ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-14722/2010 от 13.04.2011 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Хабаровск Дело № А73-14722/2010

«18» апреля 2011 г.

Резолютивная часть судебного акта объявлена 13.04.2011 г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Луговой И.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зажигалкиной К.С.

рассмотрел в судебном заседании суда первой инстанции дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Луссо»

к Государственному учреждению – Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал № 7)

о признании незаконным и отмене решения от 07.10.2010 г. № 341 «О непринятии расходов, произведенных страхователем –работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств полученных от отделения (филиала отделения) фонда на цели обязательного социального страхования»

При участии в судебном заседании:

от Общества – представители: Смелик Н.В. по дов. от 03.01.2011 г.., Чернецова Н.Б. по дов. № 1 от 03.01.2011 г., Ковалев Р.К. по дов. № 04/2011 от 08.04.2011

от ФСС – представитель Никулин С.Ю. по дов. № 71 от 29.12.2010 г.

В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, объявлялся перерыв с 12 по 13 апреля 2011 года.

установил:   Общество с ограниченной ответственностью «Луссо» (далее Общество и заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению – Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал №7) о признании незаконным и отмене решения от 07.10.2010 г. № 341 «О непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств полученных от отделения (филиала отделения) фонда на цели обязательного социального страхования».

Требования Общества обоснованы тем, что Общество подтвердило факт трудовых отношений с работниками и факт наступления страхового случая. В связи с чем, отказ в возмещении расходов со ссылками на необоснованное повышение заработной платы, является незаконным. Основанием к увеличению оплаты труда являлись в том числе, итоги аттестации работников, целесообразность и периодичность проведения которой относится к исключительной компетенции работодателя. Повышение заработной платы оформлено дополнительными соглашениями к трудовым договорам, приказами.

ФСС в отзыве и его представители в судебных заседаниях, требования Общества отклонили по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву. Согласно отзыву и пояснениям представителей, решение фонда о непринятии к зачету расходов на выше обозначенные пособия законно и обоснованно, поскольку по результатам проверки установлены обстоятельства, указывающие, что действия Общества направлены на умышленное создание условий для получения пособия в завышенном размере.

Судом   установлены следующие обстоятельства:

02.09.2010 г. ФСС было принято решение № 706 о проведении документальной выездной проверки в отношении ООО «Луссо» как страхователя с целью проверки расходов на цели обязательного социального страхования, произведенные страхователем –работодателем применяющим специальный налоговый режим в счет средств, полученных от филиала Фонда за период с 01.01.2007 г. по 30.12.2009 г.

По результатам проверки, проверяющим должностным лицом Фонда была составлена справка о проведении проверки от 06.09.2010 г. № 706с/с.

13.09.2010 г. оформлен акт проверки за № 706 с/с. Согласно акту проверка проведена выборочным методом по обоснованности расходов страхователя на выплату пособий по обязательному социальному страхованию (пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам; пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия по уходу за ребенком), а также на оплату путевок на оздоровление детей работников и иных расходов по обязательному социальному страхованию, предусмотренных бюджетом Фонда на соответствующий год и произведенных в порядке, установленном нормативными правовыми актами.

Проверкой установлено, что за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2009 г. были возмещены листки нетрудоспособности по беременности и родам: Савчук О.Д., Епифанцевой Ю.А., Трофимовой А.Е., Алипченковой Е.А., Былковой О.В., Кудряшовой Е.Ю., Бадановой К.П. Указав, что представленные к проверке документы имеют признаки исправлений, оформлены ненадлежащим образом (штатное расписание, приказы), и проанализировав основания и условия повышения заработной платы данным работникам и иным работникам, проверяющий пришел к выводу, что действия данной организации направлены на неправомерное возмещение сумм пособий по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, и предъявленные в завышенном размере подлежат возмещению в бюджет Фонда социального страхования.

Обществом были представлены возражения на акт проверки, к которым были представлены дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками, которым были осуществлены выплаты спорных пособий.

07.10.2010 г. ФСС приняло решение № 341 о непринятии в счет средств полученных от отделения (филиала) Фонда расходов, произведенных с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке в общей сумме 338 261 руб. 03 коп.

Не согласившись с таким действиями ФСС и полагая, решение № 341 от 07.10.2010 г. незаконным Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав   представителей участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Абзацем 3 статьи 1 Федерального закона № 165-ФЗ установлено, что обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, учитывающие, в том числе и случаи беременности и родов.

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 7 данного Закона страховым случаем признаются, в том числе, беременность и роды.

В силу п.7 ч.2 статьи 8 Федерального закона № 165-ФЗ, страховым обеспечением по данному виду обязательного социального страхования является пособие по беременности и родам.
  В соответствии с положениями статей 6, 9, 12 Федерального закона № 165-ФЗ на страхователей (работодателей) возложены соответствующие обязанности по выплате состоящим с ними в трудовых отношениях застрахованным лицам пособия по беременности и родам с последующим возмещением произведенных выплат за счет средств Фонда социального страхования РФ.

В спорный период (с 01.01.2007 по 31.12.2009 г.) отношения по обязательному социальному страхованию регулировались также нормами Федерального закона от 31.12.2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», утратившим силу с 01.01.2010 года в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ.

Федеральный закона № 190-ФЗ так же устанавливал общие начала порядка начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию, порядка уплаты страховых взносов отдельными категориями страхователей с последующим их возмещением за счет государства.

Так в соответствии со ст. 2 данного Закона исчисление пособия по временной нетрудоспособности, его назначение и выплата работникам, указанным в части первой настоящей статьи, осуществляются в соответствии с общими правилами,   установленными нормативными правовыми актами о пособиях по государственному социальному страхованию.

Выплата иных видов пособий по обязательному социальному страхованию работникам, указанным в части первой настоящей статьи, осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с федеральными законами  .

Общие правила назначения, исчисления, выплаты пособий по временной нетрудоспособности обозначены положениями Федерального закона № 255-ФЗ от 29.12.2006 г.

В соответствии с п.1 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по установленной форме и в определенном порядке (п.5 ст. 13).

Согласно п.1статьи 14 данного Закона № 255-ФЗ (в ред. Федерального закона №213-ФЗ от 24.07.2009г.), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

Иные виды пособия (порядок начисления, выплаты регулируются нормами и Федерального закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7, подпунктом 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" материнство является одним из видов социального страхования, страховым обеспечением которого является ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Частью 1 абзацем 2 статьи 13 Федерального закона № 81-ФЗ установлено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии со ст. 14 данного закона производятся лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, - лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, согласно пп.3 п.1 статьи 11  Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Как следует из вышеприведенных положений федеральных законов основаниями для начисления и выплаты пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет являются: наступление страхового случая, предоставление документов, подтверждающих страховой случай.

Как установлено в ходе судебного разбирательства Фондом социального страхования не оспаривается наступление документально подтвержденного страхового случая у семи работниц Общества, поскольку к проверке были предъявлены листки нетрудоспособности, свидетельства о рождении детей и т.п.

Фонд социального страхования не согласен с размером расходов, предъявленных Обществом к возмещению за счет средств бюджета фонда, в связи с чем, из предъявленной к возмещению суммы расходов по пособию по беременности и родам и пособию по уходу за ребенком до полутора лет - 741 999,82 руб., отказал в возмещении в общей сумме пособий в размере 338 261,03 руб.

Проанализировав доводы ФСС, документы представленные страхователем к проверке и в ходе судебного разбирательства, суд признает позицию Фонда обоснованной.

Так, при проведении выездной документальной проверки были предъявлены к возмещению суммы пособий по больничным листкам нетрудоспособности 7 рожениц, являющихся работниками Общества в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами.

1) Трудовой договор с Епифанцевой Ю.А.(ранее Зуй Ю.А.) был заключен 01.08.2005 г. для осуществления работы в должности бухгалтера в магазине по ул. Калараша, с установлением заработной платы в размере 6000 руб. согласно штатного расписания. (том 1 л.д. 115).

С 01.01.2007 г. директором Общества было утверждено новое штатное расписание, согласно которому оклад бухгалтеру установлен в размере 18000 руб.

Увеличение оклада общество мотивировало тем, что с работником, в том числе по итогам проведенной аттестации было заключено дополнительное соглашение об увеличении объема выполняемых обязанностей и соответственно увеличении оклада.

Согласно дополнительному соглашению от 25.12.2006 г. (том 1 л.д. 116) настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с 01.01.2007 г. и действует по 31.07.2007 г. включительно.

Из листка нетрудоспособности, выданному Епифанцевой Ю.А. при наступлении страхового случая усматривается, что первичный листок нетрудоспособности выдан ей с 01.08.2007 г. (том 1 л.д. 117), то есть днем позже окончания срока действия дополнительного соглашения об увеличении оклада в три раза – с 6000 руб. до 18 000 руб. При этом данный период действия соглашения об увеличении оклада работнику вошел в расчет пособия по беременности и родам и полностью в расчет пособия по уходу за ребенком до полутора лет (том 1 л.д. 119,120).

Вместе с этим в соответствии с выше указанным штатным расписанием при увеличении оклада бухгалтеру до 18000 руб., оклад директора данного магазина составил 8 970 руб. (том 1 л.д.46).

2) Трудовой договор с Савчук О.Д. (ранее Пахомова О.Д.) был заключен 25.03.2005 г. для осуществления работы в должности продавца-кассира с окладом в 6000 руб.

По новому штатному расписанию с 01.01.2007 г. оклад работника составляет 12000 руб.

Дополнительное соглашение к договору было заключено 20.12.2006 г., в соответствии с которым работнику устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за высокую квалификацию, поручается совмещение профессий - обязанностей сменного кассира с доплатой. Соглашение вступает в силу с 01.01.2007 г. и действует до 21.08.200 г. включительно.(том 1 л.д. 56)

При этом листок нетрудоспособности выдан данной работнице именно 21.08.2007 г.. В расчет пособия до полутора лет период увеличения заработной платы вошел полностью. В расчет пособия по беременности и родам большей частью. (том 1 л.д. 57,58,59).

3) Трудовой договор с Трофимовой А.Е. заключен 19.10.2002 г. (том 2 л.д. 25) для выполнения работы в должности старшего продавца с окладом согласно штатному расписанию. В 2004 г. переведена на должность оператора в магазине по ул. Калараша с окладом с 01.01.2007 г. в 6000 руб.

29.03.2007 г. с работником заключено дополнительное соглашение, работнику вменены дополнительные обязанности, в связи с чем, увеличен оклад.(том 2 л.д. 26). Соглашение вступает в силу с 01.04.2007 г. по 31.10.2007 г. включительно.

Листок нетрудоспособности выдан с 01.11.2007 г. (том 2 л.д. 31).

В расчет пособия до полутора лет вошел весь период действия дополнительного соглашения, в расчет пособия по беременности и родам – большей частью. (том 2 л.д. 27,28,29).

4) Трудовой договор с Алипченковой Е.А. был заключен 08.11.2005 г. для осуществления работы в должности продавца-кассира с оплатой согласно штатному расписанию – 6000 руб. с 01.01.2007 г.

Дополнительное соглашение заключено с работником 30.05.2007 г. (том 1 л.д. 101)., в соответствии с которым работнику устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за высокую квалификацию, поручается совмещение профессий и выполнение обязанностей сменного кассира с доплатой. Соглашение вступает в силу с 01.06.2007 г. и действует до 18.02.2008 г. включительно.

Листок нетрудоспособности выдан работнику 18.02.2008 г., (том 1 л.д. 111). Расчет пособия совпадает с периодом увеличения заработной платы, аналогично предыдущим случаям.(том 1 л.д. 109,110).

5) Трудовой договор с Былковой О.В. был заключен 01.06.2006 г. для осуществления работы в должности кассира продавца с оплатой согласно штатного расписания – с 01.01.2007 г. 6000 руб.(том 2 л.д. 4).

Дополнительным соглашением от 30.03.2008 г. работнику устанавливается ежемесячная надбавка в размере 30% за высокую квалификацию и поручается совмещение профессий с обязанностями сменного кассира с доплатой 36%. Дополнительное соглашение вступает в силу с 01.04.2008 г. и действует до 20.10.2008 г. включительно (том 2 л.д. 5).

Листок нетрудоспособности выдан работнику с 20.10.2008 г. (том 2 л.д. 13)

Расчет пособия совпадает с периодом увеличения заработной платы, аналогично предыдущим случаям.(том 2 л.д. 6,7,8).

6) Трудовой договор с Кудряшовой Е.Ю. (ранее Сорокина Е.Ю.) заключен 01.07.2005 г. (том 1 л.д. 74) с выполнением обязанностей по должности продавца. Оклад с 6000 руб. увеличен с октября 2008 г. до 15000 руб.

Дополнительным соглашением от 29.09.2008 г. работнику устанавливается ежемесячная надбавка в размере 50 % за высокую квалификацию, поручается совмещение профессий с выполнением обязанностей сменного кассира с доплатой в размере 100% оклада по основной должности. Соглашение вступает в силу с 01.10.2008 г. и действует до 12.03.2009 г. включительно.(том 1 л.д. 75).

Листок нетрудоспособности выдан работнику с 13.03.2009 г. (том 1 л.д. 78)

Расчет пособия совпадает с периодом увеличения заработной платы. (том 1 л.д. 76,77).

7) Трудовой договор с Бадановой К.П. заключен 01.10.2008 г. для выполнения обязанностей по должности фасовщицы с окладом 7000 руб. С февраля 2009 года заработная плата увеличена до 15000 руб.

Дополнительным соглашением от 30.01.2009 г. работнику устанавливается ежемесячная надбавка в размере 30 % за высокую квалификацию, и надбавка к должностному окладу в размере 84% за особые условия и специальный режим работы. Соглашение вступает в силу с 01.02.2009 г. и действует до 08.06.2009 г. включительно.(том 1 л.д.132).

Листок нетрудоспособности выдан работнику с 08.06.2009 г. (том 1 л.д. 140)

Расчет пособия совпадает с периодом увеличения заработной платы. (том 1 л.д. 137, 138).

При этом данный работник начал трудовую деятельность именно в данной организации с 01.10.2008 г.(том 1 л.д. 130).

Вместе с этим, работники Общества: Епифанцева Ю.А., Трофимова А.Е. по выходу из отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, заняли прежние должности с заработной платой, установленной им до её повышения перед наступлением страхового случая – 6000 руб.

Данное обстоятельство не отрицалось Обществом, объяснялось тем, что увеличение или уменьшение заработной платы работника является безусловным правом работодателя.

Оценивая доводы Общества об увеличении заработной платы связанной по утверждению представителей: с увеличением выполняемых обязанностей, повышением квалификации, проведением аттестаций, суд полагает возможным заметить следующее:

Повышение заработной платы выше названных работников произошло в связи с заключением дополнительных соглашений, настолько точно определяющих период их окончания (за день до выдачи листка нетрудоспособности или же в день выдачи), что заключение их теми датами которыми в них обозначены, представляется невозможным.

Уже в ходе судебного разбирательства в связи с возникшими у суда вопросами относительно формулировок указанных в качестве оснований для выплат работникам различных надбавок (совмещение профессий, высокая квалификация) Обществом были представлены: документ «об утверждении аттестационной комиссии и вопросы для аттестационной комиссии, проводящей аттестацию по повышению квалификации продавцов, кассиров», позже – положение «О порядке проведения аттестации», документы об утверждении графика проведения аттестации.

Из анализа представленных документов суд усмотрел следующее: представленный перечень вопросов, утвержденный директором Общества, относится для аттестации работников по квалификации продавцов и кассиров  . Вместе с тем, например, работник Общества Баданова К.П. принятая на работу 01.10.2008 г. назначена по графику к проведению аттестации на 28.01.2009 г. , при том, что согласно трудовой книжки ранее трудовую деятельность не осуществляла, то есть стажа работы не имела. Кроме того, она была принята на работу в должность фасовщицы, вопросов для повышения квалификации именно для её должности в перечне вопросов не обозначено. При этом данному работнику устанавливается ежемесячная надбавка в размере 30 % с формулировкой «за высокую квалификацию». При том, что результаты проведенной аттестации, не оформлены обществом никаким документом.

При этом следует заметить, что как дополнительные соглашения к трудовым договорам, так и документы по аттестации были представлены Обществом не в период проведения проверки.

Следует признать небезосновательными и замечания Фонда социального страхования по поводу неясностей и неточностей, оформленных и представленных Обществом на проверку штатных расписаний. При том, что, приказы об изменении заработной платы конкретному работнику с указанием его фамилии и должности в сторону её увеличения ни проверяющим, ни суду представлены не были.

Согласно п.2 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101, денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью. В соответствии с пунктами 9,18 Положения используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении, а расходы, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Таким образом, возмещение средств из Фонда социального страхования РФ является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя.

Вместе с тем, согласно пп.3 п.1 статьи 11  Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

В совокупности установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что действия Общества направлены на неправомерное возмещение сумм пособия по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет в завышенном размере и обоснованно подлежат возмещению в бюджет Фонда социального страхования РФ в общей сумме 338 261,03 руб. Расчет не принятых расходов, судом и участниками спора проверен, признан верным.

На основании изложенного решение ФСС № 341 от 07.10.2010 г. с учетом того, что ФСС частично приняло расходы общества в сумме, рассчитанной без увеличения заработной платы работников, признается судом законным и обоснованным. В связи с чем, нарушения прав и законных интересов Общества как страхователя не установлено. Требования Общества удовлетворению не подлежат.

Судебные расходы за рассмотрение дела в арбитражном суде по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 29, 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ООО «Луссо» к Государственному учреждению «Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» (Филиал № 7) о признании незаконным и отмене решения от 07.10.2010 г. № 341 «О непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда на цели обязательного социального страхования» - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья И.М. Луговая