Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-15287/2021
22 ноября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15.11.2021.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Леонова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Катковой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по многоквартирному дому» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 681024, г. Комсомольск-на-Амуре, пр-кт. Первостроителей, 21, пом. 1015)
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680021, <...>)
о признании недействительным предписания от 13.08.2021 № П2021-02.2-0811,
при участии в судебном заседании:
от Общества: ФИО1 представитель по доверенности от 01.11.2021;
от Управления: ФИО2 представитель по доверенности от 07.07.2021 № 6.
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по многоквартирному дому» (далее – заявитель, Общество, ООО «СЗ по МКД») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением в соответствии с которым просит признать недействительным предписание от 13.08.2021 № П2021-02.2-0811 Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – Управление).
В предварительном судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.
Управление представило письменный отзыв о несогласии с заявленными требованиями. Представитель Управления в предварительном судебном заседании, поддержав доводы, изложенные в отзыве, просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Представлены материалы проверки.
На основании части 4 статьи 137 АПК РФ суд, признав дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное разбирательство арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц настаивали на своих доводах и соответствующих возражениях.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела Общество является управляющей организацией, осуществляющей управление в том числе многоквартирным домом № 52/3 по ул. Вокзальная в г. Комсомольске-на-Амуре (далее – МКД № 52/3).
Должностным лицом Управления в связи с поступившим обращением гражданина, на основании распоряжения от 15.07.2021 № 3970-р проведена внеплановая проверка Общества с целью осуществления лицензионного контроля.
В ходе проверки, оформленной актом от 13.08.2021 № П2021-02.2-0811 Управлением установлено, что Обществом в январе 2020 года проведены работы по консервации мусороприемных клапанов мусоропровода.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД № 52/3 от 18 июня 2021 г., большинством голосов собственников помещений в МКД № 52/3 приняты решения о консервации (заваривании) мусоропроводов в подъездах МКД № 52/3, об использовании отдельной мусорной контейнерной площадки без мусоропровода, об оборудовании контейнерной площадки для установки мусорных контейнеров и произведении выноса мусора непосредственно в контейнера, расположенные на контейнерной площадке во дворе МКД №52/3.
В свою очередь согласно платежных документов (квитанций), размещенных в ГИС ЖКХ, собственникам помещений в МКД № 52/3 в период с января по июнь 2020 года выставлялась плата за содержание и ремонт общего имущества в размере 32,96 руб./кв. метр, а в период с июля 2020 года по июнь 2021 года выставлялась плата за содержание и ремонт жилья в размере 34,28 руб./кв. метр, что соответствует постановлениям администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 10.06.2019 № 1243-па «Об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда на 2019 - 2020 годы» и от 10/06/2020 № 1098-па «Об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда на 2020 - 2021 годы», как для газифицированных многоквартирных домов с мусоропроводом и лифтом.
Принимая во внимание консервацию мусоропровода в январе 2020 года, Управление пришло к выводу о необоснованном применении Обществом размера платы за содержание и ремонт общего имущества для газифицированных многоквартирных домов с мусоропроводом и лифтом, поскольку в таком случае, по мнению Управления, возможно было применение размера платы, установленного для газифицированных многоквартирных домов без мусоропровода с лифтом.
Установив указанные обстоятельства и полагая, что Обществом нарушены требования статей 44-48, частей 1, 7 статьи 156, части 2 статьи 162, пункта 1 статьи 193 ЖК РФ подпункта «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110; подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, выразившиеся в непроизведении собственникам помещений в МКД № 52/3 перерасчета платы за содержание и ремонт общего имущества в 2020 - 2021 годах в связи с заваренными стволами мусоропроводов, Управлением Обществу выдано предписание от 13.08.2021 № П2021-02.2-0811 с требованием в срок до 15.09.2021 устранить допущенные нарушения путем перерасчета платы за содержание и ремонт общего имущества в 2020-2021 г.г.
Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленных требований Общество указывает, что утверждение тарифа находится в компетенции общего собрания собственников помещений МКД; заваривание мусороствола не изменяет конструктивные особенности МКД; денежные средства не расходуются на обслуживание мусороствола, а перенаправлены на выполнение работ по устройству контейнерной площадки, уборку контейнерной площадки, а коммунальная услуга по выводу и захоронению мусора оказывается в полном объеме.
В свою очередь, суть возражений Управления сводится к тому, что в консервация мусоропровода не влечет несения расходов, обусловленных его наличием, а поэтому соответствующая услуга собственникам не оказывается, в связи с чем взимание платы с учетом данной услуги необоснованно.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ).
В силу частей 1 и 7 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 10.06.2019 № 1243-па «Об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда на 2019 - 2020 годы» (далее - постановление № 1243-па) установлены размеры платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах в зависимости от технического оснащения многоквартирного дома, из них:
- для газифицированных многоквартирных домов без мусоропровода с лифтом -30,98 руб./кв.м;
- для газифицированных многоквартирных домов с мусоропроводом и лифтом -32,97 руб./квм.
В соответствии с постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 10.06.2020 № 1098-па «Об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда на 2020 - 2021 годы» (далее - постановление № 1098-па) предусмотрены размеры платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах в зависимости от технического оснащения многоквартирного дома, из них:
- для газифицированных многоквартирных домов без мусоропровода с лифтом -32,22 руб./кв.м;
- для газифицированных многоквартирных домов с мусоропроводом и лифтом -34,29 руб./кв.м.
Как установлено в ходе проверки и не оспаривалось представителем Общества в ходе судебного разбирательства, собственникам помещений в МКД № 52/3 в период с января по июнь 2020 года Обществом выставлялась плата за содержание и ремонт общего имущества в размере 32,96 руб./кв.м., а в период с июля 2020 года по июнь 2021 года выставлялась плата за содержание и ремонт жилья в размере 34,28 руб./кв.м., что соответствует размеру платы, установленному вышеприведенными Постановлениям администрации г. Комсомольска-на-Амуре для газифицированных многоквартирных домов с мусоропроводом и лифтом
При этом доказательств тому, что собственниками помещений МКД № 52/3 в установленном порядке принималось решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, а также решение об увеличении с июля 2020 г. размера платы, в материалы дела не представлено.
Однако, согласно письму Общества от 19.07.2021, направленному в Управление, Обществом на придомовой территории МКД № 52/3 была обустроена контейнерная площадка для сбора ТКО и КГО, в связи с чем управляющей компанией было принято решение о заваривании мусоростволов; работы по консервации мусороприемных клапанов были выполнены в январе 2020 года, а денежные средства, которые ранее использовались на обслуживание и содержание мусорокамер и системы внутриподъездного приема отходов были перенаправлены на обустройство контейнерной площадки и ее содержание.
Указанные обстоятельства подтверждены представителем Общества в ходе судебного заседания.
В связи с этим судом признается доказанным факт консервации с января 2020 года мусоропровода в МКД № 52/3.
Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном Правилами.
В данном случае, в связи с консервацией мусоропровода соответствующая услуга собственникам МКД управляющей организацией не оказывалась, а поэтому оснований для применения размера платы, установленного применительно к МКД, имеющим мусоропровод, у Общества с января 2020 года не имелось.
Доводы Общества о том, что утверждение тарифа находится к компетенции общего собрания собственников помещений, судом отклоняются, поскольку доказательств тому, что собственниками принималось решение об установлении размера платы за содержание, который и применялся управляющей организацией, в материалы дела не представлено.
Напротив, из материалов дела следует, что Обществом применялся размер платы, установленный органом местного самоуправления. При этом доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом предпринимались действия по инициированию общих собраний в целях утверждения размера платы за содержание и ремонт общего имущества, не представлено.
Ссылки Общества на то, что консервация мусоропроводов не изменяет конструктивные особенности дома судом отклоняются, поскольку Общество в письме 19.07.2021 само подтвердило, что денежные средства, которые ранее использовались на обслуживание и содержание мусорокамер и системы внутриподъездного приема отходов, после консервации мусоропровода были перенаправлены на обустройство контейнерной площадки и ее содержание.
Между тем, из содержания протокола внеочередного собрания собственников помещений МКД № 52/3 от 18.06.2021 следует, что собственниками были приняты решения о консервации мусоропровода и об оборудовании контейнерной площадки во дворе МКД. При этом какого-либо решения об установлении тарифа, о перенаправлении денежных средств, использовавшихся на обслуживание и содержание мусорокамер и системы внутриподъездного приема отходов на обустройство контейнерной площади не принималось.
Таким образом, Обществом самостоятельно, без каких-либо правовых оснований взимало с собственников плату за содержание мусоропровода, фактически не оказывая данную услугу и перенаправляло денежные средства на иные цели, не связанные с обслуживание мусоропровода, в связи с чем Управление пришло к обоснованному выводу о нарушении Обществом требований ЖК РФ и Правил.
Доводы Общества об оказании в полном объеме коммунальной услуги по вывозу и захоронению мусора судом отклоняются, как не имеющие отношения к спорным правоотношениям, поскольку претензии Управления связаны с не оказанием Обществом услуги по содержанию и обслуживанию мусоропровода при взимании с собственников платы за содержание и ремонт по тарифу, установленному с учетом наличия в МКД мусоропровода.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии у Управления законных оснований для выдачи Обществу оспариваемого предписания, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина в сумме 3 000 руб. за рассмотрение дела в суде на основании статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на Общество и не взыскивается, поскольку уплачена им в полном объеме при обращении в суд.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Д.В. Леонов