ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-14465/2011 от 30.01.2012 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-14465/2011

«16» февраля 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 30.01.2012 года, решение в полном объеме изготовлено 16.02.2012 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Орловой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «РОСТЭК-Хабаровск»

об оспаривании постановления Амурской таможни от 17.11.2011г. по делу об административном правонарушении № 10713000-120/2011

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, действующего по доверенности № 1 от 11.01.2012г.;

от таможни – ФИО2, действующей по доверенности № 9 от 16.12.2011г., ФИО3, действующего по доверенности № 12 от 16.12.2011г.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 23.01.2012г. по 30.01.2012г.

Сущность дела: Закрытое акционерное общество «РОСТЭК-Хабаровск» (далее – общество, ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Амурской таможни от 17.11.2011г. № 10713000-120/2011 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель общества на заявленном требовании настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители административного органа с заявленным требованием не согласились. Позицию изложили согласно отзыву на заявление.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

14 февраля 2011 года таможенный представитель закрытое акционерное общество «РОСТЭК-Хабаровск» (место нахождения: 680013, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) и общество с ограниченной ответственностью «Параллель» (далее ООО «Параллель») заключили договор № 12 на оказание услуг таможенным представителем, в соответствии с которым ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» за вознаграждение от имени и по поручению ООО «Параллель» обязуется совершать таможенные операции по таможенному декларированию товаров и транспортных средств.

05 мая 2011 года ООО «Параллель» и Суйфэньхэская торгово-экономическая компания «ЦЗЮНЬ ЛИНЬ» (КНР) заключили внешнеэкономический контракт №НLSF-1582 на поставку из РФ в КНР лесоматериалов лиственных и хвойных пород.

03 августа 2011 года ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» в рамках исполнения договора № 12 от 14.02.2011г. в электронной форме с использованием сетей Интернет подало в Комсомольский-на-Амуре таможенный пост (681013, <...>) декларацию на товары (далее ДТ) № 10713030/030811 /0004108, согласно которой заявило к таможенному декларированию в соответствии с таможенной процедурой экспорта следующие товары:

- товар № 1 - лесоматериалы необработанные, неокоренные из Ели Сибирской (Рiсеа Оbovata), 1-2 сорт, длиной 4 м, ГОСТ 22298-76, 2708-75, диаметром до 14 см, объемом 0,58 м3 без учета коры, код 4403209901 ТН ВЭД ТС;

- товар № 2 - лесоматериалы необработанные, неокоренные из Ели Сибирской (Рiсеа Оbovata), 1-2 сорт, длиной 4 м, ГОСТ 22298-76, 2708-75, диаметром 16-24 см, объемом 9,99 м3 без учета коры, код 4403209101 ТН ВЭД ТС;

- товар № 3 - лесоматериалы необработанные, неокоренные из Ели Сибирской (Рiсеа Оbovata), 1-2 сорт, длиной 4 м, ГОСТ 22298-76, 2708-75, диаметром 26 см и более, объемом 2,41 м3 без учета коры, код 4403209102 ТН ВЭД ТС;

- товар № 4 - бревна необработанные, неокоренные из Ели Сибирской (Рiсеа Оbovata), 3 сорт, длиной 4 м, ГОСТ 22298-76, 2708-75, диаметром до 14 см, объемом 17,73 м3 без учета коры, код 4403209901 ТН ВЭД ТС;

- товар № 5 - лесоматериалы необработанные, неокоренные из Ели Сибирской (Рiсеа Оbovata), 3 сорт, длиной 4 м, ГОСТ 22298-76, 2708-75, диаметром 16-24 см, объемом 117,23 м3 без учета коры, код 4403209101 ТН ВЭД ТС;

- товар № 6 - лесоматериалы необработанные, неокоренные из Ели Сибирской (Рiсеа Оbovata), 3 сорт, длиной 4 м, ГОСТ 22298-76, 2708-75, диаметром 26 см и более, объемом 36,99 м3 без учета коры, код 4403209102 ТН ВЭД ТС;

- товар № 7 - лесоматериалы необработанные, неокоренные из Пихты (Abies), 3 сорт, длиной 4 м, ГОСТ 22298-76, 2708-75, диаметром до 14 см, объемом 0,74 м3 без учета коры, код 4403209901 ТН ВЭД ТС;

- товар № 8 - лесоматериалы необработанные, неокоренные из Пихты (Abies), 3 сорт, длиной 4 м, ГОСТ 22298-76, 2708-75, диаметром 16-24 см, объемом 5,19 м3 без учета коры, код 4403209101 ТН ВЭД ТС;

- товар № 9 - лесоматериалы необработанные, неокоренные из Пихты (Abies), 3 сорт, длиной 4 м, ГОСТ 22298-76, 2708-75, диаметром 26 см и выше, объемом 0,5 м3 без учета коры, код 4403209102 ТН ВЭД ТС.

Совместно с ДТ № 10713030/030811/0004108 ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» в Комсомольский-на-Амуре таможенный пост представлены ж/д накладные, отгрузочные спецификации, счет-инвойс.

03 августа 2011 года должностными лицами отдела таможенного досмотра (далее ОТД) Комсомольского-на-Амуре таможенного поста осуществлен таможенный осмотр товаров, заявленных ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» к таможенному декларированию в ДТ № 10713030/030811/0004108.

В период с 04 по 08 августа 2011 года на основании докладной записки государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Комсомольского-на-Амуре таможенного поста ФИО4 № 1123 д/з от 04.08.2011, поручения на досмотр №10713030/040811/000133 во временной зоне таможенного контроля, расположенной па территории специализированного места погрузки лесопродукции ж/д станции ФИО5 по адресу: Хабаровский край, п. ФИО5, подъездные пути нижнего склада ОАО «Харпи», осуществлен таможенный досмотр товаров, заявленных ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» к таможенному декларированию в ДТ №10713030/030811/0004108 (акт таможенного досмотра №10713030/090811/000133).

В результате проведенного таможенного досмотра установлено, что ООО «Параллель» фактически вывозит с таможенной территории ТС лесоматериалы необработанные, неокоренные из Ели Сибирской (Рiсеа Оbovata), Пихты (Abies) 1-3 сорта, длиной 4 м, различных диаметром, общим объемом 195,947 м3 без учета коры.

В ходе исследования результатов таможенного досмотра (акт таможенного досмотра № 10713030/090811/000133) и проверки сведений о товарах, заявленных таможенным представителем в ДТ № 10713030/030811/0004108, должностным лицом ОТО и ТК Комсомольского-на-Амуре таможенного поста в действиях ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, выразившегося в недекларировании части вывозимых лесоматериалов.

30 августа 2011 года ГТИ ОТО и ТК Комсомольского-на-Амуре таможенного поста ФИО4 с целью установления объема лесоматериалов из Ели Сибирской, Пихты различных диаметров фактически погруженных в железнодорожные вагоны №№ 44964914, 55069397, 53725578 принято решение о назначении идентификационнойтаможенной экспертизы, производство которой поручено ЭИО № 2 ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ (г. Хабаровск).

Согласно заключению таможенного эксперта № 500/2011 от 02.09.2011г. объем лесоматериалов из Ели Сибирской, Пихты фактически погруженных в ж/д вагоны №№ 44964914, 55069397,53725578, рассчитанный по ГОСТ 2708-75 составил 195,947 м3 без учета коры.

При сопоставлении сведений о товарах, указанных в ДТ №10713030/030811/0004108, с результатами идентификационной таможенной экспертизы установлено, что ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» незадекларировало в установленном порядке лесоматериалы необработанные, неокоренные из Пихты (Abies) 3 сорта, длиной 4 м, различных диаметров, объемом 4,587 м3 без учета коры, чем нарушило таможенные правила, определенные пунктом 1 статьи 179, подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС.

Объем лесоматериалов заявленный и фактический рассчитан в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51293 «Идентификация продукции. Общие положения»; ГОСТ 22298-76 «Бревна пиловочные хвойных пород, поставляемые для экспорта. Технические требования»; ГОСТ 2708-75 «Лесоматериалы круглые. Таблицы объемов»; ГОСТ 2292-88 «Лесоматериалы круглые. Маркировка, сортировка, транспортирование, методы измерения и приемка», МВИ № 203-03-2007 (ПР 13260.1:МВИ.003-07 «Поштучное измерение объема круглых неокоренных лесоматериалов с корой и без коры с использованием средств измерений геометрических величин. Методика выполнения измерений объема круглых лесоматериалов с применением таблиц объемов».

05 сентября 2011 года по факту нарушения таможенных правил ГТИ ОТО и ТК Комсомольского-на-Амуре таможенного поста ФИО4 в отношении ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 10713000-120/2011 по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, материалы дела переданы в отделение административных расследований.

По завершению административного расследования 03.11.2011г. должностным лицом Амурской таможни в отношении ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск», в отсутствие законного представителя Общества, при его надлежащем извещении, составлен протокол об административном правонарушении № 10713000-120/2011 по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

17.11.2011г. исполняющим обязанности заместителя начальника Амурской таможни ФИО6 по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление № 10713000-120/2011, которым ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 16.2 КоАП РФ, Обществу назначен административный штраф в размере 5 514 рублей 31 копейки.

Несогласие Общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, является порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Объективная сторона состава характеризуется совершением следующего действия (бездействия): недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.

Субъектом рассматриваемого правонарушения является декларант либо таможенный брокер (представитель).

Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 принят Таможенный кодекс Таможенного союза (далее Таможенный кодекс, ТК ТС).

В статье 4 Таможенного кодекса утверждены основные термины и их определения, в частности:

- декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

- таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

В соответствии со статьей 12 Кодекса таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 13 настоящего Кодекса. Юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей.

Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.

Отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.

Как следует из материалов дела, ООО «Параллель» и таможенный представитель - закрытое акционерное общество «Ростэк-Хабаровск» заключили договор на оказание услуг таможенного представителя № 12 от 14.02.2011г., согласно которому ЗАО «Ростэк-Хабаровск» обязуется от имени и по поручению ООО «Параллель» совершать таможенные операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, в том числе и с применением процедуры электронного декларирования.

В силу статьи 15 ТК ТС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. При осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе:

1) требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных настоящим Кодексом требований;

2) иметь доступ в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, к информационным системам таможенных органов, используемым ими для автоматизированной обработки информации, электронной передачи данных, необходимых для таможенных целей.

Таможенное законодательство предоставляет декларанту свободу выбора форм и средств, с помощью которых последний может обеспечить достоверность заявляемых в ДТ сведений о товарах.

Статьей 179 ТК ТС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Согласно частям 1, 7 статьи 190 Кодекса таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии со статьями 187, 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 настоящего Кодекса; присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров.

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 189 Кодекса установлено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

Как следует из материалов дела, 03 августа 2011 года ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» в рамках исполнения договора № 12 от 14.02.2011г. в электронной форме с использованием сетей Интернет подало в Комсомольский-на-Амуре таможенный пост ДТ № 10713030/030811 /0004108, согласно которой заявило к таможенному декларированию в соответствии с таможенной процедурой экспорта лесоматериалов из ели сибирской (Piceaobovata) и пихты (Аbies) общим объемом 191,36 м3.

С целью определения объема лесоматериалов из ели сибирской (Piceaobovata) и пихты (Аbies), погруженных в железнодорожные вагоны №№ 44964914, 55069397, 53725578, и определения разницы в объемах лесоматериалов заявленных в ДТ №10713030/030811/0004108 и фактически погруженных в ж/д вагоны №№44964914, 55069397, 53725578, государственным таможенным инспектором ОТО и ТК Комсомольского-на-Амуре таможенного поста ФИО4 назначена Таможенная экспертиза, проведение которой поручено экспертно-исследовательскому отделу № 2 (г. Хабаровск) Регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Экспертно-криминалистической службы.

Согласно заключению таможенного эксперта № 500/2011 от 02.09.2011г. объем лесоматериалов из Ели Сибирской, Пихты, фактически погруженных в ж/д вагоны №№ 44964914, 55069397,53725578, рассчитанный по ГОСТ 2708-75 составил 195,947 м3 без учета коры, что превышает декларированный объем на 4,587 м3.

Вместе с тем, согласно письму ГТК от 21.01.1994г. № 01-13/723 «О контроле за лесоматериалами» - объем круглых лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили, определяют геометрическим методом в соответствии с ОСТ 13-43-79. Расхождение результатов измерения объема круглых лесоматериалов с данными ГТД и других товаросопроводительных документов не должно превышать 3%.

Установленное таможенным органом расхождение между фактическим и заявленным обществом объемами лесопродукции составляет 2,34% и признается судом допустимым, не выходящим за пределы допустимой погрешности (в соответствии с порядком таможенного контроля круглых лесоматериалов, письмом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.01.1994 №01-13/723 «О контроле за лесоматериалами»).

Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Кроме того, методикой вычисления измерений ПР 13260.1:МВИ.003-07 «Поштучное измерение объема круглых неокоренных лесоматериалов с корой и без коры с использованием средств измерений геометрических величин. Методика выполнения измерений объема круглых лесоматериалов с применением таблиц объемов», обязательность применения которой установлена Приказом ФТС России от 22.10.2007г. № 1291 «О совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля круглых лесоматериалов», как и ГОСТ Р 52117-2003 устанавливается погрешность результата измерений объема древесины, выполненного по ГОСТ 2292-88 и ГОСТ 2708-75, равная +(-) 8%.

В соответствии с пунктом 1.2 Методики результаты измерений объема лесоматериалов используются с указанием «приписанной характеристики погрешности измерений», приведенной в разделе 4 Методики.

В соответствии с пунктом 3.3 «приписанной характеристикой погрешности измерений» является установленная разделом 4 характеристика погрешности любого результата совокупности измерений, полученного с соблюдением правил Методики.

Разделом 4 Методики установлено, что пределы относительной погрешности измерения объема партии круглых неокоренных лесоматериалов с корой и без коры (при количестве бревен в партии от 50 шт. и более) при поштучном измерении с применением таблиц объемов по ГОСТ-2708 с вероятностью 0,95 не превышают +/- 8%.

Пунктом 13.1. Методики установлено, что «При возникновении между сторонами разногласий по результатам измерений объема бревен, полученным по данной Методике, на величину, не превышающую приписанной данной Методикой относительной погрешности +/- 8%, за результат измерений объема может быть принят любой из полученных результатов (по согласованию сторон)».

Таким образом, в настоящем случае при действительном расхождении измерений объемов лесопродукции, проведенными ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» и Амурской таможней, всего на 2,34% оба результата являются верными.

Довод таможенного органа о расхождении не только между фактическим и заявленным объемом лесопродукции, но и в фактическом количестве бревен (количество штук) подлежит отклонению, поскольку для целей таможенного контроля при перемещении лесопродукции через границу используется измерение объема бревен, а не их поштучного количества.

Согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд, исследовав доказательства, представленные таможенным органом в обоснование своих возражений, пришел к выводу об отсутствии достаточных данных, указывающих на наличие в действиях общества события и состава вмененного административного правонарушения, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с часть 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Анализ вышеуказанных нормоположений в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет сделать вывод, что у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» к административной ответственности по части 1 статьи 16.2. КоАП РФ и применения конкретной меры ответственности, в связи с чем, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требование закрытого акционерного общества «РОСТЭК-Хабаровск» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Амурской таможни от 17.11.2011г. № 10713000-120/2011 о привлечении закрытого акционерного общества «РОСТЭК-Хабаровск» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак