ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-1474/14 от 14.04.2014 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-1474/2014

21 апреля 2014 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 14.04.2014.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Луговой И.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Катковой Н.А.

рассмотрел в судебном заседании суда первой инстанции дело по заявлению индивидуального предпринимателя Костенюк Татьяны Васильевны

к Ванинской таможне

о признании незаконным бездействия

при участии:

от заявителя – Костенюк Т.В. по паспорту, представитель Костенюк П. А. по дов. от 15.01.2014

от Таможни – представители: Пугач О.В. по дов. от 14.01.2014 № 05-30/165, Кобзева С.А. по дов. от 20.02.2014 № 05-30/739

установил:   индивидуальный предприниматель Костенюк Татьяна Васильевна (далее заявитель, Предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Ванинской таможне (далее Таможня, таможенный орган) о признании незаконным бездействия, выражающегося в невыпуске товаров по ГТД № 10711020/051208/0005064 (далее ГТД № 5064) для свободного обращения и обязании выпустить товар в свободное обращение в соответствии с п. 5 ст. 212 ТК РФ путем выдачи паспорта транспортного средства без уплаты утилизационного сбора.

Предприниматель и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Незаконное бездействие должностных лиц таможенного органа, по мнению заявителя, выражается в том, что, несмотря на полную уплату таможенных платежей и истечение срока процедуры временного ввоза, таможенный орган в нарушение п.5 ст. 212 ТК РФ таможенную процедуру «временный ввоз» на таможенный режим «выпуск для свободного обращения» не завершил, необоснованно требуя у декларанта подачи новой таможенной декларации.

Таможня в отзыве и её представители в судебном заседании требования отклонили, полагая их необоснованными, считая что, в соответствии с положениями ТК ТС, которые подлежат применению на дату истечения срока процедуры «временного ввоза», Предприниматель обязан совершить действия по завершению таможенной процедуры – подать таможенную декларацию и уплатить требуемые сборы и налоги. При этом представители таможенного органа считают, что заявителем пропущен срок обращения с заявлением в арбитражный суд, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Судом   установлены следующие обстоятельства:

30.10.2008 на таможенную территорию Российской Федерации предпринимателем Костенюк Т.В. был ввезен товар – автомобиль «SUZUKI GRAND ESCUDO» 2001 года выпуска.

06.11.2008 данный товар был помещен на склад временного хранения.

05.12.2008 предпринимателем в таможню была подана грузовая таможенная декларация № 10711020/051208/0005064 (далее ГТД № 5064) на товар: автомобиль «SUZUKI GRAND ESCUDO» 2001 года выпуска, шасси TX92W-102163, в отношении которого декларантом заявлен таможенный режим временный ввоз.

18.05.2009 таможенным органом была принята заявленная предпринимателем таможенная стоимость, что подтверждается отметкой «ТС принята», в графе «для отметок таможенного органа» декларации таможенной стоимости формы ДТС-1.

Решением суда от 03.02.2011 по делу № А73-12240/2010 установлено, что товар, заявленный по ГТД 5064, был задекларирован под таможенный режим временного ввоза на 34 месяца с ежемесячной уплатой таможенных платежей; товар был выпущен таможенным органом в таможенном режиме временного ввоза 17.12.2010, и поэтому исчисление срока временного ввоза – 34 месяца должно производиться именно с 17.12.2010; в период с момента подачи Предпринимателем заявления от 05.12.2008 о разрешении выпуска товара в режиме временного ввоза и до момента фактического выпуска товара – 17.12.2010, периодические платежи, установленные статьей 212 ТК РФ, Предпринимателем не уплачивались.

Решение суда по делу от 03.02.2011 вступило в законную силу.

В соответствии с решением суда таможенным органом принято решение в виде дополнения № 2 к ГТД № 5064, согласно которому определены условия соблюдения режима «временного ввоза», определена дата завершения режима - до 17.10.2013, закреплена периодичность уплаты таможенных платежей – ежемесячно. Соответствующая отметка («выпуск разрешен 17.12.2010. товар выпущен условно») должностного лица таможенного органа проставлена в ГТД № 5064 (том 1 л.д.74, том 2 л. д. 47).

Письмом от 30.08.2013 № 10-56/3775 Таможня направила в адрес заявителя уточненное подтверждение уплаты периодических таможенных платежей по декларации № 5064.

Письмом от 20.09.2013 № 20.1-23/454 Таможня уведомила Предпринимателя об истечении срока временного ввоза товара, задекларированного по ГТД № 5064 и о необходимости завершить таможенную процедуру в соответствии со ст. 281 ТК ТС.

Аналогичного содержания уведомления о необходимости завершения таможенной процедуры направлялись таможенным органом в адрес Предпринимателя письмами от 08.10.2013 № 20.1-23/472, от 11.10.2013 № 20.1.-23/473, от 15.10.2013 № 20.1-23/476.

Согласно уведомлениям о вручении корреспонденция была получена Предпринимателем соответственно: 23.09.2013, 19.10.2013, 11.10.2013, 17.10.2013.

11.10.2013 в адрес и.о. Ванинской таможни Предпринимателем направлено письмо от 11.10.2013 № 27, которым таможенному органу предлагалось учесть выводы суда, изложенные в решении от 03.02.2011 по делу № А73-12240/2010 и в соответствии с п. 5 ст. 212 ТК РФ принять решение о выпуске товара в свободное обращение.

Не получив ответа на письмо от 11.10.2013 и, считая требования Таможни о необходимости подачи новой таможенной декларации и уплаты утилизационного сбора необоснованными (поскольку, по мнению заявителя, к спорным отношениям должны применяться исключительно положения ТК РФ), а бездействие должностных лиц таможенного органа, выразившееся в невыпуске товара по ГТД № 5064 для свободного обращения незаконным, Предприниматель обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Вместе с этим заявитель, возражая на доводы Таможни, указывает, что срок, установленный ч.4 ст. 198 АПК РФ на обращение в арбитражный суд с заявлением им не пропущен, поскольку бездействие является длящимся противоправным поведением, время его совершения указано быть не может, и поэтому данная норма применению не подлежит.

Выслушав   представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч.4 ст. 198 АПК РФ).

В рассматриваемом случае суд считает, что разрешение вопроса о пропуске заявителем срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ находится в прямой взаимосвязи с доводами сторон о применении к спорным отношениям положений либо Таможенного кодекса РФ, либо Таможенного кодекса Таможенного союза, определяющими условия завершения заявленной декларантом процедуры «временного ввоза».

Положениями пунктов 1 и 2 ст. 60 ТК РФ (примененных заявителем при обращении в Таможню в 2008 году) определено, что таможенное оформление товаров начинается при ввозе товаров - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со статьей 72 настоящего Кодекса (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление; а завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Пунктом 1 ст. 156 ТК РФ установлено, что ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц, декларирующих товары поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных статьей 155 Кодекса, и соблюдать этот таможенный режим.

В соответствии с пунктом 2 данной статьи лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 ст. 157 ТК РФ помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа, выдаваемого в соответствии с настоящим Кодексом.

Пункт 1 ст. 214 ТК РФ гласит, что не позднее дня истечения срока временного ввоза товаров, установленного таможенным органом (статья 213), товары должны быть вывезены с таможенной территории Российской Федерации либо заявлены к иному таможенному режиму в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пункту 2 данной статьи таможенный режим временного ввоза может быть завершен выпуском товаров для свободного обращения.

При завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения таможенная стоимость и количество товаров определяются на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, а ставки таможенных пошлин, налогов - на день выпуска товаров для свободного обращения, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 212 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 5 ст. 212 ТК РФ, если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченная при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов, станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были выпущены для свободного обращения, товары считаются выпущенными для свободного обращения при условии, что к товарам не применяются ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо ограничения, которые применялись на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, отменены.

В целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации абзацем 1 пункта 1 приказа ГТК России от 04.12.2003 № 1388 «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного вывоза» (далее - Приказ № 1388) (в ред. Приказа ФТС РФ от 13.09.2007 № 1129) было установлено, что декларирование товаров в соответствии с таможенным режимом временного ввоза производится с использованием грузовой таможенной декларации (ГТД), заполненной в соответствии с правилами заполнения ГТД при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и (или) выпускаемых для свободного обращения (за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами ГТК России установлено применение либо возможность применения таможенной декларации иной формы), а также заявления таможенного режима временного ввоза.

Абзацем 8 пункта 1 Приказа № 1388 определено, что если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченная при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов, станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза они были выпущены для свободного обращения при соблюдении условий, установленных пунктом 5 статьи 212 Таможенного кодекса Российской Федерации, начальник таможни либо лицо, его замещающее, в таможенной декларации (в ГТД - на первом и третьем листах (экземплярах) в графе «Д») проставляет отметку «Таможенные пошлины, налоги уплачены полностью. Товары считаются выпущенными для свободного обращения», с указанием сумм уплаченных таможенных пошлин, налогов (прописью), а также даты, с которой товары приобретают для таможенных целей статус выпущенных для свободного обращения, проставляет подпись и оттиск печати таможни.

Из взаимосвязи вышеприведенных нормоположений следует, что ввозимые на территорию Российской Федерации товары подлежат обязательному декларированию в таможенных органах, в связи с чем, обязанностью декларанта является: подача декларации, совершение иных действий, предусмотренных Кодексом, однозначно свидетельствующих о намерениях заявить и соблюдать тот или иной таможенный режим, предусмотренный Кодексом в отношении ввозимого товара, либо о намерениях завершить заявленным им режим, совершив конкретные действия и, получив соответствующее разрешение таможенного органа.

05.12.2008 Предпринимателем в таможню подана ГТД № 5064, в которой заявлены сведения о товаре, подлежащему декларированию.

Согласно заявлению от 05.12.2008 Предприниматель просила применить к декларируемому товару режим «временного ввоза» сроком на 34 месяца с ежемесячной уплатой таможенных платежей, ссылаясь на положения п. 1 ст. 213 ТК ТС.

Решением суда по делу № А73-12240/2010 установлено, что исчисление срока режима временного ввоза, заявленного декларантом по ГТД № 5064 – 34 месяца, должно производиться именно с 17.12.2010. Следовательно, окончание срока действия заявленного режима (данное обстоятельство сторонами не оспаривается) приходится на 17.10.2013.

На указанную дату, что также не оспаривалось сторонами, положения ТК РФ утратили силу в связи с введением в действие с 01.07.2010 ТК ТС.

Согласно пункту 2 статьи 1 ТК ТС таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Статьей 8 ТК РФ, регулировавшего на территории Российской Федерации таможенные правоотношения до 01 июля 2010 года, было установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Частью 5 статьи 322 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 311-ФЗ) установлено, что статус товаров для таможенных целей, ввезенных в Российскую Федерацию и вывезенных из Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, права и обязанности лиц в связи с ввозом товаров в Российскую Федерацию или вывозом товаров из Российской Федерации, перевозкой и хранением, совершением таможенных операций и уплатой таможенных пошлин, налогов определяются в соответствии с разделом 8 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Согласно п. 1 статьи 366 ТК ТС настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу.

Согласно п. 2 статьи 366 ТК ТС по отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу настоящего Кодекса, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 6 статьи 370 ТК ТС товары, помещенные до вступления в силу настоящего Кодекса под таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза в Республике Беларусь и Российской Федерации, временного ввоза товаров и транспортных средств и временного вывоза товаров и транспортных средств в Республике Казахстан, со дня вступления в силу настоящего Кодекса признаются помещенными соответственно под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) и временного вывоза. В отношении этих товаров применяются положения настоящего Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза с учетом частей второй и третьей настоящей статьи.

Так, таможенная процедура временного ввоза (допуска) действует до истечения сроков временного ввоза, установленных при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза (временного ввоза товаров и транспортных средств), с учетом возможности их продления в пределах сроков, предусмотренных статьей 280 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 статьи 281 ТК ТС действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта или под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

Таким образом, таможенная процедура временного ввоза (допуска) может быть завершена помещением товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Особенности помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления установлены статьей 284 ТК ТС. Согласно данной статье при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления после таможенной процедуры временного ввоза (допуска) товаров, в отношении которых декларантом таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления в таможенной процедуре временного ввоза (допуска) уплачивались таможенные пошлины, налоги, при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются в размере разницы исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и таможенных пошлин, налогов, уплаченных в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска).

Ставки ввозных таможенных пошлин и курс валют в данном случае определяются на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

В соответствии с п. 3 статьи 284 ТК ТС при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в отношении которых применялось полное условное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за период, когда применялось такое освобождение, подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка) со дня применения полного условного или частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленные в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза.

В связи с этой нормой ТК ТС в случае, если в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), применялось частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, и сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при таком освобождении, стала равной сумме ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате в случае помещения таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, такие товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с подачей декларации на товары в порядке, установленном ТК ТС, и с уплатой процентов с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка) со дня применения такого освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов. Данные разъяснения направлены Федеральной таможенной службой Российской Федерации в таможенные органы письмом от 27 апреля 2011 № 01-11/19266.

Случаи, когда указанные в пункте 3 статьи 284 ТК ТС проценты не уплачиваются, установлены решениями Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010 № 328 (пункт 4) и от 14.10 2010 № 476 (пункт 2). Действие этих решений Комиссии Таможенного союза распространяется на гражданские пассажирские самолеты, которые временно ввезены на таможенную территорию Таможенного союза с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (пункты 2 и 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010 № 328), а также на автомобильные транспортные средства, которые временно ввезены на таможенную территорию Таможенного союза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 № 476).

Согласно статье 28 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 под названием «Договоры не имеют обратной силы» положения договора не обязательны для участника в отношении любого действия или факта, которые имели место до даты вступления договора в силу для него, или в отношении любой ситуации, которая перестала существовать до этой даты. Исключением является случай, когда иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом.

Из положения данной нормы следует, что Таможенный кодекс Таможенного союза не является обязательным для применения к тем фактам и действиям, которые имели место до вступления его в силу, если иное не установлено самим договором. Однако, как было указано выше, Таможенный кодекс Таможенного союза в разделе 8 «Переходные положения» устанавливает порядок правового регулирования отношений, возникших до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 ТК ТС.

Материалами дела подтверждается, что Предприниматель обратилась в Таможню с заявлением о завершении таможенной процедуры временный вывоз с заменой на процедуру выпуск товаров для внутреннего потребления после истечения сроков временного ввоза и уже в период действия Таможенного кодекса Таможенного союза (заявление от 11.10.2013). Данный факт заявитель не отрицает.

Следовательно, возникшие правоотношения регулируются положениями статьи 284 ТК ТС.

Таким образом, нарушения прав заявителя не усматривается, бездействие таможенного органа в завершении процедуры временного ввоза товара, ввезенного Предпринимателем по ГТД № 5064 и оформлении процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления, правомерно.

Данные выводы суда соотносятся и не противоречат выводам суда в решении от 03.02.2011 по делу № А73-12240/2010, который рассматривал требования заявителя по спорным отношениям, действие которых охватывалось периодом до вступления в законную силу ТК ТС.

Принимая во внимание положения главы 24 АПК РФ, суд отмечает, что для признания незаконным оспариваемого бездействия Таможни необходимо установить в совокупности наличие двух обстоятельств: противоречие указанного бездействия требованиям законодательства и нарушение данным бездействием прав и законных интересов заявителя.

В силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом (действием, бездействием) прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление в порядке главы 24 АПК РФ может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из материалов дела усматривается, что Предпринимателю стало известно об отсутствии у Таможни намерения осуществить выпуск товара в соответствии с обращением декларанта по процедуре ТК РФ как минимум с 17.10.2013. При этом о своих намерениях завершить процедуру оформления спорного товара в соответствии с требованиями ТК ТС Таможня заявляла Предпринимателю неоднократно. Первое извещение о намерениях таможенного органа получено Предпринимателем 23.09.2013, последнее – 17.10.2013.

Следовательно, о факте предположительного нарушения своих прав Предприниматель узнал не позднее 17.10.2013.

С соответствующим заявлением обратился в арбитражный суд 10.02.2014 (согласно штампу входящий номер на заявлении), то есть с пропуском установленного срока, ходатайства о восстановлении срока и доказательств уважительности причин его пропуска суду не представил.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом. Оценка уважительности причин, повлекших за собой пропуск срока, осуществляется судом, рассматривающим спор.

Суд не соглашается с пояснениями Предпринимателя о том, что в рассматриваемом случае бездействие уполномоченного органа носит длящийся характер, поскольку уже в письме от 20.09.2013 (т.1 л.д. 66) Таможня однозначно указала на отсутствие у неё намерения на принятие решения о выпуске товара по правилам ТК РФ.

Пропуск срока, предусмотренного ч. 4 статьи 198 АПК РФ, без заявления ходатайства о его восстановлении и указания уважительных причин его пропуска, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, в удовлетворении требований следует отказать.

Судебные расходы за рассмотрение дела в арбитражном суде по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на Предпринимателя.

Руководствуясь статьями 29, 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья И.М. Луговая