ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-15912/2011 от 17.02.2012 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А73-15912/2011

г. Хабаровск

«17» февраля 2012 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.П. Москалюк с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству «Сервис-Центр» о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии № 1 городского округа «Город Хабаровск» от 14.12.2011 № 01/2248

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился.

от административного органа: ФИО1 доверенность от 10.01.2012, ФИО2 доверенность от 10.01.2012 № 5.3-9/14.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 14.02.2012 по 17.02.2012.

Сущность дела:   Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству «Сервис-Центр» (далее – общество, заявитель, ООО «УК ЖКХ «Сервис-Центр») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии № 1 городского округа «Город Хабаровск» от 14.12.2011 № 01/2248 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее – КоАП Хабаровского края, Кодекс) в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

ООО «УК ЖКХ «Сервис-Центр» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Административный орган против заявленных требований возражал по доводам, изложенным в отзыве, настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления.

Суд установил:

22.11.2011 в 10 часов 22 минуты управлением по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Хабаровска выявлено нарушение действующих на территории города правил благоустройства, выразившегося в том, что по адресу: <...> установлен факт несвоевременного сноса аварийного сухого дерева (дерево не снесено).

Административное правонарушение зафиксировано актом обследования от 22.11.2011, который был составлен в присутствии понятых и представителя общества.

Извещением от 25.11.2011 ООО «УК ЖКХ «Сервис-Центр» приглашалось для составления протокола об административном правонарушении.

28.11.2011 управлением по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Хабаровска в отношении ООО «УК ЖКХ «Сервис-Центр» был составлен протокол № 1/28 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края.

Определением от 07.12.2011 общество извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

14.12.2011 по результатам рассмотрения административного дела Административной комиссией № 1 городского округа «Город Хабаровск» вынесено постановление № 01/2248, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись, с указанным постановлением заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В силу части 3 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 25 статьи 16 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.

Решением Хабаровской городской Думы от 26 декабря 2008 г. № 721 утверждены «Правила благоустройства городского округа «город Хабаровск» (далее – Правила благоустройства).

Пункт 1 Правил устанавливает единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа «Город Хабаровск».

Согласно пункта 7 Правил физические и юридические лица обязаны убирать, содержать в чистоте и порядке, отвечающем строительным, эстетическим, экологическим, санитарным требованиям, правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда и требованиям настоящих Правил, прилегающие и закрепленные территории к объектам, находящимся в их собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание.

В соответствие с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствие с частью 7 данной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении является отсутствие события административного правонарушения.

Из оспариваемого постановления следует, что причиной привлечения к административной ответственности послужил факт «несвоевременного сноса аварийного сухого дерева  », что по мнению административного органа является нарушением пунктов 6, 8, 125 Правил благоустройства городского округа «город Хабаровск № 721.

Так пункт 6 Правил содержит основные понятия, используемые в настоящих Правилах.

Пункт 8 Правил устанавливает, что содержание, охрана, инвентаризация зеленых насаждений осуществляются собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков, физическими и юридическими лицами, имеющими прилегающие и закрепленные территории, на которых расположены зеленые насаждения. Содержание, охрана, инвентаризация зеленых насаждений, расположенных на земельных участках общего пользования, за исключением зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном срочном пользовании, пожизненном наследуемом владении, аренде физических и юридических лиц, на прилегающих и закрепленных территориях физических и юридических лиц, обеспечиваются администрацией города и являются расходными обязательствами города.

Пункт 125 Правил, устанавливает, что граждане, должностные и юридические лица обязаны предпринимать меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к их повреждению или уничтожению на территории города.

Данные пункты правил не содержат обязанности лиц, ответственных за содержание территорий своевременно сносить аварийные сухие деревья  .

Правила благоустройства городского округа «город Хабаровск № 721 не содержат такой обязанности лиц как своевременный снос аварийных сухих деревьев  , более того Правила не содержат ответственности за несвоевременный снос аварийных сухих деревьев  .

Глава 10 Правил так же не содержит обязанности сноса зеленых насаждений, а имеет разрешительный характер, где согласно пункта 130 снос зеленых насаждений производится на основании разрешения администрации города.

Согласно статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Не своевременный снос аварийных сухих деревьев не является нарушением Правил благоустройства № 721, в связи с чем не образует состава административного правонарушения предусмотренного статьей 37 КоАП Хабаровского края.

Не принимается довод представителя административного органа, в обоснование события административного правонарушения, со ссылкой на Порядок выдачи разрешений на омолаживающую, санитарную, формовочную обрезки деревьев и кустарников, снос зеленых насаждений на территории городского округа «Город Хабаровск» № 1282 от 23.04.2010; Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на омолаживающую, санитарную, формовочную обрезки деревьев и кустарников, снос зеленых насаждений на территории городского округа «Город Хабаровск» № 2033 от 05.07.2011; Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории городского округа «Город Хабаровск» № 1798 от 21.06.2011.

Данные нормативно-правовые акты так же не вменяют в обязанности управляющей организации снос аварийных деревьев, а регламентируют лишь порядок выдачи разрешений на снос зеленых насаждений, кроме того в оспариваемом постановлении нет ссылок на данные нормативные акты Администрации города.

Таким образом, административная комиссия не обоснованно усмотрела в действиях общества наличие состава административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 37 Кодекса.

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Требования ООО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству «Сервис-Центр», удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии № 1 городского округа «Город Хабаровск» от 14.12.2011 № 01/2248.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников