АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-14899/2012
24 января 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2012 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Орловой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Росздравнадзора по Хабаровскому краю
о привлечении Хабаровской таможни к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ,
в судебное заседание явились:
от заявителя – ФИО1, действующая на основании доверенности от 09.01.2013г., ФИО2, действующая на основании доверенности от 09.01.2013г.;
от лица, привлекаемого к ответственности – ФИО3, действующая на основании доверенности № 04-37/11 от 06.02.2012г., ФИО4, действующая на основании доверенности № 04-37/27 от 02.04.2012г., ФИО5, действующий на основании доверенности № 04-37/163 от 07.12.23012г.
Сущность дела: Управление Росздравнадзора по Хабаровскому краю (далее – Управление, административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Хабаровской таможни (далее – таможня, таможенный орган) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 10.01.2013 по 17.01.2013.
В заседании суда представители Управления Росздравнадзора по Хабаровскому краю на требовании о привлечении таможенного органа к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ настаивали по основаниям, указанным в заявлении.
Представители Хабаровской таможни с заявленным требованием не согласились, позицию изложили согласно представленному отзыву.
В ходе судебного разбирательства суд
УСТАНОВИЛ:
Хабаровская таможня (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680013, Хабаровский край, ул. Карла Маркса, 94а) на основании лицензии № ФС-27-01-000055, выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Хабаровскому краю 30.10.2008, осуществляет медицинскую деятельность в здравпункте Хабаровской таможни, расположенном по адресу: 680013, Хабаровский край, ул. Карла Маркса, 94а.
В период с 16.10.2012г. по 13.11.2012г. Управлением Росздравнадзора по Хабаровскому краю на основании приказа заместителя руководителя Управления ФИО6 от 20.09.2012 № 87-пр проведена плановая выездная комплексная проверка на предмет соблюдения Хабаровской таможней при осуществлении медицинской деятельности обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
При проведении проверки присутствовал заведующий здравпунктом ФИО5, действующий на основании доверенности от 12.11.2012 г. № 04-37/139, медицинская сестра здравпункта ФИО7
В ходе проведенной проверки выявлены факты нарушения сроков и условий хранения лекарственных средств, использование которых в лечебных целях создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, а именно:
- в нарушение статьи 57 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» не соблюдаются требования к качеству лекарственных препаратов: выявлен лекарственный препарат с истекшим сроком годности («Отирелакс, капли ушные 15 мл», серии 1449, производства К.О. Ромфарм КомпаниС.Р.Л., Румыния, срок годности до декабря 2011г., в количестве 2 упаковок по цене 99 руб. 66 коп.);
- в нарушение пункта 32 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 №706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» не соблюдаются условия хранения термолабильных лекарственных препаратов: в процедурном кабинете в специализированной аптечке «Анти-Спид» при температуре 20,6°С (измерение проводилось с применением поверенного в установленном порядке гигрометра психрометрического) хранится «Перекись водорода, раствор для наружного применения 3% 40 мл», серии 080411, производства ООО «Ватхэм-Фармация», требующий условий хранения в прохладном месте (от +8°С до +15°С);
- в нарушение требований пунктов 24, 26 главы 6 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010г. № 706н, не соблюдаются условия хранения светочувствительных лекарственных препаратов, а именно: в процедурном кабинете в шкафу с прозрачными дверцами хранятся: «Мексикор, раствор для внутривенного и внутримышечного введения 50 мг/мл 10 ампул по 2 мл», серии 060410, производства ООО «Эко Фарм Инвест», Россия, требующий условий хранения в защищенном от света месте, «Преднизолон Никомед, раствор для внутривенного и внутримышечного введения 3 ампулы по 1 мл», серии 10425705, производства Никомед Австрия ГмбХ, Линц, Австрия, требующий условий хранения в защищенном от света месте.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 13.11.2012 б/н и приложениях к нему.
14.11.2012г. по факту выявленных нарушений заместителем начальника отдела организации контроля за фармацевтической деятельностью и качеством оказания медицинской помощи населению Управления Росздравнадзора по Хабаровскому краю ФИО8 в отношении Хабаровской таможни, в присутствии заведующего здравпунктом Хабаровской таможни ФИО5, действующего на основании доверенности от 12.11.2012г. № 04-37/139, составлен протокол № 1 ТР по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление Росздравнадзора по Хабаровскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Хабаровской таможни к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
За действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, административная ответственность установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ), пунктом 1 статьи 1 которого предусмотрено, что названный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Как следует из протокола об административном правонарушении № 1 ТР от 14.11.2012г., по результатам плановой выездной комплексной проверки, проведенной Управлением Росздравнадзора по Хабаровскому краю в здравпункте Хабаровской таможни по адресу: 680013, Хабаровский край, ул. Карла Маркса, 94а, были выявлены нарушения обязательных требований к качеству лекарственных препаратов и условиям их хранения, установленных статьей 57 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», пунктами 24, 26, 32 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010г. № 706н.
Вменяя Хабаровской таможне предусмотренное частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ административное правонарушение, Управление Росздравнадзора по Хабаровскому краю пришло к выводу о наличии в действиях таможенного органа всех элементов состава данного правонарушения.
Вместе с тем, административным органом не учтено следующее.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции соответствующим процессам.
При этом законодатель определил круг лиц, являющихся субъектами ответственности за нарушения, перечисленные в частях 1, 2 статьи 14.43 КоАП РФ, к каковым относятся изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) и продавец. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Пунктом 1 статьи 36 Закона № 184-ФЗ также предусмотрено, что за нарушение требований технических регламентов ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации несет изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).
По смыслу вышеуказанных норм, субъектами ответственности за нарушение требований технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции соответствующим процессам, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие функции либо изготовителя, либо продавца, либо исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя).
В Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 даны основные понятия, используемые в настоящем законе, в том числе:
- изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
- исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
- продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Как установлено судом, Хабаровская таможня действует на основании приказа ФТС России от 12.01.2005г. № 7 «Об утверждении Общего положения о таможне». На основании Указа Президента РФ от 09.03.2004г. № 314 таможенные органы входят в структуру исполнительных органов государственной власти.
Из материалов дела следует, что Хабаровская таможня имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № ФС-27-01-000055, выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Хабаровскому краю 30.10.2008г. сроком действия до 30.10.2013г.
На основании указанной лицензии в здравпункте Хабаровской таможни, расположенном по адресу: 680013, Хабаровский край, ул. Карла Маркса, 94а, в соответствии с приказом ФТС России от 19.04.2007г. № 491 «Об утверждении типового положения о здравпункте таможни» и Положением о здравпункте Хабаровской таможни от 10.05.2007г., проводится комплекс лечебно-профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья должностных лиц таможенного органа.
Таким образом, Хабаровская таможня, являясь органом исполнительной власти и осуществляя медицинскую деятельность в здравпункте на основании лицензии № ФС-27-01-000055 от 30.10.2008, не является лицом, выполняющим функции изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) или продавца, следовательно, не может являться субъектом ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Кроме того, в соответствии с главой 14 КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» объектом правонарушения являются охраняемые государством общественные правоотношения в сфере предпринимательской деятельности.
Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, то есть деятельность, направленную на систематическое получение прибыли.
Таким образом, при решении вопроса о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом по материалам дела и не оспаривается заявителем, Хабаровская таможня не является субъектом предпринимательской деятельности, доказательств того, что таможенный орган осуществляет медицинскую деятельность с целью извлечения прибыли, материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Суд, исследовав и оценив, в порядке статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что административным органом, в соответствии с требованиями статей 65, 205 АПК РФ, не представлено доказательств, подтверждающих, что Хабаровская таможня является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, что позволяет суду сделать вывод об отсутствии достаточных данных, указывающих на наличие состава вменяемого административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При изложенных выше обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для привлечения Хабаровской таможни к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ и применения конкретной меры ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования Управления Росздравнадзора по Хабаровскому краю о привлечении Хабаровской таможни к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак