АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело №А73-15199/2011
09 апреля 2012г.
Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2012 года. Решение в полном объеме изготовлено 09 апреля 2012 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Д.Г. Серга,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Пешковым Ф.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области
к Федеральному казенному учреждению – войсковая часть 96138
о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 99 409 руб. 32 коп.
при участии:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 25.10.2011 № 237; ФИО2, представитель по доверенности от 17.01.2012 № 3; ФИО3, представитель по доверенности от 22.12.2011 № 268;
от Учреждения: ФИО4, специалист 1 разряда по доверенности от 11.01.2012 № 9; ФИО5, специалист- эксперт по доверенности № 1 от 11.01.2012.
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области (далее – заявитель, Управление Росприроднадзора по ЕАО) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению – войсковая часть 96138 (далее – ответчик, Учреждение, ФКУ – войсковая часть 96138) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 99 409 руб. 32 коп.
В ходе судебного разбирательства Управление Росприроднадзора по ЕАО уточнило заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), уменьшив взыскиваемую сумму до 90 442 руб. 83 коп.
В судебном заседании представители Управления Росприроднадзора по ЕАО поддержали уточненные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представители ответчика, против заявленных требований возражали, указав, что Учреждением за спорные периоды представлены корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, задолженность по плате отсутствует. Корректировка связана с тем, что вывоз отходов осуществлялся специализированными организациями, а стационарные источники, оказывающие воздействие на окружающую среду, переданы ОАО «РЭУ».
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
в 2010-2011 ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала составлены Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010, 1 и 2 кварталы 2011, в соответствии с которыми плата за негативное воздействие на окружающую среду составила 203 443,77 руб.
В установленные сроки учреждение не произвело перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме, что явилось основанием для направления Управлением Росприроднадзора по Еврейской автономной области письмом от 20.09.2011 № 07-07/2080 требования об уплате задолженности.
Указанным требованием ФКУ – войсковая часть 96138 было предложено в срок до 05.10.2011 уплатить задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 9 филиал в сумме 120 300,32 руб. в добровольном порядке.
Поскольку в установленный срок требование об уплате задолженности учреждением не было исполнено, Управление Росприроднадзора по Еврейской автономной области обратилось в арбитражный суд с заявлением о ее взыскании в принудительном порядке.
Проанализировав представленные доказательства, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Судом установлено, что ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала является природопользователем, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, обязано в установленные сроки вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Не соглашаясь с требованиями заявителя, ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала указывает на то, что войсковой частью не осуществлялась деятельность по размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», так как все отходы передавались сторонним организациям. Кроме того, расположенная на территории войсковой части котельная, в отношении которой взыскивается плата за выбросы от стационарного объекта, в августе 2010 была передана в эксплуатацию иной организации - ОАО «РЭУ». С учетом представленных в Управление Росприроднадзора по Еврейской автономной области корректирующих Расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду (от 06.03.2012 г.) за 1 квартал 2010, за 2 квартал 2010, 3 квартал 2010, 4 квартал 2010, 1 квартал 2011, 2 квартал 2011 и уплаты платежей за спорные периоды в общей сумме 104 034, 45 руб., задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду у ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала отсутствует, имеется переплата.
Согласно пункту 2 статьи 16 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, равным календарному кварталу.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 № 14561/08, от 20.07.2010 № 4433/10.
Между тем, из материалов дела не следует, что в спорных периодах 2 квартале 2010 – 2 квартале 2011 ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Как установлено судом, в процессе осуществления основной деятельности у ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала образуются и временно накапливаются твердые бытовые отходы, отходы из выгребных ям.
В спорных периодах указанные отходы передавались ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала специализированным организациям, осуществляющим деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов: ФГУ «Биробиджанская КЭЧ», ОАО «Славянка», а также индивидуальному предпринимателю ФИО6, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: лицензией № ОТ-71-001081 (79) от 24.06.2009 сроком действия до 24.06.2014 на осуществление ФГУ «Биробиджанская КЭЧ» деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, договорами на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, лицензией № ОТ-71-000961 (79) от 09.02.2009 сроком действия до 09.02.2014 г. на осуществление индивидуальным предпринимателем ФИО6 деятельности по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, справками ФГУ «Биробиджанская КЭЧ», филиала «Ленинский» ОАО «Славянка», индивидуального предпринимателя ФИО6 о вывозе в 2010-2011 с территории ФКУ - войсковая часть 96138 (9 филиал) твердых бытовых отходов и отходов из выгребных ям, договором на продажу талонов для приема отходов на городской свалке, справкой ООО «Спецкомбината» о принятых и вывезенных отходах, справками о передаче на хранение горючего, актами изменения качественного состояния трансмиссионного масла.
Добровольное исчисление ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала в Расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду платежей за размещение отходов не может свидетельствовать об осуществлении деятельности, связанной с размещением отходов, и следовательно возникновении обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, учитывая, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается передача ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала в спорных периодах отходов специализированным организациям, осуществляющим деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов.
Довод заявителя о том, что ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала как собственник отходов обязано вносить плату за размещение отходов, судом отклоняется, так как законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов.
Таким образом, в случае временного накопления отходов на площадках в специализированных контейнерах юридические лица, в собственности которых находятся данные отходы, не обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, так как временное накопление отходов в контейнерах не является размещением отходов в смысле, придаваемом названной деятельности Законом об отходах.
В соответствии со статьей 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 216 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии со статьей 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 216 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Заявителем не представлено доказательств хранения ответчиком отходов в объектах размещения отходов, а также доказательств самостоятельного их захоронения, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии у ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала в спорных периодах обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением отходов.
Помимо этого, из представленных в материалы дела доказательств следует, что 16.08.2010 расположенная на территории ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала котельная, являющаяся стационарным источником, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, была передана в эксплуатацию иной организации - ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление», что подтверждается представленным в материалы дела государственным контрактом № 1-ТХ от 20.07.2010, актами о приеме – передаче здания в эксплуатацию № №17, 18 от 16.08.2010.
В соответствии с Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05.10.2010 № СМ-06-01-31/7167 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» в случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым негативное воздействие на окружающую среду.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд считает, что обязанность по внесению платы за выбросы от стационарного объекта за периоды 3 квартал 2010 – 2 квартал 2011 у ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала отсутствовала.
Судом откланяется довод заявителя о необходимости начисления платы за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 3 кв. 2010 г. в сумме 661, 77 руб., за 4 кв. 2010 г. в сумме 661, 77 руб., за 1 кв. 2011 г в сумме 155, 02 руб., за 1 кв. 2011 в сумме 155, 02 руб. (итого 1633, 58 руб.) по объектам, оставшимся после передачи котельной, как не подтвержденный соответствующими доказательствами. Настаивая на взыскании данных сумм, заявитель ссылается на первоначальные расчеты Учреждения.
При этом, начисления в первоначальных расчетах изменены корректирующими расчетам от 06.03.2012.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05.10.2010 № СМ-06-01-31/7167 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» проверка представленных расчетов платы осуществляется сотрудниками территориальных органов после получения их от плательщиков, с тем чтобы обеспечивалась возможность, при наличии оснований, привлечения виновного лица к ответственности (ст. 8.41 КоАП РФ). До издания Минприроды России соответствующих нормативных актов по расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух временно применять Приказы Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух" и от 12.09.2007 N 626 "Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух".
При проверке форм расчетов платы и приложений к нему, в случае возникновения сомнений в достоверности указанных в них сведений, территориальным органом Росприроднадзора может быть выставлено требование о представлении дополнительных документов.
По результатам проведенной документальной проверки, при наличии оснований, плательщику должна быть доначислена сумма недоимки по плате и выставлено требование об ее уплате.
Доказательства проведения контрольных мероприятий в отношении корректирующих расчетов не представлено, данные корректирующих расчетов не опровергнуты.
На основании корректирующих расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010, 1, 2 кварталы 2011 исчисленные к уплате платежи за негативное воздействие на окружающую среду составили 100 611, 09 руб.
При этом в исковом заявлении и в расчете задолженности Управление Росприроднадзора по Еврейской автономной области указало, что за спорные периоды 1, 2, 3, 4 кварталы 2010, 1, 2 кварталы 2011 ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала произвело уплату платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 104 034, 45 руб.
Принимая во внимание уплату ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала за спорные периоды платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 104 034, 45 руб., и учитывая представление ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала в Управление Росприроднадзора по Еврейской автономной области корректирующих Расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010, 1, 2 кварталы 2011, а также принимая во внимание представленные ответчиком в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по перечислению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010, 1, 2 кварталы 2011 исполнена ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала в полном объеме.
В связи с этим, задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за указанные спорные периоды у ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала отсутствует.
С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения требований Управления Росприроднадзора по Еврейской автономной области не имеется.
Приведенные в отзывах доводы ФКУ - войсковая часть 96138 в лице 9 филиала о зачете образовавшейся у войсковой части переплаты в счет уплаты предстоящих платежей за негативное воздействие на окружающую среду судом отклоняются, как не имеющие отношения к рассматриваемому спору и подлежащие рассмотрению в отдельном исковом производстве.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов по настоящему делу, суд исходит из положений статьи 333.37 НК РФ, в силу которой Управление Росприроднадзора по Еврейской автономной области освобождено от уплаты государственной пошлины.
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области о взыскании с Федерального казенного учреждения - войсковая часть 96138 задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 99 409 руб. 32 коп. – отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края.
В кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа решение может быть обжаловано в двухмесячный срок после вступления в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции и суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Д.Г. Серга