Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-15263/2021
22 ноября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15.11.2021.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Леонова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Катковой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Региональной общественной организации по защите прав потребителей «Союз потребителей Хабаровского края» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680023, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680030, <...>)
о признании незаконным решения от 06.09.2021 № 027/10/18.1-1107/2021
третье лицо, не заявляющее самостоятельного требования относительно предмета спора: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)
при участии в судебном заседании:
отРОО ЗПП «СП Хабаровского края»: ФИО1 представитель по доверенности от 01.04.2021 №А-0132;
от Хабаровского УФАС: ФИО2 представитель по доверенности № 4/4004;
от Министерства ЖКХ: ФИО3 представитель по доверенности от 14.07.2021 №вн.1704; ФИО4 представитель по доверенности от 29.01.2021 №1-07/1119.
Установил:
Региональная общественная организация по защите прав потребителей «Союз потребителей Хабаровского края» (далее - РОО ЗПП «СП Хабаровского края», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением в соответствии с которым просит признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) от 06.09.2021 № 027/10/18.1-1107/2021.
Кроме того заявитель просит признать в действиях Министерства жилищно – коммунального хозяйства Хабаровского края нарушение статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, требований Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 №881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами», требований Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и иных нормативных правовых актов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – Министерство).
Определением от 29.09.2021 заявителю отказано в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер в виде приостановления проведения торгов на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО в части заключения Министерством соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, объявленных извещением от 16.08.2021 № 160821/16965107/01.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Хабаровское УФАС России представило письменный отзыв о несогласии с заявленными требованиями. Представитель антимонопольного органа в судебном заседании, поддержав доводы, изложенные в отзыве, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Министерства представило письменный отзыв в котором поддержало позицию Хабаровского УФАС России. Представитель Министерства в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам, изложенным в отзыве.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела 16.08.2021 на официальном сайте https://www.torgi.gov.ru (извещение № 160821/16965107/01), на официальном сайте Организатора торгов https://www.gkh.khabkrai.ru, размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.
Согласно извещению дата начала приема заявок 17.08.2021, дата окончания приема заявок 07.09.2021, дата и время вскрытия конвертов 08.09.2021 в 14:30, дата подписания протокола рассмотрения заявок 17.09.2021, дата подписания протокола первого этапа оценки и сопоставления заявок 21.09.2021.
Конкурс проводится во исполнение Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закона об отходах) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 №881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее – Правила № 881).
РООЗПП «СП Хабаровского края» 24.08.2021 обратилось в Хабаровское УФАС России с жалобой в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции на нарушение процедуры проведения торгов.
Доводы жалобы сводились к следующему: в нарушение порядка размещения информации о конкурсе уполномоченным лицом в извещении указаны некликабельные ссылки на Территориальную схему обращения с отходами и Региональную программу в области обращения с отходами; на официальном сайте организатора торгов отсутствует актуальная Территориальная схема обращения с отходами со всеми последними изменениями; в документации об отборе регионального оператора по обращению с твердыми отходами на территории Хабаровского края не указаны контакты уполномоченного лица организатора конкурсного отбора на прием и выдачу документов; территориальная схема противоречит действующему законодательству и не может быть использована в качестве основания для деятельности регионального оператора согласно ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; организатором торгов размещена недостоверная информация об объеме образования ТКО в зоне № 1, поскольку замеры на территории г. Хабаровска не проводились, а размещение конкурсной документации с приложениями, основанными на недостоверных данных, является незаконным; нарушен порядок расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, включая тарифы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов.
По результатам рассмотрения жалоба антимонопольным органом принято решение от 06.09.2021 № 027/10/18.1-1107/2021.
Этим решением жалоба РООЗПП «СП Хабаровского края» признана необоснованной.
Кроме того, жалоба передана в Отдел контроля органов власти Хабаровского УФАС России в соответствии с главой 9 Закона о защите конкуренции.
Направляя жалобу в Отдел контроля органов власти Хабаровского УФАС России, комиссия Хабаровского УФАС России исходила из того, что доводы жалобы, касающиеся процедуры общественного обсуждения, разработки и утверждения Территориальной схемы обращения с отходами Хабаровского края, а также правил определения нормативов накопления ТКО и порядка расчета единого тарифа на услугу регионального оператора выходят за рамки рассмотрения, предусмотренные статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, так как не связаны с процедурой проведения торгов.
Не согласившись с данным решением, РООЗПП «СП Хабаровского края» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленных требований РООЗПП «СП Хабаровского края» указывает, что антимонопольным органом необоснованно не рассмотрены по существу 3, 4, 5 вопросы жалобы; размещенная в извещении документация противоречит части 12 Правил, Территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края, региональной программе, а также действующему законодательству. По мнению заявителя, Территориальная программа грубо противоречит действующему законодательству и не может быть использована в качестве основания деятельности регионального оператора согласно статьей 24.6 Закона об отходах производства и потребления; Министерством не размещалась информация о датах начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы, первоначальный проект территориальной схемы; в нарушение Правил определения нормативном ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, не производились замеры на территории г. Хабаровска, что существенно влияет на объективность общих количественных показателей ТКО, а соответственно информация об объеме образования ТКО является недостоверной; проект Соглашения с региональным оператором не предусматривает обязательства регионального оператора по обеспечению при обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении ТКО выполнения целевых показателей по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов; конкурсная документация не предусматривает ответственности регионального оператора за невыполнение целевых показателей по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов; по ссылке на территориальную схему обращения с отходами и направления транспортирования отходов региональной программы в области обращения с отходами ни Территориальная схема, ни Региональная программа не размещены, тем самым организатором торгов не соблюдены требования п.п. а, ж п. 12 Правил № 881.
Возражая против заявленных требований, Хабаровское УФАС России и Министерство настаивали на законности оспариваемого решения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий, ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением, действием, ненормативным правовым актом государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
Иное лицо, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о конкуренции может обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) организатора торгов в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном, установлены Правилами № 881.
В соответствии с пунктом 10 Правил № 881 организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает документацию об отборе.
Документация об отборе размещается организатором конкурсного отбора на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), не позднее чем за 20 дней до дня окончания срока подачи заявок. Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (пункт 11 Правил).
Пунктом 12 Правил № 881 определен перечень информации, подлежащей отражению в документации об отборе.
В частности подпунктом «а» пункта 12 Правил № 881 предусмотрено, что документация об отборе содержит ссылку на общедоступный и бесплатный источник опубликования территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - схема обращения с отходами);
Подпунктом «ж» пункта 12 Правил № 881 предусмотрено наличие ссылки на общедоступный и бесплатный источник опубликования региональной программы в области обращения с отходами (при наличии такой программы).
Как установлено в ходе рассмотрения дела ссылка на территориальную схему обращения с отходами Хабаровского края, утвержденную постановлением Правительства края от20.12.2016 № 477-пр и направления транспортирования отходов указаны в извещении https://gkh.khabkrai.ru/Deyatelnost/TKO/.
Данная ссылка направляет на официальный сайт министерства, раздел «Мусорная реформа. Твердые коммунальные отходы». Территориальная схема размещена на сайте министерства в последней редакции, со всеми изменениями, что указано в наименовании файла, размещенного на сайте министерства.
Последние изменения в территориальную схему вносились в 2021 году (постановление Правительства Хабаровского края от 10.02.2021 № 29-пр «О внесении изменения в территориальную схему обращения с отходами Хабаровского края, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 г. № 477-пр»). Размещенная на сайте территориальная схема содержит указанное изменение.
Региональная программа Хабаровского края «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края», утвержденная распоряжением Правительства Хабаровского края от 14.11.2018 № 736-рп также размещена в актуальной редакции на сайте министерства и доступна по ссылке https://gkh.khabkrai.ru/Deyatelnost/TKO/.
Последние изменения в региональную программу вносились в 2020 году (распоряжение Правительства Хабаровского края от 25.07.2020 № 765-рп «О внесении изменений в распоряжение Правительства Хабаровского края от 14.11.2018 № 736-рп «Об утверждении региональной программы Хабаровского края «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края»). Региональная программа также размещена по ссылке в последней редакции.
Таким образом, Хабаровское УФАС России пришло к обоснованному выводу о соблюдении организатором торгов требований Правил № 881 в данной части, в связи с чем соответствующие доводы заявителя подлежат отклонению.
Также рассматривая доводы жалобы, Хабаровским УФАС России установлено и отражено в пункте 1.3 конкурсной документации, что уполномоченное лицо организатора конкурсного отбора на прием и выдачу документов, предусмотренных конкурсной документацией: ФИО5, тел. <***>. Контактное лицо: ФИО6, тел.: <***>.
В данном случае, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что указание телефона уполномоченного лица не в полном объеме явилось следствие явного технического сбоя и данное обстоятельство чьих-либо прав не нарушило, поскольку в документации был указан также телефонный номер другого контактного лица.
Доводы заявителя о том, что по имеющемуся телефонному номеру было невозможно дозвониться, судом отклоняются, как не имеющие отношения к вопросу о содержании конкурсной документации.
В остальной части доводов жалобы, касающихся нарушений процедуры общественного обсуждения, разработки и утверждения Территориальной схемы обращения с отходами, нарушения правил определения нормативов накопления ТКО, порядка расчета единого тарифа на услуги регионального оператора антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что приведенные нарушения не имеют отношения к процедуре проведения торгов, а соответственно не могут быть предметом рассмотрения в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
При этом РООЗПП «СПП Хабаровского края» не является лицом, подавшим заявку на участие в торгах, поэтому её право на обжалование действий организатора торгов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции ограничены доводами, связанными только с нарушениями установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
В свою очередь, пунктом 3 оспариваемого решения Хабаровское УФАС России в силу наличия в жалобе вышеуказанных доводов решило передать жалобу в Отдел контроля органов власти Хабаровского УФАС России для рассмотрения в соответствии с главой 9 Закона о защите конкуренции, т.е. для рассмотрения в порядке и сроки, отличных от порядка и сроков, установленных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, не рассмотрение этих доводов жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в данном случае прав заявителя не нарушает.
На основании изложенного суд не усматривает оснований для признания незаконным оспариваемого решения в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат
Государственная пошлина в сумме 3 000 руб. за рассмотрение дела в суде и в сумме 3 000 руб. за рассмотрение ходатайства о принятии обеспечительных мер в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя и не взыскивается, поскольку уплачена им в полном объеме при обращении в суд.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца, с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Д.В. Леонов