Положение).

Пунктом 1.3 данного Положения установлено, что его требования обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами.

В силу пункта 4.14 Положения перевозка пассажиров автобусами через ледовые переправы запрещена.

Согласно определению, данному в пункте 1.3. Отраслевых дорожных норм ОДН 218.010-98 «Автомобильные дороги общего пользования. Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ», принятых приказом Федеральной дорожной службы РФ от 26 августа 1998 г. № 228 (далее – Отраслевые дорожные нормы ОДН 218.010-98), ледовые переправы - это переправы, проложенные по ледяному покрову рек и озер. Эти переправы могут быть частью временных зимних автодорог (автозимников), временно заменять недействующий мост или в зимний период паромную переправу постоянной автодороги.

Согласно пункту 8.7.1. Отраслевых дорожных норм ОДН 218.010-98, запрещается проезд по переправе рейсовых автобусов с пассажирами и автомобилей, перевозящих группы людей. Пассажиры должны быть высажены перед въездом на переправу.

Согласно основным терминам и понятиям, данным в пункте 1.4. Ведомственных строительных норм ВСН 50-87 «Инструкция по ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов», утвержденных Минавтодором РСФСР 01.10.1987 г., со сроком введения 01.04.1989 г. (далее - Ведомственные строительные нормы ВСН 50-87):

переправа (паромная переправа и (или) наплавной мост) - пересечение автомобильной дорогой водотока с использованием для пропуска транспорта парома или наплавного моста;

наплавной мост - переправа, в которой проезд автомобилей осуществляется по мосту на плавучих опорах или по установленным в ленту плавсредствам.

В силу пункта 4.11.3. Ведомственных строительных норм ВСН 50-87 проезд по мосту рейсовых автобусов, а также автобусов и автомобилей, перевозящих группы людей, запрещен. Пассажиры должны быть высажены перед въездом на мост.

Пунктом 2.3.3 «Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте», утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.05.2003 г. № 28, установлены правила движения по ледовым дорогам, в условиях бездорожья, переправам через водоемы.

Согласно пункту 2.3.3.1. вышеуказанных Правил, организация движения по ледовым переправам и зимним автомобильным дорогам (автозимникам) осуществляется в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.

Пунктом 2.3.3.3. Правил, установлен запрет на проезд по переправе рейсовых автобусов с пассажирами и автомобилей, перевозящих людей. Пассажиры должны быть высажены перед въездом на переправу.

Как установлено административным органом в ходе проверки и следует из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью Туристическая фирма «Пять звезд» допущены нарушения нормативных правовых актов, устанавливающих требования в области организации и осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, что свидетельствует о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Факт административного правонарушения и вина ООО «Туристическая фирма «Пять звезд» установлены судом и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении № 003099/27 от 10.02.2011, актами проверок с 30.12.2010 по 31.01.2011, объяснениями водителей, путевыми листами от 29.02-31.01.2011 № 23, от 27-28.01.2011 №21, от 27-31.01.2011 № 24, от 28-29.01.2011 № 22, от 29.01.2011 № 126, от 27.01.2011 № 125, от 25-26.01.2011 № 19, от 24.01.2011 № 13, от 22.01.2011, от 15-17.01.2011 № 12, от 13-14.01.2011, от 03.01.2011 № 2, от 03.01.2011 № 114, от 05.01.2011 № 279, от 05.01.2011 № 182, от 10.01.2011 № 117, от 10.01.2011 № 117, от 10-11.01.2011 № 7, от 10-11.01.2011 № 6, от 11-12.01.2011 № 8, от 11.01.2011 № 118, от 27-13.01.2011 № 119, от 14-15.01.2011 № 11, от 20-21.01.2011 № 15, от 20.01.2011 № 122, от 18-19.01.2011 № 14, от 17-18.01.2011 № 13, от 17.01.2011 № 11, списками пассажиров, лицензией №АСС-27-024860 от 26.02.2010, а так же пояснениями участников процесса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Общества заключается в бездействии и выражается в непринятии всех возможным мер по соблюдению обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности организации обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия. Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных нормоположений в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Довод Общества о том, что перевозка пассажиров осуществлялась не по ледовой переправе, а по наплавному мосту противоречит материалам дела, в частности протоколу об административном правонарушении от 10.02.2011 №003099, распоряжению Правительства Хабаровского края от 14.12.2010 № 763-рп «О функционировании в зимний период 2010-2011 годов искусственного дорожного сооружения (ледовой переправы, усиленной металлическими понтонными конструкциями) через реку Уссури в с. Покровка Бикинского района Хабаровского края». Более того, исходя из самого понятия «наплавной мост» (пункт 1.4. Ведомственных строительных норм ВСН 50-87), эксплуатация данной конструкции в зимнее время года не предусмотрена. Кроме того, данный довод в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку действующее законодательство предусматривает запрет по перевозке пассажиров, как по ледовой переправе, так и по наплавному мосту.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность правонарушителя, судом по материалам дела не установлено.

Оценив установленные по делу обстоятельства, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным применить к правонарушителю наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ – 30000 рублей. При этом, учитывая, что допущенное обществом правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, суд не усматривает оснований для назначения юридическому лицу наказания в виде предупреждения.

Также, фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН <***> КПП 272401001 ОКАТО 08401000000, счет №40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611690040040000140 – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск».

Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 4.1, частью 3 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 202-206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Общество с ограниченной ответственностью Туристическая фирма «ПЯТЬ ЗВЕЗД», зарегистрированное Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району города Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1042700222839, ИНН <***>, расположенное по адресу: 680003, <...>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей в доход бюджета города Хабаровска.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак