Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-14794/2017
29 января 2018 года
Резолютивная часть решения была объявлена судом 23 января 2018.
В полном объеме решение было изготовлено судом 29 января 2018.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе: судьи Барилко М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Катковой Н.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Хабстрой»
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска
о признании незаконными действий ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска по внесению в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности адреса от 04.07.2017 за ГРН 2172724393940, сведений о единственном участнике, руководителе от 14.09.2017 за ГРН 2172724524410 ООО «Хабстрой»,
об обязании ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска исключить записи из ЕГРЮЛ,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №6 по Хабаровскому краю,
При участии :
От заявителя – не явились;
От ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска - ФИО1 по доверенности от 12.01.2018 № 19-20/00788;
От Межрайонной ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю - ФИО2 по доверенности от 11.01.2018 № 04-31/000225, ФИО3 по доверенности от 11.01.2018 № 04-31/000226;
Предмет спора:
Общество с ограниченной ответственностью «Хабстрой» (далее - ООО «Хабстрой», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Хабаровска (далее - ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска, регистрирующий орган) о признании незаконными действий ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска по внесению в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности адреса от 04.07.2017 за ГРН 2172724393940, сведений о единственном участнике, руководителе от 14.09.2017 за ГРН 2172724524410 ООО «Хабстрой», об обязании ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска исключить записи за ГРН 2172724393940, 2172724524410 из ЕГРЮЛ.
Определением суда от 23.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Хабаровскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю, налоговый орган).
Заявитель в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители Межрайонной ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю в судебном заседании требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ :
Общество с ограниченной ответственностью «Хабстрой» зарегистрировано в качестве юридического лица 16.06.2015, за ОГРН <***>, ИНН <***>, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю.
Адресом (местом нахождения) ООО «Хабстрой» является: 680030, <...>.
Единственным учредителем (участником) и директором Общества является ФИО4.
Основной вид экономической деятельности Общества - строительство жилых и нежилых зданий. При этом имущественные активы: объекты недвижимого имущества, транспортные средства, земельные участки Общество не имеет.
С 28.07.2017 ООО «Хабстрой» находится в процессе реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу.
04.07.2017 ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН 2172724393940 о недостоверности сведений об адресе ООО «Хабстрой», а 14.09.2017 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН 2172724524410 о недостоверности сведений о руководителе ООО «Хабстрой» ФИО4
Несогласие Общества с действиями ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска по внесению в ЕГРЮЛ вышеуказанных сведений, послужило основанием для обращения заявителя с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав представленные доказательства, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом из положений части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий : если ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными.
При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации (статья 3 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.
Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр.
Все третьи лица могут добросовестно полагаться на действительность данных, содержащихся в ЕГРЮЛ.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 № 7075/11 также разъяснено, что необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
Согласно пункту 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Как установлено пунктом 2 статьи 54 ГК РФ, пунктом 2 статьи 4 Федерального закона №14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с подпунктами «в», «д», «л» пункта 1 статьи 5 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся такие сведения о юридическом лице, как адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, сведения об учредителях (участниках) юридического лица, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Единство и сопоставимость сведений ЕГРЮЛ, обеспечиваются, в том числе, проверкой достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.
Как установлено пунктом 4.2 статьи 9 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ, проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Таким документом является Приказ ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».
Мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, могут проводиться в отношении документов и сведений, имеющихся у территориальных органов ФНС России, полученных как при осуществлении полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц, так и при осуществлении иных полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России.
Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю 19.12.2016 была проведена проверка достоверности сведений об адресе места нахождения ООО «Хабстрой» в форме осмотра помещения. В ходе осмотра было установлено, что по адресу: 680030, <...>, расположено административное здание. Офис 207 закрыт, директор Общества, иные представители отсутствуют. По результатам осмотра составлен протокол от 19.12.2016.
В соответствии с пунктом 14 Приказа ФНС от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72 @ осмотр объекта недвижимости проведен в присутствии двух понятых, подписан должностным лицом территориального налогового органа, проводившим осмотр, а также понятыми.
09.01.2017 Межрайонная ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю направила в регистрирующий орган – ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска заявление заинтересованного лица по форме Р34002 о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (вх.№37А) относительно адреса места нахождения ООО «Хабстрой»; Протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов б/н от 19.12.2016.
Территориальный налоговый орган вправе представить в регистрирующий орган заявление о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ о юридическом лице.
Заинтересованность налогового органа обусловлена его прямыми обязанностями, установленными статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 32 НК РФ установлена обязанность вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (пункт 1 статьи 83 НК РФ).
Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (пункт 3 статьи 83 НК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
На основании вышеуказанной нормы права, ООО «Хабстрой», а также учредителю и руководителю Общества ФИО4 ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска были направлены письма от 05.04.2017 №№ 18-12/2626, 18-12/22627 о необходимости внесения изменений в ЕГРЮЛ в части изменения сведений об адресе места нахождения Общества в течение одного месяца с момента направления письма о необходимости внесения изменений.
В ответ на уведомления ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска письмом (вх.№016888 от 02.05.2017) ООО «Хабстрой» представило копию договора аренды нежилого помещения. Из договора аренды № 63 от 01.10.2016 следует, что арендодатель - ООО «ПРОМИНВЕСТ» (ИНН <***>) передал арендатору - ООО «Хабстрой» офисное помещение №207 на втором этаже административного здания по адресу: <...>. Срок действия договора: с 01.10.2016 по 31.07.2017.
Инспекция посчитала, что наличие договора аренды не является бесспорным доказательством достоверности адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа Общества. Арендодатель не является собственником нежилого помещения. Иные пояснения о своем фактическом месте нахождения директор Общества не представил.
Вследствие этого, 22.05.2017 в адрес руководителя Общества ФИО4 ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска повторно было направлено уведомление № 18-12/19295 от 17.05.2017, в котором Обществу было предложено представить дополнительные документы, подтверждающие достоверность сведений об адресе Общества, либо внести изменения в сведения об адресе Общества, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Указанное уведомление регистрирующего органа было оставлено Обществом без ответа.
Кроме того, 14.06.2017 Межрайонная ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю повторно провела осмотр адреса места нахождения Общества : 680030, <...>, в ходе которого было установлено, что постоянно действующий исполнительный орган Общества по указанному адресу фактически не находится (Протокол осмотра территорий, помещений от 14.06.2017).
В период с момента направления регистрирующим органом уведомления о недостоверности сведений об адресе места нахождения ООО «Хабстрой» (05.04.2017) до внесения записи в ЕГРЮЛ о недостоверности адреса Общество не исполнило обязанность, установленную абзацем 2 пункта 6 статьи 11 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ, не представило сведения и документы, подтверждающие достоверность сведений об адресе Общества.
Вследствие этого, ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска был сделан вывод, что сведения об адресе ООО «Хабстрой», содержащиеся в ЕГРЮЛ (680030, <...>), являются недостоверными, в связи с чем, 04.07.2017 в ЕГРЮЛ правомерно была внесена запись за ГРН 2172724393940 о недостоверности адреса ООО «Хабстрой».
Кроме того, после обращения заявителя с настоящим заявлением в Арбитражный суд Хабаровского края Межрайонная ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю дополнительно провела 06.10.2017, 18.10.2017 осмотр помещения по адресу: 680030, <...>, которыми также было установлено, что Общество, его законные представители отсутствуют по адресу, сведения о котором включены в ЕГРЮЛ (Протоколы осмотра от 06.10.2017, от 18.10.2017).
Основанием для внесения ИФНС России по Железнодорожному района г.Хабаровска в ЕГРЮЛ записи за ГРН 2172724524410 от 14.09.2017 о недостоверности сведений о руководителе ООО «Хабстрой» ФИО4 явилась информация, полученная территориальным налоговым органом при осуществлении полномочий налогового контроля.
Пунктом 1 статьи 32 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ установлено, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (пункт 3 статьи 40 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
При проведении камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2017, представленной ООО «Хабстрой», были выявлены противоречия между сведениями, представленными Обществом, и имеющимися у Межрайонной ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю.
Так, ООО «Хабстрой» были заявлены налоговые вычеты по контрагентам: ООО «Меркурий» (ИНН <***>), ООО «Метко» (ИНН <***>), ООО «Профсоюз» (ИНН <***>), ООО «Продмаркет» (ИНН <***>), ООО «Строительный дом» (ИНН <***>), ООО «Каскадпром» (ИНН <***>) на сумму более 11,2 млн. руб.
В результате анализа налоговой отчетности ООО «Хабстрой» и его контрагентов налоговым органом был сделан вывод о том, что характер проведенных финансовых операций Общества носит сомнительный характер; Обществом создан формальный документооборот без фактических расчетов по расчетным счетам с контрагентами.
Общество является как «транзитным», так и «техническим» звеном, посредством участия которого формируется фиктивный документооборот в интересах налогоплательщиков - выгодоприобретателей для применения налоговых вычетов и необоснованного увеличения расходов, по следующим основаниям: отсутствие исполнительного органа или уполномоченного представителя налогоплательщика по адресу места регистрации; отсутствие основных средств, необходимых для осуществления деятельности; минимальные суммы уплаты налогов в бюджет при значительных оборотах; отказ в предоставлении документов по требованиям налогового органа; уклонение от явки в налоговый орган должностных лиц.
Налоговым органом были направлены Обществу:
- уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика от 09.03.2017 для пояснений о контрагенте ООО «Каскадпром»;
- уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика от 15.03.2017 для пояснений о контрагенте ООО «Каскадпром»;
- требование о представлении пояснений от 01.06.2017 в отношении контрагентов ООО «Меркурий», ООО «Метко», ООО «Профсоюз», ООО «Продмаркет», ООО «Каскадпром», ООО «Строительный дом»;
- уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика от 22.08.2017 для пояснений о контрагенте ООО «Трансторг»;
- повестка о вызове в Инспекцию в качестве свидетеля от 19.09.2017.
Директор Общества ФИО4 в налоговый орган не явился, доказательства неявки в налоговый орган по уважительным причинам, как и пояснения о контрагентах, не представил.
При этом в отношении 3 контрагентов Общества (ООО «Меркурий», ООО «Строительный дом», ООО «Каскадпром») в ЕГРЮЛ внесены записи о недостоверности сведений об адресе, руководителе.
Контрагенты Общества: ООО «Меркурий», ООО «Метко», ООО «Профсоюз», ООО «Продмаркет», ООО «Каскадпром» и само ООО «Хабстрой» являются участниками реорганизации в форме присоединения к юридическим лицам (ООО «Сфера», ООО «Марс», ООО «Сириус», ООО «Лига»), должностным лицом которых является ФИО5
Установленные в ходе налогового контроля обстоятельства позволили сделать следующие выводы: при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей директор ООО «Хабстрой» ФИО4 действовал неосмотрительно и недобросовестно, вступал в правоотношения с юридическими лицами, сведения о которых недостоверны.
Конечная цель этих правоотношений - участие в схемах получения необоснованной выгоды, ухода от налогообложения.
Действия директора ООО «Хабстрой» не соответствуют обычным условиям гражданского оборота и обычному предпринимательскому риску. При таких обстоятельствах сведения в ЕГРЮЛ о единоличном исполнительном органе Общества не отвечают принципам добросовестности и достоверности.
Межрайонная ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю по телекоммуникационным каналам связи направила 01.06.2017 директору ООО «Хабстрой» требование № 22705 о предоставлении пояснений, а также предоставлении в течение 10 дней с момента получения уведомления уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.
Указанное требование было получено ООО «Хабстрой» по телекоммуникационным каналам связи 05.06.2017, однако директор Общества не представил пояснения на требование в указанный в нем срок, тем самым уклонился от участия в проведении проверочных мероприятий, сведения о недостоверности не опроверг.
Вследствие этого, 10.08.2017 Межрайонная ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю представила в регистрирующий орган заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, по форме № Р34002 (вх.14485А), в связи с недостоверностью сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица. В заявлении указаны сведения о директоре Общества ФИО4 и обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности сведений о нем.
На основании пункта 6 статьи 11 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ регистрирующий орган 14.08.2017 направил в адрес Общества, его директора и единственного участника ФИО4 уведомления №№ 18-12/30939, №18-12/30940 о необходимости представления достоверных сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности.
Согласно сведениям сайта «Почта России» после неудачной попытки вручения оба письма (почтовые идентификаторы 68002109944678, 68002109944104) вернулись отправителю.
Поскольку Общество не исполнило обязанность, установленную абзацем 2 пункта 6 статьи 11 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ, не представило в регистрирующий орган сведения или документы, свидетельствующие о достоверности сведений о директоре Общества, на основании представленных территориальным налоговым органом документов Инспекция 14.09.2017 правомерно внесла в ЕГРЮЛ запись за ГРН 2172724524410 о недостоверности сведений о руководителе ООО «Хабстрой» ФИО4 При этом, как установлено судом, запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об участнике ООО «Хабстрой» ФИО4 в ЕГРЮЛ не вносилась.
Кроме того, определением суда от 27.12.2017 ФИО4 был вызван в суд в качестве свидетеля для дачи пояснений относительно деятельности ООО «Хабстрой» с первичными документами, касающимися деятельности Общества (договорами, актами, счетами-фактурами, налоговой и бухгалтерской отчетностью), а также документами, подтверждающими управление деятельностью ООО «Хабстрой».
Обязанность по обеспечению явки указанного лица в суд была возложена на Общество.
Однако вызванный в суд в качестве свидетеля ФИО4 не явился.
Доводы заявителя о том, что Общество использует адрес, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, на основании договора аренды № 63 от 01.10.2016, заключенного с собственником нежилого помещения; договор является действующим, никем не оспаривался, недействительным либо ничтожным не признавался, исполняется сторонами надлежащим образом, суд отклоняет.
В результате контрольных мероприятий в форме осмотра установлено, что постоянно действующий исполнительный орган Общества фактически не находится по адресу: <...>.
Наличие договора аренды не опровергает установленные налоговым органом в ходе проверочных мероприятий обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии Общества по указанному в ЕГРЮЛ адресу.
По адресу государственной регистрации юридического лица должен находиться постоянно действующий исполнительный орган, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иной орган или лицо, уполномоченные выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, и только в этом случае сведения об адресе юридического лица считаются достоверными, что в настоящем деле не нашло своего подтверждения.
Сам факт формального получения корреспонденции не может свидетельствовать о наличии двусторонней связи с юридическим лицом, зарегистрированным по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
В силу пункта 3 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо в лице его органа, законного представителя должно не только получать юридически значимые сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также фактически находиться по указанному адресу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Доводы заявителя о том, что признаки недостоверности адреса установлены Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», в данном случае перечисленные в упомянутом Постановлении признаки недостоверности адреса отсутствуют, суд также отклоняет, поскольку перечень оснований недостоверности сведений об адресе юридического лица, приведенный в названном Постановлении, не является исчерпывающим.
В настоящее время в законодательство о государственной регистрации федеральными законами, иными нормативными актами внесены существенные изменения в части обеспечения достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.
Согласно статье 5 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ сведения об адресе места нахождения юридического лица (его единоличного исполнительного органа) подлежат отражению в ЕГРЮЛ.
Учитывая общедоступность информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, внесение в реестр недостоверных сведений недопустимо.
В силу пункта 6 статьи 11 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в случае, если в результате проверочных мероприятий будет установлена недостоверность сведений об адресе места нахождения юридического лица, в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ о юридическом лице.
Тем самым обеспечиваются гарантии неограниченного круга участников гражданского оборота на получение достоверной информации о юридическом лице.
Доводы заявителя о том, что ФИО4 назначен директором Общества решением № 1 от 03.06.2015 участника Общества, его полномочия не прекращены, заявление о недостоверности сведений по форме №Р34001 в регистрирующий орган ФИО4 не представлял, суд также отклоняет.
В соответствии с пунктом 10 Приказа ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ мероприятие по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, предусмотренное подпунктом «а» пункта 4.2 статьи 9 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ, проводится в отношении документов и сведений, имеющихся у территориальных органов ФНС России, полученных как при осуществлении полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц, так и при осуществлении иных полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России.
В данном случае основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о руководителе Общества явилась информация, полученная территориальным налоговым органом при осуществлении полномочий налогового контроля.
При этом фактическое отсутствие ООО «Хабстрой» по адресу места нахождения исполнительного органа Общества, уклонение руководителя ООО «Хабстрой» ФИО4 от пояснений свидетельствуют о недоступности Общества для налогового контроля, недостоверности сведений о единоличном исполнительном органе Общества и адресе места нахождения Общества.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, подтвержденные соответствующими доказательствами, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб. относятся на заявителя, требования которого не были судом удовлетворены.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края при условии, что решение суда было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья М.А. Барилко