ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-15503/12 от 01.03.2013 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-15503/2012

01 марта 2013 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе:

судьи Никитиной Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Подскребышевым Р.К.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Жилищно-строительного кооператива №59

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Хабаровскому краю

о признании в части недействительным решения от 07.09.2012 №17-31/349 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю

при участии:

от заявителя: Гаранина Е.А., представитель, по доверенности от 20.11.2012;

от Межрайонной ИФНС России №6 по Хабаровскому краю: Инкин А.Н., старший государственный налоговый инспектор, по доверенности от 10.01.2013 №04-19/127;

от УФНС России по Хабаровскому краю: Першина Е.Ю., старший государственный налоговый инспектор, по доверенности от 09.01.2013 №05-06.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 27.02.2013 до 01.03.2013, до 10 час. 00 мин., информация о котором размещена на официальном сайте Арбитражного суда Хабаровского края.

Предмет спора.

Жилищно-строительный кооператив №59 (далее – заявитель, кооператив, ЖСК №59) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Хабаровскому краю (далее – налоговый орган, Инспекция, Межрайонная ИФНС России №6 по Хабаровскому краю) от 07.09.2012 №17-31/349 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

В ходе судебных разбирательств, представитель ЖСК №59 уточнила требования в порядке статьи 49 АПК РФ. Согласно уточненным требованиям заявитель просит признать недействительным решение от 07.09.2012 №17-31/349 в части доначисления к уплате единого минимального налога в сумме 293 698,10 руб., соответствующей суммы пеней и штрафа. Представитель просила рассмотреть ходатайство о снижении размера штрафных санкций до минимально возможного размера.

Представители Межрайонной ИФНС России №6 по Хабаровскому краю и УФНС России по Хабаровскому краю возражали против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на доводы, изложенные в отзывах на заявление.

По мнению налоговых органов, полученные кооперативом денежные средства (плата за коммунальные услуги) являются выручкой от реализации работ, услуг и должны учитываться ЖСК №59 при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН).

Суд установил.

Межрайонной ИФНС России №6 по Хабаровскому краю проведена выездная налоговая проверка деятельности ЖСК №59 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налогов и сборов, в том числе налога, уплачиваемого в связи с применением УСН за период с 01.01.2009г. по 31.12.2011г.

Выездной проверкой Инспекция установила нарушения, которые зафиксированы в акте от 06.08.2012 №17-31/28ДСП.

По результатам выездной проверки инспекцией принято решение от 07.09.2012 №17-31/349 о привлечении Жилищно-строительного кооператива №59 к ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 ст. 122 НК РФ по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с учетом положений ст.ст. 112, 114 НК РФ, в виде штрафа в сумме 39 793 руб. Этим же решением кооперативу предложено уплатить единый минимальный налог в сумме 397 926 руб., пени в сумме 55 581 руб.

Жалоба ЖСК №59 решением Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 25.10.2012 №13-10/20076@ оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением Инспекции в части занижения налогооблагаемой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН на суммы коммунальных платежей членов кооператива, ЖСК №59 обратилось с настоящим заявлением.

Выслушав представителей, исследовав материалы дела, суд считает уточненное заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) кооператив применяет УСН.

Согласно статье 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В порядке статьи 346.14 НК РФ кооператив в качестве объекта налогообложения применяет доходы, уменьшенные на величину расходов.

В силу пункта 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ

В силу ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка, от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка о реализации имущественных прав.

Из положений пункта 4 статьи 346.21 НК РФ следует, что налогоплательщики, перешедшие на УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев, с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Согласно пункту 6 статьи 346.18 НК РФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в порядке, предусмотренном статьей 346.15 НК РФ.

При этом минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком и использованного им по назначению в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статье 324 настоящего Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Следовательно, целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя денежных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

В соответствии со статьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI ЖК РФ.

В соответствии с часть 1 статьи 110 ЖК РФ жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.

При этом в силу части 3 указанной статьи члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.

Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Пунктом 5 статьи 155 ЖК РФ установлено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами иного специализированного потребительского кооператива.

Таким образом, законодатель разграничил управляющую компанию, которая осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом на профессиональной основе и получает за это вознаграждение, и товарищество собственников жилья (жилищный кооператив), которое представляет собой объединение жильцов для управления многоквартирным домом для удобства такого управления, и которое, будучи потребительским кооперативом, действует строго в интересах его членов, имеет только то имущество, которым наделили его участники и выполняет, в частности, функции по сбору денежных средств и передаче их коммунальным и иным организациям без оплаты указанных услуг.

Из устава ЖСК №59, утвержденного решением общего собрания членов кооператива, следует, что кооператив образован собственниками жилых помещений многоквартирного дома в г.Хабаровске как некоммерческая организация в целях совместного строительства, эксплуатации и управления построенным 260 (двести шестьдесят) квартирным жилым домом, а также другой деятельности по обеспечению жильем членов кооператива.

Уставная деятельность кооператива состоит в заключении договоров с организациями, предоставляющими соответствующие коммунальные ресурсы, и поддержании в исправном состоянии инженерных коммуникаций дома, прочего общедомового имущества, санитарного состояния для качественной и бесперебойной подачи коммунальных ресурсов, а также для безопасного и комфортного проживания граждан.

Во исполнение уставных целей кооперативом были заключены следующие договоры:

- договор снабжения электрической энергией №986 от 04.06. 2007.

- договор на отпуск тепловой энергии и горячей воды для нужд населения №3/1/04314/2084 от 01.07.2010.

- договор на отпуск воды и прием сточных вод №526 от 01.07.2007.

Налоговый орган не оспаривает, что денежные средства (коммунальные платежи), поступившие в проверенном периоде на расчетный счет заявителя от собственников жилых помещений, были израсходованы кооперативом на оплату коммунальных услуг, предоставленных сторонними организациями.

Проанализировав условия договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями, суд приходит к выводу, что перечисляя организациям, оказывающим вышеперечисленные услуги, поступающие на его счет коммунальные платежи, кооператив тем самым выполнял предусмотренную Уставом обязанность по обеспечению коммунальными услугами собственников жилья, то есть выступал посредником между такими организациями и потребителями услуг.

Осуществляя функции по сбору коммунальных платежей, жилищный кооператив делает это не с целью извлечения дохода, а в целях удовлетворения потребностей собственников помещений в многоквартирном доме, и не за вознаграждение, поскольку относится к некоммерческим организациям, основной целью деятельности которого является удовлетворение материальных и иных потребностей его участников.

Таким образом, жилищный кооператив не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Соответствующие обязательства кооператива перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами кооператива, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) жилищный кооператив оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

На основании изложенного, полученные от собственников жилья коммунальные платежи не являются доходом кооператива от реализации товаров (работ, услуг), подлежащим налогообложению применительно к положениям ст. 249 НК РФ.

В состав внереализационных доходов указанные платежи также не могут быть включены в силу положений статьи 250 НК РФ, согласно которой перечень внереализационных доходов является исчерпывающим.

Денежные средства в виде взносов (обязательных платежей), поступившие от собственников квартир (членов ЖСК) на оплату коммунальных услуг, содержание и ремонт помещений в кооперативном доме, являются целевыми поступлениями, направленными на ведение кооперативом уставной деятельности и не учитываются при определении налоговой базы в силу п. 2 ст. 251 НК РФ.

Кроме того, по своей сути средства, полученные кооперативом в виде спонсорской помощи – 6 036 руб. могут быть отнесены к средствам целевого финансирования с точки зрения учета доходов в целях налогообложения.

Таким образом, у Инспекции отсутствовали основания для доначисления кооперативу налога с целевых денежных средств (уплаченных членами ЖСК№59 - собственниками жилых помещений за оказание им коммунальных услуг, спонсорской помощи).

Как следует из оспариваемого решения, по результатам проверки сумма единого минимального налога, зачисляемого в бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с п.6 ст.346.18 НК РФ составила 435 158 руб.

Материалами дела установлено, что полученные кооперативом денежные средства (плата за коммунальные услуги, спонсорская помощь) составила в 2009г. – 9 174 900 руб., 2010г. – 9 652 139 руб. + 6 036 (спонсорская помощь) = 9 658 175 руб., 2011г. – 10 310 018 руб., всего 29 143 093 руб.

В пункте 6 статьи 346.18 НК РФ содержится требование об исчислении и уплате минимального налога. Этот налог составляет один процент от суммы доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 Кодекса, и уплачивается в случае, когда сумма исчисленного в общем порядке налога меньше минимального налога.

Сумма минимального налога в размере 1% от налоговой базы 29 143 093 руб. составляет 291 430 руб. 10 коп.

Исходя из положений главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, минимальный налог является способом расчета налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, самостоятельным видом налога не является.

Следовательно, на основании статей 346.18, 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации суммы уплаченного единого налога по УСН подлежали учету налоговым органом при доначислении суммы единого минимального налога.

Платежными поручениями от 16.02.2010 №24, от 12.03.2010 №42, от 30.03.2012 №42, от 28.05.2012 №79 подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что ЖСК №59 за период с 2009 по 2011 годы уплатил в бюджет единый налог по УСН в общей сумме 39 500 рублей.

При определении суммы единого минимального налога, подлежащего уплате в бюджет за 2009-2011гг. налоговый орган уменьшил сумму минимального налога на сумму единого налога, исчисленного в декларациях за 2010 -5 246 руб., за 2011 – 31 986 руб., всего 37 232 руб. При этом не учел декларацию 2009года.

Таким образом, налоговый орган при определении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за 2009, 2010, 2011гг. не учел сумму платежей по единому налогу, исчисленному и уплаченному за этот же налоговый период налогоплательщиком – 2 268 руб. (39 500 руб.-37 232 руб.).

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Поскольку единый минимальный налог из расчета коммунальных платежей и спонсорской помощи доначислен неправомерно, следовательно, неправомерно начислены соответствующие пени.

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Вместе с тем, представитель кооператива заявила ходатайство о снижении штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ до минимально возможного размера, рассмотрев в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность: кооператив является некоммерческой организацией и не ставит своей целью извлечение прибыли, все имеющиеся средства использует только для осуществления уставной деятельности.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 № 11-П указано, что в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3)Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Принимая во внимание заявленные обстоятельства, смягчающие ответственность кооператива, дав оценку соразмерности исчисленного штрафа, тяжести совершенного правонарушения, суд считает возможным уменьшить штраф по п.1 ст.122 НК РФ до 5 000 руб.

С учетом изложенного, суд считает неправомерным доначисление к уплате единого минимального налога за 2009,2010,2011гг. в общей сумме 293 698,1 руб. (291 430, 10 руб. + 2 268 руб.), соответствующих пени, штрафа по п.1 ст.122 НК РФ в сумме, превышающей 5 000 руб.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Исходя из пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117, в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов.

Поэтому с инспекции в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб., понесенные им при подаче заявления о признании в части недействительным решения и заявления об обеспечении иска.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

уточненные требования жилищно-строительного кооператива №59 удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России №6 по Хабаровскому краю от 07.09.2012 №17-31/349 в части доначисления к уплате минимального налога за 2009, 2010, 2011 годы в общей сумме 293 698 руб., соответствующих указанной сумме налога пени, привлечения к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в сумме, превышающей 5 000руб.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России №6 по Хабаровскому краю в пользу Жилищно-строительного кооператива №59 судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в сумме 4 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Т.Н.Никитина