ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-15999/09 от 23.11.2009 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Хабаровск Дело № А73-15999/2009

30 ноября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 23.11.2009. Полный текст решения изготовлен 30.11.2009.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.М. Корневой,

рассмотрел в судебном заседании заявление Открытого акционерного общества Национальный банк «ТРАСТ»

об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17.09.2009 № 100 о наложении штрафа по делу № 4-05/102 об административном правонарушении,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, действующего по доверенности от 21.08.2009 №479/09; ФИО2, действующего по доверенности от 10.09.2009 № 21/2009;

от административного органа – начальника отдела ФИО3, действующей по доверенности от 13.03.2008 № 01/5-975.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 17.11.2009 по 23.11.2009.

Сущность дела: Открытое акционерное общество Национальный банк «ТРАСТ» (далее – НБ «ТРАСТ» (ОАО), заявитель, Банк, Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17.09.2009 № 100, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В ходе судебного разбирательства представители Общества настаивали на заявленных требованиях, считают оспариваемое постановление необоснованным и подлежащим отмене ввиду отсутствия в действиях Банка состава вмененного административного правонарушения. Пояснили, что необходимая информация о рекламируемом продукте была доведена до потребителя и могла быть им прочитана, смысл информации не искажен, потребитель не введен в заблуждение, кроме того, законодательством о рекламе не установлены обязательные требования к предельному размеру шрифта. Считают, что вина юридического лица во вменяемом правонарушении отсутствует, поскольку Обществом при размещении рекламы были соблюдены все обязательные требования, предъявляемые к рекламе действующим законодательством.

Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласилась. Считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, факт вмененного правонарушения и вину Общества полностью доказанными и подтвержденными материалами дела.

В ходе судебного разбирательства суд

УСТАНОВИЛ:

08.06.2009 при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отслежена реклама вкладов Национального банка «ТРАСТ» (ОАО), распространяемая на рекламных конструкциях, установленных в г. Хабаровске по адресам:

ул. Волочаевская, Гамарника (ГТС);

ул. К. Маркса, ул. Большая;

ул. ФИО4, 5;

ул. ФИО4, ул. Запарина, конечный переулок;

ул. Ким-Ю-Чена, ул. Владивостокская;

ул. Л. Толстого, Амурский бульвар;

ул. Ленинградская, 10;

ул. Ленинградская, ФИО5 пер.;

ул. Пионерская, ул. Флегонтова;

ул. ФИО6, ул. Запарина, следующего содержания:

крупным шрифтом: «Национальный банк «Траст». Вклад - это сила. Зарабатывайте с умом. 18%. www.trust.ru. (4212) 32 99 99.ул. ФИО7, д. 66».

мелким шрифтом (22 мм): «Условия срочного вклада «ТРАСТ - Все включено». Процентные ставки по вкладу дифференцированы в зависимости от вида валюты, срока вклада, суммы выбранного вкладчиком неснижаемого остатка, условий начисления и выплаты процентов условий досрочного востребования. 18% - ставка для срока 900 дней на сумму от 15 000 000 рублей. Валюта вклада: рубль РФ, доллар США, евро. Минимальная сумма первоначального взноса и неснижаемого остатка 10 000 рублей РФ, 500 долларов США, 500 евро. Срок вклада от 31 дня до 900 дней. Автопролонгация. Вклад пополняемый. Мин. сумма дополнительного взноса: 3000 рублей, 100 долларов США, 100 евро. Выплата процентов: проценты по вкладу уплачиваются ежемесячно и по выбору клиента могут быть капитализированы. Допускается частичное снятие до размера неснижаемого остатка, макс. сумма снятия - не более 50% от остатка средств на день снятия. В случае досрочного востребования проценты по вкладу начисляются и уплачиваются по специальной ставке, зависящей от срока хранения средств во вкладе. Минимальная процентная ставка без капитализации по вкладу на сумму от 500 до 2999 Евро на срок от 31 до 60 дней – 6-25%».

крупным шрифтом (74,5мм): «Полные условия по вкладу на сайте www.trust.гu. НБ «ТРАСТ» (ОАО). Генеральная лицензия ЦБ РФ № 3279.».

Срок распространения рекламы июнь 2009 года. Продолжение размещения указанной рекламы по данным адресам было зафиксировано 23 июля 2009 года.

Исследовав данную рекламу, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Банком положений Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ, что явилось основанием для возбуждения в отношении НБ «ТРАСТ» (ОАО) дела об административном правонарушении  и проведении административного расследования, о чем 28.07.2009 руководителем УФАС по Хабаровскому краю было вынесено соответствующее определение.

В ходе административного расследования антимонопольным органом был установлен факт нарушения Обществом при размещении рекламы части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в том, что, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации обо всех условиях договора банковского вклада, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, вследствие чего искажается смысл информации и потребители рекламы вводятся в заблуждение.

25.08.2009 должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в отношении Национального банка «ТРАСТ» (ОАО) составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3. КоАП РФ.

17.09.2009 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-05/102 заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю вынесено постановление № 100 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 80 000 рублей.

Несогласие заявителя с вынесенным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего:

В соответствии со статьей 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от рекламы) влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как указано в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств,  адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему  и его продвижение на рынке.

Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама.

Потребитель рекламы – лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Ненадлежащей рекламой, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

В силу части 7 статьи 5 указанного Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугамилица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Из материалов дела следует, что ОАО «Национальный банк «Траст», в период с июня по июль 2009 года распространяло на рекламных конструкциях, установленных в г. Хабаровске рекламу об условиях размещения вкладов.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц и направлена на побужде­ние потребителя рекламы к выбору условий выгодного накопления денежных средств путем депозитного вклада, предлагаемого НБ «ТРАСТ» (ОАО).

Реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по за­ключению договора вклада на определенных рекламой условиях - «18% годовых».

Создавая привлекательные условия возможности по заключению депозитного договора, реклама стимулирует население к обращению в кредитную организацию для заключения договора банковского вклада.

В тексте оспариваемого постановления антимонопольный орган обоснованно указал на то, что к условиям, влияющим на сумму доходов, относятся: минимальная сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании вклада, а также иные условия, если они могут повлиять на сумму доходов. 4

В содержании рекламы «Вклад - это сила. Зарабатывайте с умом. 18%», распространяемой на средст­вах наружной рекламы, содержится указание на условия договора по вкладу «Все включено».

При этом необходимая информация нанесена на баннеры наружной рекламы мелким не­читаемым шрифтом (22 мм), что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять информацию о сумме, валюте, сроке вклада.

Также, реклама не позволяет определить, о какой именно валюте вклада идет речь, так как указание в ней только одного условия - максимальной возможной процентной ставки без указания валюты вклада, является неполной информацией по условиям, влияющим на окончательную сумму доходов, которую рассчитывает полу­чить вкладчик при заключении договора по любому виду вклада.

Из вышеизложенного следует, что, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений обиныхусловиях вклада, влияющих на сумму доходов, помимокрупно указанной в рекламе информации о процентной ставке, информация представлена так, что она не может быть воспринята потребителем, то есть фактически сведения обиныхусловиях вклада в рекламе отсутствуют.

Отсутствие указанной информации является существенным для потребителей рекламы, поскольку реклама в том виде, в котором она была размещена, способна обмануть сформированные ею ожидания потребителей рекламы. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях банковского вклада может привести к искаженному представлению ими о полученных в будущем реальных доходах и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Федеральный закон «О рекламе» не требует указания в рекламе всех существенных условий рекламируемой услуги. Однако, в данном случае отсутствие в рекламе «Вклад - это сила. Зарабатывайте с умом. 18%» доступной для восприятия информации о сумме, валюте, сроке вклада лишает потребителя части существенной информации о рекламируемом товаре. Указывая в рекламе только привлекательную для потребителя рекламы часть информации, Банк формирует мнение потребителей о том, что при пользовании обозначенной услугой возможно вложение любой суммы, на любой срок под 18% годовых.

Таким образом, распространяемая НБ «ТРАСТ» (ОАО) наружная реклама «Вклад - это сила. Зарабатывайте с умом. 18%», в которой фактически отсутствуют иные условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, злоупотребляет доверием потребителей и вводит их в заблуждение относительно реальной услуги, предоставляемой Банком.

Суд, исследовав и оценив, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, в частности протокол об административном правонарушении от 25.08.2009, фотоснимки рекламного баннера, пришел к выводу о наличии у Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю оснований для привлечения НБ «ТРАСТ» (ОАО) к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае вина Банка заключается в непринятии им всех возможных мер по исполнению требований законодательства о рекламе.

На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17.09.2009 № 100, поскольку факт административного правонарушения, выразившийся в размещении НБ «ТРАСТ» (ОАО) ненадлежащей рекламы и его винадоказаны и подтверждаются материалами дела.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган не установил обстоятельств, смягчающих административную ответственность юридического лица.

При этом, обществу был назначен штраф в размере 80 000 рублей, с учетом обстоятельства, отягчающего административную ответственность, каковым, в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ. Данное обстоятельство подтверждается постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 56 от 21.05.2009 года по делу № 4-05/51 о назначении административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований Открытому акционерному обществу Национальный банк «ТРАСТ» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17.09.2009 № 100 о привлечении к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак