ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-14420/2010 от 16.02.2011 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-14420/2010

«16» февраля 2011 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.П. Москалюк,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Нефтегазмонтаж» к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ

В судебное заседание явились:

от административного органа: ФИО1 доверенность от 11.01.2011, ФИО2 доверенность от 17.01.11 № 5-72.

от Общества: ФИО3 доверенность от 10.01.2011, ФИО4

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв с 15.02. по 16.02.2011.

Сущность дела:   Инспекция государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края обратилась в арбитражный суд с требованием о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Нефтегазмонтаж» (далее – ООО «Нефтегазмонтаж», Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель инспекции настаивал на привлечении общества к административной ответственности считая доказанным факты нарушений.

Представители общества с требованиями не согласились по основаниям, изложенным в отзыве.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Инспекцией государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края в период с 09.11.2010 по 08.12.2010 была проведена проверка на предмет соответствия выполняемых работ ООО «Нефтегазмонтаж» на объекте капитального строительства – «Строительство подстанции ПС 110/6 кВ «НПЗ-2» с кабельной линией», расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, участок находится примерно в 10м по направлению на северо-восток от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ул. Павловская, дом 6. Кадастровый номер: 27:23:020216:58 требованиям технических регламентов и проектной документации.

В ходе проверки установлено, что Обществом не соблюдаются требования проектной документации и нормативных документов при строительстве объекта капитального строительства, а именно:

- представленный проект производства работ на устройство фундаментов здания подстанции не содержит сведений об особенности выполнения работ в зимнее время и не соответствует требованиям нормативных документов. Нарушено требование раздела 1-17 ВСН 193-81 «Инструкция по разработке проектов производства работ по монтажу строительных конструкций» Работа по организации строительства входит в перечень видов работ, которые оказывают влияние на базопасность объекта капитального строительства (пункт 33.4 Объект электроснабжения до 110 кВ включительно);

- при монтаже фундаментных блоков стен здания подстанции допущено промерзание верхнего слоя грунта основания толщиной более нормативного (3 см). На объекте не ведется контроль за промерзанием грунта основания. Способ восстановления оснований в результате промерзания не согласован с проектной организацией. Нарушены требования пунктов 3.6, 3.10 СНиП 3.01.01-87 «Земляные сооружения основания и фундаменты». Работы входят в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства (пункт 4.1 Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений);

- строительные конструкции (фундаментные блоки) складированы в месте не установленном стройгенпланом с отступлениями от требований нормативных документов (без подкладок и прокладок). Нарушено требование Проекта организации строительства (стройгенплан), пункт 1.7 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», пункт 6.3.3 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве» (ч. 1 Общие требования);

- лицом осуществляющим строительство не заполняется раздел 5 «Сведения о строительном контроле лица, осуществляющего строительство) журнал общих работ. Строительный контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства со стороны лица, осуществляющего строительство ООО «Нефтегазмонтаж» осуществляется ненадлежащим образом. Нарушены требования пункта 8.5 РД 11-05-2006 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала выполнения работ при строительстве», пункт 6 стать 52, пункт 4 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ. Работы входят в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства (пункт 32.1 Строительный контроль за общественными работами)

Результаты проверки зафиксированы в акте от 08.12.2010 № 28-21-П17/2010.

14.12.2010 должностным лицом Инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края в отношении ООО «Нефтегазмонтаж» составлен протокол № 06-21-П17/2010 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает требования административного органа подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), является административным правонарушением.

Частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрено, что то же действие, которое затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу пункта 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство, должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (часть 4 статья 53 Градостроительного кодекса РФ).

В ходе проведенной административным органом проверки деятельности ООО «Нефтегазмонтаж» на объекте капитального строительства – «Строительство подстанции ПС 110/6 кВ «НПЗ-2» с кабельной линией», расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, участок находится примерно в 10м по направлению на северо-восток от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ул. Павловская, дом 6. Кадастровый номер: 27:23:020216:58 установлено, что проект производства работ на устройство фундаментов здания подстанции не содержит сведений об особенности выполнения работ в зимнее время и не соответствует требованиям нормативных документов. Нарушено требование раздела 1-17 ВСН 193-81 «Инструкция по разработке проектов производства работ по монтажу строительных конструкций».

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно) являются работами которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Пунктами 3.6, 3.10 Строительных норм и правил СНиП 3.02.01-87
 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» (утв. постановлением Госстроя СССР от 4 декабря 1987 г. N 280) выемки в грунтах, кроме валунных, скальных и указанных в п. 3.5, следует разрабатывать, как правило, до проектной отметки с сохранением природного сложения грунтов основания. Допускается разработка выемок в два этапа: черновая - с отклонениями, приведенными в поз.1 - 4 табл. 4 и окончательная (непосредственно перед возведением конструкции) - с отклонениями, приведенными в поз. 5 той же таблицы. Способ восстановления оснований, нарушенных в результате промерзания, затопления, а также переборов глубиной более 50 см, должен быть согласован с проектной организацией.

В ходе судебного заседания установлено, что при монтаже фундаментных блоков стен здания подстанции допущено промерзание верхнего слоя грунта основания толщиной более нормативного (3 см), на объекте не ведется контроль за промерзанием грунта основания. Способ восстановления оснований в результате промерзания не согласован с проектной организацией.

Согласно пункта 4.1 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений являются работами, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно пункта 8.5 Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства РД-11-05-2007 сведения о строительном контроле лица, осуществляющего строительство, в процессе строительства реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства заполняется уполномоченным представителем лица, осуществляющего строительство. В указанный раздел включаются все данные о выявленных строительным контролем недостатков при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, сведения об устранении указанных недостатков, а также о применяемых строительным контролем схемах контроля выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.

РД-11-05-2007 устанавливает порядок ведения общего и (или) специального журнала, в которых ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Общий журнал работ, в котором ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (далее - общий журнал работ), является основным документом, отражающим последовательность осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также сведения о строительном контроле и государственном строительном надзоре (Пункт 3 РД).

Разделы общего журнала работ ведутся уполномоченными на ведение такого журнала представителями застройщика или заказчика, лица, осуществляющего строительство, органа государственного строительного надзора и иных лиц путем заполнения его граф в соответствии с подпунктами 8.1-8.7 настоящего Порядка. Перечень уполномоченных на ведение разделов общего журнала работ представителей указанных лиц отражается на Титульном листе журнала. Записи в общий журнал вносятся с даты начала выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства до даты фактического окончания выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (пункт 8 РД).

Согласно пункта 32.1 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, строительный контроль за общестроительными работами являются работами, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В ходе судебного заседания установлено, что лицом осуществляющим строительство не заполняется раздел 5 «Сведения о строительном контроле лица, осуществляющего строительство) журнала общих работ, то есть строительный контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства со стороны лица, осуществляющего строительство ООО «Нефтегазмонтаж» осуществляется ненадлежащим образом.

Факты правонарушений подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 06-21-П17/2010 от 14.12.2010, актом проверки № 28-21-П17/2010 от 08.12.2010, пояснениями лиц, участвующих в деле.

Такое нарушение как - строительные конструкции (фундаментные блоки) складированы в месте не установленном стройгенпланом с отступлениями от требований нормативных документов (без подкладок и прокладок), не образуют объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, поскольку не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.

Не принимается довод представителя общества о том, что СНиПы, ВСН, РД и иные документы строительного надзора, не обладают признаками нормативно-правовых актов обязательных для применения и не являются основанием для привлечения к ответственности.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности.

Строительные нормы и правила СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» распространяются на производство и приемку земляных работ, устройство оснований и фундаментов при строительстве новых, реконструкции и расширении действующих предприятий, зданий и сооружений. Данные правила следует соблюдать при проектировании земляных сооружений, оснований и фундаментов, составлении проектов производства работ и организации строительства, а также при их возведении (пункт 1.1, 1.2).

РД-11-05-2007 разработан на основании статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункта "б" пункта 13 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации».

  Данные нормы и правила обязательны для применения организациями осуществляющими строительство, несоблюдение СНиП, РД образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, которая заключается в проведении работ в рамках строительства с нарушением обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства.

Не принимается довод представителя общества о недоказанности инспекцией события правонарушения в связи с нарушением порядке осуществления измерений и фиксации производимых измерений при проведении проверки.

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Представитель общества считает, что поскольку административный орган не указал ни в акте ни в протоколе об административном правонарушении сведений о проведении замеров, каким оборудование проводились замеры, фотографии не имеют привязки к местности, то событие административного правонарушения не доказано.

Представитель общества ФИО4 суду пояснил, что действительно имело место промерзание верхнего слоя грунта основания толщиной более нормативного.

На основании изложенного суд считает доказанным событие административного правонарушения, в данной части, в связи с чем общество подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ.

Анализ установленных по делу обстоятельств позволяет сделать вывод, что в действиях Общества имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.

Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении реализованы в соответствии с компетенцией и в порядке, установленных пунктом 70 частью 2 статьи 28.3. КоАП РФ, Положением об инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 29.01.2008 № 24-пр.

Порядок, сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: наименование получателя платежа УФК по Хабаровскому краю (инспекция Госстройнадзора Правительства Хабаровского края), ИНН <***>, КПП 272101001, ОКАТО 08401000000, расчетный счет <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001, КБК 04111690040040000140.

Руководствуясь статьями 167-170, 202-206 АПК РФ, статьями 2.10., 4.1.-4.3., частью 2 статьи 9.4., частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Нефтегазмонтаж», зарегистрированное 30.04.2010 инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1102721002977, ИНН <***>, расположенное по адресу: <...> (<...>) привлечь к административном ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ и подвергнуть штрафу в размере 100 000 рублей в доход федерального бюджета.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока  со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников