г. Хабаровск Дело № А73-15121/2008
«22» января 2009 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.В. Рудницкой,
рассмотрел в судебном заседании заявление Открытого акционерного общества «Жилсервис-5» о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 10.12.2008 № 661/08-Ю о привлечении ОАО «Жилсервис-5» к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 доверенность № 904 от 27.08.2008.
от административного органа: ФИО2 доверенность № 1-17/3722 от 30.12.2008
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв с 20.01. по 22.01.2009.
Сущность дела: Открытого акционерного общества «Жилсервис-5» (далее – ОАО «Жилсервис-5», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 10.12.2008 № 661/08-Ю, которым оно привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Представитель заявителя на требованиях настаивала в полном объеме, суду поясняла, что в действиях Общества отсутствует вина.
Представитель административного органа с доводами заявителя не согласился, считает, что оснований для удовлетворения его требований не имеется.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
17.10.2008 по обращению потребителей об отключении жилого дома № 12 Б по ул. Шмидта в г. Хабаровске прокуратурой Кировского района г. Хабаровска проведена проверка, в ходе которой установлено, что по состоянию на 17.10.2008 данный жилой дом к отоплению не подключен.
10.11.2008 прокурором Кировского района г. Хабаровска, младшим советником юстиции ФИО3 в отношении ОАО «Жилсервис-5» возбуждено дело об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ.
Материалы об административном правонарушении переданы Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края для рассмотрения по существу.
20.11.2008 Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края определением по делу об административном правонарушении № 661/08-Ю назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 10.12.2008. Заявителем данное определение получено 01.12.2008 согласно почтового уведомления.
10.12.2008 заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление № 661/08-Ю, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, назначен штраф в размере 5 000 рублей.
Несогласие Общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения последнего в арбитражный суд.
Заслушав представителей сторон, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Статьей 7.23. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг граждан (далее – Правила).
Настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 1,2 Правил).
В пункте 3 Правил даны следующие определения:
коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
коммунальные услуги надлежащего качества - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 9 Правил установлены требования к предоставлению коммунальных услуг, и согласно данного пункта при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.12 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» (принят постановлением Госстандарта РФ от 19 июня 2000 г. N 158-ст) потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления и непрерывность потребления.
Согласно пункта 31 ГОСТ Р 51617-2000 жилищно-коммунальные услуги - действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды.
Пунктами 4.12.2, 4.12.3 ГОСТа Р51617-2000 установлено, что поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем. Оказание услуг по предоставлению потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ; в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
В соответствии с пунктами 2.6.2, 2.6.5, 5.1.1, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения. Подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции). Системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования. Эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; равномерный прогрев всех нагревательных приборов.
Согласно пункта 2.1 Устава предметом деятельности ОАО «Жилищный сервис-5» является выполнение функций подрядчика по содержанию и ремонту жилищного и нежилого фондов, придомовых территорий для обеспечения устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения населения и качественного жилищно-коммунального обслуживания населения.
Согласно договора на выполнение работ по содержанию жилищного фонда № 4/10 от 01.01.2008 МУП ГХ «Служба заказчика по ЖКУ» передало ОАО «Жилищный сервис-5» жилищный фонд для выполнения работ по содержанию жилых помещений. Согласно пунктов 2.1, 2.1.2, данного договора подрядчик обязан выполнять работы по санитарному содержанию жилищного фонда, в том числе работы, выполняемые при подготовке жилых зданий к эксплуатации в осенне-зимний период, а именно ремонт, регулировка и испытание систем центрального отопления.
Из изложенного следует, что ОАО «Жилищный сервис» является исполнителем коммунальных услуг и согласно приложения к договору жилой дом № 12 Б по ул. Шмидта находится на содержании заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что причиной неподключения жилого дома и неподачи в помещения тепла явилось неготовность внутридомовых инженерных систем дома к приему тепловой энергии, что подтверждается объяснением от 27.10.2008 начальника Кировского теплового района г. Хабаровска и ответом МУП ГХ «Тепловые сети» от 24.10.2008. Кроме того дом Обществом к зимнему сезону не подготавливался, поскольку в материалах дела отсутствует установленный Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 паспорт готовности. Из пояснений представителя заявителя следует, что причиной невыполнения обязанностей по подготовке дома к отопительному сезону послужило Постановление Мэра г. Хабаровска № 1011-р от 28.06.2008 «о представлении ФГУП «ГУСС Дальспецстрой» земельного участка для его комплексного освоения», поскольку Общество считало, что дом будет снесен. Из изложенного следует, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм.
Согласно пункта 75, 76 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 исполнитель коммунальных услуг несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Анализ вышеуказанных нормоположений в совокупности с установленными обстоятельствами, позволяет сделать вывод, что бездействие ОАО «Жилищный сервис» было правомерно квалифицировано административным органом по статье 7.23. КоАП РФ, поскольку Обществом нарушен режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объектом указанного правонарушения являются лица, по вине которых допущено нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 10.12.2008 № 661/08-Ю, факт административного правонарушения и вина заявителя доказаны и подтверждаются материалами дела.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, статьями 7.23, 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Открытого акционерного общества «Жилсервис-5» о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 10.12.2008 № 661/08-Ю о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников