ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-15437/18 от 20.11.2018 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-15437/2018

27 ноября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 20.11.2018.

Решение в полном объеме изготовлено 28.11.2018.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе:  судьиМанника С.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Варфоламеевым Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции

заявление Общества с ограниченной ответственностью «ТОРЭКС-ХАБАРОВСК» (ОГРН <***>; ИНН <***>: место нахождения: 681000, <...>)

к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Комсомольску-на-Амуре (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 681000, <...>)

о признании незаконным решения от 05.07.2018 об отказе в возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства HZJ105L-GCMNS TOYOTA LAND CRUISER, регистрационный знак <***>.

при участи в судебном заседании:

от ООО «ТОРЭКС-ХАБАРОВСК» –  ФИО1 по дов. № 37/18 от 26.02.2018;

от Управления МВД по г. Комсомольску-на-Амуре– не явились.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ТОРЭКС-ХАБАРОВСК» (далее - заявитель, ООО «ТОРЭКС-ХАБАРОВСК», Общество) посредством подачи документов в электронном виде обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Комсомольску-на-Амуре (далее – Управление МВД), в соответствии с уточненными требованиями которого просит:

- признать незаконным решение РЭО ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре от 05.07.2018 об отказе в возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства HZJ105L-GCMNS TOYOTA LAND CRUISER, регистрационный знак <***>;

- возложить обязанность на РЭО ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре, после внесения изменений в конструкцию транспортного средства и положительных результатов проверки безопасности конструкции транспортного средства, зарегистрировать внесение изменений в конструкцию транспортного средства HZJ105L-GCMNS TOYOTA LAND CRUISER, регистрационный знак <***>, а так же изменить категорию указанного транспортного с D на категорию В.

Управление МВД, извещенное надлежащим образом о времени и месте  судебного заседания, участие в нем своего представителя не обеспечило, представило отзыв на заявление о несогласии с заявленными требованиями. В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя Управления МВД по имеющимся в деле материалам.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв.

В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителя заявителя судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.

В собственности ООО «ТОРЭКС-ХАБАРОВСК» находится транспортное средство автомобиль модели HZJ105L-GCMNS TOYOTA LAND CRUISER, джип, категория «D», регистрационный знак <***>, что подтверждается паспортом транспортного средства 25 ТА 793525.

Обществом было получено заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения изменений от 18.06.2018 № 18/СП-063585 (для представления в ГИБДД), выданное испытательной лабораторией Ассоциации «Научно технический центр «Респект» (номер 1377 «в Едином реестре органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза»).

Согласно заключению, после внесения изменений в конструкцию ТС, предусматривающих демонтаж в задней части ТС четырех пассажирских мест (два блока сидений) с последующей сменой категории с D (М2) на В (М1),и положительных результатах проверки безопасности конструкции ТС, сохранится его соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О безопасности колесных транспортных средств», действовавшим на момент выпуска ТС в обращение.

В этой связи ООО «ТОРЭКС-ХАБАРОВСК» 20.06.2018 обратилось с заявлением в Отдел ГИБДД г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о рассмотрении вопроса возможности внесения изменений в конструкцию ТС: переоборудование с категории D в категорию В. По пояснению представителя общества к заявлению также было представлено и заключениеот 18.06.2018 № 18/СП-063585.

РешениемОтдела ГИБДД от 05.07.2018 в возможности внесения изменений в конструкцию ТС отказано в связи с невозможностью, в виду отсутствия сведений о вносимых изменениях в конструкцию ТС; СКТС является основанием для внесения сведений об изменениях в конструкцию ТС в регламентные данные ТС, но не категории ТС. Кроме того, в техническом регламенте классификация ТС категории «В» и «D» отсутствует.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассмотрев доводы заявителя и возражения ответчика, исследовав материалы дела и оценив их в порядке статьи 71 АПК РФ, выслушав объяснения представителя заявителя, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В силу пункта 1 статьи 25 Закона № 196-ФЗ, в Российской Федерации устанавливаются категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право, в том числе:

- категория «B» - автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

- категория «D» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя

В приложении № 1 (1. Транспортные средства. 1.1. Классификация транспортных средств по категориям) Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее - Технический регламент), приведена следующая классификация транспортных средств по категориям:

- категория M - Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров: Категория M1 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили:

- автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе: Категория M2 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.

В соответствии с разделом II Технического регламента «внесение изменений в конструкцию транспортного средства» - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.

Пунктами 75 - 80 главы 4 раздела V Технического регламента к транспортным средствам, прошедшим государственную регистрацию, у которых планируется изменение конструктивных параметров или компонентов, установлена необходимость проведения проверки выполнения требований безопасности в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.

Исходя из вышеизложенного, в случае внесения изменений в конструкцию классических транспортных средств при условии, что вносимые изменения повлияют на изменение состояния транспортного средства на отличное от оригинального, имеется необходимость проведения проверки выполнения требований безопасности в соответствии с пунктами 75 - 80 главы 4 раздела V Технического регламента.

Согласно абзацам 2, 3 пункта 75 Технического регламента в ходе предварительной технической экспертизы удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства, сохранится его соответствие требованиям настоящего технического регламента, действовавшим на момент выпуска транспортного средства в обращение. В ходе проверки безопасности конструкции транспортного средства удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям настоящего технического регламента.

Объектами проверки являются транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых изменены конструктивные параметры или компоненты, за исключением случаев, указанных в пункте 77 (пункт 76 Технического регламента).

Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований настоящего технического регламента осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза (пункт 78 Технического регламента).

По результатам рассмотрения представленных документов территориальное подразделение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением № 18 к техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин (пункт 79 Технического регламента).

Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения в документ, идентифицирующий транспортное средство. В указанный документ вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Наличие в указанном документе номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения дальнейшей эксплуатации транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями (пункт 80 Технического регламента).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность внесения изменений в конструкцию транспортного средства.

Пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (в ред. от 20.03.2017, действующих на момент возникновения спорных правоотношений, далее - Правила № 1001) предусмотрены основания, в соответствии с которыми не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в том числе: представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.

Аналогичное основание закреплено в абзаце 4 пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 № 605.

Действующее законодательство не содержит прямого запрета на совершение регистрационных действий в отношении изменений в конструкцию автотранспортных средств, предусматривающих демонтаж в задней части ТС четырех пассажирских мест (в рассматриваемом случае – джипа) с одновременным изменением категории ТС. При этом демонтаж «ненужных» обществу в ТС лишних пассажирских сидений не может выступать непреодолимым препятствием для регистрационного учета транспортного средства при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения.

В рассматриваемом спорном случае судом установлено, что ООО «ТОРЭКС-ХАБАРОВСК» имеет целью внесение изменений в конструкцию ТС, предусматривающих демонтаж в задней части ТС четырех пассажирских мест (два блока сидений) с последующей сменой категории с D (М2) на В (М1).

В этой связи общество 20.06.2018 обратилось в Отдел ГИБДД г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о рассмотрении вопроса о возможности внесения изменений в конструкцию ТС: переоборудование с категории D в категорию В. По пояснению представителя общества, к заявлению также было представлено и заключение от 18.06.2018 № 18/СП-063585 (для представления в ГИБДД), выданное испытательной лабораторией Ассоциации «Научно технический центр «Респект». При этом ответчиком в установленном частью 3.1 статьи 70 АПК РФ этой обстоятельство не опровергнуто.

Согласно заключению № 18/СП-063585, после внесения изменений в конструкцию ТС, предусматривающих демонтаж в задней части ТС четырех пассажирских мест (два блока сидений) с последующей сменой категории с D (М2) на В (М1), и положительных результатах проверки безопасности конструкции ТС, сохранится его соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О безопасности колесных транспортных средств», действовавшим на момент выпуска ТС в обращение.

Заключение свидетельствует о том, что внесения изменений в конструкцию транспортное средство не утратило прежние основные элементы и фактически осталось базовым транспортным средством.

Таким образом, возможность внесения изменений в конструкцию спорного транспортного средства осуществлено обществом с соблюдением порядка, установленного пунктами 75 - 80 главы 4 раздела V Технического регламента.

Доводы Отдела ГИБДД о том, что основанием для внесения сведений об изменениях в конструкцию ТС в регламентные данные ТС, но не категории ТС; в Техническом регламенте категории «В» и «D» отсутствуют, что является основанием для отказа в принятии решения о возможности внесения изменений, являются формальными и судом отклонены.

Как указано выше, классификация транспортных средств по категориям «В» и «D», указанные в пункте 1 статьи 25 Закона № 196-ФЗ не противоречат и соответствуют классификации транспортных средств по категориям «М1» и «М2», указанным в приложении № 1 Технического регламента.

При этом суд исходит из сведений, паспорта транспортного средства 25 ТА 793525, в котором отражено, что транспортное средство автомобиль модели HZJ105L-GCMNS TOYOTA LAND CRUISER (джип) имеет категорию - «D».

Судом установлено, что в рассматриваемом случае существующая возможность внесения изменений в конструкцию ТС, связанного с демонтажем пассажирских сидений и одновременным изменением категории ТС, по смыслу пунктов 75 - 80 главы 4 раздела V Технического регламента, пункта 3 Правил № 1001 и абзаца 4 пункта 24 Административного регламента, не свидетельствует о невозможности изменения конструкции ТС, как следствие, не препятствует идентификации автомобиля и совершению регистрационных действий.

В нарушение статьи 65 АПК РФ Отдел ГИБДД не представил доказательств наличия иных оснований для отказа в принятии решения о возможности внесения изменений в конструкцию ТС и категории ТС, а также доказательств того, что в данном случае транспортное средство после замены внесения изменений в конструкцию ТС и категории ТС не будет соответствовать требованиям безопасности дорожного движения.

При установленных обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии у Отдела ГИБДД правовых оснований для отказа в принятии решения о возможности внесения изменений в конструкцию ТС.

Оспариваемый отказ одновременно нарушает и экономические права заявителя, поскольку последний, обращаясь в Отдел ГИБДД и имея целью внесения изменений в конструкцию ТС, исходил, прежде всего, из экономической целесообразности в сокращении расходов по использованию и содержанию принадлежащего обществу транспортного средства.

Принимая во внимание изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 7 статьи 201 АПК РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

Судебные расходы заявителя по уплате платежными поручениями от 13.09.2018 № 6985, от 01.10.2018 № 7277 государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежать возмещению плательщику за счет Управления МВД по г. Комсомольску-на-Амуре.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края

Р Е Ш И Л:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «ТОРЭКС-ХАБАРОВСК» удовлетворить.

Признать незаконным решение Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Комсомольску-на-Амуре от 05.07.2018 об отказе Обществу с ограниченной ответственностью «ТОРЭКС-ХАБАРОВСК» в возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства HZJ105L-GCMNS TOYOTA LAND CRUISER (джип), регистрационный знак <***>.

Обязать Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Комсомольску-на-Амуре, после внесения изменений в конструкцию транспортного средства и положительных результатов проверки безопасности конструкции транспортного средства, зарегистрировать внесение изменений в конструкцию транспортного средства HZJ105L-GCMNS TOYOTA LAND CRUISER (джип), регистрационный знак <***>, а так же изменить категорию указанного транспортного средства с D на категорию В.

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Комсомольску-на-Амуре в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ТОРЭКС-ХАБАРОВСК» 3 000 руб. в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины.

Решение подлежит немедленному исполнению, но вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья С.Д. Манник