АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-15164/2013
15 января 2014 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Калашникова А.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой М.Д.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора о привлечении индивидуального предпринимателя Гасанова Низами Амрах оглы к административной ответственности, предусмотренной частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: представитель не явился;
от лица, привлекаемого к ответственности: представитель не явился.
Сущность дела: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального Гасанова Низами Амрах оглы к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыва не представил.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, по имеющимся материалам.
В соответствии со статьей 155 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 12 от 17.02.2011г. в судебном заседании протоколирование с использованием средств аудиозаписи не велось, поскольку представители сторон в судебное заседание не явились.
Суд завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).
Изучив материалы дела, судом установлено следующее.
Гасанов Низами Амрах оглы зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Хабаровска 09.04.2004 за основным государственным регистрационным номером 304272310000122, ИНН 272315584610.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, предприниматель осуществляет на основании лицензии АСС-27-034812, выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора 15.10.2009.
В результате внеплановой документарной проверки 17.12.2013г. государственным инспектором Розвезевым В.М. установлено, что индивидуальным предпринимателем Гасановым Н.А. не организована работа водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
При проверке путевых листов за ноябрь 2013 года установлено, что не обеспечен контроль за соблюдением водителем режима рабочего времени и времени отдыха, так у водителя Фарзалиева P.O. совершившего ДПТ, продолжительность рабочей смены 26.11.2013 г. составила 14 часов 16 мин (путевой лист № 8 от 26.11.2013 г.) прошел медицинский осмотр перед выездом на линию в 6 часов 28 мин, а после возвращения с линии в 20 часов 44 мин, 27.11.2013 г. составила 13 часов 50 мин (путевой лист № 15 от 27.11.2013 г.) прошел медицинский осмотр перед выездом на линию в 6 часов 54 мин, а после возвращения с линии в 20 часов 44 мин, при установленной продолжительность ежедневной работы (смены) не более 12 часов, заехал в гараж 26.11.2013 года в 20 часов 42 мин, а выехал на линию 27.11.2013 г. в 6 часов 56 мин, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 10 часов 14 мин, при суммированном учете продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха не менее 12 часов.
Также реквизиты путевых листов заполняются не в полном объеме, а именно показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку, не заверяются уполномоченными лицами их штампами (путевые листы № 8 от 26.11.2013 г., № 15 от 27.11.2013 г.).
Не организован контроль за соблюдением периодичности медицинских освидетельствований водителей, а именно у водителя Фарзалиева P.O. отсутствует медицинская справка.
По результатам проверки составлен акт от 17.12.2013г. № 211.
17.12.2013г. в отношении предпринимателя Гасанова Низами Амрах оглы, при его участии, составлен протокол серии 27 № 005229/479 об административном правонарушении, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, с нарушениями предприниматель согласился.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных предпринимателями, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу подпункта «з» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 280, одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения.
В целях формирования единой политики в области обеспечения безопасности дорожного движения при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15 утверждены «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» (далее – Требования).
Пунктами 2.6.2. и 2.3.6. вышеуказанных Требований установлено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности, в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обязаны вести учет рабочего времени водителей и обеспечивать надежность водительского состава за счет соблюдения установленного режима труда и отдыха водителей.
Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. № 15 (далее – Положение), установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.
Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.
При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Согласно пункту 25 Положения от 20.08.2004 № 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Материалами дела установлено, что у водителя Фарзалиева P.O. продолжительность рабочей смены 26.11.2013 г. составила 14 часов 16 мин (путевой лист № 8 от 26.11.2013 г.), 27.11.2013 г. составила 13 часов 50 мин (путевой лист № 15 от 27.11.2013 г.) при установленной продолжительность ежедневной работы (смены) не более 12 часов, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 10 часов 14 мин, при суммированном учете продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха не менее 12 часов.
Из пункта 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 следует, что даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
В путевых листах № 8 от 26.11.2013 г., № 15 от 27.11.2013 г. показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку, не заверены уполномоченными лицами их штампами.
Согласно статье 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств,
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 вышеназванного Закона, периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом.
Подпунктом «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров отнесено наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке.
Согласно пункту 1 «Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, утверждён перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.
Проверкой установлено, что у водителя Фарзалиева P.O. отсутствует медицинская справка.
Поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В данном случае перечень грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий установлен в пункте 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
В силу указанного пункта, под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «г» - «и» пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Вменяя предпринимателю предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ административное правонарушение, административный орган исходил из того, что предприниматель Гасанов Н.А.о. неоднократно привлекался к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», что подтверждается решениями Арбитражного суда Хабаровского края от 29.11.2013г. по делу № А73-12033/2013.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя Гасанова Н.А.о. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения административным органом доказан. При этом он подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 17.12.2013г. 27 № 005229/479; актом от 17.12.2013г. № 211; путевыми листами № 8, 15 от 26.11.2013 г.
Вина предпринимателя выражается в грубом нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность предпринимателя, судом по материалам дела не установлено, в связи с чем суд считает возможным применить к правонарушителю меру наказания в виде минимального размера штрафной санкции, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН 2724135422, КПП 272401001, ОКАТО 08401000000, счет №40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611690040046000140 – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск».
Порядок, сроки привлечения предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, исходя из обстоятельств совершения административного правонарушения, судом не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 4.1, частью 4 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 206, 229 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Индивидуального предпринимателя Гасанова Низами Амрах оглы, 28 октября 1965 года рождения, уроженца п. Дзегам Шамхорского района Азербайджанской республики, проживающего: 680000, г. Хабаровск, ул. Шеронова, 103, кв. 21 (680045, г. Хабаровск, ул. Камская 32), зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Хабаровска 09.04.2004 за основным государственным регистрационным номером 304272310000122, ИНН 272315584610 привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть штрафу в размере 4000 (четырех тысяч) рублей в доход бюджета города Хабаровска.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников