Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-14/2020
15 июля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09.07.2020.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Леонова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Катковой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, г. Санкт-Петербург)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680510, <...>, <...>)
о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером № 27:17:0329204:2259, выраженного в письме от 10.10.2019 № 01-22/6030,
третье лицо: Администрация Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680521, <...>).
о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 представитель по доверенности от 14.01.2020 № 78 АБ 7492905, удостоверение адвоката;
от Комитета: (до перерыва) ФИО3 представитель по доверенности от 31.12.2019 № 48; (после перерыва) ФИО4 представитель по доверенностиот 09.01.2020 № 01-10/08;
от Администрации Восточного сельского поселения: представители не явились.
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (далее - ИП ФИО1, заявитель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района (далее - Комитет) о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером №27:17:0329204:2259, выраженного в письме от 10.10.2019 № 01-22/6030, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением от 18.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Хабаровского края от 02.06.2020 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Барилко М.А. на судью Леонова Д.В.
Определением от 03.06.2020 дело принято к производству судьи Леонова Д.В.
В связи с заменой состава суда рассмотрение дела производится с самого начала.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Комитет согласно представленному отзыву с заявленными требованиями не согласился. Представитель Комитета в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Администрация Восточного сельского поселения явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, отзыв на заявление не представила.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 02.07.2020 до 10-00 час. 09.07.2020.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела ИП ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя – главы крестьянского фермерского хозяйства (соответствующая запись в ЕГРИП внесена 21.03.2013 г.)
В собственности ИП ФИО1 имеется земельный участок с кадастровым номером 27:17:0329204:2259 (разрешенное использование – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства), образованный в августе 2016 г. в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 27:17:0329204:88 ввиду изъятия для государственных нужд Хабаровского края в целях строительства объекта «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 - км 42».
Право собственности на исходный земельный участок с кадастровым номером 27:17:0329204:88 возникло в 2011 г. на основании договора дарения от 14.02.2011 г.
ИП ФИО1 02.09.2019 обратился в Комитет с заявлением о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, в отношении участка с кадастровым номером 27:17:0329204:2259. В этом же заявлении просил утвердить схему расположения земельного участка площадью 124 115 кв.м., образуемого в результате перераспределения, при этом площадь неразграниченного участка составила 9 347 кв.м.
Решением, выраженным в письме от 10.10.2019 № 01-22/6030, Комитет отказал заявителю в перераспределении земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на основании подпункта 3 пункта 8, подпункта 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), а именно: заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ; из перераспределенной площади возможно формирование двух самостоятельных земельных участков.
Не согласившись с указанным решением, ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
По мнению заявителя понятия «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», «личное подсобное хозяйство», «садоводство» и «огородничество» в данном случае имеют общее назначение - производство сельхозпродукции, следовательно, основание для отказа в перераспределении земельного участка 27:17:0329204:2259, указанное в пункте 1 отказного письма КУМИ администрации Хабаровского района, является ошибочным. Также заявитель не согласен с доводами Комитета о возможности образования самостоятельного земельного участка площадью 9 347 кв.м., поскольку статьей 17 Закона Хабаровского края от 29.07.2015 № 104 «О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае» установлены минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в части сельскохозяйственных угодий - 3 гектара (т.е. 30 000 кв.м.).
Возражая против заявленных требований, Комитет поддерживает выводы, изложенные в оспариваемом решении.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Пунктом 3 статьи 11.7 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ установлены случаи, при которых допускается Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
К таким случаям отнесены:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Как указывает заявитель, он обратился в Комитет с заявлением о перераспределении земельного участка на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Вместе с тем, Комитет полагает, что заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Из буквального толкования подпункта 3 пункта 1 статьи 39.28 следует, что перераспределение земельных участков и земель допускается в отношении земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, основополагающим условием в данном случае является характер использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона установлено, что личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью (пункт 4 статьи 2 Федерального закона № 112-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, регулируются Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 217-ФЗ).
В соответствии с понятиями, указанными в статье 3 Федерального закона № 217-ФЗ под садовым земельным участком понимается земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Огородный земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
В рассматриваемом случае, обращаясь в Комитет с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 124 115 кв.м., образуемого в результате перераспределения земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером 27:17:0329204:2259 , ИП ФИО1 указал, цель использования земельного участка – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, что соответствуют разрешенному виду использования данного земельного участка, указанному в едином государственном реестре недвижимости.
Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств определены Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Федеральный закон № 74-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона № 74-ФЗ установлено, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 74 для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться или приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 12 Закона № 74-ФЗ).
Таким образом, из изложенных выше положений следует, что деятельность фермерского хозяйства является предпринимательской, а земельные участки фермерским хозяйствам подлежат предоставлению именно для целей осуществления этим хозяйством своей деятельности и данная цель не соответствует целям ведения гражданами личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства в целях удовлетворения своих личных потребностей.
В связи с этим судом отклоняются доводы заявителя о том, что понятия «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», «личное подсобное хозяйство», «садоводство» и «огородничество» имеют общее назначение – производство сельхозпродукции.
Заявителем в данном случае не учтено, что факт использования земельного участка для производства сельхозпродукции не поименован в статье 39.28 ЗК РФ в качестве условия перераспределения земельных участков.
Доводы заявителя о том, что Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (ред. от 30.09.2015) утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым не предусмотрен вид разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» судом отклонятся, как не имеющий в данном случае правового значения, поскольку в отношении спорного земельного участка в едином государственном реестре недвижимости указан вид разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», а соответственно данный земельный участок не отнесен к земельным участкам, предназначенным для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.
Доказательств тому, что заявление предпринимателя о перераспределении было обусловлено целью приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы в ходе судебного разбирательства не представлено.
На основании изложенного Комитет оспариваемым решением обосновано отказал заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения, правомерно указав, что заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
С учетом изложенного, ссылки Комитета в оспариваемом решении на то, что из перераспределяемой площади возможно образование двух земельных участков, как основании для отказа в перераспределении, какого-либо самостоятельного правового значения не имеют, как не влияющие на законность оспариваемого отказа.
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить следующее.
Земельный участок площадью 124 115 кв.м., образуемый в результате перераспределения, полностью расположен в зоне СХ-1 - зоне сельскохозяйственных угодий согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки Восточного сельского поселения Хабаровского района.
В соответствии с ч. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Согласно п. 15 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 г., требования к предельным (минимальным или максимальным) размерам образуемого (измененного) земельного участка устанавливаются градостроительными регламентами в составе правил землепользования и застройки, а в отношении земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, - ЗК РФ или другими законами. Установленные требования распространяются и на случаи образования земельных участков, находящихся в частной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Ссылаясь на то, что статьей 17 Закона Хабаровского края от 29.07.2015 № 104 «О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае» установлены минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в части сельскохозяйственных угодий - 3 гектара (30 000 кв.м.), тогда как разница в площади перераспределяемого участка и участка, находящегося в собственности у истца, составляет 9 347 кв.м., заявитель указывает на невозможность образования самостоятельного земельного участка указанной площади.
Однако, частью 1 статьи 17 вышеуказанного Закона Хабаровского края предусмотрено, что минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для овощеводства в защищенном грунте составляет 0,5 га.
Кроме того, статьей 15 этого же Закона предусмотрено, что земельные участки предоставляются гражданам в собственность бесплатно в следующих минимальных размерах, в том числе для ведения садоводства - 0,20 га; для ведения огородничества - 0,15 га.
Таким образом, суд считает обоснованными доводы Комитета о наличии возможности формирования самостоятельных земельных участков из перераспределяемой площади.
Между тем, согласно подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В связи с этим, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина в сумме 300 руб. на основании статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя и не взыскивается, поскольку уплачена им в полном объеме при обращении в суд.
При этом заявителю подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 300 руб., уплаченная за ИП ФИО1 ФИО2 по платежной квитанции от 08.01.2020.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб., излишне уплаченную по платежной квитанции от 08.01.2020 ФИО2.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Д.В. Леонов