Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-15409/2020
21 декабря 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 16.12.2020.
Решение в полном объеме изготовлено 21.12.2020.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Манника С.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варфоламеевым Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции
заявлениеУправления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Верхнебуреинскому муниципальному району (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680003, <...>, <...>)
о признании частично незаконным предписания от 03.09.2020 № 75/1/1.
при участии в судебном заседании:
от Управления ФССП – ФИО1 по дов. № Д-27907/20/256-АК от 12.11.2020, диплом;
от Управления МЧС – ФИО2 по дов. № 4154-14 от 19.01.2020, диплом.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - заявитель, Управление ФССП) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Верхнебуреинскому муниципальному району (далее – ОНД) с заявлением, в соответствии с требованием которого просит суд:
- признать незаконными пункты № № 1, 5-7 предписания ОНД от 03.09.2020 № 75/1/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Определением суда от 07.10.2020 в удовлетворении ходатайства Управления ФССП о приостановлении действия предписания от 03.09.2020 № 75/1/1 до рассмотрения дела по существу - отказано.
Управление МЧС представило отзыв на заявление о несогласии с заявленным требованием.
В судебном заседании представитель Управления ФССП настаивала на удовлетворении заявленного требования по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Управления МЧС в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного требования по доводам, изложенным в отзыве.
В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителей сторон судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.
На основании распоряжения ОНД ПР по Верхнебуреинскому муниципальному району от 14.03.2019 № 23 была проведена плановая выездная проверка в отношении объекта защиты (здание органов управления учреждений, офисов, класса функциональной пожарной опасности Ф 4.3) Отдела судебных приставов по Верхнебуреинскому району Управления ФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, категория риска «Умеренный риск», место осуществления деятельности: 682030 <...>. 10.
При проведении плановой выездной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые отражены в акте проверки от 16.05.2019 № 23, а также выдано предписание 23/1/1 от 16.05.2019 с установленным сроком исполнения предписания до 02.03.2020.К устранению Управлению ФССП было предъявлено 10 нарушений.
Также были составлены административные протоколы в отношении юридического лица по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а также в отношении должностного лица по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Акт проверки № 23 и предписание № 23/1/l от 16.05.2019 Управлением ФССП в установленном порядке не обжалованы.
11.03.2020 в адресюридического лица направлено распоряжение № 13oт 10.03.2020 о проведении внеплановой выездной проверки.
В связи с тем, что с начала 2020 года на территории Российской Федерации сложилась сложная эпидемиологическая обстановка, вызванная распространением новой короновирусной инфекции, запланированная внеплановая проверка в отношении Управления ФССП, руководствуясь Планом первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой короновирусной инфекции, утвержденного Правительством Российской Федерации от 17.03.2020 № 2181, информационного письма первого заместителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 24.03.2020 № 76/2-206-2020 была отменена.
Руководствуясь подпунктом «б» пункта 1, подпунктом «а» пункта 7 Постановления правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438
«Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических яиц и индивидуальных предпринимателей», ОНД 14.08.2020 обратилось в прокуратуру Верхнебуреинского района с заявлением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в целях контроля исполнения ранее выданного предписания в отношении Управления ФССП. Данное заявление прокуратурой было рассмотрено и прокурором района вынесено решение от 14.08.2020 о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении УФССП.
На основании распоряжения ОНД от 14.08.2020 года № 75 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении объекта защиты, направленного в адрес УФССП (вх. № 49240/20/27000 от 17.08.2020) 31.08.2020 по предварительному согласованию с представителем УФССП сотрудник ОНД прибыл по адресу: <...> - помещения, занимаемые УФССП для проведения проверки исполнения ранее выданного предписания 23/1/1 от 16.05.2019. При проведении проверки представителем от УФССП была ФИО3 - врио начальника ОСП.
По результатам проведенной проверки установлен факт частичного неисполнения предписания № 23/1/l от 16.05.2019.
По итогам проверки госинспектором ОНД составлен акт проверки от 03.09.2020 № 75 и выдано предписание от 03.09.2020 № 75/1/1 об устранении требований пожарной безопасности (7 нарушений) в срок до 02.11.2020.
Частично не согласившись с пунктами № 1, 5-7 предписания, Управление ФССП обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы Управления ФССП о незаконности оспариваемых пунктов предписания основаны следующими обстоятельствами:
- по пункту 1 предписания - Управлением в ходе проведения проверки предъявлен для изучения ОНД и ПР отчет от 11.06.2020 о состоянии электрической установки, составленный в соответствии с ГОСТ Р 50571.16-2019 «Электроустановки низковольтные. Часть 6 Испытания», распространяющийся «на замеры полного сопротивления петли (цепи) «фаза-нуль» и видимую часть электропроводок защитных аппаратов и розеток», содержащий в виде приложения таблицу G.1 - перечень элементов цепей и результатов испытаний замеров полного сопротивления петли «фаза-нуль». ОНД и ПР проигнорирован тот факт, что приложением 3 к ПТЭЭП установлены лишь нормы (числовые значения), которые должны быть достигнуты при испытаниях, и необходимость их отражения в протоколе, а порядок проведения и оформления результатов испытаний, определяется ГОСТ 50571.16-2019 (согласно рапорту врио начальника ОСП по Верхнебуреинскому району от 16.09.2020 №27012/20/126433, предъявленный в ходе проведения проверки документ не принят, не изучен);
- по пункту 5 предписания- лишь пункт 63 ППР имеет отношение к предписанному Управлению мероприятию. Вместе с тем Управлением в ходе проведения проверки предъявлен для изучения ОНД и ПР государственный контракт от 15.06.2020 № 0122100003220000043 на оказание услуг по техническому обслуживанию и проведению ремонтно-восстановительных работ средств охранно-пожарной сигнализации, заключенный между Управлением и ООО «Сократ ДВ». Срок оказания услуг по контракту - с 01.07.2020 по 31.12.2020. Согласно приложению № 1 к ГК № 43, являющемся его неотъемлемой частью, техническое обслуживание включает в себя комплекс организационно-технических мероприятий планово-предупредительного характера по поддержанию технических средств охраны (далее - ТСО) в состоянии, соответствующем требованиям технической документации на ТСО, а плановое техническое обслуживание комплекса ТСО, установленного на объекте, проводится с периодичностью не менее 1 раза в месяц.
Согласно приложению № 2 к ГК № 43, являющемся его неотъемлемой частью, одним из объектов, на которых оказываются услуги по техническому обслуживанию ТСО, являются помещения ОСП по Верхнебуреинскому району. Факт оказания услуг по техническому обслуживанию ТСО подтверждается ежемесячными актами оказания услуг (от 31.07.2020 № 592, от 31.08.2020 № 644). Крометого заключение подобных контрактов осуществляется Управлением на постоянной основе, на каждое полугодие каждого календарного года. ОНД и ПР проигнорирован тот факт, что п. 63 ППР установлена лишь обязанность организации обеспечивать выполнение технического обслуживания ТСО, но не установлена форма его плана графика или порядок проведения, а сами работы по техническому обслуживанию ТСО выполняются в соответствии с иными руководящими документами, например, РД 009-01-96 «Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания», РД 009-02-96 «Системы пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт», в соответствии с которыми оказываются услуги по ГК № 43 - согласно рапорту врио начальника ОСП от 16.09.2020, предъявленный в ходе проведения проверки ГК № 43, не принят, не изучен;
- по пункту 6 предписания - п. 478 ППР установлено, что «руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей». В качестве подтверждения выполнения указанного требования врио начальника ОСП по Верхнебуреинскому району во время проведения проверки были предъявлены проверяющим 3 (три) огнетушителя порошковых ОП-4(3)-АВСЕ-01 изготовленные в мае 2019 года и 1 (один) огнетушитель порошковый ОП-4(3)-АВСЕ-01 изготовленный в октябре 2019 года (фото прилагаются). Перечисленные огнетушители на момент проведения проверки находились в исправном состоянии, перезарядки, а также проведения периодического осмотра не требовали, так как в соответствии с НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» срок перезарядки порошковых огнетушителей установлен «не реже 1 раза в пять лет», а срок проверки их параметров установлен «не реже 1 раза в год (выборочно)». Однако согласно рапорту врио начальника ОСП от 16.09.2020 указанные огнетушители во внимание приняты не были, в акте проверки не отражены. Однако в акте проверки перечислены исключительно огнетушители с истекшими сроками годности, которые на момент проведения проверки в деятельности ОСП по Вернебуреинскому району не использовались, находились в местах хранения, подготовлены к утилизации;
- по пункту 7 предписания - вместо указания конкретного мероприятия по исполнению изложено следующее: «в разработанном плане эвакуации людей при пожаре отсутствует информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуации людей, а в качестве нарушения требований пожарной безопасности указано, что Управлением нарушен п. 2 ст. 84 ФЗ № 123. При этом п. 2 ст. 84 ФЗ № 123 установлено, что «информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений планах эвакуации людей». Указанная норма ФЗ-123, в целом, не устанавливает требования к содержанию плана эвакуации, а в предписании от 03.09.2020 № 75/1/1, в частности, не указано, какая информация передаваемая системой оповещения не соответствует плану эвакуации, размещенному в помещении ОСП по Верхнебуреинскому району. Более того ОНД и ПР в ходе проведения проверки исключены из внимания следующие факты:
планы эвакуации изготавливаются согласно ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» (далее - ГОСТ Р 12.2.143-2009), а в требованиях к планам эвакуации, установленных п. 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 отсутствует указание на необходимость изложения как в текстовой, так и в графической части планов эвакуации информации, передаваемой системами оповещения людей о пожаре;
имеющийся в ОСП по Верхнебуреинскому району план эвакуации изготовлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 уполномоченной организацией,имеющей лицензию МЧС России на разработку и изготовление в фотолюминисцентом исполнении фотоэлектрических систем оповещения (фото прилагается).
Также ОНД и ПР по Верхнебуреинскому району проигнорирован тот факт, что ст. 84 ФЗ-123, в принципе, не обязывает осуществлять через громкоговорители трансляцию специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, так как согласно 4.1 вышеуказанной статьи «оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:
1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;
3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;
4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;
5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;
6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;
7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию».
При этом подача световых и звуковых сигналов о чрезвычайной ситуации во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей, равно как и размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени в помещениях ОСП по Вернебуреинекому району обеспечивается, имеющейся исправной системой противопожарной защиты (фото прилагаются), что не оспаривается и подтверждено выводами ОНД и ПР.
Возражения ОНД в отзыве по существу сводятся к законности и обоснованности оспариваемых пунктов выданного предписания.
Рассмотрев доводы Управления ФССП и возражения ОНД, исследовав материалы дела и оценив их в порядке статьи 71 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленного требования, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Согласно части 2 статьи 4 Технического регламента к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом
«О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона часть 3 статьи 4 Технического регламента.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима (далее – ППР), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
По пункту 1 предписания.
В соответствии с пп. «а», «б» пункта 42 ППР запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями.
Согласно пункту 2.12.17 приказа Минэнерго России от 13.01.2003 № 6
«Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств должны проводиться при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем - по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя, но не реже одного раза в три года. Результаты замеров оформляются актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования (приложение 3).
В рассматриваемом случае как следует из материалов дела провести полный визуальный осмотр электрических сетей на объекте защиты на предмет ее целостности в ходе проверки сотрудникам пожарного надзора не представляется возможным, так как электропроводка может быть выполнена скрытым способом, зашита в коробах и т.д., в связи с чем, на практике принято истребовать замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования, а также испытания электрозащиты на срабатывание цепи «Фаза-нуль».
В ходе проведения внеплановой проверки, представителем Управления ФССП была предоставлена ненадлежащего качества копия отчета о состоянии электрической установки, согласно которому установлено, что в разделе
«Е - Краткие выводы о состоянии установки» указанного отчета «Общее состояние установки (по условиям электробезопасности) – не безопасное. Общая оценка электроустановки по условиям ее пригодности для длительной эксплуатации «неудовлетворительно». Согласно таблице G.1 (лист 1) на представленной копии первого столбца таблицы с описанием не имеется,
(лист 2) на представленной копии отсутствуют первые 2 столбца таблицы, при этом в 20 столбце таблицы в каждой ячейке отражены сведения «не годны автомат и проводки».
Таким образом, имеющиеся в представленном отчете сведения о состоянии электроустановки прямо указывают на то, что электропроводка и изоляция токоведущих частей в занимаемых (эксплуатируемых) помещениях ОСП по ул. Блюхера, д. 10 п. Чегдомын находится в неудовлетворительном (аварийном) состоянии, что попадает по требования подпунктов «а, б» пункта 42 ППР.
Кроме того, согласно протоколу визуального осмотра электропроводок и стационарного электрооборудования № 17/1-13 от 05.10.2013, выданного электролабораторией ООО «Ургальскаянефтебаза» следует, что осмотренные электропроводки и электрооборудование не соответствуют нормативной технической документации (НТД).
Согласно протоколу проверки соединений заземлителей с заземляемыми элементами № 17/3-13 от 05.102013, выданного этой же электролабораторией установлено, что соединения заземлителей с заземляемыми элементами не соответствуют требованиям нормативно-технической документацию.
Учитывая, что указанное в предписании нарушение, а именно пункт 1 предписания от 03.09.2020 № 75/1/1 является длящимся (не устраняется на протяжении 7 лет), и ОНД было установлено, что замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силовою и осветительного электрооборудования не соответствуют требованиям нормативно-технической документации, ОНД и в этой связи было предложено провели замеры заново.
Срок устранения нарушения был установлен еще предписанием № 23 до 02.03.2020. Однако, по предоставленным копиям замеров сопротивления изоляции было установлено, что данные сроки нарушены и замеры произведены только 11.06.2020.
Согласно предоставленной копии отчета от 09.06.2020 ИП ФИО4 о состоянии электрической установки помещений ОСП по Верхнебуреинскому району установлено, что общая оценка электроустановки по условиям ее пригодности для длительной эксплуатации - неудовлетворительная, и это означает, что были обнаружены опасные или потенциально опасные условия эксплуатации. При этом ИП ФИО4 рекомендует каждый выявленный случай классифицированный как «Наличие опасности» (код С1) или «Потенциально опасно» (код С2), провести осмотр и испытание до 01.10.2020, рассмотретьнеобходимость принятия срочных мер - произвести замеры сопротивлении изоляции. Что и было указано в предписании №75/1/1 от 03.09.2020.
Также из материалов дела следует, что по окончании внеплановой выездкой проверки, по факту не соответствия замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования ОНД была направлена информация в Дальневосточное управление Ростехнадзора. По результатам рассмотрения данной информации ОСП по Верхнебуреннекому району Роетехнадзором было выдано предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований (письмо № 11-33/372-7535 oт 16.10.2020).
В ходе судебного разбирательства заявитель в установленном частью 1 статьи 65, частью 3.1 статьи 70 АПК РФ порядке не доказал соответствие объекта защиты требованиям пп. «а», «б» пункта 42 ППР и пункту 2.12.17 приказа Минэнерго России № 6 и не опроверг выводы ОНД по пункту 1 спорного предписания.
По пункту 5 предписания.
В соответствии с пунктом 63 ППР руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.
В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов защиты от пожаров.
Пунктом 5 предписания Управлению ФССП предписано «обеспечить выполнение проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты помещений (автоматических установок пожарной сигнализации) согласно плана-графика» в связи с тем, что ОСП, нарушены требования, установленные п. 63 ППР, ст. 5 Федерального закона № 123-ФЗ.
Управление ФССП ссылается на то, что в ходе проведения проверки предъявлен для изучения ОНД государственный контракт от 15.06.2020
№ 0122100003220000043 на оказание услуг по техническому обслуживанию и проведению ремонтно-восстановительных работ средств охранно-пожарной сигнализации, заключенный между управлением и ООО «Сократ ДВ». Срок оказания услуг по контракту - с 01.07.2020 по 31.12.2020 года.
Согласно приложению № 1 к контракту № 43, являющимся неотъемлемой его частью, техническое обслуживание включает в себя комплекс организационно-технических мероприятий планово-предупредительного характера до поддержанию технических средств охраны в состоянии, соответствующем требованиям технической документации на ТСО, а планово-техническое обслуживание комплекса ТСО, установленного на объекте, проводится с периодичностью не менее 1 раза в месяц.
Согласно приложению № 2к контракту № 43, являющегося неотъемлемой его частью, одним из объектов, на которых оказываются услуги по техническому обслуживанию ТСО, являются помещения ОСП по Верхнебуреинскому району.
Факт оказания услуг по техническому обслуживанию ТСО подтверждается ежемесячными актами оказания услуг (от 31.07.2020 №592, от 31.08.2020 № 644). Кроме того, заключение подобных контрактов осуществляется Управлением ФССП на постоянной основе, на каждое полугодие каждого календарного года.
При этом, по мнению Управления ФССП ОНД проигнорирован тот факт, что пунктом 63 ППР установлена лишь обязанность организации обеспечивать выполнение технического обслуживания ТСО, но не установлена форма его плана-графика или порядок проведения, а сами работы по техническому обслуживанию ТСО выполняются в соответствии с иными руководящими документами, например, РД 0094)1-96 «Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания», РД 009-02-96 Системы пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт»,. в соответствии с которыми оказываются услуги по ГК № 43. Предъявленный в ходе проверки контракт №43 проверяющим принят, не изучен.
Однако указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения по следующим основаниям.
31.08.2020 при проведении проверки представителем Управления ФССП ФИО3 была представлена копия государственного контракта № 81 от 24.12.2018, заключенного между Управлением ФССП и ООО «Дельта Телеком» на выполнение ежемесячного технического обслуживания и ремонта восстановительных работ средств ОПС. Данный контракт в адрес ОНД поступил без приложений к данному контракту. Срок исполнения услуг по данному контракту с 1 января по 31 декабря 2019 года.
Согласно представленных в адрес ОНД 03.09.2020 представителем УФССП ФИО3 акт-нарядов выполненных работ установлено, что:
Акт-наряд выполненных работ от 30.01.2020 утвержден директором
ООО «Дельта Телеком» ФИО5. Аналогичные акты от 27.02.2020, 27.03.2020, также утверждены директором ООО «Дельта Телеком». При этом, согласно контракту № 81 срок исполнения услуг по данному контракту с 1 января по 31 декабря 2019 года. При этом сведений о заключении нового контракта с ООО «Дельта Телеком» или его пролонгации в ОНД не представлено.
Далее. Акты-наряды выполненных работ от 29.04.2020, от 29.05.2020, от 29.06.2020, от 30.07.2020, от 27.08.2020, утвержденный директором
ООО «Сократ ДВ» ФИО6 Между тем, согласно контракту № 43, срок исполнения услуг по контракту определен с 01.07.2020 по 31.12 2020.
Согласно заявлению Управления ФССП следует, что факт оказания услуг по техническому обслуживанию ТСО подтверждается ежемесячными актами оказания услуг (от 31.07.2020 № 592, от 31.08.2020 № 644). Однако представленные в адрес ОНПР акты-наряды выполненных работ не соответствуют представленным, не имеют регистрационных номеров и даты не совпадают с датами, указанными Управлением ФССП.
Таким образом, сведения, указанные в заявлении Управления ФССП и представленные представителем УФССП ФИО3 акты наряды выполненных работ противоречат действительности, в связи с чем, у надзорного органа возникли обоснованные сомнения о законности составления представленных в адрес ОНД актов-нарядов выполненных работ, а также проводилось ли вообще техническое обслуживание систем ТСО.
Кроме того, 31.08.2020 года представителем УФССП ФИО3 в адрес ОНД представлена копия Журнала регистрации оказания услуг по техническому обслуживанию и проведению ремонтно-восстановительных работ средств ОПС ООО «Дельта Телеком», с отметками об обслуживании систем ОПС в 2020 году, хотя согласно контракту № 81, срок исполнения услуг по данному контракту с 1 января по 31 декабря 2019 года. При смене обслуживающей организации системы ОПС, должен был быть заведен новый журнал, либо в журнале сделана отметка о смене обслуживающей организации.
Копия Государственного контракта №0122100003220000043 была представлена в ОНПР представителем УФССП врио начальника ОСП Фридрих К.Ю для ознакомления лишь в день выдачи акта и предписания по результатам проведенной проверки (вх. № 40 от 03.09.2020) на 8 листах. Указанные в заявлении Управления ФССП приложения к контракту, которые являются неотъемлемой его частью в распоряжение ОНД представителем Управления ФССП представлены не были.
Изучив представленный в адрес ОНД контракт № 43, было принято решение об исключении пункта 3 предписания № 23/1/1 от 16.05.2020 года «Руководитель организации не организовал проведение проверки автоматической пожарной сигнализации и их работоспособности (исправности) в соответствии с инструкцией на технические средства завода изготовителя п. 61 ППР. В случае поступления и адрес ОНД приложений к контракту № 43, если бы в них имелась информация о сроках проведения технического обслуживанию ТСО, то данный пункт предписания Управлению ФССП бы не вменялся.
В ходе судебного разбирательства заявитель в установленном частью 1 статьи 65, частью 3.1 статьи 70 АПК РФ порядке не доказал соответствие объекта защиты требованиям пункта 63 ППР и не опроверг требования ОНД по пункту 5 спорного предписания.
По пункту 6 предписания.
В соответствии с пунктом 478 ППР руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в специальном журнале произвольной формы.
Пунктом 6 предписания Управлению ФССП предписано «организовать и обеспечить периодичность осмотра и проверки огнетушителей, а также их своевременную перезарядку» так как «первичные средства пожаротушения огнетушители О10П 4, ОП 5, ОУЗ эксплуатируются с просроченными сроками годности 2006, 2009, 2011, 2004 г.», что нарушает требования п.478 ППР.
Оспаривая предписание в данной части, заявитель ссылается на то, что качестве подтверждения выполнения указанного требования представителем Управления ФССП во время проведения проверки были предъявлены проверяющему 3 огнетушителя порошковых ОП-4 (3)-АВСЕ-01, изготовленные в мае 2019 года и 1 огнетушитель порошковый ОП-4 (3)-АВСЕ-01, изготовленный в октябре 2019 года. Перечисленные огнетушители на момент проверки находились в исправном состоянии, перезарядки, а также проведения периодического осмотра не требовали, так как в соответствии с НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» срок перезарядки порошковых огнетушителей установлен не «реже 1 раза в пять лет», а срок проверки их параметров установлен «не реже 1 раза в год (выборочно)». Однако указанные огнетушители во внимание приняты не были, в акте проверки не отражены. В акте проверки перечислены исключительно огнетушители с истекшим сроком годности, которые на момент проведения проверки в деятельности ОСП не использовались, находились в местах хранения, подготовленные к утилизации.
Однако данный довод отклоняется по следующим основаниям.
В помещении ОСП согласно действующим нормам по пожарной безопасности в общедоступном месте (коридоре) расположен план эвакуации, выполненный надлежащим образом, в соответствии с требованиями ГОСТа, Согласно данного плана эвакуации, в служебных помещениях (кабинетах) указано на наличие первичных средств пожаротушения (огнетушителей), при осмотре которых было установлено, что размещенные в служебных помещениях (кабинетах) огнетушители используются с истекшим сроком годности, сведений по их проверке или перезарядке в ходе проверки представителем Управления ФССП - ФИО3 не представлено.
Первичные средства пожаротушения (огнетушители), указанные в пункте 6 предписания при проведении проверки были установлены в служебных помещениях (кабинетах), согласно плану эвакуации, тем самым в случае возникновения пожара были бы использованы по прямому предназначению, так как иных (пригодных) в указанных местах отсутствовали.
При этом подготовленные к утилизации огнетушители должны быть в обязательном порядке извлечены из мест хранения, согласно плану эвакуации и складированы в одном месте, исключающем их эксплуатацию.
В ходе судебного разбирательства заявитель в установленном частью 1 статьи 65, частью 3.1 статьи 70 АПК РФ порядке не доказал соответствие объекта защиты требованиям пункта 478 ППР и не опроверг требования ОНД по пункту 6 спорного предписания.
По пункту 7 предписания.
В соответствии с пунктом 2 Федерального закона № 123-ФЗ информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений планах эвакуации людей.
ОНД при внеплановой проверке установлено, что в разработанном плане эвакуации людей при пожаре отсутствует информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуации людей, чем нарушен пункт 2 статьи 84 Федерального закона № 123-ФЗ.
По мнению заявителя, указанная норма закона, в целом не устанавливает требования к содержанию плана эвакуации, а в предписании от 03.09.2020 № 75/1/1, в частности, не указано, какая информация передаваемая системой оповещения не соответствует плану эвакуации, размещенному в помещениях ОСП по Верхнебуреинскому району.
Данный довод судом отклоняется по следующим основаниям.
Управление ФССП в своем заявлении указывает, что статья 84 Федерального закона № 123-ФЗ не обязывает осуществлять через громкоговорители трансляцию специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, так как согласно части 1 данной статьи, по мнению Управления, оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией и т.д. должно осуществляться одним из способов, указанных в части 1 данной статьи.
В соответствии со статьей 84 Федерального закона № 123-ФЗ, разработан свод правил «СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности». Данный свод правил является нормативным документом по пожарной безопасности и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.
Часть 2 статьи 84 закона прямо указывает на то, что «Информация, передаваемая системами оповещениялюдей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений планах эвакуации людей».
Между тем, проверкой установлено, что в помещениях ОСП установлена речевая система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей. При срабатывании данной системы, через громкоговорители, расположенные в помещениях ОСП в соответствии с требованиями пожарной безопасности происходит трансляция специально разработанного текста онеобходимости эвакуации, а именно: «Внимание, внимание, пожарная тревога, срочно покинуть помещение!».
Таким образом, трансляция специально разработанного текста о необходимости эвакуации «Внимание, внимание, пожарная тревога, срочно покинуть помещение!», транслируемая системой оповещения в помещениях ОСП, должна быть отражена в плане эвакуации, имеющемся в помещениях ОСП Верхнебуреинского района.
В ходе судебного разбирательства заявитель в установленном частью 1 статьи 65, частью 3.1 статьи 70 АПК РФ порядке не доказал соответствие объекта защиты требованиям пункта 2 Федерального закона № 123-ФЗ и не опроверг требования ОНД по пункту 7 спорного предписания.
Принимая во внимание изложенное оспариваемые пункты 1, 5-7 предписания соответствуют действующему законодательству и права заявителя не нарушают, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 110, 170-176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья С.Д. Манник