ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-14863/2010 от 25.02.2011 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Хабаровск Дело № А73 –14863/2010

«25» февраля 2011 г.

Резолютивная часть судебного акта объявлена 25.02.2011 г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи И.М. Луговой ,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зажигалкиной К.С.

рассмотрел в судебном заседании суда первой инстанции дело по заявлению Федерального бюджетного учреждения – войсковая часть 13023

к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае

о признании недействительным в части акта ревизии от 27.09.2010 г.

при участии в судебном заседании:

от учреждения – представитель ФИО1 по дов. № 21/237 от 08.02.2011 г.

от Управления – представитель ФИО2 по дов.№ 15 от 26.11.2010 г.

В судебном заседании, в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, объявлялся перерыв с 22 по 25 февраля 2011 г.

УСТАНОВИЛ:

Федеральное бюджетное учреждение – войсковая часть 13023 (далее заявитель и войсковая часть 13023) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае (далее Управление, Финбюджетнадзор) о признании акта ревизии от 27.09.2010 года в части выявления нарушений в финансово-бюджетной сфере на сумму 665 122 руб. 77 коп. недействительным.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал представленное учреждением ходатайство об уточнении требований, в соответствии с которым заявитель просит признать недействительным пункт 1 представления о ненадлежащем исполнении бюджета № 135 от 13.10.2010 г.

На основании ст. 49 АПК РФ уточнение требований судом принято.

Требования Учреждения обоснованы несоответствием выводов Управления положениям: ст. 284 Приказа Министра Обороны РФ от 30.06.2006 г. № 200, п.3 ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Постановлению Правительства РФ от 03.01.1993 г. № 2 «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала», Приказу Министра обороны РФ от 10.11.2008 г. № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 г. № 583». На основании выше указанных нормативных актов, по мнению заявителя, районный коэффициент 1,5 к денежному довольствию военнослужащих применяется обоснованно. В связи с чем, на удовлетворении требований учреждение настаивает.

Управление Финансово-бюджетного надзора в отзыве и его представитель в судебном заседании требования Учреждения отклонили, по основаниям, изложенным в отзыве.

Судом   установлены следующие обстоятельства:

В соответствии с программой ревизии финансово-хозяйственной деятельности за 2008-2009 г.г. войсковой части 13023, утвержденной руководителем ТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае, уполномоченным органом была проведена проверка федерального бюджетного учреждения в период с 09.08.2010 г. по 27.09.2010 г.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 27.09.2010 г. В соответствии с актом Управление Финбюджетнадзора установило, что в проверяемый период войсковой частью 13023 производилась выплата районного коэффициента в размере, превышающим установленный законодательством – 1, 5. Тогда как районный коэффициент, установленный Постановлением Госкомтруда и ВЦСПС от 04.09.1964 г. № 380/П-18 для Советско-Гаванского района установлен - 1,4.

По результатом проведения проверки в адрес Учреждения было вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджета № 135 от 13.10.2010 г.

Согласно пункту 1 представления, Управлением было выявлено нарушение, определенное как «переплаты и неположенные выплаты денежного довольствия: начисление и оплата районного коэффициента к денежному довольствию военнослужащих сверх норм, установленных действующими нормативными актами для данной территории» на общую сумму 665 122, 77 руб. и учреждению предложено, в десятидневный срок рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства РФ.

Не согласившись с такими действиями Управления, Войсковая часть 13023 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав   представителей участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Статьей 316 ТК РФ определено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

До настоящего времени нормативный правовой акт, устанавливающий размер районного коэффициента, а также порядок его применения, Правительством РФ не принят, в связи с чем, в соответствии со статьей 423 ТК РФ, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Размеры районных коэффициентов для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей были установлены постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 04.09.1964 г. № 380/П-18, принятого во исполнение постановления Совмина СССР от 15.07.1964 г. № 620.

Во исполнение постановления Совмина СССР от 10.11.1967 г. № 1032 для тех местностей, где районные коэффициенты установлены не были, постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20.11.1967 г. № 512/П-28, установлены размеры районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно - коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера.

Так Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 для г. Советская Гавань с территориями, находящимися в её административном подчинении установлен районный коэффициент равный 1,4.

Не отрицая наличие и действие указанных нормативных документов по настоящее время, Учреждение ссылается на то, что системы оплаты труда, могут регулироваться не только трудовым законодательством, но и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. В связи с чем, полагает возможным учитывать и нормативные акты ведомственного характера, устанавливающие возможность применения и выплаты более высокого районного коэффициента по сравнению с установленным нормативным законодательством бывшего Союза ССР.

Так, заявитель указывает на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством Обороны РФ.

Постановлением Правительства РФ от 03.01.1993 г. № 2 «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала» (пункт 1 абз.4) Министерству Обороны РФ предоставлено право применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.

Приказом Министра Обороны РФ от 30.06.2006 г. № 200 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ. В соответствии с п. 284 данного Приказа военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных, денежное довольствие выплачивается с коэффициентами (районными, за военную службы в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) и процентными надбавками к денежному довольствию в размерах и порядке, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

В целях реализации в системе Министерства Обороны РФ постановления Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583, и в соответствии с полномочиями предоставленными Постановлением Правительства РФ № 2 от 03.01.1993 г., приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 г. № 555 определено, что Советско-Гаванский район является районом, где установлен коэффициент к заработной плате гражданского персонала, а значит, по мнению заявителя, и к денежному довольствию военнослужащих в размере 1,5.

Вместе с тем, суд проанализировав вышеуказанные нормативные документы, приходит к выводу, что доводы Учреждения являются ошибочными.

Так, Приказ МО РФ № 555 от 10.11.2008 г. определяет, во-первых, компенсационные выплаты в виде районного коэффициента гражданского персонала воинских частей, а не военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах РФ.

Во-вторых, буквальное изложение пункта 54 Раздела III данного Приказа говорит о том, что к заработной плате гражданского персонала воинских частей могут быть применены повышенные размеры районных коэффициентов в пределах размеров коэффициентов  , установленных для соответствующей территории» (раздел III Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, пункт 54).

Вместе с этим, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.01.1993 г. , на которое ссылается заявитель, Министерству Обороны РФ предоставлено право применять   районные коэффициенты к заработной плате, а не устанавливать   их как полагает Учреждение.

При этом в ведомственных нормативных актах МО РФ, на которые ссылается заявитель, источник выплаты районного коэффициента в повышенном размере не определен, то есть не указано, что оплата должна производиться за счет средств федерального бюджета.

Другими словами, Приказами МО РФ лишь установлено, что могут быть применены повышенные районные коэффициенты в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий, применение которых возможно в размерах и порядке, установленных федеральными законами и иными правовыми актами РФ для граждан, работающих и проживающих в соответствующих районах и местностях.

Заявитель подтвердил, что оплата районного коэффициента в повышенном размере производится за счет средств федерального бюджета.

Однако, федеральным законодательством установлен иной размер районного коэффициента – 1,4. В связи с чем, производить доплату в разнице размера районного коэффициента, установленного на федеральном уровне и ведомственном уровне военнослужащим, финансирование которых производится из федерального бюджета, за счет средств федерального бюджета является неправомерным и нарушающим действующее законодательство, в том числе, и нормы Бюджетного кодекса РФ.

В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
  Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, установлен статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
  Из системного анализа приведенных норм следует, что получатель бюджетных средств обязан использовать поступающие ему бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств в размере кодов статей экономической классификации, определенными соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

И утверждение Учреждения о расходовании выделенных согласно бюджетной смете денежных средств на оплату труда (денежное довольствие военнослужащих) в установленных размерах не может являться основанием для признания правомерным осуществление выплат компенсационного характера в повышенном размере за счет средств федерального бюджета, если федеральным законодательством такой повышенный размер конкретной выплаты компенсационного характера не установлен.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств должны обеспечивать результативность и целевой характер использования предусмотренных им бюджетных ассигнований.
  В соответствии с частью 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
  Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
  Подпунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, аналогичное право предоставлено территориальным органам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

В связи с чем, доводы заявителя о превышении Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае, своих полномочий судом отклоняется.

Также судом отклоняются ссылки заявителя на разъяснения Минздравсоцразвития России № 13-1/10/2-5192 от 22.06.2010 г., поскольку как следует из данных разъяснений более высокие размеры коэффициентов установлены постановлениями Госкомтруда СССР, и могут быть установлены органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов, то есть бюджетов субъектов или муниципальных бюджетов. Заявитель является федеральным бюджетным учреждением, и финансирование его, как прямо указано в Положении о нем осуществляется только за счет средств федерального бюджета. Иных пояснений подтверждающих позицию заявителя, в данном разъяснении не содержится.

В связи с вышеизложенным, суд полагает верными и обоснованными выводы Управления финансово-бюджетного надзора о незаконности действий Войсковой части 13023 в части переплаты и осуществления неположенных выплат денежного довольствия военнослужащим, а именно переплаты районного коэффициента в размере, превышающем установленный федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета.

В связи с чем, оспариваемый заявителем пункт 1 представления № 135 от 13.10.2010 г. признается судом законным, не нарушающим права и интересы обратившегося лица, требования Войсковой части 13023 удовлетворению не подлежат.

Судебные расходы за рассмотрение дела в арбитражном суде, по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя, но не взыскиваются, так как были уплачены Учреждением при обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьями 29, 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении уточненных требований ФБУ – войсковая часть 13023 к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае о признании недействительным пункта 1 представления о ненадлежащем исполнении бюджета № 135 от 13.10.2010 г. в части выявления нарушения в финансово-бюджетной сфере на сумму 665 122 руб. 77 коп. – отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья И.М. Луговая