Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-1548/2011
«24» марта 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2011 года.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи И.А. Мильчиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Ю. Карповой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ЮиС-Маркет» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по статье 6.14. КоАП РФ
При участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, действующей по доверенности от 16.03.2011 № 01.0-2601, ФИО2, действующей по доверенности от 11.01.2011 № 01.0-4;
от лица, привлекаемого к ответственности – ФИО3, действующего по доверенности от 21.02.2011, директора ФИО4, протокол общего собрания учредителей от 31.03.2010 № 3.
Сущность спора: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ЮиС-Маркет» (далее - ООО «ЮиС-Маркет», общество) к административной ответственности по статье 6.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В силу абзаца 2 пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» предварительное судебное заседание судом было завершено и начато рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции при отсутствии возражений со стороны участвующих в деле лиц.
В судебном заседании представители административного органа на требовании настаивали по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель общества с заявленным требованием не согласился, позицию изложил согласно отзыву.
В заседании суда в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 17.03.2011 по 24.03.2011.
Судом по материалам дела установлено следующее.
Управление по обращению заместителя мэра г. Хабаровска провело проверку деятельности ООО «ЮиС-Маркет» по вопросу соблюдения законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции.
В ходе осмотра принадлежащих обществу помещений магазина, расположенного по адресу: <...>, выявлен факт розничной продажи алкогольной (винодельческой) продукции в розлив с нарушенной целостностью потребительской тары, без необходимой информации о товаре для потребителей, что, по мнению административного органа, явилось нарушением требований пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», пункта 4.4.1 ГОСТ Р 52404 «Вина специальные и виноматериалы специальные. Общие технические условия», пункта 4.4.1 ГОСТ Р 52523 «Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия», пункта 5.4.1 ГОСТ Р 51618 «Коньяки российские. Общие технические условия», пункта 4.4.1 ГОСТ Р 52195 «Вина ароматизированные. Общие технические условия», пункта 4.4.1 ГОСТ Р 51159 «Напитки винные. Общие технические условия», пункта 4.17 ГОСТ Р 51074 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Также, при продаже потребителям алкогольной (винодельческой) продукции в розлив использовалась тара, на которой отсутствовала маркировка, подтверждающая возможность применения указанной тары для контакта с винодельческой продукцией, что не соответствует требованиям пункта 3.1. ГОСТ Р 51149 «Продукты винодельческой продукции. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение». В нарушение требований пункта 3.2. ГОСТ Р 51149 «Продукты винодельческой продукции. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение» реализация потребителям винодельческой продукции в розлив осуществлялась без мерной посуды, без технологического оборудования и инструкций по производству.
Результаты проверки зафиксированы в протоколе осмотра от 03.02.2011. Алкогольная продукция арестована (протоколы о наложении ареста на товары от 04.02.2011 №№ 1-3) и передана обществу на ответственное хранение.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.14. КоАП РФ, Управление 10.02.2011 с участием законного представителя составило протокол об административном правонарушении № 255.
Учитывая, что рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц, предусмотренных статьей 6.14. КоАП РФ, в силу статьи 23.1. КоАП РФ относится к компетенции арбитражного суда, Управлением материалы проверки направлены для рассмотрения в арбитражный суд по вопросу о возможности привлечения к административной ответственности.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа (статья 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
Статьей 6.14. КоАП РФ установлена административная ответственность за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
Предметом правонарушения является этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, не соответствующие требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам; объектом правонарушения - здоровье и санитарно-эпидемиологическое здоровье населения.
Таким образом, для привлечения к административной ответственности по вышеуказанной норме Кодекса необходимо доказать факт несоответствия качества этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, а не факт нарушения порядка ее реализации. Для доказывания правонарушения возникает необходимость использования специальных познаний, то есть проведение экспертизы.
Как следует из материалов дела, проверка качества реализуемой обществом алкогольной продукции на предмет соответствия ее требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам Управлением не производилась.
В силу статьи 1.5. КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 10.02.2011 № 255, в качестве противоправного деяния по статье 6.14. КоАП РФ Управление вменяет обществу реализацию алкогольной продукции с нарушением целостности потребительской тары; с отсутствием на этикетках бутылок необходимой информации о товаре; с нарушением требований по маркировке потребительской тары; с нарушением порядка розлива алкогольной продукции в потребительскую тару.
Анализ положений государственных стандартов, нарушение которых вменяется обществу, позволяет сделать вывод, что обществу вменяется несоблюдение требований государственных стандартов, предъявляемых к порядку реализации алкогольной продукции, к маркировке, к таре, что не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.14. КоАП РФ.
Поскольку Управлением, на которое в силу части 5 статьи 205 АПК РФ, возложена обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не представлено доказательств, что качество алкогольной продукции не соответствовало требованиям государственных стандартов, то действия ООО «ЮиС-Маркет» не было оснований квалифицировать по статье 6.14. КоАП РФ.
При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о недостаточности данных, указывающих на наличие в действиях ООО «ЮиС-Маркет» признаков события административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.14. КоАП РФ, которые в силу части 1 статьи 28.1. КоАП РФ признаются поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения к ответственности.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 15.1. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в соответствии с частью 3 статьи 29.10. КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. Принимая решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, суд разрешает вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10. КоАП РФ.
Поскольку не доказан факт совершения обществом вменяемого ему правонарушения, нет оснований полагать, что алкогольная продукция, арестованная в ходе проверки по протоколам об аресте товаров от 04.02.2011 №№ 1-3, относится в силу статей 25,26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ к продукции, изъятой из незаконного оборота или ограниченной в обороте, соответственно она подлежит возврату. Законом ограничение предусмотрено только в отношении поставки алкогольной продукции в упаковке, не соответствующей требованиям государственных стандартов, в рассматриваемой ситуации имела место ее реализация.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206 АПК РФ, статьей 24.5., частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требования Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ЮиС-Маркет» к административной ответственности по статье 6.14. КоАП РФ отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «ЮиС-Маркет» изъятую продукцию по протоколам о наложении ареста на товары от 04.02.2011 №№1,2,3.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья И.А. Мильчина