АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-15578/2013
06 марта 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2014 года. Решение в полном объеме изготовлено 06 марта 2014 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
судьи Никитиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ульяновой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Альфа-Форест»
к Управлению Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю
о признании недействительным отказа в оформлении ООО «Альфа-Форест» разрешения для работы по найму в порядке, требующем получения визы гражданину КНР Лю ФИО1.
При участии:
от Общества – ФИО2, представитель, по доверенности от 01.12.2013;
от УФМС России по Хабаровскому краю – ФИО3, по доверенности от 08.11.2013 №173.
Предмет спора.
Общество с ограниченной ответственностью «Альфа-Форест» (далее – заявитель, ООО «Альфа-Форест», Общество) обратилось к Управлению Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю (далее – ответчик, УФМС России по Хабаровскому краю, миграционная служба) с заявлением о признании недействительным отказа в оформлении ООО «Альфа-Форест» разрешения для работы по найму в порядке, требующем получения визы гражданину КНР Лю ФИО1.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что оспариваемый отказ ничем не мотивирован, не содержит ссылки на нормативный акт, которым руководствовался ответчик при разрешении ходатайства ООО «Альфа-Форест» от 24.06.2013, нарушает права и законные интересы Общества.
Представитель ответчика с доводами заявителя не согласилась, считает, что оснований для удовлетворения его требований не имеется, так как УФМС России по Хабаровскому краю действовало в строгом соответствии с Административным регламентом. Указала, что оспариваемый отказ является результатом рассмотрения заявления о выдаче разрешения на работу от 10.09.2013, зарегистрированного за номером 7730.
Суд установил.
10.09.2013 ООО «Альфа-Форест» обратилось в отдел по вопросам трудовой миграции УФМС России по Хабаровскому краю с заявлением о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу, прибывшему в Россию в порядке, требующем получения визы, гражданину КНР Лю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Заявление о выдаче разрешения на работу принято 10.09.2013, зарегистрировано за номером 7730.
12.09.2013 сотрудником, ответственным за проверку документов, было установлено, что по учетам программы СПО «Мигрант -1» гражданин КНР Лю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в контрольный список на основании части 7 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 15.08.1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
23.09.2013 заместителем начальника УФМС России по Хабаровскому краю в отношении гражданина Лю ФИО1 принято решение об отказе в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину.
После подписания решения об отказе в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину Лю ФИО1, в адрес ООО «Альфа-Форест» (работодателя, заказчика услуги) направлено письменное уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства от 23.09.2013 №1/21.2-43 с указанием причины отказа – за неоднократное нарушение миграционного законодательства Российской Федерации. Письменное уведомление получено 24.09.2013 года.
Не согласившись с отказом в оформлении разрешения на работу, прибывшему в Россию в порядке, требующем получения визы, гражданину КНР Лю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, изложенным в письме от 23.09.2013 №б/н, заявитель обратился с настоящим заявлением.
Выслушав представителей, исследовав материалы дела, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительным оспариваемого отказа необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов Общества.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 № 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» (далее - Положение) Федеральная миграционная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.
В соответствии с пунктом 5 Положения Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы на окружном, межрегиональном уровнях и в субъектах Российской Федерации (далее - территориальные органы Службы), загранаппарат, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ) под приглашением на въезд в Российскую Федерацию понимается документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
В силу статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.
Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
На основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции либо непосредственно в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.
Пунктом 6 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ определено, что порядок выдачи разрешения на работу и Правила получения разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила получения разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России № 1, Минздравсоцразвития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России № 2 от 11.01.2008 (далее - Административный регламент по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам).
Согласно пункту 107 данного административного регламента для получения разрешения на работу иностранным гражданам работодатель, заказчик работ (услуг) представляет непосредственно в ФМС России или ее территориальный орган документы, установленные Административным регламентом.
Юридическим основанием для рассмотрения документов, поданных работодателем, заказчиком работ (услуг) или уполномоченным ими лицом, является их регистрация при приеме в ФМС России или ее территориальном органе (пункт 108 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам).
В соответствии с пунктами 109 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам сотрудник ФМС России или ее территориального органа, ответственный за прием документов, осуществляет проверку комплектности документов, сверяет заявление на каждого иностранного гражданина с копией документа, удостоверяющего его личность, заносит паспортные данные работодателя или уполномоченного им лица в автоматизированную подсистему «Трудовая миграция» Центрального банка данных по учету иностранных граждан. Принятому пакету документов присваивается регистрационный номер, информация о принятых документах также заносится в журнал учета приема документов и выдачи разрешений на работу иностранным гражданам.
Согласно пунктам 111 и 112 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам, сотрудник ФМС России или ее территориального органа, ответственный за прием документов, в течение суток обязан передать их сотруднику ФМС, ответственному за верификацию документов с персональными данными на иностранных граждан, который, в свою очередь, в течение суток с момента получения направляет в Информационный центр ФМС России для проверки, и если в течение 7 дней со дня направления соответствующего запроса ответ из указанного центра не поступил, это свидетельствует об отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешения на работу.
Ответ, поступивший из Информационного центра ФМС России, в течение суток передается руководителю подразделения ФМС России (пункт 113 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам).
В силу пункта 114 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам руководитель в срок, не превышающий одних суток со дня получения документов, обязан проверить правильность их оформления и принять решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на работу. В случае принятия руководителем решения о выдаче разрешений он ставит свою подпись на каждом заявлении и передает их работнику ФМС России или ее территориального органа, ответственному за распечатку разрешений на работу.
В случае поступления из Информационного центра ФМС России информации о наличии сведений, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, сотрудником ФМС России, ответственным за проверку, подготавливается проект решения об отказе в выдаче разрешения на работу, который передается на подпись соответствующему руководителю (пункт 115 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам).
Пунктом 116 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам предусмотрено, что в течение суток, следующих за подписанием решения об отказе в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, решению присваивается регистрационный номер, и информация о принятии решения фиксируется в автоматизированной подсистеме «Трудовая миграция» Центрального банка данных по учету иностранных граждан. В 3-дневный срок со дня вынесения и регистрации данного решения работодателю, заказчику работ (услуг) направляется письменное уведомление с изложением причины отказа.
Из материалов дела следует, что ООО «Альфа-Форест» обратилось в отдел по вопросам трудовой миграции УФМС России по Хабаровскому краю с заявлением о выдаче гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу, прибывшему в Россию в порядке, требующем получения визы, гражданину КНР Лю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Заявление о выдаче разрешения на работу принято 10.09.2013 и зарегистрировано за номером 7730.
12.09.2013 сотрудником, ответственным за проверку документов, было установлено, что по учетам программы СПО «Мигрант -1» гражданин КНР Лю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в контрольный список на основании части 7 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 15.08.1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
23.09.2013 заместителем начальника УФМС России по Хабаровскому краю в отношении гражданина Лю ФИО1 принято решение об отказе в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, в адрес ООО «Альфа-Форест» (работодателя, заказчика услуги) направлено письменное уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства от 23.09.2013 №1/21.2-43 с указанием причины отказа – за неоднократное нарушение миграционного законодательства Российской Федерации. Письменное уведомление получено 24.09.2013 года.
Согласно материалам дела, основанием для отказа в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину Лю ФИО1, послужило неоднократное нарушение миграционного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 18 Федерального закона №115-ФЗ разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина.
В соответствии с пунктом 7 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случае, если: в отношении иностранного гражданина принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что при проверке представленных ООО «Альфа-Форест» документов для оформления разрешения на работу гражданину КНР Лю ФИО1 ответчик установил, что в автоматизированной системе Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно прибывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, СПО «Мигрант-1» указаны сведения о принятии в отношении Лю ФИО1 решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Представитель ответчика пояснила, что сведения в отношении иностранных граждан проверяются по регистрам банка данных миграционного учета, который ведется по правилам, определенным в Положении о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. № 186 (далее – Положение).
Согласно п. 5 Положения в центральном банке данных накапливается информация об иностранных гражданах, поступающая от федеральных органов исполнительной власти и организаций, оформляющих въездные - выездные документы иностранных граждан, осуществляющих их регистрацию при пересечении государственной границы Российской Федерации и по месту пребывания или проживания, а также определяющих регламент пребывания.
Информация об иностранных гражданах подлежит учету в органах государственной власти, вступающих в соответствующие роду их деятельности отношения с иностранными гражданами согласно законодательству Российской Федерации. Сведения о таком учете содержатся в центральном банке данных.
Доступ к информации об иностранных гражданах, содержащейся на ведомственном учете, осуществляется через центральный банк данных с использованием электронных административных регламентов.
Оценив установленное, суд пришел к выводу о том, что при наличии в УФМС России по Хабаровскому краю информации о принятии в отношении Лю ФИО1 решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, у должностных лиц УФМС России по Хабаровскому краю имелись предусмотренные законом основания для отказа в выдаче разрешения на работу.
С учетом перечисленных обстоятельств суд считает, что при вынесении обжалуемого отказа УФМС России по Хабаровскому краю не допущено нарушений действующего законодательства, а также нарушений прав и законных интересов ООО «Амур-Форест» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя и не взыскиваются, так как при обращении в суд с заявлением о признании недействительным отказа заявитель оплатил государственную пошлину в сумме 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Альфа-Форест» о признании недействительным отказа Управления Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю в оформлении ООО «Альфа-Форест» разрешения для работы по найму в порядке, требующем получения визы гражданину КНР Лю ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Т.Н.Никитина