АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-14523/2012
09 апреля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 09.04.2013г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.С. Лашуня,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Хехцир»
об оспаривании постановления Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 30.10.2012г. № 152,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры,
В судебное заседания явились:
от заявителя – директор ФИО1, действующая на основании приказа от 25.02.2011г. №5;
от Главного контрольного управления – ФИО2, действующий на основании доверенности от 29.01.2013г. № 01-29-633;
от прокуратуры – ФИО3, действующая по служебному удостоверению ТО № 126772 от 02.07.2012г.; ФИО4, действующий по служебному удостоверению ТО № 126541 от 29.10.2012г.
Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Хехцир» (далее – ООО «Хехцир», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Хабаровского края (далее – административный орган) № 152 от 30.10.2012г., которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением от 26.02.2013г. арбитражный суд, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), произвел замену Министерства природных ресурсов Хабаровского края на его правопреемника - Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Хабаровская межрайонная природоохранная прокуратура.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 03.04.2013г. по 09.04.2013г.
В заседании суда представитель заявителя на требовании настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края против удовлетворения заявленного требования возражал, позицию обосновал согласно отзыву на заявление.
Представители прокуратуры с заявленным требованием не согласились, полагают, что факт административного правонарушения и вина Общества полностью доказаны и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
В ходе судебного разбирательства суд
УСТАНОВИЛ:
ООО «Хехцир», расположенное по адресу: 680504, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 08.12.2005г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 1052701044131, ИНН <***>.
Основным видом деятельности ООО «Хехцир» является реализация продуктов питания.
В целях осуществления указанного вида деятельности ООО «Хехцир» использует торговый павильон площадью 23,2 кв.м., расположенный в п. Хехцир Хабаровского муниципального района, по ул. Железнодорожная, 1 А.
16.07.2012г. в 16 час.00 мин. старшим помощником прокурора Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО3 совместно с главным специалистом отдела государственного экологического контроля и ГЭЭ Департамента Росприроднадзора по ДФО ФИО5, на основании обращения Главы Хабаровского Муниципального района об обнаружении несанкционированных свалок бытовых отходов на территории, прилегающей к автодороге «Уссури М-60» и территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района, проведена проверка исполнения хозяйствующими субъектами, расположенными на территории Хабаровского района, природоохранного законодательства, в результате которой в деятельности ООО «Хехцир» выявлены нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления.
Проверкой установлено, что в процессе деятельности ООО «Хехцир», осуществляемой в торговом павильоне, расположенном по ул. Железнодорожная, 1«А» в п. Хехцир, образуются различные виды отходов, различного класса опасности.
На момент проверки при осмотре места для сбора отходов на территории ООО «Хехцир» установлено, что Обществом не соблюдаются требования временного хранения отходов на открытых площадках, а именно: твердые бытовые отходы (далее – ТБО) собираются в 2 металлические бочки, а также в металлический бак, при этом площадки, отведенные под ТБО, не оборудованы: нет бетонированного покрытия под емкостями, емкости не подписаны, переполнены, отходы складируются вокруг бочек и бака, кроме того, в баке обнаружены сожженные отходы.
Также установлено, что в нарушение статей 11, 18, 19 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» Обществом не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
26.09.2012г. Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором Губановым Д.В. по факту выявленного нарушения в отношении ООО «Хехцир», в присутствии директора Общества ФИО1, возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее постановление.
Постановление с материалами проверки направлено в Министерство природных ресурсов Хабаровского края для рассмотрения по существу.
30.10.2012г. государственным инспектором Хабаровского края по охране природы ФИО2 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в присутствии законного представителя ООО «Хехцир» – директора ФИО1, вынесено постановление № 152, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного вышеназванной нормой, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ), под требованиями в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе ряда принципов, включая презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, ответственности за несоблюдение законодательства в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления, Закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления, под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Как следует из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления:
- обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
- накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;
- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 11 Закона № 89-ФЗ, юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу частей 1, 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичное правило установлено и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в силу которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно требованиям пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» от 30.04.2003 г. № 80, при временном хранении отходов на открытых площадках без тары (навалом) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» сжигание отходов производства и потребления без специальных установок запрещено.
