ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-15718/14 от 28.01.2015 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-15718/2014

03 февраля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена  28 января  2015 года.  Полный текст решения изготовлен  03 февраля  2015 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи  Стёпиной С.Д.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарём Окуневой К.И.,

рассмотрел в заседании суда дело по  заявлению  Общества с ограниченной ответственностью «ДВ Скан»

к Министерству имущественных отношений Хабаровского края

опризнании незаконным решения от 10.11.2014 № 1-11-11069

в судебном заседании приняли участие:

от  заявителя -   ФИО1 по доверенности  от  16.09.2014;

 от  Министерства имущественных отношений -  ФИО2 по доверенности от 30.09.2014 № 1-11-9439

         установил:  Общество с  ограниченной ответственностью «ДВ Скан» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Хабаровского края,  оформленного письмом от 10.11.2014 № 1-11-11069, в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 27:23:010705:28  «строительство объекта складского назначения различного профиля» на разрешенное использование «строительство объекта обслуживания автомобилей, в том числе автозаправочной станции, авторемонтного и автосервисного предприятия/мастерской, станции техобслуживания» и обязать Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ДВ Скан».

          В судебном заседании представитель заявителя требования полностью поддержала и просила их удовлетворить, поскольку распоряжением  Департамента архитектуры, строительства и землепользования  администрации города Хабаровска № 137 от 11.04.2012  утвержден Градостроительный план земельного участка.  Согласно данному плану  арендуемый заявителем земельный участок  с кадастровым номером 27:23:0010705:28 площадью 8278 кв. м. входит в территориальную зону К-2 - зона коммунальных предприятий, транспорта, складирования и распределения товаров. Обращение в министерство с просьбой изменения вида разрешенного использования земельного участка оставлено министерством без удовлетворения, поскольку земельный участок обществу предоставлен по результатам проведенного аукциона и внесение изменений в договор аренды земельного участка в части изменения вида разрешенного использования является нарушением конкурсных процедур.

         Данный отказ, по мнению заявителя незаконен, поскольку виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются правообладателями  земельных участков самостоятельно без дополнительных разрешений и  согласований.

         Земельный участок общество получило в аренду в результате аукциона, по процедуре, предусмотренной ЗК РФ.  В результате изменения разрешенного вида использования земельного участка никакие нормы не нарушаются.

         В отзыве и в судебном заседании  министерство  предъявленные требования отклонило, поскольку в соответствии со ст.85 ЗК РФ правообладатели земельных участков вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренного градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

         В то же время в соответствии с п.1 ст. 432 ГК РФ предмет договора аренды земельного участка является существенным условием такого договора. Изменение условий договора возможно лишь при взаимном  согласии сторон договора,  если иное не установлено законодательством или соглашением сторон. Вид разрешенного использования земельного участка является одним из элементов характеризующих земельный участок как предмет договора.

         Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.04.2007  №85-пр «Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей,  связанных со строительством, на территории городского округа «Город Хабаровск» министерство имущественных отношений Хабаровского края определено уполномоченным органом.

         Однако в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» органам государственной власти  субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям,  запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

         Договор аренды земельного участка № 11256 от 02.12.2011 года и дополнительное соглашение к договору от 08.12.2014 года были заключены между сторонами  по результатам итогов открытого аукциона от 29.11.2011 г., предметом которого было -  право на заключение договора аренды земельного участка  с кадастровым номером 27:23:010705:28, площадью 8 278 кв.м.

         Целевое назначение земельного участка - строительство объекта складского назначения различного профиля в соответствии с градостроительным регламентом,  установленным правилам землепользования и застройки в г. Хабаровске для территориальной зоны К-2 - зоны коммунальных предприятий, транспорта, складирования и распределения.

         Рассмотрев материалы дела, суд установил.

         По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка между министерством имущественных отношений Хабаровского края (арендодатель)  и  ООО «ДВ Скан» (арендатор) 02.12.2011 года был заключен договор аренды земельного участка № 11256.

         Согласно пункту 1.1 договора предметом договора является земельный участок с кадастровым номером 27:23:010705:28 из земель категории - земли населенных пунктов, общей площадью 8278 кв. м. для строительства объекта складского назначения различного профиля. Срок договора аренды устанавливался по 02.12.2014года. 11.01.2012 года произведена государственная регистрация договора.

         В период действия договора  арендатор 03.10.2014г. обратился в министерство имущественных отношений с заявлением о разрешении изменения вида разрешенного использования земельного участка с «Объекта складского назначения различного профиля» на «Объект обслуживания автомобилей, в том числе автозаправочная станция, авторемонтное и автосервисное  предприятие/мастерская, станция техобслуживания».

         Письмом от 10.11.2014 № 1-11-11069  министерство сообщило заявителю о том, что указанный в обращении земельный участок предоставлен ООО «ДВ Скан» путем проведения аукциона по продаже права аренды земельного участка для строительства объекта складского назначения различного профиля. Разрешенный вид использования земельного участка - для строительства объекта складского назначения различного профиля,  который является одним из условий проведения аукциона по продаже права аренды земельного участка, который был указан организатором торгов в документации о торгах,  и является одним из факторов,  влияющих на принятие решения об участии в торгах и определяющих количество потенциальных участников торгов.

         Внесение изменений в договор аренды земельного участка в части изменения вида разрешенного использования фактически является нарушением установленных конкурсных процедур, что в свою очередь ведет к нарушению антимонопольного законодательства РФ. В связи с этим министерство не имеет правовых оснований на внесение испрашиваемых изменений в договор аренды и на изменение вида разрешенного использования земельного участка.

         Исследовав материалы дела,  заслушав объяснения представителей сторон,   арбитражный  суд находит установленным следующее.

         Пунктом 1 статьи 432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме,  достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

         Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

         Согласно пункту 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

         Статьями 447- 449 ГК РФ определен порядок заключения договора на торгах.

         Пунктом 1 статьи 450 ГК РФ  установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

         В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 

1.при существенном нарушении договора другой стороной;

2.в иных случаях,  предусмотренных настоящим Кодексом,  другими  законами или договором.

          Из представленных материалов следует, что Министерство имущественных отношений  Хабаровского края  29 ноября 2011 года проводило аукцион,  предметом которого было - право на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 27:23:010705:28, площадью 8 278 кв. м. Целевое назначение земельного участка было определено «Строительство объекта складского назначения различного профиля в соответствии с градостроительным регламентом, установленными правилами землепользования и  застройки в г. Хабаровске для территориальной зоны К-2 - зоны коммунальных предприятий, транспорта, складирования и распределения. В аукционе принимали участие  два участника.

         По результатам аукциона,  итоговым протоколом  аукциона от 29.11.2011 года победителем аукциона было признано  ООО «ДВ Скан»,  с которым 02.12.2011 года был заключен договор аренды № 11256 земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

         Согласно пункту 1.1 договора арендодатель принимает во временное владение и пользование земельный участок из земель категории - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 27:23:010705:28, общей площадью 8278 кв. м. для строительства объекта складского назначения различного профиля. Местоположение участка: Участок находится примерно в 150,0 м по направлению на восток от ориентира нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...> (литер Б).

         После заключения договора  11.01.2012 года была произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка.

         Из  представленных материалов следует, что на аукцион министерством  в соответствии со статьями  447 и 448 ГК РФ, статьями 38 и 38.1 ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808 «Об организации и  проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности  земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» (с изменениями и дополнениями),  утвердившим Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права заключения договоров аренды таких земельных участков,  было выставлено право на заключение договора аренды земельного участка с конкретными характеристиками: кадастровый номер 27:23:010705:28, площадью 8 278 кв. м.,  для строительства объекта складского назначения различного профиля.

         В соответствии  с пунктом 8 Правил организации и проведения торгов в извещении о проведении торгов должны быть указаны сведения о предмете торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные.

         В извещении о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды  вышеуказанного земельного участка данные требования полностью соблюдены. Среди прочих сведений указано о разрешенном использовании земельного участка, а именно «для строительства объекта складского назначения различного профиля».

         При изложенных обстоятельствах договор аренды земельного участка № 11256 от 02.12.2011 года был заключен в соответствии с условиями проведенных торгов в виде аукциона.

         Исходя из смысла статьи 421, пункта 1 статьи 450 ГК РФ стороны договора вправе изменить или расторгнуть договор по соглашению между ними в соответствии с нормами Гражданского кодекса  РФ, других законов и условий договора.

         Однако договор  № 11256 от 02.12.2011 года заключался между сторонами не в порядке условий свободы договора,  как это предусмотрено ст. 421 ГК РФ, а в иных условиях,  с применением специальных правил,  определяемых вышеуказанными нормами о проведении торгов в отношении земельных участков,  находящихся в государственной или муниципальной собственности.

         Помимо этого, изменение условий договора, заключенного по результатам открытого аукциона с опубликованием всех индивидуальных признаков предмета последующего договора, может иметь место лишь с соблюдением норм  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         Статьей 15 вышеуказанного закона установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

         Поскольку в условиях проводимых торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с разрешенным  использованием было определено «для строительства  объекта складского назначения различного профиля», поэтому предметом договора аренды земельного участка являлся земельный участок общей площадью 8 278 кв. м. для строительства объекта складского назначения различного профиля.

         При изложенных обстоятельствах министерство имущественных отношений не имело полномочий  для принятия решения об изменении разрешенного использования земельного участка.

         Частью 3 статьи 201 АПК  предусмотрено,  что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие)  органов, осуществляющих  публичные полномочия,  должностных лиц, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

         Решение министерства имущественных отношений Хабаровского края  от 10.11.2014 № 1-11-11069  «О рассмотрении обращения»  вынесено им в соответствии с его полномочиями и в соответствии с нормами права. Каких-либо нарушений законов министерством при этом не допущено,  как и не нарушено прав и законных интересов ООО «ДВ Скан», в связи с чем у суда отсутствуют основания для  удовлетворения заявленных требований.                   

 Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 198-201,  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

                                                        РЕШИЛ:

         В удовлетворении  требований  ООО «ДВ Скан» о  признании  незаконным отказа Министерства имущественных  отношений  Хабаровского,  оформленное  письмом от  10.11.2014 № 1-11-11069  отказать.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

     Судья                                                                                         С.Д. Стёпина