ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-15263/2021 от 15.11.2021 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-15263/2021

22 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15.11.2021.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Леонова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Катковой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Региональной общественной организации по защите прав потребителей «Союз потребителей Хабаровского края» (ОГРН 1172724020380, ИНН 2721231992, адрес: 680023, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 169В, оф. 101)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, ИНН 2721023142; адрес: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 67)

о признании незаконным решения от 06.09.2021 № 027/10/18.1-1107/2021

третье лицо, не заявляющее самостоятельного требования относительно предмета спора: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828, адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 71)

при участии в судебном заседании:

отРОО ЗПП «СП Хабаровского края»: Ким К.Р. представитель по доверенности от 01.04.2021 №А-0132;

от Хабаровского УФАС: Коваль Е.Н. представитель по доверенности № 4/4004;

от Министерства ЖКХ: Миронова А.В. представитель по доверенности от 14.07.2021 №вн.1704; Вербинская Т.П. представитель по доверенности от 29.01.2021 №1-07/1119.

Установил:

Региональная общественная организация по защите прав потребителей «Союз потребителей Хабаровского края» (далее - РОО ЗПП «СП Хабаровского края», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением в соответствии с которым просит признать незаконным решение  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) от 06.09.2021 № 027/10/18.1-1107/2021.

Кроме того заявитель просит признать в действиях Министерства жилищно – коммунального хозяйства Хабаровского края нарушение статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, требований Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 №881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами», требований Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и иных нормативных правовых актов.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – Министерство).

Определением от 29.09.2021 заявителю отказано в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер в виде приостановления проведения торгов на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО в части заключения Министерством соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, объявленных извещением от 16.08.2021 № 160821/16965107/01.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Хабаровское УФАС России представило письменный отзыв о несогласии с заявленными требованиями. Представитель антимонопольного органа в судебном заседании, поддержав доводы, изложенные в отзыве, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Министерства представило письменный отзыв в котором поддержало позицию Хабаровского УФАС России. Представитель Министерства в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам, изложенным в отзыве.

В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела 16.08.2021 на официальном сайте  https://www.torgi.gov.ru (извещение № 160821/16965107/01), на официальном сайте Организатора торгов https://www.gkh.khabkrai.ru, размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.

Согласно извещению дата начала приема заявок 17.08.2021, дата окончания приема заявок 07.09.2021, дата и время вскрытия конвертов 08.09.2021 в 14:30, дата подписания протокола рассмотрения заявок 17.09.2021, дата подписания протокола первого этапа оценки и сопоставления заявок 21.09.2021.

Конкурс проводится во исполнение Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закона об отходах) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 №881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее – Правила № 881).

РООЗПП «СП Хабаровского края» 24.08.2021 обратилось в Хабаровское УФАС России с жалобой в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции на нарушение процедуры проведения торгов.

Доводы жалобы сводились к следующему: в нарушение порядка размещения информации о конкурсе уполномоченным лицом в извещении указаны некликабельные ссылки на Территориальную схему обращения с отходами и Региональную программу в области обращения с отходами; на официальном сайте организатора торгов отсутствует актуальная Территориальная схема обращения с отходами со всеми последними изменениями; в документации об отборе регионального оператора по обращению с твердыми отходами на территории Хабаровского края не указаны контакты уполномоченного лица организатора конкурсного отбора на прием и выдачу документов; территориальная схема противоречит действующему законодательству и не может быть использована в качестве основания для деятельности регионального оператора согласно ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; организатором торгов размещена недостоверная информация об объеме образования ТКО в зоне № 1, поскольку замеры на территории г. Хабаровска не проводились, а размещение конкурсной документации с приложениями, основанными на недостоверных данных, является незаконным; нарушен порядок расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, включая тарифы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов.

По результатам рассмотрения жалоба антимонопольным органом принято решение от 06.09.2021 № 027/10/18.1-1107/2021.

Этим решением жалоба РООЗПП «СП Хабаровского края» признана необоснованной.

Кроме того, жалоба передана в Отдел контроля органов власти Хабаровского УФАС России в соответствии с главой 9 Закона о защите конкуренции.

Направляя жалобу в Отдел контроля органов власти Хабаровского УФАС России, комиссия Хабаровского УФАС России исходила из того, что доводы жалобы, касающиеся процедуры общественного обсуждения, разработки и утверждения Территориальной схемы обращения с отходами Хабаровского края, а также правил определения нормативов накопления ТКО и порядка расчета единого тарифа на услугу регионального оператора выходят за рамки рассмотрения, предусмотренные статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, так как не связаны с процедурой проведения торгов.

Не согласившись с данным решением, РООЗПП «СП Хабаровского края» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование заявленных требований РООЗПП «СП Хабаровского края» указывает, что антимонопольным органом необоснованно не рассмотрены по существу 3, 4, 5 вопросы жалобы; размещенная в извещении документация противоречит части 12 Правил, Территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края, региональной программе, а также действующему законодательству. По мнению заявителя, Территориальная программа грубо противоречит действующему законодательству и не может быть использована в качестве основания деятельности регионального оператора согласно статьей 24.6 Закона об отходах производства и потребления; Министерством не размещалась информация о датах начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы, первоначальный проект территориальной схемы; в нарушение Правил определения нормативном ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, не производились замеры на территории г. Хабаровска, что существенно влияет на объективность общих количественных показателей ТКО, а соответственно информация об объеме образования ТКО является недостоверной; проект Соглашения с региональным оператором не предусматривает обязательства регионального оператора по обеспечению при обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении ТКО выполнения целевых показателей по обезвреживанию, утилизации и  размещению отходов; конкурсная документация не предусматривает ответственности регионального оператора за невыполнение целевых показателей по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов; по ссылке на территориальную схему обращения с отходами и направления транспортирования отходов региональной программы в области обращения с отходами ни Территориальная схема, ни Региональная программа не размещены, тем самым организатором торгов не соблюдены требования п.п. а, ж п. 12 Правил № 881.

Возражая против заявленных требований, Хабаровское УФАС России и Министерство настаивали на законности оспариваемого решения.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий, ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением, действием, ненормативным правовым актом государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

Иное лицо, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о конкуренции может обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) организатора торгов в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном, установлены Правилами № 881.

В соответствии с пунктом 10 Правил № 881 организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает документацию об отборе.

Документация об отборе размещается организатором конкурсного отбора на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), не позднее чем за 20 дней до дня окончания срока подачи заявок. Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (пункт 11 Правил).

Пунктом 12 Правил № 881 определен перечень информации, подлежащей отражению в документации об отборе.

В частности подпунктом «а» пункта 12 Правил № 881 предусмотрено, что документация об отборе содержит ссылку на общедоступный и бесплатный источник опубликования территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - схема обращения с отходами);

Подпунктом «ж» пункта 12 Правил № 881 предусмотрено наличие ссылки на общедоступный и бесплатный источник опубликования региональной программы в области обращения с отходами (при наличии такой программы).

Как установлено в ходе рассмотрения дела ссылка на территориальную схему обращения с отходами Хабаровского края, утвержденную постановлением Правительства края от20.12.2016 № 477-пр и направления транспортирования отходов указаны в извещении https://gkh.khabkrai.ru/Deyatelnost/TKO/.

Данная ссылка направляет на официальный сайт министерства, раздел «Мусорная реформа. Твердые коммунальные отходы». Территориальная схема размещена на сайте министерства в последней редакции, со всеми изменениями, что указано в наименовании файла, размещенного на сайте министерства.

Последние изменения в территориальную схему вносились в 2021 году (постановление Правительства Хабаровского края от 10.02.2021 № 29-пр «О внесении изменения в территориальную схему обращения с отходами Хабаровского края, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 г. № 477-пр»). Размещенная на сайте территориальная схема содержит указанное изменение.

Региональная программа Хабаровского края «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края», утвержденная распоряжением Правительства Хабаровского края от 14.11.2018 № 736-рп также размещена в актуальной редакции на сайте министерства и доступна по ссылке https://gkh.khabkrai.ru/Deyatelnost/TKO/.

Последние изменения в региональную программу вносились в 2020 году (распоряжение Правительства Хабаровского края от 25.07.2020 № 765-рп «О внесении изменений в распоряжение Правительства Хабаровского края от 14.11.2018 № 736-рп «Об утверждении региональной программы Хабаровского края «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края»). Региональная программа также размещена по ссылке в последней редакции.

Таким образом, Хабаровское УФАС России пришло к обоснованному выводу о соблюдении организатором торгов требований Правил № 881 в данной части, в связи с чем соответствующие доводы заявителя подлежат отклонению.

Также рассматривая доводы жалобы, Хабаровским УФАС России установлено и отражено в пункте 1.3 конкурсной документации, что уполномоченное лицо организатора конкурсного отбора на прием и выдачу документов, предусмотренных  конкурсной документацией: Касьянова Д.И., тел. 8(4212)  30 46. Контактное лицо: Куликов А.И., тел.: 8 (4212) 32 48 43.

В данном случае, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что указание телефона уполномоченного лица не в полном объеме явилось следствие явного технического сбоя и данное обстоятельство чьих-либо прав не нарушило, поскольку в документации был указан также телефонный номер другого контактного лица.

Доводы заявителя о том, что по имеющемуся телефонному номеру было невозможно дозвониться, судом отклоняются, как не имеющие отношения к вопросу о содержании конкурсной документации.

В остальной части доводов жалобы, касающихся нарушений процедуры общественного обсуждения, разработки и утверждения Территориальной схемы обращения с отходами, нарушения правил определения нормативов накопления ТКО, порядка расчета единого тарифа на услуги регионального оператора антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что приведенные нарушения не имеют отношения к процедуре проведения торгов, а соответственно не могут быть предметом рассмотрения в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом РООЗПП «СПП Хабаровского края» не является лицом, подавшим заявку на участие в торгах, поэтому её право на обжалование действий организатора торгов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции ограничены доводами, связанными только с нарушениями установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

В свою очередь, пунктом 3 оспариваемого решения Хабаровское УФАС России в силу наличия в жалобе вышеуказанных доводов решило передать жалобу в Отдел контроля органов власти Хабаровского УФАС России для рассмотрения в соответствии с главой 9 Закона о защите конкуренции, т.е. для рассмотрения в порядке и сроки, отличных от порядка и сроков, установленных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, не рассмотрение этих доводов жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в данном случае прав заявителя не нарушает.

На основании изложенного суд не усматривает оснований для признания незаконным оспариваемого решения в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат

Государственная пошлина в сумме 3 000 руб. за рассмотрение дела в суде и в сумме 3 000 руб. за рассмотрение ходатайства о принятии обеспечительных мер в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя и не взыскивается, поскольку уплачена им в полном объеме при обращении в суд.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца, с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                               Д.В. Леонов