ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-14416/15 от 11.01.2016 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-14416/2015

18 января 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2016 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Никитиной Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Катковой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края

к Министерству финансов Хабаровского края

о признании недействительными уведомления, решения, представления,

о признании незаконными действий.

В присутствии:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 11.01.2016, ФИО2 по доверенности от 11.01.2016;

от ответчика - ФИО3 по доверенности от 12.11.2015 № 19-14/589.

Предмет спора.

Администрация Амурского муниципального района Хабаровского края (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края к Министерству финансов Хабаровского края (далее – ответчик) с заявлением о признании недействительными представления №21 «Об устранении нарушений по акту проверки», решения от 14.09.2015 №8 «О принятии мер принуждения к нарушителю бюджетного законодательства», а также незаконными действий по бесспорному взысканию суммы субсидии на реализацию муниципальной программы по формированию доступной среды в сумме 950 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от требования к Министерству финансов Хабаровского края о признании недействительным представления №21 «Об устранении нарушений по акту проверки».

В остальной части требования уточнил, просит признать недействительными уведомление от 25.08.2015 №4 «О применении бюджетных мер принуждения», решение от 14.09.2015 №8 «О принятии мер принуждения к нарушителю бюджетного законодательства», а также признать незаконными действия Министерства финансов Хабаровского края по направлению решения от 14.09.2015 №8 «О принятии мер принуждения к нарушителю бюджетного законодательства» в УФК по Хабаровскому краю для бесспорного взыскания суммы субсидии на реализацию муниципальной программы по формированию доступной среды в сумме 950 000 рублей.

Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что соглашение от 22.09.2014 №128, с учетом дополнительного соглашения от 16.03.2015 №33, заключено на предоставление субсидии из краевого бюджета в 2014 году (без указания на финансирование расходных обязательств муниципальной программы в том же году) и заключено оно на период реализации программы, действие которой распространено на 2014-2016 годы и действует со дня его подписания сторонами до полного исполнения. По мнению заявителя, дополнительное соглашение от 16.03.2015 №33 продлило действие соглашения №128 до 17.03.2015 года.

Ответчик в отзыве и его представитель в судебном заседании требования не признал, считает, что не обеспечение софинансирования в 2014 году расходных обязательств по реализации муниципальной программы «Доступная среда» за счет средств бюджета района, свидетельствует о нарушении п.3 ст.139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.4 и 18 Соглашения от 22.09.2014 №128.

Суд установил.

Министерством финансов Хабаровского края на основании приказа от 30.07.2015 №125П проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий предоставления субсидии на реализацию муниципальных программ по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в 2014 году администрации Амурского муниципального района, в части обеспечения доли местного бюджета на финансирование мероприятий муниципальной программы за период 2014 год.

Проверкой установлены нарушения в части финансового обеспечения за счет средств бюджета района в 2014 году расходных обязательств на реализацию мероприятий программы, результаты проверки зафиксированы в акте от 18.08.2015 года.

На основании акта проверки от 18.08.2015 руководителем органа внутреннего государственного финансового контроля принято уведомление от 25.08.2015 №4 «О применении бюджетных мер принуждения».

14.09.2015 заместителем председателя Правительства края – министром финансов края А.С.Кацубой было принято решение №8 «О принятии мер принуждения к нарушителю бюджетного законодательства», которое было передано для исполнения в Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю, в соответствии с решением УФК по Хабаровскому краю применило меры по бесспорному взысканию суммы средств, предоставленных из краевого бюджета в сумме 950 000 рублей.

Несогласие заявителя с уведомлением, решением, представлением, действиями ответчика, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав представителей, исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусматривает, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий местным бюджетам.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).

На основании пункта 3 статьи 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2013 №445-пр «Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Доступная среда» на 2014-2015 годы (далее – Постановление №445-пр) утверждены Правила предоставления субсидий муниципальным образованиям края на софинансирование реализации муниципальных программ по формированию доступной среды в рамках реализации государственной программы Хабаровского края «Доступная среда» на 2014-2015 годы.

В приложении №9 к Постановлению №445-пр установлены Правила предоставления субсидий муниципальным образованиям края на софинансирование реализации муниципальных программ по формированию доступной среды в рамках реализации государственной программы Хабаровского края «Доступная среда» на 2014 - 2015 годы.

В соответствии с пунктом 8 Правил, субсидия предоставляется на следующих условиях:

1) наличие муниципальной программы, соответствующей пункту 5 настоящих Правил, а также внесения в нее изменений в части уточнения мероприятий муниципальной программы при изменении объемов финансирования и (или) показателей результативности предоставления субсидии (далее - показатель результативности);

2) наличие в бюджете муниципального образования края бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства, на финансирование которого предоставляется субсидия.

Согласно разделу V «Ресурсное обеспечение программы» средства краевого бюджета, предусмотренные в рамках реализации Программы на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в муниципальные программы по формированию доступной среды, реализуемые за счет средств местных бюджетов, предоставляются в виде субсидий муниципальным бюджетам при условии использования ими на цели реализации программ собственных и привлеченных средств в размере не менее 50 процентов общего объема финансирования.

В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 09.09.2014 №311-пр «О распределении субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий муниципальных программ по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на 2014 году» Амурскому муниципальному району распределено субсидий в размере 950 000 руб.

Как следует из материалов дела, предоставление субсидии оформлено соглашением.

Министерством социальной защиты Хабаровского края в соответствии с Правилами предоставления субсидий муниципальным образованиям края на софинансирование реализации муниципальных программ по формированию доступной среды в рамках реализации государственной программы Хабаровского края «Доступная среда» на 2014-2015 годы заключено с Администрацией района соглашение от 22 сентября 2014 года №128 «О предоставлении в 2014 году субсидии из краевого бюджета бюджету Амурского муниципального района на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий муниципальной программы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках реализации государственной программы Хабаровского края «Доступная среда» на 2014-2015годы».

Как следует из текста соглашения №128 от 22.09.2014 в соответствии с пунктами 1,4 Министерство социальной защиты населения Хабаровского края обязуется предоставить в 2014 году бюджету Амурского муниципального района (далее – муниципальное образование края) субсидию из краевого бюджета на софинансирование расходов на реализацию мероприятий по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках реализации государственной программы Хабаровского края «Доступная среда» на 2014 - 2015 годы», в размере 950 000 руб. Администрация Амурского муниципального района Хабаровского края, являющаяся получателем субсидии, в свою очередь должна обеспечить выделение средств, предусмотренных в бюджете района на реализацию мероприятий Программы, в сумме 2 396 343,45 руб.

Пунктом 5 соглашения предусмотрено, что субсидия предназначена для мероприятий муниципальной программы и предоставляется один раз в год.

Пунктом 18 соглашения установлен срок действия соглашения со дня подписания по 31.12.2014 года.

В связи с допущенной технической ошибкой 16.03.2015 было заключено дополнительное соглашение №33 к соглашению №128 от 22.09.2014, которым внесены изменения в соглашение, а именно в пункте 4 раздела II заменены слова «2 396 343,45 руб.» на слова «950 000 руб.».

Администрацией Амурского муниципального района постановлением от 08.11.2013 №1168 утверждена муниципальная программа «Доступная среда» на 2014-2016 годы».

Приложением №2 Программы предусмотрены мероприятия по созданию условий без барьерной среды в МБОУ ДОД ДЮСШ г.Амурска, в МБОУ СОШ с.Вознесенское, в МБОУ СОШ №3 пос.Эльбан, общая сумма финансирования на данные мероприятия составляет 2 500,0 тыс. руб., в том числе: за счет средств районного бюджета – 1 550,0 тыс. руб., за счет средств краевого бюджета – 950,0 тыс. руб.

В соответствии с бюджетными ассигнованиями Министерством социальной защиты Хабаровского края 22.09.2014 года платежным поручением №638 перечислена Управлению образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края субсидия на софинансирование расходов по реализации муниципальной программы по формированию доступной среды в размере 950 000 руб.

Средства краевого бюджета были использованы на создание условий без барьерной среды в МБОУ СОШ с.Вознесенское (900 тыс. руб.), в МБОУ СОШ №3 пос.Эльбан (50 тыс. руб.).

Как установлено из материалов дела, письменных и устных пояснений заявителя в ходе исполнения рассматриваемого соглашения Администрацией Амурского муниципального района в 2014 году не были использованы средства местного бюджета.

Следовательно, софинансирование за счет средств бюджета района в 2014 году не производилось.

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении администрацией условий софинансирования, предусмотренных соглашением.

Таким образом, в нарушение п.3 ст.139 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрацией допущено нарушение условий предоставления субсидии, в части финансового обеспечения за счет средств бюджета района в 2014 году расходных обязательств на реализацию мероприятий программы «Доступная среда».

Доводы заявителя относительно того, что спорное Соглашение продолжало действовать в 2015 году, суд отклоняет, поскольку из наименования соглашения «О предоставлении в 2014 году субсидии из краевого бюджета», пунктов 1, 5, 18 соглашения следует, что выделение денежных средств как из краевого бюджета, так и из бюджета Амурского муниципального района предусмотрено сторонами в 2014 году.

Иное было бы нарушением ст. 242 БК РФ, согласно которой операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, а не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Довод заявителя о том, что из бюджета Амурского района в марте 2015 года были выделены денежные средства, не имеют правового значения для оценки исполнения условий, предусмотренных Соглашением от 22.09.2014 №128, поскольку согласно условиям соглашения финансирование в объеме 950 000 рублей должно быть осуществлено именно в 2014 году.

Кроме того, муниципальная программа «Доступная среда на 2014-2016 годы», утвержденная постановлением администрации Амурского муниципального района от 08.11.2013 №1168 утратила силу с 01.01.2015 в связи с принятием новой муниципальной программы «Доступная среда на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением от 23.10.2014 №1065.

При этом, муниципальной программой «Доступная среда на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением от 23.10.2014 №1065 не предусмотрено мероприятий по адаптации объектов образования МБОУ СОШ с.Вознесенское и МБОУ СОШ №3 пос.Эльбан.

Таким образом, принятые муниципальным образованием расходные обязательства должны были быть исполнены в 2014 году.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1. БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В силу пункта 1 статьи 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно пункту 5 той же статьи под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных Кодексом бюджетных мер принуждения.

При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.

В силу пункта 1 статьи 306.3 БК РФ финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.

Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение, определены в главе 30 БК РФ.

Статьей 306.8. БК РФ установлены последствия за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Данной нормой определено, что нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Приказом министерства финансов Хабаровского края от 08.04.2014 №57П утвержден Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения за совершение бюджетного нарушения по уведомлениям органов государственного финансового контроля Хабаровского края. Приказом также утверждена форма решения о применении бюджетной меры принуждения и информация для взыскания сумм межбюджетных трансферов, направляемая в Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю.

Материалами дела установлено, что в результате проверки, проведенной ответчиком, как органом внутреннего государственного финансового контроля, был установлен факт нарушения администрацией условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, указанное нарушение является основанием для применения к нарушителю бюджетных мер принуждения.

При таких обстоятельствах, суд считает, что принимая оспариваемые акты и действия, ответчик действовал в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и в пределах предоставленных ему полномочий.

В ходе судебного разбирательства, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил в суд ходатайство об отказе от требований о признании недействительным представления №21 «Об устранении нарушений по акту проверки».

Отказ заявителя от части требований, подписанный уполномоченным представителем, закону не противоречит, права других лиц не нарушает, в связи с чем, подлежит удовлетворению судом, а производство по делу в этой части подлежит прекращению в соответствии с п.4 ч.1 ст. 150 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 198, 201, 150 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края в требованиях о признании недействительными уведомления от 25.08.2015 №4 «О применении бюджетных мер принуждения», решения от 14.09.2015 №8 «О принятии мер принуждения к нарушителю бюджетного законодательства», о признании незаконными действий Министерства финансов Хабаровского края по направлению решения от 14.09.2015 №8 «О принятии мер принуждения к нарушителю бюджетного законодательства» в УФК по Хабаровскому краю для бесспорного взыскания суммы субсидии на реализацию муниципальной программы по формированию доступной среды в сумме 950 000 рублей - отказать.

Принять отказ Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края от требований о признании недействительным представления №21 «Об устранении нарушений по акту проверки». В этой части производство по делу прекратить.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Никитина Т.Н.