АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-16068/2012
29 мая 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2013 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.С. Панасенко,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Хабаровской таможни
об оспаривании постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу от 03.12.2012г. № 17/111,
при участии в судебном заседании представителей:
от Хабаровской таможни - ФИО1, действующего на основании доверенности от 05.03.2013г. № 04-37/30; ФИО2, действующей на основании доверенности от 30.10.2012г. № 04-37/130; ФИО3, действующей на основании доверенности от 08.05.2013 № 04-37/52;
от Росприроднадзора – ФИО4, действующей на основании доверенности от 11.03.2013г. № 07-19/933; ФИО5, действующей на основании доверенности от 09.01.2013 № 07-19/22; ФИО6, действующей на основании доверенности от 19.12.2012 № 07-19/5442.
Сущность дела: Хабаровская таможня (далее – заявитель) обратилась в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу (далее – Департамент Росприроднадзора по ДФО, Департамент, административный орган) от 03.12.2012г. № 17/111, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялись перерывы с 06.05.2013г. по 08.05.2013г., с 08.05.2013г. по 13.05.2013г.
В заседании суда представители Хабаровской таможни на заявленном требовании настаивали по основаниям, указанным в заявлении и дополнении к нему.
Представители административного органа с заявленным требованием не согласились, позицию изложил согласно отзыву на заявление.
В ходе судебного разбирательства суд
УСТАНОВИЛ:
В период с 16.10.2012г. по 13.11.2012г. Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу на основании Плана контрольно-надзорной деятельности на 2012 год, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.10.2011 № 785 и распоряжения исполняющего обязанности начальника Департамента от 02.10.2012г. № 528 в отношении Хабаровской таможни проведена плановая, выездная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов).
Результаты плановой выездной проверки зафиксированы в акте проверки от 13.11.2012г. № 16/08.
В ходе проверки установлено следующее.
Хабаровская таможня в своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размещения отходов производства и потребления, сбросе загрязняющих веществ в водные объекты.
Согласно разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 19.12.2011г. № 207/11, на территории Учреждения (<...>) расположено 10 источников выбросов: 1 организованный, 9 неорганизованных. Газоочистные, пылеулавливающие установки - отсутствуют. Суммарный годовой выброс загрязняющих веществ составляет: всего - 0,98057 т/год: в том числе твердых - 0,069331 т/год, газообразных и жидких - 0,91 1239 т/год.
Согласно разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 19.12.2011 № 206/11, на территории Учреждения (<...>) расположено 9 источников выбросов: 1 - организованный, 8 - неорганизованных. Газоочистные, пылеулавливающие установки - отсутствуют. Суммарный годовой выброс загрязняющих веществ составляет: всего - 0,589206 т/год: в том числе твердых - 0,000483 т/год, газообразных и жидких - 0,588723 т/год.
Согласно решению об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 05.10.2012 № 487, в результате деятельности Хабаровской таможни образуется 18 видов отходов, общее количество которых составляет - 82,807 т/год, из них: 1 кл. опасности - 0,198 т/год, 2 кл. опасности - 0,842 т/год, 3 кл. опасности - 1,468 т/год, 4 кл. опасности -77,296 т/год, 5 кл. опасности - 3,003 т/год.
Хабаровской таможней расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду представлялись в Управление по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации города Хабаровска.
В Расчетах платы за 3 и 4 кварталы 2011 года, 1 и 2 кварталы 2012 года выявлены недостоверные сведения:
- не правильно применено значение дополнительного коэффициента для города Хабаровска;
- применен ошибочный норматив платы для серы диоксид;
- не указана информация об отсутствии утверждения лимитов на размещение отходов с одновременным заполнением граф образования сверх установленных лимитов с применением пятикратного повышающего коэффициента, в результате чего бюджет не дополучил денежные средства.
Усмотрев в действиях таможни нарушение, выразившееся в искажении экологической информации, 19.11.2012г. государственным инспектором Российской Федерации по охране природы по Дальневосточному федеральному округу ФИО7 в отношении Хабаровской таможни, в присутствии ее представителя ФИО8, действующего по доверенности от 19.11.2012г. №146, составлен протокол № 17/86 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении таможня извещалась путем вручения уведомления от 13.11.2012г. № 17-23/4805 исполняющему обязанности начальника Хабаровской таможни (на основании приказ Хабаровской таможни от 08.11.2012 № 2460-КМ) ФИО9.
Определением от 19.11.2012г. рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Хабаровской таможни было назначено на 03.12.2012г. в 15 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. 218. Определение вручено представителю Хабаровской таможни ФИО8 по доверенности от 19.11.2012г. № 146.
03.12.2012г. государственным инспектором Российской Федерации по охране природы по Дальневосточному федеральному округу ФИО7, в присутствии вышеуказанного представителя Хабаровской таможни, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление № 17/111, которым Хабаровская таможня признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Несогласие заявителя с указанным постановлением послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды.
Объективная сторона указанного административного правонарушения может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или в несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды. При этом, указанные действия должны быть совершены лицами, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.
Под сокрытием информации понимается не доведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение; под искажением информации - сообщение неполных или неверных данных; несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц (органов).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по представлению экологической информации и обеспечивающие реализацию прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды.
