ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-14557/14 от 22.03.2016 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-14557/2014

04 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2016 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе:

судьи Никитиной Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Катковой Н.А.,

рассмотрел в заседании суда дело по иску Товарищества собственников жилья «Панькова 29Б»

к  Акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания»

об урегулировании разногласий по договору от 01.05.2014 №3/1/04314/5456

В присутствии:

от истца – не явились;

от ответчика – от ОАО «ДГК» – ФИО1, по доверенности от 05.11.2014 №51/607.

Предмет спора.

Товарищество собственников жилья «Панькова 29Б» (далее – истец, ТСЖ «Панькова 29Б») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием к Акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – ответчик, АО «ДГК») об урегулировании разногласий, по договору от 01.05.2014 №3/1/04314/5456  теплоснабжения  жилого фонда Управляющей организации, приняв условия преамбулы, пунктов 1.1, 2.1.8, 3.1.17, 4.5, 6.1, 6.6, 7.2. в редакции ТСЖ «Панькова 29Б», исключив из текста договора п. 3.1.12, 3.1.19, 3.2.1, 3.2.6, 6.3, 6.4, 6.5, 6.7, 6.8, 7.6. Также истец заявил требование об обязании заключить агентский договор, ввиду принятия собственниками помещений решения о расчетах напрямую собственниками с ресурсоснабжающей организацией при наделении ее функцией агента по сбору платежей, заключенному с исполнителем коммунальных услуг.

Решением суда от 16.02.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015, урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора. В остальной части требований отказано.

Постановлением  Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.09.2015  отменено  решение  от 16.02.2015 и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015. Дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении, истец  в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  уточнил заявленные требования, просит урегулировать разногласия  на условиях предложенных ТСЖ «Панькова  29Б»  в протоколе  разногласий  от 20.01.2016 года (т.2 л.д. 87-89):

по тексту договора именовать ТСЖ «Панькова 29Б»  как «Исполнитель»,

из пункта 1.1 исключить слово «оплачивать»,

пункт  2.1.8 изложить  в редакции «… не менее  чем за 48 часов – при  проведении внеплановых ремонтов, сроки которых могут быть предусмотрены заранее …»,

пункт 3.1.17 дополнить «… при условии заблаговременного согласования времени»,

из пункта  3.2.1  исключить  второе и третье предложение пункта,

из пункта  6.1.  исключить  последнее предложение,

пункт 6.3.  изложить «…на расчетный счет РСО потребителями» Второе предложение исключить. Дополнить: «внесение  платы в РСО признается выполнением  собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального  найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом  собственников жилья, которое отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества»,

пункт 6.4 исключить,

пункт 6.5 исключить  слово «окончательный»,

пункт 6.6  изложить «РСО направляет  исполнителю счет-фактуру и акт на сумму сверхнормативного общедомового потребления,

пункт 6.7 исключить,

пункт 7.6 исключить.

Дополнить раздел договора «РСО обязуется» пунктами:

2.1.10 «Осуществлять деятельность  по получению показаний  индивидуальных  приборов учета горячей воды, в соответствии с которыми производится расчет за потребленную горячую воду потребителями»,

2.1.11   «Определять  объем тепловой энергии и (или) горячей воды, в том числе  потребленной при использовании общего имущества многоквартирного дома потребителями и размер платы за потребленную тепловую энергию и (или) горячую воду для каждого потребителя в порядке и на условиях установленных действующим законодательством»,

2.1.12  «Осуществлять действия в отношении собственников нежилых помещений по определению стоимости, предъявлению к оплате, получению платы и взысканию задолженности за тепловую энергию, в том числе потребленную при использовании общего имущества в многоквартирном доме,

2.1.13  «Формировать, печатать и направлять потребителем первичные учетные документы (счета-квитанции, счета на оплату, счета-фактуры, акты приема-передачи») по тепловой энергии и (или) горячей воде, потребленной в том числе и при  использовании общего имущества  многоквартирного дома»,

2.1.14   «Осуществлять действия по сбору  платежей от потребителей по договору на управление  многоквартирным домом в части оплаты за коммунальную услугу – тепловая  энергия и (или) горячая вода»,

2.1.15   «Осуществлять взыскание  с потребителей в досудебном порядке задолженности за коммунальную услугу – тепловую энергию и (или) горячую воду, в том числе штрафные санкции в порядке, предусмотренном действующим законодательством. РСО вправе передать данную функцию исполнителю, выдав доверенность на право  взыскания задолженности с потребителей в досудебном и судебном порядке»,

2.1.16  «Полученные от потребителей денежные средства за тепловую энергию и (или) горячую воду, в том числе потребленную при использовании общедомового имущества, направлять в счет оплаты стоимости тепловой  энергии и (иди) горячей  воды ТСЖ «Панькова 29Б» по договору теплоснабжения жилого фонда Управляющей организации № 3/1/04314/5456 от 01.05.2014 в течение 3-х дней с момента получения платежей от Потребителей»,

2.1.17    «Вести  прием потребителей по вопросам выставления оплаты за тепловую  энергию и (или) горячую воду»,

2.1.18   «По окончании расчетного месяца РСО формирует отчет о принятой оплате для ТСЖ «Панькова 29 Б» с учетом назначения платежа, полученного от  кредитных организаций из платежных документов»,

2.1.19   «Направлять ТСЖ «Панькова 29Б» перечень потребителей, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате тепловой энергии и (или) горячей воды для введения ограничения предоставления коммунальной  услуги – горячее водоснабжение в порядке, установленном действующим законодательством».

Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.

В обоснование заявленных требований  ТСЖ «Панькова 29Б», ссылается  на п.27 Постановления  Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124, на то, что собственниками спорного МКД на общем собрании принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в РСО, а также полагает, что при наличии такого решения собственников, ответчик обязан осуществлять сбор денежных средств с потребителей, выставлять к оплате счета, производить расчеты и определять стоимостную величину потребленных коммунальных ресурсов.

Суд установил:

В управлении ТСЖ «Панькова 29Б» находится многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>.

27.04.2014 на общем собрании собственников помещений МКД по ул. Панькова 29Б принято решение о том, что потребители вносят плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающие организации с 01.05.2014 с предоставлением последними функций по сбору и начислению платы за коммунальные услуги, что отражено в протоколе № 3 (вопрос № 5).

24.05.2014 на общем собрании собственников помещений МКД по ул. Панькова 29Б, проведенного в форме заочного голосования принято решение о том, что  потребители вносят плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию  ОАО  «Дальневосточная генерирующая компания» за тепло (отопление) и горячую воду с 01.05.2014 года.

ТСЖ «Панькова 29Б» письмом от 16.05.2014 поставило в известность АО «ДГК» о решении собственников в части порядка расчетов с ресурсоснабжающей организацией.

Согласно полученному ТСЖ «Панькова 29Б» ответу от 29.05.2014 ОАО «ДГК»  представило проект договора теплоснабжения для подписания.

ТСЖ «Панькова 29Б» письмом от 10.06.2014 отказалось подписать представленный договор.

Изложенные обстоятельства послужили  основанием для обращения ТСЖ «Панькова 29Б» в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Представители истца настаивают на требованиях и просят  урегулировать разногласия на условиях предложенных ТСЖ  в протоколе  разногласий  от  20.01.2016 года (т.2 л.д. 87-89).

Выслушав представителей, исследовав материалы дела, суд находит заявление  подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным, отказ коммерческой организации от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить соответствующие работы не допускается.

В соответствии с пунктом 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В этом случае условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).

В силу правил статьи 421 ГК РФ условия договора определяются сторонами, за исключением случаев, когда соответствующее условие предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст. 135 ЖК РФтовариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1). Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3).

Как следует из материалов дела, в управлении ТСЖ «Панькова 29Б» находится многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>.

Поскольку истец является исполнителем коммунальных услуг, то к отношениям сторон подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила №354), Правила обязательные при заключении управляющей компанией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124), Жилищный кодекс Российской Федерации.

Согласно п.13 Правил № 354  предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.  Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих  Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно п.2  Правил №354  «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «потребитель» - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

 В преамбуле договора  и по тексту ТСЖ именуется как «Потребитель».

 Ответчик  согласен именовать  ТСЖ по тексту договора «Исполнитель».

С учетом позиции сторон, понятий, используемые в Правилах №354 суд признает обоснованной   позицию истца и необходимым именовать ТСЖ «Панькова 29Б» как «Исполнитель».

П.1.1. в редакции ресурсоснабжающей организации изложен «РСО обязуется подавать Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и (или) теплоноситель, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объёме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, соблюдать режим их потребления, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования».

Истец настаивает на исключении из текста  слова «Оплачивать». Предлагает формулировку «РСО обязуется подавать Исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию и (или) теплоноситель, а Исполнитель обязуется принимать тепловую энергию и теплоноситель в объёме, сроки и на условиях, предусмотренных  настоящим договором, соблюдать режим  их потребления, а также обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и  исправность используемых им приборов и оборудования»

Суд отклоняет  довод истца о том, что  ТСЖ не является обязанным лицом по оплате поставленной тепловой энергии.

То обстоятельство, что потребители (жильцы) приняли решение об оплате потребленных энергоресурсов непосредственно ответчику не освобождает ТСЖ от оплаты поставленного в жилой дом ресурса в целом, так как внесение собственниками и нанимателями платы за отопление непосредственно ресурсоснабжающей организации означает исполнение ими этой обязанности перед исполнителем коммунальных услуг.

Поскольку законодательством исполнитель коммунальных услуг не освобождается от оплаты поставленного в жилой дом ресурса в целом, суд принимает п.1.1. в редакции ресурсоснабжающей организации.

П.2.1.8.  в редакции ресурсоснабжающей организации «Уведомлять Потребителя о начале и продолжительности перерывов подачи тепловой энергии и теплоносителя:

не менее чем за 10 рабочих дней - при проведении плановых испытаний и ремонтных работ, путем размещения указанной информации в официальных СМИ;

не менее чем за 12 часов - при проведении внеплановых ремонтов, сроки проведения которых могут быть предусмотрены заранее;

немедленно после ограничения или прекращения подачи тепловой энергии и теплоносителя - в случае аварийной ситуации.

Начало и продолжительность плановых испытаний и ремонтных работ определяются графиком, согласованным с органом местного самоуправления.»

Истец не согласен с уведомлением за 12 часов - при проведении внеплановых ремонтов, сроки проведения которых могут быть предусмотрены заранее, полагает, что обоснованным является срок 48 часов.

Порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям, а также общие положения об ограничении и прекращении подачи тепловой энергии потребителям предусмотрены разделом VI Правил № 808, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», пунктами 76-91 названных Правил.

 Согласно п.79 Правил № 808 Срок начала ограничения и срок прекращения подачи тепловой энергии устанавливается договором теплоснабжения

В соответствии с пунктом 81 Правил № 808 в случае если проведение ремонтных работ на тепловых сетях или источниках тепловой энергии невозможно без ограничения режима потребления потребителей, теплоснабжающая организация в порядке, установленном договором теплоснабжения, уведомляет потребителя о проведении таких работ. В указанном договоре также устанавливаются порядок согласования теплоснабжающей организацией и потребителем сроков проведения ремонтных работ, ответственность теплоснабжающей организации за неисполнение порядка согласования и превышение согласованных сроков ограничения режима потребления, а также ответственность потребителя за действия (бездействие), препятствующие проведению ремонтных работ.

Из содержания названной нормы не следует, что необходимость согласования с потребителем проведения ремонтных работ, если это приведет к ограничению режима потребления теплоэнергии, должна быть предусмотрена нормами права.

 Ответчиком предусмотрено плановое отключение  при уведомлении за 10 дней,  немедленное отключение при аварийных ситуациях, что соответствует подп.б) п. 117 Правил № 354.

 Уведомление за 12 часов предусмотрено для случая необходимого ремонта не в аварийном и не плановом режимах.

Поскольку ремонтные работы планируются ответчиком с учетом технической возможности сетей, срок уведомления о проведении  внеплановых работ нормативно не  установлен, суд исходит из установления минимального  времени уведомления за 12ч. с учетом  целесообразности отключения теплоснабжения,  исходя из обычно предусмотренного срока в договорах ответчиком. Каких-либо обоснований предлагаемого срока 48 часов истцом не представлено.

 Суд считает возможным принять редакцию ответчика,  поскольку это не нарушает прав истца, обеспечивает баланс интересов  обеих сторон договора и предоставляет разумное время для оповещения собственников.

П.3.1.17. в редакции ресурсоснаюжающей организации: «Осуществлять беспрепятственный допуск представителей РСО к расчетным приборам учета, ко всем ТПС для контроля режима теплопотребления и снятия контрольных показаний, с участием представителя Потребителя».

 Истец просит включить предложение  «при условии заблаговременного уведомления».

  Существенным условием договора ресурсоснабжения являются согласно  п.18 Правил № 124.

д) обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным;

е) обязанность исполнителя уведомлять ресурсоснабжающую организацию о сроках проведения исполнителем проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях комнатных приборов учета электрической энергии, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей ресурсоснабжающей организации участвовать в таких проверках;

 С учетом изложенного, суд считает обоснованным  п. 3.1.17. в редакции ресурсоснабжающей организации, поскольку предлагаемая истцом формулировка «при условии заблаговременного уведомления» не содержит конкретного порядка уведомления.

П.3.2.1. в редакции ресурсоснаюжающей организации: «Заявлять в РСО об ошибках, обнаруженных в расчетном документе. В случае неполучения информации от Потребителя об обнаруженных ошибках в течение 5 (пяти) рабочих дней смомента выставления ему расчетного документа, расчетный документ считается принятым и подлежащим оплате в установленный срок. Подача заявления об ошибке не освобождает Потребителя от обязанности оплатить в установленный срок расчетный документ, при этом корректировка производится в следующем расчетном периоде.»

  Истец настаивает на исключении второго и третьего предложения пункта.

  Ответчик согласен исключить второе предложение.

 Суд считает возможным исключить второе предложение, поскольку в силу ст. 544 ГК РФ  оплата производится за фактически принятое количество  энергии в соответствии с данными учета энергии, а наличие ошибки является основанием для корректировки.

П.6.1. в редакции ресурсоснаюжающей организации : «Расчет стоимости потребленной тепловой энергии и теплоносителя за расчетный период производятся за объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, определенный в соответствии с условиями настоящего Договора, по тарифу, установленному на основании постановлений или решений уполномоченного органа исполнительной власти Субъекта РФ. В стоимость потребленной тепловой энергии и теплоносителя включается сумма налога на добавленную стоимость. В случае отсутствия тарифов, утвержденных регулирующим органом, цена по договору устанавливается согласно калькуляционной стоимости.»

Истец просит исключить последнее предложение.

Ответчик  согласен с исключением последнего предложения.

С учетом позиций сторон  из п.6.1. последнее предложение подлежит исключению  из текста договора.

П.6.3 в редакции ресурсоснаюжающей организации: «Расчет за потребленную тепловую энергию и теплоноситель осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет РСО. При этом Потребитель не позднее I рабочего дня, следующего за днем поступления платежей в счет оплаты отопления и горячего водоснабжения от собственников и пользователей помещений в жилом фонде, находящемся в управлении Потребителя, производит перечисление в пользу РСО».

Истец предлагает пункт 6.3.  изложить «Расчет за потребленную тепловую энергию и теплоноситель осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет РСО потребителями». Второе предложение исключить. Дополнить: «внесение  платы в РСО признается выполнением  собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального  найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внемению платы за коммунальные услуги перед товариществом  собственников жилья, которое отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества».

По мнению суда, истец нормативно и документально не обосновал обязательность включения в договор пункта 6.3 в предложенной им редакции.

Согласно п. 27 Постановления № 124, в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматривается порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;

Указанный пункт суд считает необходимым изложить в редакции ресурсоснабжающей организации, так как предложенная истцом редакция не соответствует п. 27 Правил № 124.

 П.6.4. в редакции ресурсоснаюжающей организации «Размер платежа, причитающегося к перечислению в пользу РСО, определяется Потребителем в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012г. № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».

 Истец требует исключить со ссылкой на прямые расчеты собственниками.

Согласно п.2. Постановления  Правительства РФ от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» Настоящий документ не применяется при осуществлении расчетов за те виды коммунальных услуг, которые предоставлены в жилые и нежилые помещения и в отношении которых в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

 Согласно п.3.  указанного постановления Расчеты за ресурсы, поставленные для предоставления коммунальных услуг на общедомовые нужды в многоквартирном доме, осуществляются в соответствии с настоящим документом, если иное не определено в договоре ресурсоснабжения.

Таким образом принятие решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям не исключает обязанности истца руководствоваться постановлением в части  общедомовых нужд в многоквартирном доме.

 В связи с чем указанный пункт договора подлежит изложению в редакции ответчика.

П.6.5. в редакции ресурсоснаюжающей организации: «Окончательный расчет за потребленную тепловую энергию и теплоноситель производится до 15 числа месяца следующего за расчетным периодом. Датой оплаты потребленной тепловой энергии и теплоносителя считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет РСО.»

Истец требует исключить слово «Окончательный» со ссылкой на прямые расчеты с собственниками.

В соответствии с пп. «л» п. 3 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, если в многоквартирном доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем, в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 25 Правил, определяется как разность между объемом коммунального ресурса, определенным за расчетный период по показаниям такого прибора учета, и объемом коммунальных услуг, определенным за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета; объемом коммунальных услуг, определенным за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг в случаях и в порядке, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; расчетным объемом коммунальных услуг в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета. При этом расчетный объем коммунальных услуг определяется в согласованном сторонами порядке с учетом положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Согласно абз. 3 п. 25 Правил № 124 при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

  Поскольку законодательством исполнитель коммунальных услуг не освобождается от оплаты поставленного в жилой дом ресурса в целом, суд принимает п.6.5. в редакции ресурсоснабжающей организации.

 П.6.6. в редакции ресурсоснаюжающей организации: «Для своевременного проведения расчетов за потребленную тепловую энергию и (или) теплоноситель Потребитель обязан ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом, получить в РСО (по адресу…­­­­­­­­ ) счет-фактуру и акт приема-передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя в расчетном периоде. Указанные документы выдаются на руки под роспись, лицу, являющемуся ответственным по настоящему Договору, либо лицу, имеющему доверенность на получение счета-фактуры и актов приема-передачи тепловой энергии и теплоносителя. Потребитель должен в течение 3 (трех) рабочих дней подписать акт приема-передачи тепловой энергии и теплоносителя и возвратить второй экземпляр в РСО либо предоставить мотивированный отказ от признания факта потребления указанного в Акте количества тепловой энергии и теплоносителя полностью или в части. В случае отказа от признания потребления указанного в Акте количества тепловой энергии и теплоносителя в части. Потребитель оплачивает в установленный настоящим договором срок стоимость признаваемого количества потребленной энергии и теплоносителя. Порядок оплаты оспариваемой части определяется соглашением сторон, а в случае недостижения такого соглашения - в судебном порядке. В случае неполучения или не возврата Потребителем акта приема-передачи тепловой энергии и теплоносителя в указанный срок такой акт считается согласованным Сторонами.

 Истец настаивает на изложении пункта в следующей редакции: «РСО направляет исполнителю счет-фактуру и акт на сумму сверхнормативного общедомового потребления».

П.п. «е» п. 31 Правил №354 предусмотрено, что исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого  прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых) индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета не менее 3 лет.

 Согласно п.  66 Правил № 354 Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. (п.67 Правил № 354).

Согласно п.8. Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» В течение 10 рабочих дней по окончании расчетного периода исполнитель и ресурсоснабжающие организации осуществляют в порядке, предусмотренном договором ресурсоснабжения, обмен информацией о платежах исполнителя и платежах потребителей за истекший расчетный период. Информация о платежах потребителей предоставляется с указанием плательщика, размера полученных средств и периода, за который произведена оплата (если указанный период представляется возможным установить по платежному документу).

Рассмотрев данные разногласия, суд  приходит к выводу, что  редакция ответчика соответствует   вышеуказанным нормам,  в связи с чем  суд полагает возможным  п.6.6.  изложить в редакции ресурсоснабжающей организации с указанием адреса  <...>.

 П.6.7. в редакции ресурсоснаюжающей организации «При оплате стоимости потребленной тепловой энергии и теплоносителя платежными поручениями Потребитель определяет назначение платежа в котором указывает: за какой вид продукции производится оплата (тепловая энергия и (или) теплоноситель), дату и номер договора теплоснабжения, дату и номер выставленного РСО счета-фактуры, период, за который производится оплата. В случае не указания назначения платежа, полученная сумма направляется РСО на погашение задолженности в порядке календарной очередности (на самую раннюю неоплаченную счет-фактуру), а при отсутствии задолженности - зачисляется в качестве аванса в счет будущих периодов потребления».

Истец настаивает на исключении указанного пункта.

Согласно п.5.3.Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П) (ред. от 29.04.2014) Реквизиты, форма (для платежного поручения на бумажном носителе), номера реквизитов платежного поручения установлены приложениями 1 - 3 к настоящему Положению.

 Подробно  изложение формы и содержания платежного документа предусмотрено п.70-71 Правил № 354.

 Указанные в п.6.7. в редакции ресурсоснаюжающей организации необходимые для заполнения реквизиты не противоречат указанному Положению  и Правил № 354.

 В связи с чем, суд  не усматривает оснований для исключения указанного пункта.

П.7.6.в редакции ресурсоснаюжающей организации «Потребление тепловой энергии и теплоносителя Потребителем, не получившим в установленном порядке Акт (паспорт) готовности к работе в отопительный период, считается бездоговорным пользованием. При этом РСО вправе прекратить подачу тепловой энергии и теплоносителя и взыскать с Потребителя стоимость потребленной тепловой энергии и (или) теплоносителя».

Истец настаивает на исключении указанного пункта.

Согласно  Приказу Госстроя РФ от 21.04.2000 № 92 «Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации»  извещение теплоснабжающей организации об отключении и ремонте тепловых сетей и теплопотребляющих установок при их повреждении с указанием причин и времени отключения, при аварийном прекращении циркуляции сетевой воды в системе теплоснабжения при нулевой или отрицательной температуре наружного воздуха по согласованию с теплоснабжающей организацией дренирование сетевой воды из систем теплопотребления для предотвращения ее замерзания; включение отремонтированных систем теплопотребления или их отдельных частей после планового (летнего) ремонта, а также новых объектов только с разрешения теплоснабжающей организации при наличии акта готовности или акта приемки комиссией.

 В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О теплоснабжении» Проверке готовности к отопительному периоду подлежат: в т.ч. потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

Следовательно без оформления акта проверки готовности объекта теплоснабжающей организацией включение системы теплопотребления не допускается.

С учетом изложенного, п.7.6. подлежит  изложению в редакции ресурсоснабжающей организации.

Истец настаивает на дополнении договора  раздел «РСО обязуется» пунктами 2.1.10, 2.1.11, 2.1.12, 2.1.13, 2.1.14, 2.1.15, 2.1.16, 2.1.17, 2.1.18, 2.1.19, ссылаясь на пункт 27 Правил № 124 и на то, что собственники  МКД  приняли  решение вносить плату напрямую ресурсоснабжающим организациям, что подтверждается протоколом.

Согласно пункту 27 Правил № 124, в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:

а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;

б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;

в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;

г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;

д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.

 Оценив предложенные истцом редакции  пунктов 2.1.10, 2.1.11, 2.1.12, 2.1.14, 2.1.15, 2.1.16, 2.1.17, 2.1.18, 2.1.19  суд приходит к следующему.

Согласно подпункту "г" пункта 31 Правил № 354 управляющая компания (исполнитель) обязана производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Пунктом 31 Правил № 354 предусмотрена обязанность исполнителя при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет ("е"); осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета) ("е1"); принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях ("ж").

В силу пункта 67 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

В платежном документе указываются, в том числе: наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет; указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами (подпункты "б" - "г" пункта 69 Правил № 354).

Таким образом, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги, производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, принимать показания ИПУ и вправе требовать от потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги. Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги.

Пунктом 66 Правил № 354 установлено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги установлена Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 155), подпунктом "и" пункта 34 Правил № 354.

Согласно ст. 9 Правил №354, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:

а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом;

б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив.

Жителями МКД избрана форма управления в виде ТСЖ «Панькова 29Б».

С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом ТСЖ собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.

ТСЖ автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).

Заключение ТСЖ соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.

Указанные выводы подтверждены  в Определении  Верховного суда РФ  от 06.07.2015 №310-КГ 14-8259.

Из смысла абзаца 3 пункта 25 Правил № 124 следует, что если общее собрание собственников помещений приняло решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, то оплата коммунального ресурса осуществляется следующим образом: 1) путем внесения потребителями в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и случаях, установленных Жилищным кодексом РФ, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирном жилом доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды; 2) путем внесения исполнителем (ответчиком) до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

В соответствии с пунктом 64 № 354, потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении. Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Таким образом, действующее законодательство допускает внесение потребителями коммунальных платежей непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

Правоотношения потребителей с ресурсоснабжающей организацией правомерны только при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений. Выбор собственниками помещений в многоквартирном доме возможности вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию не освобождает исполнителя коммунальных услуг от обязанности оплатить потребленную энергию в части, не оплаченной собственниками помещений в многоквартирном доме.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 № 5614/13, в котором указано, что в случае выбора в качестве способа управления многоквартирным жилым домом управление кооперативом отсутствуют основания для отказа во взыскании с этого кооператива как управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг задолженности за поставленный в жилой дом коммунальный ресурс (как в жилые, так и в нежилые помещения) независимо от того, оплачивают ли граждане соответствующие ресурсы исполнителю коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организации.

В данном случае, поставляя коммунальную услугу, исполнитель, каковым в данном случае является ТСЖ, обязано оплатить тепловую энергию, поставленную в жилой дом.

Непосредственное получение ресурсоснабжающей организацией платы с жильцов за тепловую электроэнергию, потребленную ими в жилых помещениях (пункт 27 Правил № 124), не меняет схему правоотношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, не освобождает последнего от обязанности оплатить весь объем электроэнергии, поступивший в многоквартирный жилой дом, и не лишает управляющую компанию права взыскать задолженность за коммунальную услугу по электроснабжению с потребителя (жильца).

Плата за энергию, перечисленная жильцами, подлежит учету при расчете исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации.

Ресурсоснабжающая организация обязана принимать исполнение обязательства абонента от третьих лиц - потребителей коммунальных услуг.

Внесение гражданами платы за коммунальные услуги напрямую АО «ДГК» означает, что обязательство ТСЖ перед ресурсоснабжающей организацией исполняется третьими лицами в соответствии со статьей 313 ГК РФ.

В предусмотренных законом случаях обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства, однако за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, отвечает должник, если законом не установлено иное (статья 403 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем, право собственников и пользователей помещений вносить плату за оказанные коммунальные услуги непосредственной ресурсоснабжающей организации не означает, что изменяется состав сторон и их ответственность в обязательстве по оказанию коммунальных услуг между исполнителем и потребителем или в обязательстве по приобретению коммунальных ресурсов между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, поэтому, если собственники и наниматели помещений не внесли ресурсоснабжающей организации в полном объеме плату за оказанные коммунальные услуги, то последняя вправе требовать оплаты поставленных коммунальных ресурсов от исполнителя коммунальных услуг.

Закрепление решением этого общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.

Исходя из положений части 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 313, 403 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что у ресурсоснабжающей организации отсутствует право требовать оплаты и взыскивать непосредственно с потребителей плату за коммунальные услуги. Правоотношения у ресурсоснабжающих организаций возникают исключительно с управляющей организацией, и предъявлять иски о взыскании долга ресурсоснабжающая организация уполномочена только к исполнителю коммунальных услуг.

Следовательно, ответчик признается лишь получателем платы, но не вступает в обязательственные отношения непосредственно с потребителями коммунальной услуги, а значит, не имеет права предъявлять иски о взыскании задолженности, принимать иные меры воздействия на должников (взыскивать пени, ограничивать предоставление коммунальных услуг), поскольку указанные полномочия реализует ТСЖ, как управляющая организация и как кредитор в обязательстве потребителя по внесению платы.

Суд  принимает доводы ответчика о том, что предложенная ТСЖ «Панькова 29Б» редакция раздела «РСО обязуется» не основана на нормах Правил № 124, Правил №354, ЖК РФ, где, в частности обязанность ресурсоснабжающей организации по начислению и сбору платежей с населения (в том числе и в случае принятия решения собственниками об оплате за коммунальные услуги не посредственно в РСО) не предусмотрена.

В любом случае, ответчик обязан принять оплаты непосредственно от граждан (и зачесть их в счет оплаты ТСЖ), но требование (об оплате) в силу закона имеет право выставить ТСЖ, указав реквизиты ответчика для того, что собственники имели возможность по реализации своего права произвести оплату непосредственно в РСО.

При этом законом предусмотрена обязанность принятия платежей, а не обязанность по выставлению требований к их уплате.

Следует отметить, что  требования  пункта 27 Правил №124 отражены  в дополнительном соглашении.

Так, АО «ДГК» (23.10.2015), в целях урегулирования спора мирным путем, направило в адрес ТСЖ дополнительное  соглашение к договору  теплоснабжения жилого фонда Управляющей организации № 3/1/04314/5456 от 01.05.2014, включив  в него положения п.27 Постановления Правительства Российской Федерации №124 от 14.02.2012.

Следовательно, право собственников помещений  многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, по непосредственной оплате за коммунальный  ресурс  АО «ДГК» не нарушены.

Позиция истца в части возложения на ответчика обязанности по начислению и сбору платежей с жителей МКД, находящегося в управлении ТСЖ «Панькова 29Б», противоречит вышеуказанным нормативным актам.

С учетом изложенного требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора теплоснабжения от 01.05.2014 №3/1/04314/5456.

По тексту договора именовать ТСЖ «Панькова 29Б» как «Исполнитель».

Пункты 1.1., 2.1, 2.1.8., 3.1.17., 6.3, 6.4., 6.5., 6.7., 7.6.  изложить  в редакции ресурсоснабжающей организации.

П.6.6. изложить в редакции ресурсоснабжающей организации с указанием адреса: <...>.

Исключить из  п.3.2.1. второе предложение.

Исключить из п.6.1. последнее предложение.

В остальной части требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                             Т.Н.Никитина