Судом по материалам дела установлено, что ООО «Хехцир» осуществляет деятельность, связанную с реализацией продуктов питания. В целях осуществления указанного вида деятельности ООО «Хехцир» использует торговый павильон площадью 23,2 кв.м., расположенный по адресу: <...>.
Как установлено проверкой, проведенной 16.07.2012г. Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с сотрудником отдела государственного экологического контроля и ГЭЭ Департамента Росприроднадзора по ДФО, в процессе хозяйственной деятельности ООО «Хехцир», осуществляемой в вышеуказанном торговом павильоне, образуются различные виды отходов, различного класса опасности, в том числе: смет с территории, мусор (отходы) от бытовых торговых помещений не сортированный, подобный коммунальным отходам (пластиковые бутылки, картонные коробки, бумага), относящиеся к 4 классу опасности.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, ООО «Хехцир» при осуществлении своей хозяйственной деятельности, в результате которой образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.
На момент проверки при осмотре места для сбора отходов на территории ООО «Хехцир» установлено, что Обществом не соблюдаются требования временного хранения отходов на открытых площадках, а именно: твердые бытовые отходы собираются в 2 металлические бочки, а также в металлический бак, при этом, площадки, отведенные под ТБО, не оборудованы: нет бетонированного покрытия под емкостями, емкости не подписаны, переполнены, отходы складируются вокруг бочек и бака, кроме того, в баке обнаружены сожженные отходы, что свидетельствует о нарушении Обществом требований пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Директор ООО «Хехцир» ФИО1, отрицая факт принадлежности Обществу двух металлических бочек, обнаруженных проверяющими в ходе осмотра спорной территории, тем не менее, в своих пояснениях по делу об административном правонарушении от 26.09.2012г., а также в судебном заседании не оспаривала факт наличия на территории, прилегающей к торговому павильону, металлического бака, установленного Обществом для сбора мусора, образующегося от деятельности юридического лица, а также для мусора, складируемого в бак проходящими мимо дачниками. Также директор ФИО1 пояснила, что образовавшиеся от реализации продуктов питания отходы (в виде картонных коробок, пластиковых бутылок, упаковок от сигарет, полиэтилена от пива), в связи с отсутствием заключенного договора на вывоз мусора, в течение месяца копятся и складируются Обществом в мешки, которые размещаются возле металлического бака, а затем вывозятся на свалку силами самого Общества. Также директор ООО «Хехцир» не оспаривала тот факт, что Общество не вело учет образовавшихся отходов и не представляло в уполномоченные органы исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
При изложенных выше обстоятельствах, суд полагает доказанным факт несоблюдения ООО «Хехцир» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления в виде временного складирования (накопления) отходов, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, в силу статьи 8.2 КоАП РФ, влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельства вменяемого Обществу правонарушения подтверждаются, в частности, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.09.2012г., служебной запиской по участию в проведении проверки, составленной главным специалистом-экспертом ФИО5, фототаблицей к служебной записке, объяснением директора ФИО1 от 26.09.2012г., пояснениями участников процесса.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суд считает доказанной вину юридического лица в совершении вменяемого ему правонарушения, поскольку у Общества имелась реальная возможность для соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом следует отметить, что устранение выявленных в ходе проверки нарушений, не свидетельствует об отсутствии самого факта события административного правонарушения. Принятие мер по устранению данных нарушений является способом устранения нарушения законодательства и не может служить основанием для освобождения правонарушителя от административной ответственности. Данное обстоятельство могло быть учтено только при определении размера наказания.
Несостоятельна ссылка заявителя на статью 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Как указано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ, посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.
По своей юридической конструкции данный состав является формальным и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза охраняемым отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих правовых обязанностей при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.
Оценив, в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств Обществом не представлено.
Анализ вышеуказанных нормоположений в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, позволяют сделать вывод о доказанности факта совершения ООО «Хехцир» административного правонарушения и правомерности привлечения его к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 «Назначение административного наказания» КоАП РФ, в минимальном размере штрафной санкции, предусмотренном статьей 8.2 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено нарушений порядка и срока привлечения юридического лица к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Хехцир» об отмене постановления Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 30.10.2012г. № 152 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак