ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-14398/20 от 18.05.2021 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-14398/2020

24 мая 2021 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 18 мая 2021 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Медведевой О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сербиной А.В.

рассмотрел в заседании суда дело по исковому заявлению Товарищества собственников жилья «Родник» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 680007, <...>)

к Федеральному государственному унитарному предприятию «Главное военно-строительное управление № 6» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 680000, <...>, г.Москва, а/я 72)

о взыскании 1 139 010 руб. 94 коп. задолженности, пени

при участии:

от истца: ФИО1, доверенность от 26.01.2021

Товарищество собственников жилья «Родник» (далее – ТСЖ «Родник») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Главное военно-строительное управление № 6» (далее – ФГКУ «ГВСУ № 6») о взыскании задолженности за период с апреля 2017 по март 2020 года включительно за содержание и текущий ремонт, коммунальные услуги, используемые для обслуживания общего имущества дома, в размере 564 027,40 руб., по взносам на капитальный ремонт многоквартирных домов в размере 26 687 руб. 39 коп., отношении жилых помещений (квартир) №№ 1, 4, 41, 44, 84, 160, принадлежащих ответчику на праве хозяйственного ведения, расположенных по адресу: <...>; пени за период с 11.05.2017 по 05.04.2020, с 02.01.2021 по 17.03.2021 в размере 96 462,19 руб. (согласно принятому судом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнению исковых требований).

Истец в судебном заседании на требованиях настаивает, обосновывая их ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате услуг по содержанию, ремонту общего имущества дома, коммунальных услуг, используемых для обслуживания общего имущества, взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в котором расположены принадлежащие ему на праве собственности жилые помещения.

Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку представителя не обеспечил. В отзыве и пояснениях представителя иск не признал, указав, что отсутствие оплаты со стороны ответчика не отрицает. В возражениях ссылается на передачу спорных помещений своим работникам на основании договоров найма служебного помещения, которые в силу закона обязаны нести бремя содержания имущества в период проживания в жилом помещении. Проживающие в спорных квартирах граждане оплачивали счета, которые выставлялись ТСЖ «Родник», имеются справки об отсутствии задолженности за заявленный в иске период.

Спор рассмотрен судом в отсутствие ответчика на основании статьи 156 АПК РФ.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Согласно выпискам из ЕГРН от 26.08.2020, жилые помещения (квартиры) №1 площадью 69,6кв.м, №4 площадью 69,7кв.м, №41 площадью 69,3кв.м, №44 площадью 69,6кв.м, №84 площадью 70кв.м, №160 площадью 69,7кв.м, расположенные на 1-м этаже в многоквартирном жилом доме по адресу <...>, в заявленный в иске период являлись собственностью Российской Федерации, переданы в хозяйственное ведение ФГУП «ГВСУ № 6» в апреле 2021 года.

В последующем, на квартиры №84 и №160 зарегистрировано право собственности ФИО2 (дата государственной регистрации права 13.02.2020) и ФИО3 (дата государственной регистрации права 14.01.2020) соответственно.

Функции управления в многоквартирном доме, в котором расположено спорное помещение, осуществляет ТСЖ «Родник» на основании протокола №1 от 30.05.2006 общего собрания домовладельцев жилого дома.

Многоквартирный дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества Постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2013 №4790-пр «Об утверждении программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 годы, а также с учетом дополнений Постановлений Правительства Хабаровского края от 30.12.2015 №493-пр, от 26.05.2014 №166-пр. Указанное постановление официально опубликовано 31.12.2013.

В соответствии с частью 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот МКД.

Таким образом, обязанность ответчика по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД возникла с момента приобретения права хозяйственного ведения на помещения в доме – апрель 2012 года.

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> от 10.04.2014, собственниками принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества МКД - на специальном счете ТСЖ «Родник».

Распоряжениями ТУ Росимущества в Хабаровском крае №882 от 28.07.2010, №58 от 06.03.2013, №175 от 05.07.2013 спорные жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении ФГУП «ГВСУ № 6», включены в специализированный жилищный фонд, с отнесением их к служебным жилым помещениям.

ТСЖ «Родник» выставлялись квитанции в целях внесения ответчиком платы за содержание и текущий ремонт, коммунальные услуги, используемые для обслуживания общего имущества дома, а также взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД по указанным жилым помещениям.

Удовлетворяя исковые требования в части, арбитражный суд руководствуется следующим.

В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1 статьи 299 ГК РФ).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в абзаце втором пункта 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.Статьей 249 ГК РФ определено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В части 1 статьи 36 ЖК РФ указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.

Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения этого дома, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).

Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена также пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ.

Из материалов дела судом установлено, что ответчику на праве хозяйственного ведения с апреля 2012 года принадлежат жилые помещения (квартиры) №1 площадью 69,6кв.м, №4 площадью 69,7кв.м, №41 площадью 69,3кв.м, №44 площадью 69,6кв.м, №84 площадью 70кв.м, №160 площадью 69,7кв.м, расположенные на 1-м этаже в многоквартирном жилом доме по адресу <...>, в связи с чем на нем в силу требований ЖК РФ лежит обязанность нести расходы по содержанию общего имущества, используемых для содержания общего имущества коммунальных расходов, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество, а также расходы по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома.

С 01.01.2017 в размер платы за содержание жилого помещения включаются расходы на холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании общего имущества в МКД, из расчета нормативов потребления коммунальных услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения на общедомовые нужды, утвержденных Постановлением Правительства Хабаровского края от 09.06.2015г № 130-пр, Постановлением Правительства Хабаровского края от 19.06.2015г № 141-пр по состоянию на 1 ноября 2016 года, и тарифов на холодную воду, горячую воду (холодную воду, теплоноситель и тепловую энергию, используемые в целях горячего водоснабжения), электрическую энергию, действующих в 2017 году.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N4910/10 изложены обязательные для арбитражных судов разъяснения, согласно которым при наличии тарифов на оплату услуг управляющей организации и коммунальных ресурсов, данных о площади многоквартирного дома и площади помещений, находящихся во владении конкретного собственника, управляющая организация не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества.

Ответчиком возражений в отношении объема коммунальных услуг, тарифов и иных составляющих расчета не заявлено. Кроме того, в соответствии с правовой позицией, отраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 №4910/10, в силу характера спорных правоотношений исполнитель услуг не должен доказывать размер фактических расходов, возникших в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещении.

В соответствии со статьей 154 ЖК РФ, взнос на капитальный ремонт входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а в соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ, обязателен для оплаты всеми собственниками помещений в МКД. Оплаченные собственниками помещений в МКД взносы образуют фонд капитального ремонта за счет средств которого финансируются работы и услуги по капитальному ремонту в МКД перечисленные в статье 166 ЖК РФ.

В соответствии со статьей 166 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в МКД финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, который на основании части 1 статьи 170 ЖК РФ формируется за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в МКД.

Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ, собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 ЖК РФ, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в МКД, в большем размере.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенных на территории Хабаровского края, на 2017 год установлен Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.05.2016 №165-пр, на 2018 год – постановлением Правительства Хабаровского края от 17.05.2017 №192-пр; на 2019 год – постановлением Правительства Хабаровского края от 13.06.2018 №214-пр., на 2020 год - Постановлением Правительства Хабаровского края от 19.06.2019 №243-пр

Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ и статьи 6 Закона Хабаровского края от 24.07.2013 №296, собственники помещений в многоквартирном доме должны принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта (на специальном счете или на счете регионального оператора) в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной нормативно-правовым актом субъекта РФ региональной программы, в которую включен МКД.

Собственники помещений в МКД по адресу: <...>, реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта, определив его формирование на специальном счете ТСЖ «Родник». Учитывая изложенное, суд считает установленным наличие у истца права требовать оплаты взносов на капитальный ремонт МКД.

Оплата содержания, услуг по текущему ремонту общего имущества МКД, коммунальных услуг, используемых для обслуживания общего имущества дома, взносов на капитальный ремонт дома за спорный период не произведена, в результате чего у ответчика образовалась задолженность.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 153 ЖК РФ наниматели жилого помещения по договору социального найма и по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения таких договоров обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 154 ЖК РФ).

Согласно части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Таким образом, жилищное законодательство Российской Федерации устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации.

Органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (наймодатели) несут соответствующие расходы только в отношении незаселенных в соответствии с действующим законодательством жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Ответчиком в материалы дела представлены договоры найма служебных помещений (далее – договоры найма).

В силу пункта 3 статьи 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

К пользованию служебными жилыми помещениями по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2-4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 ЖК РФ, если иное не установлено другими федеральными законами.

Согласно пункту 2, подпункту 10 пункта 7 договоров найма, жилое помещение предоставляется на время работы на предприятии. После расторжения трудового договора (контракта) или после увольнения с предприятия жилое помещение должно быть освобождено до последнего рабочего дня.

Одновременно, пунктом 5 договоров найма определен срок, на который заключается договор с указанием конкретной даты по истечении календарного года с даты его заключения.

Из пояснений представителя ответчика следует, что фактически договоры найма заключались с работниками после их принятия на работы и, при их согласии, перезаключались на следующий календарный год на тех же условиях.

Истец в уточненном расчете исковых требований исключил из заявленных требований только начисления по периодам, когда имелся заключенный с нанимателем договор найма, до окончания указанного в договоре срока его действия. Данная позиция истца признана судом необоснованной, учитывая положения статьи 104 ЖК РФ, условия договоров найма о предоставлении жилого помещения на период работы на предприятии, о расторжении договора и возврате помещения при расторжении трудового договора (контракта), а также наличие в материалах дела договоров найма за различные периоды с одним и тем же лицом, подтверждающих его проживание в течение всего периода работы на предприятии. В связи с чем, суд признает нанимателями, которые должны нести бремя содержания имущества, лиц, которым первоначально предоставлено жилое помещение по договору найма служебного жилого помещения до даты увольнения нанимателя (расторжения с ним трудового договора) в соответствии с условиями договоров найма.

Расчет платы за содержание, текущий ремонт общего имущества дома, взносов на капитальный ремонт, коммунальные услуги произведен истцом в соответствии с утвержденными собранием собственников помещений в МКД тарифами, постановлениями Правительства Хабаровского края, выставленными ресурсоснабжающими организациями счетами, а также, исходя из площади жилых помещений. Возражения по расчету в этой части ответчиком не заявлены.

С учетом изложенного, заявленного в иске периода, исходя из представленных договоров найма, судом установлено следующее:

- в квартире №1 с 16.12.2013 до 09.12.2019 (дата увольнения) проживал ФИО4 (комнаты 13,2кв.м, 17.2кв.м), и с 02.10.2015 по настоящее время проживает, является работником ФГУП «ГВСУ № 6» ФИО5 (комната 13,1кв.м).

В связи с чем, в заявленный в иске период с апреля по декабрь 2017, с января по апрель 2018, с января по февраль 2019 года данное жилое помещение не являлось пустующим, в нем проживали наниматели, которые должны нести бремя содержания жилого помещения соразмерно доли занимаемой ими площади в квартире. Предъявление истцом данных требований к ответчику является неправомерным. В удовлетворении иска в части требований о взыскании задолженности по квартире №1 за указанный период по коммунальным платежам в размере 123 007,63 руб., по взносам на капитальный ремонт в размере 7 911,44 руб. судом отказано на основании приведенных норм права.

Доводы ответчика относительно фактического проживания ФИО4 после его увольнения 09.12.2019, что подтверждено судебным актом, судом не оцениваются, поскольку относятся к периоду, не заявленному в настоящем иске.

- в квартире №4 с 01.02.2018 по 31.12.2018 (дата увольнения и сдачи помещения) проживал ФИО6 Иных договоров найма ответчиком не представлено. В связи с чем, задолженность за содержание, текущий ремонт, коммунальные услуги за заявленный в иске период январь 2018, февраль-декабрь 2019, январь-март 2020 года в сумме 109 270,85 руб., по взносам на капитальный ремонт в размере 8 165,35 руб. подлежит взысканию с ответчика, при отсутствии доказательств оплаты с его стороны.

- в квартире №41 в период с 16.10.2017 по 31.03.2018 проживала ФИО7 (комната 17.3кв.м), с 23.05.2018 по 28.05.2020 проживал ФИО8

Согласно представленной в материалы дела справке ТСЖ «Родник» №19 от 29.05.2020, по квартире №41 по адресу <...>, задолженности по начисленным коммунальным услугам, электроэнергии, капитальный ремонт за период с 15.04.2018 по 28.05.2020 нет.

Учитывая договоры найма, справку ТСЖ «Родник» об отсутствии долга, суд признает обоснованно заявленными требования по квартире №41 о взыскании задолженности за период, когда отсутствовали наниматели помещения, и отсутствуют доказательства оплаты услуг, а именно: май-сентябрь 2017 года в размере 21 234,44 руб. (по коммунальным услугам) и 2 616,10 руб. (по капитальному ремонту), за январь 2018 года в размере 7 907,68 руб. (по коммунальным услугам) и 525,48 руб. (по капитальному ремонту). В удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по коммунальным услугам и капитальному ремонту по данному помещению за период январь-февраль 2019 года следует отказать, поскольку в этот период в помещении проживал наниматель, имеется справка истца об отсутствии долга за данный период.

- в квартире №44 в период с 16.08.2016 по 31.10.2019 (дата увольнения и освобождения помещения согласно справке ТСЖ «Родник») проживала ФИО9

Согласно представленной в материалы дела справке ТСЖ «Родник» №43 от 21.10.2019, по квартире №44 по адресу <...>, задолженности по начисленным коммунальным услугам, электроэнергии, капитальный ремонт по состоянию на 31.10.2019 нет.

Учитывая договоры найма, справку ТСЖ «Родник» об отсутствии долга, суд признает обоснованно заявленными требования по квартире №44 о взыскании задолженности за период, когда отсутствовали наниматели помещения, и отсутствуют доказательства оплаты услуг, а именно: декабрь 2019 года в размере 9 445,72 руб. (по коммунальным услугам) и 540,10 руб. (по капитальному ремонту). В удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по коммунальным услугам и капитальному ремонту по данному помещению за период ноябрь-декабрь 2017, январь-апрель 2018, сентябрь-ноябрь 2019 года следует отказать, поскольку в этот период в помещении проживал наниматель, имеется справка истца об отсутствии долга за данный период.

- в квартире №84 в период с 26.05.2016 по 18.01.2019 проживал ФИО10 Согласно выписке из ЕГРН от 26.08.2020, на данное жилое помещение 13.02.2020 зарегистрировано право собственности ФИО2 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 03.12.2019.

В связи с чем, задолженность за содержание, текущий ремонт, коммунальные услуги за заявленный в иске период февраль-декабрь 2019, январь 2020 года в сумме 69 703,77 руб. подлежит взысканию с ответчика, при отсутствии доказательств оплаты с его стороны.

- в квартире №160 с 16.08.2016 по 31.12.2016 проживал ФИО11 Согласно выписке из ЕГРН от 26.08.2020, на данное жилое помещение 14.01.2020 зарегистрировано право собственности ФИО3 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 03.12.2019.

В связи с чем, задолженность за содержание, текущий ремонт, коммунальные услуги за заявленный в иске период май-декабрь 2018, январь-декабрь 2019 года в сумме 128 387,80 руб. подлежит взысканию с ответчика, при отсутствии доказательств оплаты с его стороны.

В данном случае истцом обоснованно не начислены взносы на капитальный ремонт по помещениям №84, 160, поскольку в силу положений части 3 статьи 158 ЖК РФ о переходе обязательство предыдущего собственника по оплате взносов на капитальный ремонт к новому собственнику помещения.

Доводы ответчика о необоснованности требований по квартирам №№ 84, 160 после даты заключения договоров купли-продажи 03.12.2019 судом отклонены, поскольку обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение, которое, в свою очередь, в силу пункта 2 статьи 223 ГК РФ возникает с момента государственной регистрации права собственности на жилое помещение. В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 №22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

Таким образом, общая сумма задолженности ответчика за содержание, текущий ремонт общего имущества, коммунальные услуги, взносам на капитальный ремонт по указанным жилым помещениям составляет 357 257,19 руб., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании задолженности следует отказать.

Согласно части 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Частью 14 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт. (часть 14.1 статьи 155 ЖК РФ)

Наличие задолженности ответчика в размере 357 257,19 руб. подтверждено материалами дела. Из материалов дела следует, что ответчиком допущена просрочка исполнения обязательства по внесению денежных средств.

С учетом изложенного, исходя из признанной судом обоснованной суммы задолженности, с учетом установленного постановлением Правительства Российской Федерации №424 от 02.04.2020 моратория на начисление неустойки, истцом правомерно начислены пени в размере 48 997,57 руб. за период с 14.06.2017 по 05.04.2020, с 02.01.2021 по 17.03.2021. В удовлетворении остальной части требований о взыскании неустойки судом отказано.

Расходы по государственной пошлине относятся на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в силу статьи 110 АПК РФ. В связи с уменьшением истцом размера исковых требований, 7 646 руб. госпошлины подлежат возврату истцу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 НК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить в части.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление № 6» в пользу Товарищества собственников жилья «Родник» задолженность в размере 357 257 руб. 19 коп., пени за период с 14.06.2017 по 05.04.2020, с 02.01.2021 по 17.03.2021 в размере 48 997 руб. 57 коп., всего 406 254 руб. 76 коп., расходы по государственной пошлине в размере 9 898 руб. 95 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Возвратить Товариществу собственников жилья «Родник» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 7 646 руб., оплаченную по платежному поручению №326 от 02.09.2020.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья О.В. Медведева