АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск № дела А73-14945/2011
«20» февраля 2012г.
Резолютивная часть решения объявлена «13» февраля 2012г.
Мотивированное решение изготовлено «20» февраля 2012г.
Арбитражный суд в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Синицкой З.А., ведущей протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Открытого акционерного общества «Березовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта»
о признании незаконными и отмене решений по жалобе на постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экономическому, техническому и атомному надзору по делу об административном правонарушении № 004590, № 004591 от 28.11.2011г. о привлечении к административной ответственности
В судебное заседание явились:
от заявителя - ФИО1, доверенность от 10.01.2012 г. № 1; ФИО2, приказ № 68 от 30.04.2009 г.;
от административного органа - ФИО3, доверенность от 10.01.2012 г. № 25; ФИО4, доверенность от 10.01.2012 г.
Суд установил : ОАО «Березовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене решений по жалобе на постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экономическому, техническому и атомному надзору по делу об административном правонарушении № 004590, № 004591 от 28.11.2011г. о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, считает, что административный орган не доказал событие правонарушения.
Представитель административного органа в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему.
В порядке ст. 163, 184 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 07.02.2011г. по 13.02.2011г.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ОАО «Березовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» (далее ОАО «Березовское ППЖТ», Общество) является юридическим лицом, о чем ему присвоен ОГРН-<***>, ИНН-<***>.
На основании заявления ОАО «Березовское ППЖТ» от 05.11.2011г. № 386 на получение лицензии на право эксплуатации взрывопожарных производственных объектов по критерию «транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ» Дальневосточным управлением Ростехнадзора проведена внеплановая проверка ОАО «Березовское ППЖТ», в ходе которой установлено, что общество эксплуатирующее объекты транспортирования опасных веществ допущены следующие нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации объекта транспортирования опасных веществ:
ОАО «Березовское ППЖТ» на момент проверки не имеет лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, чем нарушены требования ч.1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ;
Не проведена экспертиза промышленной безопасности на транспортное средство, «путевой прицеп», чем нарушены требования ст. 9 п.1.и ст. 13 п.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997г.;
Не представлено заключение экспертизы промышленной безопасности на опасный производственный объект «Подъездной путь», чем нарушены требования ст. 9 п.1.и ст. 13 п.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 г.;
В ОАО «Березовское ППЖТ», план ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) не разработан, чем нарушены требования ст. 10 п.1 Федерального закона № 116-ФЗ, ст. 1.4 РД 09-536-03;
Договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание не заключен. Собственное нештатное аварийно-спасательное формирование из числа работников не создано, чем нарушены требования ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997г.
По результатам проверки был составлен акт проверки от 28.10.2011г. № 04-05/31Л.
Административный орган признал в действиях ОАО «Березовское ППЖТ» признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
По факту выявленных нарушений Дальневосточным управлением Ростехнадзора в отношении ОАО «Березовское ППЖТ», а также руководителя общества ФИО2 составлены протоколы об административном правонарушении от 28.10.2011г. № 004590, № 004591 по ч. 1 ст.9.4 КоАП РФ.
При составлении протокола присутствовал законный представитель ОАО «Березовское ППЖТ» - директор общества ФИО2
03.11.2011г. Дальневосточным управлением Ростехнадзора, директора общества ФИО2, вынесены постановления № 004590, № 004591 о привлечении ОАО «Березовское ППЖТ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб., а также о привлечении руководителя ОАО «Березовское ППЖТ» - ФИО2 к ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями, директор ОАО «Березовское ППЖТ» ФИО2, обжаловал их в вышестоящий орган.
По результатам рассмотрения жалоб вынесены решения по жалобе на постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экономическому, техническому и атомному надзору по делу об административном правонарушении № 004590, № 004591 от 28.11.2011г. о привлечении к административной ответственности, которыми в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с решениями по рассмотрению жалоб по делам об административных правонарушениях № 004590, № 004591 от 28.11.2011г. о ОАО «Березовское ППЖТ» обратилось в арбитражный суд об оспаривании их законности.
Выслушав доводы представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 статьи 9.1. КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательствами.
ОАО «Березовское ППЖТ» имеет свидетельство № А71-01589 от 16.11.2009г. о регистрации опасных объектов, а также имело лицензию № ЭВ-71-000660 (ж) на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов (опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха или друг с другом (горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, пылеобразующие вещества), твердофазные и жидкофазные вещества, способные к спонтанному разложению со взрывом).
Срок указанной лицензии истек 12.10.2011г.
В связи с истечением срока действия указанной лицензии ОАО «Березовское ППЖТ» подало заявление от 05.11.2011г. № 386 на получение лицензии на право эксплуатации взрывопожарных производственных объектов по критерию «транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ».
В связи с подачей заявления на выдачу лицензии и была проведена указанная ранее проверка, выявлены нарушения ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, ОАО «Березовское ППЖТ» вменяется нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов связанных с перевозкой, транспортировкой воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ.
В подтверждение выявленных нарушений по транспортировке опасных грузов Дальневосточным управлением Федеральной службы по экономическому, техническому и атомному надзору по делу об административном правонарушении в материалы дела представлены свидетельство № А71-01589 от 16.11.2009г. о регистрации опасных объектов, лицензию № ЭВ-71-000660 (ж), акт проверки от 28.10.2011г. № 04-05/31Л, протоколы об административном правонарушении от 28.10.2011г. № 004590, № 004591 по ч. 1 ст.9.4 КоАП РФ, договор на подачу и уборку вагонов № 1/01-07 от 01.01.2007г. заключенный между ОАО «Березовское ППЖТ» и ОАО «ДГК», сведения, характеризующие опасный производственный объект, карта учета объекта, перечень опасных грузов, перевозимых ОАО «Березовское ППЖТ» на 2011г., заявление о выдаче лицензии.
Как указывает представитель ОАО «Березовское ППЖТ» с момента окончания действия лицензии общество прекратило деятельность, связанную с транспортировкой опасных грузов.
Суд, исследовав материалы дела приходит к выводу, что представленные материалы дела административного производства не содержат доказательства того, что ОАО «Березовское ППЖТ» осуществляло деятельность, связанную с транспортировкой опасных грузов. Из представленных в материалы дела доказательств невозможно определить когда и какой груз транспортировался.
Сам факт наличия свидетельства № А71-01589 от 16.11.2009г. о регистрации опасных объектов, истекшей лицензии № ЭВ-71-000660 (ж), договора на подачу и уборку вагонов № 1/01-07 от 01.01.2007г. заключенного между ОАО «Березовское ППЖТ» и ОАО «ДГК», сведения, характеризующие опасный производственный объект, карта учета объекта, перечень опасных грузов, перевозимых ОАО «Березовское ППЖТ» на 2011г. не свидетельствуют, что Общество на момент проверки осуществляло деятельность по перевозке опасных грузов.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд считает, что административный орган не доказал событие административного правонарушения, а также вину Общества во вмененном ему административном правонарушении.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств события вменяемого ОАО «Березовское ППЖТ» вышестоящий административный орган необоснованно отказал в удовлетворении жалобы Общества, в связи с чем, оспариваемое решение по жалобе на постановление Дальневосточного управления Федеральной службы по экономическому, техническому и атомному надзору по делу об административном правонарушении № 004590 от 28.11.2011г. о привлечении ОАО «Березовское ППЖТ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ является незаконным и подлежит отмене.
В части требований о признании незаконным и отмене решения по жалобе на постановление Дальневосточного управления Федеральной службы по экономическому, техническому и атомному надзору по делу об административном правонарушении № 004591 от 28.11.2011г. о привлечении генерального директора ОАО «Березовское ППЖТ» ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
В соответствии со статьями 27, 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии со ст. 207 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
В соответствии со ст. 30.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса:
1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;
2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Судом установлено, что обжалуемое решение принято по жалобе директора ОАО «Березовское ППЖТ» ФИО2 на постановление Дальневосточного управления Федеральной службы по экономическому, техническому и атомному надзору по делу об административном правонарушении № 004591 от 28.11.2011г. которым он привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ.
Директор ОАО «Березовское ППЖТ» ФИО2 не является индивидуальным предпринимателем, в связи с чем, указанное требование не подведомственно арбитражному суду.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Руководствуясь п.п. 1 п. 1 статьи 150, статьями 151, 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Открытого акционерного общества «Березовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить полностью решение по жалобе на постановление Дальневосточного управления Федеральной службы по экономическому, техническому и атомному надзору по делу об административном правонарушении № 004590 от 28.11.2011г. о привлечении Открытого акционерного общества «Березовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ.
В части требования о признании незаконным и отмене решения по жалобе на постановление Дальневосточного управления Федеральной службы по экономическому, техническому и атомному надзору по делу об административном правонарушении № 004591 от 28.11.2011г. о привлечении генерального директора Открытого акционерного общества «Березовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ – производство по делу прекратить.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Р.А. Руденко