ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-15229/12 от 25.03.2013 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-15229/2012

01 апреля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2013 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Орловой, помощником судьи В.С. Панасенко,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Комфорт Плюс»

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю № 1314 от 16.11.2012г.,

при участии третьего лица: Товарищество собственников жилья «Кировский»,

в судебное заседание явились представители:

от заявителя – ФИО1, действующий по доверенности от 21.08.2012г.;

от Управления – ФИО2, действующая по доверенности от 09.01.2013 № 09.2-02; ФИО3, действующая по доверенности от 07.02.2013г. № 01.0-1420;

от ТСЖ «Кировский» - председатель ТСЖ ФИО4, личность удостоверена по паспорту.

Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Комфорт Плюс» (далее – ООО «УК «Комфорт Плюс», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, административный орган) № 1314 от 16.11.2012г., которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), объявлялись перерывы с 18.03.2013 по 20.03.2013, с 20.03.2013 по 25.03.2013.

В заседании суда представитель заявителя на требовании настаивал по основаниям, указанным в заявлении.

Представители административного органа с заявленным требованием не согласились, позицию изложили согласно отзыву на заявление.

Представитель третьего лица поддержал позицию заявителя, также считает, что проверка проведена административным органом формально, без полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ  :

03.07.2012 ведущим специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю ФИО3 вынесено определение № 710 о возбуждении в отношении ООО «УК Комфорт Плюс» дела по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ и проведении административного расследования.

Основанием для возбуждения административного производства послужило обращение гражданина, проживающего по адресу: <...>, направленное прокуратурой Хабаровского края (вх. № 1370 от 20.06.2012), с приложением платежных документов, выставленных через получателя платежа ООО «УК «Комфорт-Плюс» за услуги по содержанию и ремонту жилья, по холодной воде и канализации за 2011 год.

Определением от 03.07.2012 Управление истребовало у Общества документы, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.

По причине не представления Обществом необходимой информации срок административного расследования был продлен до 31.08.2012, о чем вынесено соответствующее определение от 02.08.2012.

В ходе административного расследования при рассмотрении административным органом представленной ООО УК «Комфорт Плюс» информации (исх. от 20.08.2012 № 110) установлено, что Обществом допущено нарушение требований статей 8, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», подпунктов «а», «в», «г» пункта 38 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (действовавших на момент совершения правонарушения), что выразилось в следующем.

В платежных документах за ноябрь 2011 года собственнику квартиры № 58, расположенной в доме № 29 по улице Яшина в г. Хабаровске (далее - потребитель) не представлена необходимая и достоверная информация, а именно:

- сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием фамилий, имен и отчеств граждан), в частности, в платежном документе отражено: «ФИО ФИО5, прописано 1», при этом согласно заявлению потребителя (ФИО6), а также представленной МУП ГХ «РКЦ» информации от 30.08.2012 вх. № 11502, собственником данного жилого помещения является ФИО6;

- отсутствуют значения тарифов на коммунальные услуги, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод (куб.м.);

- отсутствует объём (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов «холодное водоснабжение и канализация», который:

при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа,

при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем, исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов,

при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем, исходя из норматива потребления коммунальных услуг.

10.09.2012г. по факту нарушения права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о коммунальных услугах водоснабжение и водоотведение специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю ФИО7 в отношении ООО «УК «Комфорт Плюс», в отсутствие законного представителя Общества, составлен протокол № 1314 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении Общество извещалось уведомлением от 03.08.2012, направленным по месту нахождения Общества, и полученным адресатом 20.08.2012, что подтверждается отметкой в почтовом извещении.

Определением от 12.11.2012 рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 16.11.2012г. с 14 час. до 16 час. по месту нахождения административного органа. Копия указанного определения 12.11.2012 вручена директору ООО «УК «Комфорт Плюс» ФИО8 под роспись.

16.11.2012г. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю ФИО9, в присутствии представителя ООО «УК «Комфорт плюс» ФИО10, вынесено постановление № 1314, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.

Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения являются права и интересы граждан на получение информации о товарах (работах и услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, и требования, устанавливающие права потребителей на получение информации об услугах и об их исполнителях, а также определяющие механизм реализации этих прав регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1).

Под потребителем в силу Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1).

Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг, Правила) (в редакции, действовавшей в период совершения административного правонарушения), настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 Правил).

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Пунктом 4 Правил установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подпунктов «а», «в», «г» пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг, в платежном документе указываются:

а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

в) оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод;

г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который:

при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление);

при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом;

при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил;

при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения).

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 14 Правил, устанавливается равным календарному месяцу.

Подпунктами «а», «в», «г» пункта 69 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2012 (далее – Правила № 354), вступившими в законную силу с 01.09.2012, также предусмотрено указание в платежных документах сведений о собственнике (собственниках) помещения (с указанием фамилии, имени и отчества физического лица), о размере тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, об единицах измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов, об объеме каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом помещении, в соответствии с настоящими Правилами.

Как установлено судом по материалам дела, собственником квартиры, расположенной по адресу: <...> является ФИО6. Данный факт подтверждается информацией, предоставленной МУП г. Хабаровска «Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей» (исх. № 6894 от 29.08.2012г.). Между тем в платежном документе за ноябрь 2011 года в графе «сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием фамилий, имен и отчеств граждан)» отражено: «ФИО ФИО5, прописано 1», что является недостоверной информацией о собственнике помещения.

При этом вся информация, подлежащая обязательному указанию в квитанции, в том числе сведения о собственнике помещения, является информацией о предоставляемых исполнителем коммунальных услугах, оказываемых конкретному потребителю, на которого возложена обязанность по внесению платы за коммунальные услуги. Отсутствие в платежном документе сведений или указание недостоверных сведений о собственнике помещения искажает смысл платежного документа и вводит потребителя в заблуждение относительно достоверности указанных в нем сведений.

Довод заявителя о том, что спорная квитанция за ноябрь 2011 года жильцу, проживающему по адресу: <...>, ООО УК «Комфорт Плюс» не выставлялась, поскольку в ноябре 2011 года заявитель фактически прекратил обслуживание указанного дома, подлежит отклонению как необоснованный. Из материалов дела следует, что данный платежный документ был сформирован управляющей компанией 05.12.2011г., дата формирования документа указана на самой квитанции. В спорном платежном документе, выставленном гр. ФИО11 за коммунальные услуги за ноябрь 2011 г. содержится информация о получателе платежа – ООО Управляющая компания «Комфорт Плюс» с указанием всех необходимых реквизитов для перечисления денежных средств. При этом, в рассматриваемом случае не имеет правового значения факт не предъявления данной квитанции к оплате, поскольку объективную сторону вменяемого Обществу правонарушения образуют действия, выраженные в выставлении платежного документа, содержащего недостоверную и не полную информацию об оказываемой услуге.

Кроме того, в спорном платежном документе за ноябрь 2011 года отсутствуют значения тарифов на коммунальные услуги, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод (куб.м.); не указан объём (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов «холодное водоснабжение и канализация».

Довод заявителя о том, что в спорной квитанции указана информация о тарифе за оказанные услуги не нашел своего подтверждения в судебном заседании, поскольку судом по материалам дела установлено, что в квитанции, выставленной ООО УК «Комфорт Плюс» потребителю ФИО11 за ноябрь 2011 г. отсутствуют значения тарифов на коммунальные услуги, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод (куб.м.), утвержденных постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 17.11.2010 № 36/13, а именно: тариф на холодную воду - 27,71 руб./куб.м. с НДС, канализацию - 22,97 руб./куб.м. с НДС.

Также несостоятельна ссылка заявителя о том, что в выставляемых квитанциях указан объем измерения за холодное водоснабжение и водоотведение, измеряемое в количестве проживающих, так как согласно подпунктам «в, г» пункта 38 Правил №307 и подпунктам «в, г» пункта 69 Правил № 354 - в платежном документе указываются сведения об объеме каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом помещении:

при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа,

при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем, исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов,

при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем, исходя из норматива потребления коммунальных услуг. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Мэра г. Хабаровска от 12.01.2009 № 54 (действовавшим в период совершения правонарушения), в соответствии с которым единицей измерения водоснабжения и водоотведения является куб.м., в частности, холодная вода - 7,296 куб.м./мес. на 1 человека, канализация - 10,488 куб.м./мес. на 1 человека.

Анализ и оценка установленных по делу обстоятельств позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО «УК «Комфорт Плюс» признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, что выразилось в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствует о том, что Общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной услуге, что позволяет сделать вывод о виновности действий юридического лица. Также суду не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, не позволивших ООО УК «Комфорт Плюс» своевременно принять все необходимые меры для предупреждения и недопущения нарушения прав потребителей. Заявителем не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований действующего законодательства.

Также, фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств Обществом не представлено.

Факт административного правонарушения и вина Общества установлены судом и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю № 1314 от 16.11.2012г.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Нарушений порядка, срока привлечения юридического лица к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Комфорт плюс» о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю № 1314 от 16.11.2012г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак