ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-14884/13 от 17.02.2013 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-14884/2013

20 февраля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2013 года

Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2013 года

Арбитражный суд в составе: судьи Руденко Р.А., с участием помощника судьи Вербинской Т.П., ведущей протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Открытого акционерного общества «Ванинский морской торговый порт»

о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 163-02/07 от 21.11.2013г. о привлечении к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ

В судебное заседание явились:

от заявителя:   Безденежных Ю.Ю., доверенность от 10.01.2014г.

от административного органа  : не явился.

Суд установил  : Открытое акционерное общество «Ванинский морской торговый порт» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 163-02/07 от 21.11.2013г. о привлечении к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного органа, извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление, материалы проверки и административного производства.

В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.

В судебное заседание представители сторон не представили возражений против завершения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела в одном судебном заседании.

Учитывая отсутствие возражений сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в одном судебном заседании.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Открытое акционерное общество «Ванинский морской торговый порт» (далее – ОАО «Ванинский морской торговый порт», Общество), расположено по адресу: Хабаровский край, п. Ванино, ул. Железнодорожная д. 1, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером - 1022700711450, ИНН-2709001590.

Как следует из материалов дела, Дальневосточным Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) 13.09.2013г. на основании Распоряжения № 1174-р от 23.08.2013г. была проведена плановая выездная проверка ОАО «Ванинский морской торговый порт», по результатам которой был составлен акт проверки от 13.09.2013г. № 1174-р-02/324, в котором зафиксированы выявленные нарушения, а именно:

1) Руководители и ответственные специалисты не аттестованы по вопросам промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений в объеме должностных обязанностей;

2) Не организован надзор за безопасной эксплуатацией кранов путей портальных кранов в соответствии с требованиями Правил и нормативно-технической документацией;

3) На производственном перегрузочном комплексе № 3 не проведена внеочередная проверка знаний должностных и производственных инструкций специалистов и обслуживающего персонала;

4) Не произведено комплексное обследование крановых путей портальных кранов на производственном перегрузочном комплексе № 3 с истекшими сроками обследований экспертной организацией. Не предоставлен Акт обследований;

5) Не предоставлена копия «Свидетельства об аттестации лаборатории неразрушающего контроля» ОАО «Ванинский морской торговый порт».

ОАО «Ванинский морской торговый порт» выдано предписание № 1174-р-02/324 от 13.09.2013г. об устранении выявленных нарушений, а именно:

1. Организовать проведение обучение и аттестацию руководителей и ответственных специалистов по вопросам промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений в объеме должностных обязанностей - срок исполнения до 13.11.2013г.;

2. Организовать надзор за безопасной эксплуатацией кранов путей портальных кранов в соответствии с требованиями Правил и нормативно-технической документацией - срок исполнения до 13.11.2013г.;

3. На производственном перегрузочном комплексе № 3 провести внеочередную проверку знаний должностных и производственных инструкций специалистов и обслуживающего персонала - срок исполнения до 13.11.2013г.;

4. Произвести комплексное обследование крановых путей портальных кранов на производственном перегрузочном комплексе № 3 с истекшими сроками обследований экспертной организацией. Предоставить копии Актов обследований - срок исполнения до 06.11.2013г.;

5. Предоставить копию «Свидетельства об аттестации лаборатории неразрушающего контроля» ОАО «Ванинский морской торговый порт» - срок исполнения до 06.11.2013г.

На основании распоряжения № 1516 от 24.10.2013г. Управлением 19.11.2013г. проведена внеплановая проверка ОАО «Ванинский морской торговый порт» по вопросам исполнения предписания № 1174-р-02/324 от 13.09.2013г.

Распоряжение о проверке № 1516 от 24.10.2013г. получено ОАО «Ванинский морской торговый порт» 14.11.2013г. по средствам факсимильной связи, а также вручено 18.11.2013г. законному представителю Общества – генеральному директору Ткачеву О.С.

В ходе проверки установлено, что ОАО «Ванинский морской торговый порт» не исполнены пункты 1, 2 и 5 предписания № 1174-р-02/324 от 13.09.2013г., указанные ранее нарушения не устранены в установленный срок.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 19.11.2013г. № 1516-р-02/408, который 19.11.2013г. вручен законному представителю Общества – генеральному директору Ткачеву О.С., акт проверки подписан им без замечаний.

ОАО «Ванинский морской торговый порт» выдано предписание № 1516-р-02/408 от 19.11.2013г. об устранении выявленных нарушений в срок до 19.02.2014г.

19.11.2013г. по выявленному нарушению государственным инспектором отдела по надзору за грузоподъемными сооружениями и оборудованием, работающим под давлением Дальневосточного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Чарушниковым Д.М. в отношении ОАО «Ванинский морской торговый порт» составлен протокол № 163/02-07 об административном правонарушении по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии законного представителя ОАО «Ванинский морской торговый порт» – генерального директора Ткачева О.С., пописан им без замечаний, вручен ему по роспись 19.11.2013г.

Определением от 19.11.2013г. № 163/02-07 законный представитель ОАО «Ванинский морской торговый порт» Ткачев О.С. был лично уведомлен о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 21.11.2013г. в 15 часов 30 минут, что подтверждается его подписью в определении.

21.11.2013г. в отношении ОАО «Ванинский морской торговый порт», в отсутствии законного представителя Общества, извещенного о месте и времени рассмотрения дела, вынесено постановление № 163-02/07 об административном правонарушении по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ о привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 400 000 руб.

Копия указанного постановления получена ОАО «Ванинский морской торговый порт» 25.11.2913г. по юридическому адресу: Хабаровский край, п. Ванино, ул. Железнодорожная д. 1, что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела.

Не согласившись с указанным постановлением, ОАО «Ванинский морской торговый порт» обратилось 12.12.2013г. в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителя заявителя, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов регулирует Закон РФ от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон РФ № 116-ФЗ).

Из преамбулы этого закона следует, что он направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения Закона РФ № 116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

В силу части 2 ст. 3 Закона РФ № 116-ФЗ - требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия таким обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ч. 1 ст. 7 Закона РФ № 116-ФЗ).

В соответствии со ст. 9 Закона РФ № 116-ФЗ - работники опасного производственного объекта обязаны:

соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;

в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Согласно п. 8.1. ПБ 03-517-02 - Требования к аттестации в области промышленной безопасности - Аттестация руководителей и специалистов проводится в аттестационных комиссиях организаций, а также в центральных и территориальных аттестационных комиссиях Госгортехнадзора России. Аттестационные комиссии организаций создаются приказом или распоряжением руководителя организации. Члены аттестационных комиссий организаций должны быть аттестованы в комиссиях Госгортехнадзора России.

19.11.2013г. в ходе проверки выполнения ОАО «Ванинский морской торговый порт» предписания № 1174-р-02/324 от 13.09.2013г. установлено, что Обществом не исполнен п. 1 указанного предписания в срок до 13.11.2013г., а именно: отсутствуют протоколы аттестации руководителей и ответственных специалистов по вопросам промышленной безопасности: на Гусева В.А., Буханнова Д.А., Исавнина О.А. , Баранова А.Л., а так же на генерального директора Ткачева О.С.

В соответствии п. 8.13 ПБ 10-382-00 - проверка состояния кранового пути и измерение сопротивления его заземления должны производиться в соответствии с нормативными документами.

Согласно п. 12.1. ПБ 03-372-00 «Контроль за деятельностью аттестованных лабораторий»: «Независимые органы в течение срока действия свидетельств об аттестации проводят периодический контроль за деятельностью аттестованных ими лабораторий».

19.11.2013г. в ходе проверки выполнения ОАО «Ванинский морской торговый порт» предписания № 1174-р-02/324 от 13.09.2013г. установлено, что Обществом не исполнен п. 2 указанного предписания в срок до 13.11.2013г., а именно: отсутствует заключение по комплексному обследованию экспертной организацией крановых путей портальных кранов ОАО «Ванинский морской торговый порт».

Из материалов дела следует, что заключение о комплексном обследовании получены Обществом 27.11.2013г.

19.11.2013г. в ходе проверки выполнения ОАО «Ванинский морской торговый порт» предписания № 1174-р-02/324 от 13.09.2013г. установлено, что Обществом не исполнен п. 5 указанного предписания в срок до 13.11.2013г., а именно: Обществом нарушен п. 12.1 ПБ 03-372-00 «Об утверждении Правил аттестации и основных требований к лабораториям неразрушающего контроля» - Независимые органы в течение срока действия свидетельств об аттестации проводят периодический контроль за деятельностью аттестованных ими лабораторий»,

В соответствии с п. 6.8 ПБ 03-517-02 - при ремонте и наладке технических устройств на опасных производственных объектах обеспечивается ведение этих работ на основе требований соответствующих регламентов, а также соблюдение установленных процедур планирования, проверки качества и учета ремонтных и наладочных работ.

Копия свидетельства об аттестации лаборатории неразрушающего контроля ОАО «Ванинский морской торговый порт» в срок до 06.11.2013г. не представлена.

В соответствии с п.п. «в» ч. 12 ст. 16 Закона РФ № 116-ФЗ - должностные лица федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, является основанием для проведения внеплановой проверки (п. «а» ч. 7 ст. 16 Закона РФ № 116-ФЗ).

В соответствии с ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с приложением № 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых в том числе получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Из материалов дела следует, что ОАО «Ванинский морской торговый порт» эксплуатирует опасный производственный объект, требования пунктов 1, 2 и 5 предписания № 1174-р-02/324 от 13.09.2013г. Обществом в установленные сроки не исполнены.

Учитывая изложенное, в действиях (бездействиях) ОАО «Ванинский морской торговый порт» имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.

Обстоятельства административного правонарушения, совершенного ОАО «Ванинский морской торговый порт», подтверждаются материалами дела.

Суд считает, что административным органом доказана также и вина ОАО «Ванинский морской торговый порт» в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суду не представлено доказательств, что ОАО «Ванинский морской торговый порт» не могло, будучи осмотрительным, исполнить требования действующего законодательства и исполнить предписание в установленные сроки.

ОАО «Ванинский морской торговый порт» не представлено доказательств невозможности исполнения предписания Управления в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить.

Вина Общества заключается в бездействии и выражается в невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного технологического надзора.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность юридического лица, судом не установлено.

Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, реализованы в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ.

В соответствии сл статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункта 17 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.

Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Согласно пункта 18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Судом по материалам дела не установлено обстоятельств исключительности обстоятельств, повлекших совершение правонарушения.

Частичное устранение ОАО «Ванинский морской торговый порт» нарушений после проведения проверки не исключает ответственности.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, является формальным и отсутствие наступления общественного вреда и ущерба государственным или общественным интересам в данном случае не может служить основанием для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.

Порядок и сроки привлечения заявителя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ в минимальном размере.

Кроме того, судом установлено, что ОАО «Ванинский морской торговый порт» пропущен срок для обжалования постановления.

В силу статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса РФ процессуальные действия совершаются в срок, установленный АПК РФ или иными федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Статья 30.3 КоАП РФ также предусматривает десятидневный срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении со дня вручения или получения копии постановления и возможность восстановления указанного срока по ходатайству лица, подавшего жалобу, в случае пропуска срока.

При этом, в соответствии с положениями статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предельные допустимые сроки для его восстановления.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 25.12.2008г. № 990-О-О, от 21.04.2011 № 465-0-0 указывал, что если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Как следует из материалов дела, ОАО «Ванинский морской торговый порт» получило обжалуемое постановление 25.11.2913г. по юридическому адресу: Хабаровский край, п. Ванино, ул. Железнодорожная д. 1, что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела.

В вышеуказанном постановлении ОАО «Ванинский морской торговый порт» разъяснено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

ОАО «Ванинский морской торговый порт» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления только 12.12.2013г., а  установленный десятидневный срок на обжалование постановления истек (с учетом праздничных и выходных дней) 09.12.2013г.

Ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления ОАО «Ванинский морской торговый порт» не представлено.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Пропуск указанного срока и отсутствие ходатайства о его восстановлении являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены обжалуемого постановления, факт административного правонарушения и вина заявителя доказаны и подтверждаются материалами дела.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Открытого акционерного общества «Ванинский морской торговый порт» о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 163-02/07 от 21.11.2013г. о привлечении к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока  со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Р.А. Руденко