Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-15733/2015
11 января 2016 года
Резолютивная часть решения была объявлена судом 30 декабря 2015.
В полном объеме решение было изготовлено судом 11 января 2016.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Барилко М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пак С.Э.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края
к Министерству финансов Хабаровского края
о признании незаконным решения от 24.09.2015 № 9
об обязании вернуть в бюджет муниципального района имени Лазо Хабаровского края взысканные средства
При участии :
От заявителя - ФИО1 по доверенности от 28.09.2015 № 1-13/1617
От Министерства финансов Хабаровского края - ФИО2 по доверенности от 13.11.2015 № 19-14-596
Предмет спора:
Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Министерству финансов Хабаровского края о признании незаконным решения Министерства финансов Хабаровского края от 24.09.2015 № 9 о применении мер принуждения к нарушителю бюджетного законодательства в виде применения к Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края меры бюджетного принуждения – бесспорного взыскания суммы субсидии на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов в сумме 33 499,20 тыс.руб., об обязании Министерства финансов Хабаровского края вернуть в бюджет муниципального района имени Лазо Хабаровского края взысканные средства субсидии в размере 2 230,00 тыс.руб.
В судебном заседании представитель заявителя заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым просил суд признать незаконным решение Министерства финансов Хабаровского края от 24.09.2015 № 9 о применении к администрации муниципального района имени Лазо меры бюджетного принуждения – бесспорного взыскания суммы субсидии на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов в сумме 33 499,20 тыс.руб., обязать Министерство финансов Хабаровского края вернуть в бюджет муниципального района имени Лазо Хабаровского края взысканные средства субсидии в размере 6 690,00 тыс.руб. Уточнение требований судом принято на основании статей 49, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Уточненные требования представитель заявителя поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель Министерства финансов Хабаровского края в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд
У С Т А Н О В И Л :
в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.02.2014 № 24-пр «О распределении субсидий краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годы» муниципальному району имени Лазо на 2014 было распределено субсидий в размере 125 329,80 тыс. руб., в том числе:
- на строительство распределительных газопроводов для газификации жилищного фонда района имени Лазо, в сумме 8 150,00 тыс. руб.,
- на строительство котельной № 1 (Центральная) в пос. Хор, в сумме 53 050,0 тыс.руб.,
- на строительство котельной № 2 (ФИО3) пос. Хор, в сумме 56 000,0 тыс. руб.,
- на строительство детского сада на 60 мест в пос. Сита, в сумме 8 129,8 тыс. руб.
09.12.2014 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и Администрацией муниципального района имени Лазо Хабаровского края было заключено Соглашение № 15/14-Лазо-КБ «О предоставлении субсидий, предусмотренных на 2014 в краевом бюджете на софинансирование строительства, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности», предметом которого являлось предоставление из краевого бюджета субсидии в размере 56 000,0 тыс. руб. на строительство котельной № 2 (ФИО3) в пос. Хор, с обязательным условием софинансирования строительства объекта из бюджета муниципального района имени Лазо в сумме 6 222,0 тыс. руб.
Планом-графиком финансирования строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, включенных в Перечень КАИП на 2014 (Приложение № 3 к Соглашению), являющимся неотъемлемой частью Соглашения, установлен период финансирования строительства Котельной из бюджета муниципального района имени Лазо в сумме 6 222,0 тыс. руб. – декабрь 2014.
На основании приказа от 30.07.2015 № 124П Министерством финансов Хабаровского края, как органом внутреннего государственного финансового контроля края, в период с 10.08.2015 по 18.08.2015 была проведена камеральная внеплановая проверка соблюдения условий предоставления субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципального района имени Лазо по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов на 2014 и плановый период 2015-2016, в части обеспечения доли местного бюджета на финансирование мероприятий за период 2014 года.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрацией муниципального района имени Лазо допущено нарушение условий предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 1.1 Соглашения и Приложением № 3 к Соглашению, в части финансового обеспечения за счет средств бюджета района расходных обязательств по финансированию строительства котельной в 2014 году. Соглашением предусмотрено финансовое обеспечение расходных обязательств за счет средств бюджета района в сумме 6 222,0 тыс. руб., фактически профинансировано 2 500,0 тыс. руб. Неисполненные обязательства 2014 года составили 3 722,0 тыс. руб. Расходные обязательства 2014 по финансированию строительства котельной администрацией района полностью выполнены в 2015 году.
По результатам проведенных контрольных мероприятий органом внутреннего государственного финансового контроля края был составлен акт от 18.08.2015.
26.08.2015 органом внутреннего государственного финансового контроля края в адрес Главы муниципального района имени Лазо Хабаровского края ФИО4 было направлено представление № 20 «Об устранении нарушений по акту проверки», согласно которому было предложено в двадцатидневный срок рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений, а также устранению причин и условий, способствовавших их возникновению, представить в Министерство финансов Хабаровского края не позднее 30 календарных дней со дня получения представления. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные проверкой нарушения.
26.08.2015 органом внутреннего государственного финансового контроля края в адрес финансового органа Хабаровского края – Министерства финансов Хабаровского края было направлено уведомление «О применении бюджетных мер принуждения» от 25.08.2015 № 5 для принятия решения о применении бюджетных мер принуждения.
24.09.2015 на основании вышеуказанного уведомления от 25.08.2015 №5 Министерством финансов Хабаровского края, как финансовым органом края, было принято решение № 9 «О применении мер принуждения к нарушителю бюджетного законодательства», в соответствии с которым к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края была применена мера бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания суммы субсидии на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов, в сумме 33 499,20 тыс. руб., в следующие сроки :
до 31 октября 2015 – 2 230,00 тыс. руб.,
до 30 ноября 2015 – 2 230,00 тыс. руб.,
до 31 декабря 2015 – 2 230,00 тыс. руб.,
до 31 января 2016 – 2 230,00 тыс. руб.,
до 29 февраля 2016 – 2 230,00 тыс. руб.,
до 31 марта 2016 – 2 230,00 тыс. руб.,
до 30 апреля 2016 – 2 230,00 тыс. руб.,
до 31 мая 2016 – 2 230,00 тыс. руб.,
до 30 июня 2016 – 2 230,00 тыс. руб.,
до 31 июля 2016 – 2 230,00 тыс. руб.,
до 31 августа 2016 – 2 230,00 тыс. руб.,
до 30 сентября 2016 – 2 230,00 тыс. руб.,
до 31 октября 2016 – 2 230,00 тыс. руб.,
до 30 ноября 2016 – 2 230,00 тыс. руб.,
до 31 декабря 2016 – 2 279,20 тыс. руб.
Не согласившись с решением Министерства финансов Хабаровского края от 24.09.2015 № 9 о применении мер принуждения к нарушителю бюджетного законодательства в виде применения к администрации муниципального района имени Лазо меры бюджетного принуждения – бесспорного взыскания суммы субсидии на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов в сумме 33 499,20 тыс.руб., администрация муниципального района имени Лазо обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав представленные доказательства, арбитражный суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом из положений части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Согласно пункту 3 статьи 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение Министерства финансов Хабаровского края от 24.09.2015 № 9, которым к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края была применена мера бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания суммы субсидии на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов, в сумме 33 499,20 тыс. руб., было принято на основании уведомления «О применении бюджетных мер принуждения» от 25.08.2015 № 5.
Не соглашаясь с решением Министерства финансов Хабаровского края от 24.09.2015 № 9, заявитель указывает на то, что поскольку к администрации муниципального района имени Лазо уже была применена мера принуждения в форме представления, вынесение повторной меры принуждения в виде применения бюджетных мер принуждения – бесспорного взыскания суммы субсидии в размере 33 499,20 тыс. руб., является незаконным, не соответствующим пункту 3.6.1 Постановления Правительства Хабаровского края от 17.03.2014 № 65-пр, нарушающим принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. Кроме того, оспариваемое решение было принято в то время, когда администрацией района были исполнены в полном объеме взятые на себя обязательства по Соглашению.
В соответствии с пунктами 1.2 и 1.4 Положения о Министерстве финансов Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 23.01.2008 № 18-пр, пунктом 1.2 Порядка осуществления внутреннего государственного финансового контроля в Хабаровском крае (далее – Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.03.2014 № 65-пр, Министерство финансов Хабаровского края является одновременно и финансовым органом Хабаровского края и органом внутреннего государственного финансового контроля в Хабаровском крае.
Пунктом 1.3 Порядка предусмотрено, что орган внутреннего государственного финансового контроля осуществляет, в том числе полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, предусмотренные пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
проводятся проверки, ревизии и обследования;
направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Подпунктом 1.10.1 пункта 1.10 Порядка также предусмотрено, что должностные лица, указанные в пункте 1.9 настоящего Порядка, при осуществлении контроля в сфере бюджетных правоотношений имеют право:
выдавать (направлять) объектам контроля акты камеральных, выездных проверок, ревизий, заключения обследований, представления и (или) предписания в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3.6.1 пункта 3.6 Порядка в случаях установления нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при осуществлении контроля в сфере бюджетных правоотношений, руководитель органа внутреннего государственного финансового контроля принимает решение о применении мер принуждения в следующих формах:
1) представление, содержащее обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 календарных дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений;
2) предписание, содержащее обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Хабаровскому краю;
3) уведомление о применении бюджетных мер принуждения.
В силу подпункта 3.6.2 пункта 3.6 Порядка при установлении по результатам проведения контрольного мероприятия составов бюджетных нарушений, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, органом внутреннего государственного финансового контроля направляется уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно подпункту 3.6.3 пункта 3.6 Порядка представления, предписания в срок, не превышающий пяти рабочих дней после принятия решения о применении меры принуждения, вручаются (направляются) представителю объекта контроля в соответствии с пунктом 1.14 раздела 1 настоящего Порядка.
Подпунктом 3.6.4 пункта 3.6 Порядка предусмотрено, что в случае неисполнения объектом контроля представления (предписания) орган внутреннего государственного финансового контроля применяет к не исполнившему такое представление (предписание) лицу меры ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 1 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Пунктом 1 статьи 306.2 БК РФ предусмотрено, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно пункту 2 статьи 306.2 БК РФ к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения:
бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
В силу пункта 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения.
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 306.2 БК РФ бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 настоящего Кодекса, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Орган государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии).
Пунктом 7 статьи 306.2 БК РФ предусмотрено, что наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 306.3 БК РФ финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 БК РФ, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.
Таким образом, из содержания статей 269.2, 270.2 БК РФ, подпунктов 3.6.1, 3.6.2 пункта 3.6 Порядка следует, что принятие органом внутреннего государственного финансового контроля решений по результатам проведенных контрольных мероприятий в форме предписаний, представлений представляет собой меры реагирования органа внутреннего государственного финансового контроля на выявленные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Принятие органом внутреннего государственного финансового контроля по результатам проведенных контрольных мероприятий решения в форме уведомления представляет собой меру реагирования органа внутреннего государственного финансового контроля на выявленный им факт бюджетного правонарушения.
Содержащаяся в представлении органа государственного финансового контроля обязательная для рассмотрения в установленные в нем сроки информация о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений, а равно как и указываемая в уведомлении информация о выявленном факте бюджетного правонарушения и требование органа государственного финансового контроля к финансовому органу о применении к объекту контроля бюджетных мер принуждения, признаков наказания не содержат.
Перечисленные в подпункте 3.6.1 пункта 3.6 Порядка представление, предписание, уведомление о применении бюджетных мер принуждения, видами бюджетных мер принуждения, указанными в пункте 2 статьи 306.2 БК РФ, не являются.
При этом в соответствии с положениями статьи 269.2 БК РФ направление представлений, предписаний, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения относится к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в то время как в соответствии с положениями статьи 306.2 БК РФ применение бюджетных мер принуждения относится к полномочиям финансовых органов и органов Федерального казначейства (их должностных лиц) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Поскольку актом камеральной внеплановой проверки от 18.08.2015 были зафиксированы факты нарушения администрацией муниципального района имени Лазо бюджетного законодательства, а именно пункта 3 статьи 139 БК РФ, а также наличие состава бюджетного правонарушения, предусмотренного статьей 306.8 БК РФ, по первому факту 26.08.2015 органом внутреннего государственного финансового контроля в Хабаровском крае в адрес Главы муниципального района имени Лазо Хабаровского края было направлено представление № 20 «Об устранении нарушений по акту проверки», а по второму факту органом внутреннего государственного финансового контроля в Хабаровском крае в адрес финансового органа Хабаровского края было направлено уведомление «О применении бюджетных мер принуждения» от 25.08.2015 № 5.
В силу статьи 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
В соответствии с пунктом 2 Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения за совершение бюджетного нарушения по уведомлениям органов государственного финансового контроля Хабаровского края, утвержденного Приказом Министерства финансов Хабаровского края от 08.04.2014 № 57П, Министерство финансов Хабаровского края принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании уведомления органа государственного финансового контроля Хабаровского края о применении бюджетных мер принуждения.
В связи с совершением администрацией муниципального района имени Лазо бюджетного правонарушения, предусмотренного статьей 306.8 БК РФ, Министерством финансов Хабаровского края, как финансовым органом края, было принято решение от 24.09.2015 № 9 о применении мер принуждения к нарушителю бюджетного законодательства, согласно которому к Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края была применена мера бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания суммы субсидии на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов, в сумме 33 499,20 тыс. руб., в сроки, указанные в решении.
Оспариваемое решение Министерства финансов Хабаровского края от 24.09.2015 № 9 о применении мер принуждения к нарушителю бюджетного законодательства принято финансовым органом Хабаровского края в соответствии с Порядком исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения за совершение бюджетного нарушения по уведомлениям органов государственного финансового контроля Хабаровского края, утвержденным Приказом Министерства финансов Хабаровского края от 08.04.2014 № 57П.
Ввиду перечисления из бюджета Хабаровского края в бюджет муниципального района имени Лазо всей суммы субсидии в размере 56 000,0 тыс. руб. единоразовое применение к администрации муниципального района имени Лазо бюджетной меры принуждения в виде приостановления (сокращения) предоставления этого межбюджетного трансферта являлось невозможным, в связи с чем, финансовым органом Хабаровского края было принято решение о применении к правонарушителю наказания за совершенное бюджетное правонарушение в виде бесспорного взыскания суммы межбюджетного трансферта, в соответствии со статьей 306.8 БК РФ.
При этом взысканная по оспариваемому решению от 24.09.2015 № 9 сумма 33 499,20 тыс. руб., которая менее суммы субсидии, фактически предоставленной бюджету муниципального района имени Лазо (56 000,0 тыс.руб.), была определена в пропорциональном соотношении к обеспеченному районом финансированию (40,18 %).
Кроме того, согласно обжалуемому решению от 24.09.2015 № 9 взыскание с администрации муниципального района имени Лазо суммы 33499,20 тыс.руб. производится не одной суммой, а с разбивкой на 15 месяцев, по 2 230,00 тыс. руб. ежемесячно (за исключением декабря 2016, в котором взысканная сумма составит 2 279,20 тыс. руб.), что свидетельствует о том, что бюджетная мера принуждения была применена финансовым органом Хабаровского края к правонарушителю с наименьшими негативными последствиями для бюджета района.
Приведенные в ходе судебного разбирательства доводы заявителя о том, что поскольку к администрации муниципального района имени Лазо уже была применена мера принуждения в форме представления, вынесение повторной меры принуждения в виде применения бюджетных мер принуждения – бесспорного взыскания суммы субсидии в размере 33 499,20 тыс. руб., является незаконным, нарушающим принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение одного и того же бюджетного правонарушения, суд отклоняет.
В данном случае орган внутреннего государственного финансового контроля в Хабаровском крае, направивший в адрес Главы муниципального района имени Лазо Хабаровского края представление № 20 «Об устранении нарушений по акту проверки», не применял к администрации муниципального района имени Лазо бюджетную меру принуждения в виде бесспорного взыскания суммы субсидии, и не мог в силу своих полномочий применить такую меру, поскольку применение бюджетных мер принуждения отнесено к исключительной компетенции соответствующих финансовых органов, которым в рассматриваемой ситуации в отношении средств, предоставленных из краевого бюджета, является Министерство финансов Хабаровского края.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 306.2 БК РФ применение к участнику бюджетного процесса, указанному в пункте 2 настоящей статьи, совершившему бюджетное нарушение, бюджетной меры принуждения не освобождает его от обязанностей по устранению нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое решение от 24.09.2015 № 9 было принято в то время, когда администрацией района были исполнены в полном объеме взятые на себя обязательства по Соглашению, суд также отклоняет, учитывая совершение администрацией муниципального района имени Лазо бюджетного правонарушения, предусмотренного статьей 306.8 БК РФ, и наличие в связи с этим у финансового органа Хабаровского края оснований для принятия решения о применении бюджетных мер принуждения в виде бесспорного взыскания суммы межбюджетного трансферта.
Кроме того, суд учитывает, что постановлением первого заместителя министра финансов Хабаровского края ФИО5 от 23.06.2015 № 19-08/35-15-АП глава муниципального района имени Лазо Хабаровского края ФИО4 был привлечен к административной ответственности по статье 15.15.3 КоАП РФ, за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Решением судьи суда района имени Лазо Хабаровского края от 14.08.2015 постановление должностного лица по делу об административном правонарушении было оставлено без изменения.
При рассмотрении жалобы ФИО4 на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении суд, исходя из обстоятельств дела, пришел к выводу о том, что администрацией муниципального района имени Лазо Хабаровского края было допущено нарушение обязательного условия предоставления и расходования субсидии краевого бюджета в виде нефинансирования строительства объекта из местного бюджета в предусмотренном Соглашением размере и в предусмотренный Приложением № 3 к Соглашению срок.
Решением судьи Хабаровского краевого суда от 15.10.2015 постановление первого заместителя министра финансов Хабаровского края ФИО5 от 23.06.2015 № 19-08/35-15-АП и решение судьи суда района имени Лазо Хабаровского края от 14.08.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ, в отношении главы муниципального района имени Лазо Хабаровского края ФИО4, были оставлены без изменения.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Правила о преюдиции направлены на исключение противоречий между судебными актами.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, а также то обстоятельство, что оспариваемое решение Министерства финансов Хабаровского края от 24.09.2015 № 9 принято в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, требования администрации удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края при условии, что решение суда было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья М.А. Барилко