АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-14411/2013
31 января 2014 года
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 28.01.2014. В полном объеме решение вынесено 31.01.2014.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Шапошниковой В.А.
С участием секретаря судебного заседания Храмовой В.А., ведущей протокол судебного заседания
Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Большехехцирский»
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 20.11.2013 № 05-008-АС.
В заседании приняли участие:
От заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 29.11.2013 № 27
От административного органа: ФИО2 – представитель по доверенности от 09.01.2014 № 02-31/9, ФИО3 – представитель по доверенности от 13.01.014 № 02-31/49
Суд установил: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Большехехцирский» (далее – ФГБУ «Государственный природный заповедник «Большехехцирский», Учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее – Департамент Росприроднадзора по ДФО, Департамент, административный орган) от 20.11.2013 № 05-008-АС, которым Учреждение привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Департамента в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В ходе рейдового мероприятия, проведенного 04.09.2013 на основании распоряжения Департамента Росприроднадзора по ДФО от 04.09.2013 № 437, должностными лицам Департамента при непосредственном обнаружении выявлены следующие нарушения природоохранного законодательства:
- на лесной дороге, проходящей по правой стороне ключа Соснинский территории ФГБУ «Государственный заповедник «Большехехцирский», 04.09.2013 в 14 часов 30 минут в особо охраняемых лесах лесничества «Большехехцирский» в кварталах № 10, № 251-252 (обхода 16) обнаружены: асфальтированная дорога, ведущая к объекту строительства «Соснинский ручей» некоммерческого партнерства «Администрация г. Хабаровска», свалка мусора объемом около пяти кубических метров строительных отходов в черных пропиленовых мешках, высыпанных с дороги на территорию заповедника; рядом с дорогой к визит-центру заповедника «Соснинский» лежит куча угля (накрытая пологом) и наполовину заполненный бытовыми отходами старый мусоросборный контейнер, закрытый крышкой, с повреждениями по швам, через которые грызуны попадают внутрь.
В рамках административного расследования, возбужденного 06.09.2013 определением № 005-008/2013, старшим государственным инспектором по охране природы в Дальневосточном федеральном округе ФИО3 в присутствии двоих понятых, с участием представителя ФГБУ «Государственный природный заповедник «Большехехцирский» ФИО1, старшего госинспектора ГПЗ «Большехехцирский» Кя Ю.Н. 07.10.2013 произведен осмотр территории лесной дороги в визит-центр «Соснинский», расположенной в лесных кварталах № 10 и № 251-252 «Большехехцирского лесничества», о чем оставлен протокол осмотра от 07.10.2013.
В ходе осмотра установлено, что на грунтовую лесную дорогу лесохозяйственного назначения протяженностью 1084 метра и средней ширине полотна от 3,2 – 3,8 метра (в отдельных местах 2,8 метра) уложено асфальтовое покрытие, превышение полотна дороги на гравийной подушке над уровнем местности от 0,2 м и выше, с оформленными кюветами, как новыми, так и старыми; в трех местах на урезе дороги обнаружены куски ломаного асфальта, остатки куч щебня; в семи местах под асфальтовым полотном дороги проложены ливневые стоки в виде металлических труб. Асфальтовое покрытие лесной дороги заканчивается у ворот некоммерческого партнерства «Фонд жилищного строительства администрации г. Хабаровска». Полотно асфальтированной лесной дороги не позволяет разъехаться двум автомобилям без выезда с дороги, что приводит к деградации и (или) уничтожению природных объектов, находящихся под особой охраной заповедника.
При проведении осмотра производилась фотосъемка, составлены схема расположения GPS, трассирующих лесохозяйственную дорогу с асфальтовым покрытием в Большехехцирском государственном заповеднике, и фототаблица (дорога на визит-центр).
Уведомлением от 22.10.2013 № 3 законный представитель ФГБУ «Государственный природный заповедник «Большехехцирский» директор ФИО4 извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении – на 01.11.2013 в 10-00 по адресу <...> каб. 204. Уведомление вручено ФИО4 28.10.2013, что подтверждается его подписью.
01.11.2013 заместителем начальника отдела надзора в сфере охоты, особо охраняемых природных территорий и разрешительной деятельности в Дальневосточном федеральном округе ФИО3 в отношении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Большехехцирский» в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ. Копия протокола вручена Учреждению 12.11.2013, что подтверждается сопроводительным письмом о направлении протокола, почтовой квитанцией и карточкой почтового уведомления.
Определением от 01.11.2013 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 20.11.2013 в 15 часов 30 минут по адресу <...> кабинет 204. Определение вручено Учреждению 14.11.2013 под входящий № 290.
Постановлением указанного выше должностного лица Департамента от 20.11.2013, вынесенным в отсутствие законного представителя Учреждения, ФГБУ «Государственный природный заповедник «Большехехцирский» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Несогласие заявителя с постановлением административного органа послужило основанием для обращения в арбитражный суд за его обжалованием.
Исследовав представленные доказательства и оценив их с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Согласно статье 59 Лесного кодекса Российской Федерации в целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой приведет или может привести к сокращению численности таких растений и (или) ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления этой деятельности.
Пунктом «а» статьи 7 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон об особо охраняемых территориях) на государственные природные заповедники возлагается такая задача, как осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.
Согласно части 1 статьи 6 Закона об особо охраняемых территориях государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 6 Закона об особо охраняемых территориях (в редакции, действовавшей на момент спорных отношений) положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 9 Закона об особо охраняемых территориях пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.
Согласно пункту 52 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним.
Разделом VI Положения о ФГБУ «Большехехцирский государственный природных заповедник» (далее – Положение) утвержденного приказом МПР РФ от 01.07.2003 № 557, определен режим заповедника. В соответствии с пунктом 6.1 Положения на всей территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе нарушение почвенного покрова, строительство дорог и путепроводов, прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедника, а также нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автотранспорта вне дорог и водных путей общего пользования, иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач.
В соответствии с пунктом 6.6 Положения пребывание на территории заповедника посторонних лиц, не являющихся его работниками или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии у них разрешений Минприроды России или администрации заповедника.
В соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 Положения, охрана природных комплексов и объектов на территории заповедника и его охранной зоны осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территории заповедника, работники которой входят в штат заповедника. В состав специальной государственной инспекции по охране территории заповедника входит: директор заповедника, являющийся главным государственным инспектором, его заместители, являющиеся заместителями главного государственного инспектора, старшие государственные инспекторы, участковые государственные инспекторы и государственные инспекторы по охране территории заповедника.
В соответствии с пунктом 7.5 Положения государственные инспекторы по охране территории заповедника имеют право приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны.
Согласно пункту 7.6 Положения Главному государственному инспектору и его заместителям предоставляются все права государственных инспекторов, предусмотренные настоящим Положением. Кроме того, указанные лица имеют право: запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму заповедника, его охранной зоны; налагать административные взыскания, предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу заповедника средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам заповедника, его охранной зоны и других подконтрольных ему территорий в результате нарушений установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов; направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.
Как следует из материалов дела, на территории Большехехцирского заповедника произрастают растения, занесенные в Красную книгу – бородатка японская, бразения Шребера, венерин башмачок, касатик мечевидный, пион молочноцветковый, пион обратнояйцевидный, подмаренник удивительный, рябчик уссурийский и другие; из грибов – мутинус Равенеля, паутинник фиолетовый, сетконоска сдвоенная.
Выявленные в ходе проверки нарушения особого режима заповедника и строительство дороги на его территории могут привести к нарушению растительных комплексов и мест произрастания эндемичных видов растений.
ФГБУ «Большехехцирский государственный природный заповедник» не принимались надлежащие меры по обеспечению режима охраны особо охраняемой территории.
Частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Согласно части 3 статьи 8.31 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах и на особо защитных участках лесов, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) учреждения состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ.
Вина Учреждения выразилась в непринятии всех необходимых мер для обнаружения лиц, причастных к укладке асфальтового покрытия, их наказанию, а также к прекращению, ликвидации указанной дороги, либо приведения ее статуса в соответствие с режимом особой охраны. Также не принимались необходимые меры по обнаружению и привлечению к ответственности лиц, виновных в загрязнении лесов отходами производства и потребления и оказывающих негативное воздействие на леса (засорение) особо охраняемых природных территорий, а также к ликвидации такого засорения, о чем свидетельствует обнаруженная свалка мусора, строительный мусор на территории заповедника.
Факт нарушения подтверждается материалами дела – протоколом осмотра от 07.10.2013 и фотоматериалами к нему, протоколом об административном правонарушении.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в минимальном размере, установленном данной статьей. Нарушений порядка срока привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Исходя из характера совершенного правонарушения, оснований применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности не имеется.
Суд не принимает во внимание довод заявителя о том, что нарушение обнаружено в кварталах № 251-252, однако на территории земельного участка с кадастровым номером 27:17:0625001:20, принадлежащего Учреждению на основании свидетельства о государственной регистрации 27-АВ 902238 от 26.08.2013, отсутствуют указанные кварталы.
Указанное свидетельство о регистрации за ФГБУ «Большехехцирский государственный природный заповедник» права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 452 151 103 кв.м. с кадастровым номером 27:17:0625001:20 выдано на основании свидетельства о праве на землю от 26.01.1994 № 37254.
Приложением к свидетельству от 26.01.1994 № 37254 является схема землепользования Большехехцирского государственного природного заповедника, составленная на основании устройства 1986 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.06.1992 № 1003-р принято предложение администрации Хабаровского края, согласованное с Минэкологии Российской Федерации и Роскомземом об изменении границ Большехехцирского заповедника с увеличением его общей площади на 174 гектара. Администрации Хабаровского края и Минэкологии Российской Федерации предписано уточнить границы заповедника в натуре.
В соответствии с письмом Минэкологии России от 17.06.1992 № 17.2-14/353 во исполнение распоряжения Правительства РФ от 03.06.1992 № 1003-р поручено директору Большехехцирского заповедника ФИО4 принять в состав земель заповедника 261 гектар из земель совхоза «Краснореченский», передать из земель заповедника 87 гектаров Бычихинскому сельскому Совету народных депутатов согласно постановлению Главы Администрации Хабаровского края от 13.04.1992 № 168. Уточнить совместно с администрацией Хабаровского края границы заповедника в натуре, нанести изменения в государственный акт на право пользование землей. Карту схему заповедника с описанием новых границ представить в Управление заповедного дела.
Как следует из публичной кадастровой карты, размещенной на сайте портала услуг Росреестра, дорога, ведущая к дачам и визит-центру заповедника, расположена на территории участка «Соснинский» «Большехехцирского заповедника».
В судебном заседании представитель Учреждения не отрицал, что проверка проводилась в отношении этой дороги.
С учетом всех приведенных доводов суд приходит к выводу о том, что проверка проводилась и нарушения выявлены на территории, принадлежащей ФГБУ «Большехехцирский природный заповедник».
Ссылка заявителя на нарушения порядка проведения внеплановых проверок, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) также судом не принимается.
В рассматриваемом случае проверка проводилась не в отношении юридического лица, а на основании распоряжения Департамента Росприроднадзора по ДФО от 04.09.2013 № 437 о проведении рейдового мероприятия с целью обследования охранной зоны территории государственного природного заповедника «Большехехцирский» в связи с повышением уровня реки Амур до критических значений и вероятностью подтопления особо охраняемых природных территории федерального значения.
Нарушения природоохранного законодательства со стороны Учреждения выявлены при непосредственном обнаружении должностными лицами Департамента в ходе проведения такого рейдового мероприятия.
Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, установленных статьей 28.1 КоАП РФ.
В таком случае положения Федерального закона № 294-ФЗ в части организации проведения внеплановой проверки на указанные правоотношения не распространяются.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмене обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьями 167-170, 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Федеральному государственному бюджетному учреждению «Государственный природный заповедник «Большехехцирский» в удовлетворении требований о признании незаконными и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу от 20.11.2013 № 05-008-АС о назначении административного наказания.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья В.А. Шапошникова