Под экологической информацией следует понимать информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
В рассматриваемом случае такой информацией является Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 16 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Расчеты платы включают в себя:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;
размещение отходов производства и потребления;
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632, предусматривает взимание платы за негативное воздействие на окружающую природную среду и распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.
Согласно Приказу Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» сроки уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, установлены не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (отчетным периодом признается календарный квартал).
Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007г. № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее - Приказ от 05.04.2007г. № 204).
Согласно пункту 6 Приложения № 2 «Общие положения» к Приказу от 05.04.2007г. № 204, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду состоит из:
титульного листа, который является единым для всего Расчета;
расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
раздела 1 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами";
раздела 2 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами";
раздела 3 "Сбросы вредных веществ в водные объекты";
раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления".
Согласно пункту 1 Порядка заполнения Раздела 1 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" (далее – Порядок заполнения Раздела 1), Раздел 1 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" заполняется плательщиком, осуществляющим выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных объектов, для каждой производственной территории или по хозяйствующему субъекту в целом в зависимости от выданного разрешения.
В силу пункта 12 Порядка заполнения Раздела 1, при заполнении раздела 1 в столбце 10 указывается норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов в соответствии с приложением 1 к Постановлению от 12 июня 2003 г. №344.
В столбце 15 Раздела 1 указывается дополнительный коэффициент 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов в соответствии с приложением 2 к Постановлению от 12 июня 2003 г. № 344 (пункт 18 Порядка заполнения Раздела 1).
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003г. № 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
Согласно пункту 12 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003г. № 344, норматив платы за выброс 1 тонны в атмосферный воздух загрязняющего вещества - серы диоксид составляет 21 руб.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003г. №344 нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками применяются с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов.
Как следует из материалов дела, Хабаровской таможней в Расчете платы за 1 квартал 2012 года при заполнении Раздела 1 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами":
- по адресу: <...> – в столбце 15 не правильно применено значение дополнительного коэффициента для города Хабаровска – «1» вместо «1,2»;
- по адресу: <...> - в столбце 10 применен ошибочный норматив платы для серы диоксид – 410 руб./тонну вместо 21 руб./тонну.
Данные факты не оспаривались представителями таможни в судебном заседании, в обоснование данных нарушений специалист таможни указал на техническую ошибку.
В соответствии с пунктом 1 Порядка заполнения Раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления" (далее - Порядок заполнения Раздела 4) Раздел 4 "Размещение отходов производства и потребления" заполняется по каждому объекту негативного воздействия (объекту размещения отходов) отдельно.
В силу пункта 26 Порядка заполнения Раздела 4, при заполнении раздела 4 в столбце 24 в соответствии с приложением 1 к Постановлению от 12 июня 2003 г. №344 указывается коэффициент места расположения объекта размещения отходов в пределах установленного лимита.
Если объект расположен в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия и является специализированным полигоном (промышленной площадкой), оборудованным в соответствии с установленными требованиями, по данному столбцу указывается коэффициент 0,3.
Если объект расположен за пределами промышленной зоны источника негативного воздействия или не является специализированным полигоном (промышленной площадкой), оборудованным в соответствии с установленными требованиями, а также при сверхлимитном размещении отходов в данном столбце ставится прочерк.
При проведении плановой выездной проверки установлено, что у Хабаровской таможни имеется:
- разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 19.12.2011 № 207/11, в соответствии с которым на территории Хабаровской таможни (<...>) расположено 10 источников выбросов: 1 организованный, 9 неорганизованных. Газоочистные, пылеулавливающие установки - отсутствуют. Суммарный годовой выброс загрязняющих веществ составляет: всего - 0,98057 т/год: в том числе твердых - 0,069331 т/год, газообразных и жидких - 0,911239 т/год;
- разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 19.12.2011 № 206/11, в соответствии с которым на территории Хабаровской таможни (<...>) расположено 9 источников выбросов: 1 организованный, 8 неорганизованных. Газоочистные, пылеулавливающие установки - отсутствуют. Суммарный годовой выброс загрязняющих веществ составляет: всего - 0,589206 т/год: в том числе твердых - 0,000483 т/год, газообразных и жидких - 0,588723 т/год;
- решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 05.10.2012 № 487. При осуществлении деятельности Хабаровской таможни образуется 18 видов отходов. Общее количество, которых составляет - 82,807 т/год, из них: 1 кл. опасности - 0,198 т/год, 2 кл. опасности - 0,842 т/год, 3 кл. опасности - 1,468 т/год, 4 кл. опасности -77,296 т/год, 5 кл. опасности - 3,003 т/год.
Хабаровской таможней был получен лимит на размещение отходов производства и потребления от 07.12.2006г. № 471/06, выданный Межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора Ростехнадзора по ДФО, сроком действия до 07.12.2011, при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья (требования п. 11 «Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461).
Подтверждение представляется в виде технического отчета по обращению с отходами согласно приложению 2 к «Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденным приказом МПР РФ от 11.03.2002 г. № 115. При отсутствии подтверждения за месяц до окончания отчетного года лимит на размещение отходов аннулируется.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается заявителем, что действие лимита на размещение отходов производства и потребления закончилось 07.12.2011г. Следовательно, в силу пункта 26 Порядка заполнения Раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления", в Расчетах платы за 4 квартал 2011 года, 1 и 2 кварталы 2012 года при заполнении Раздела № 4 в столбце 24 «Коэффициент места расположения объекта размещения отходов в пределах установленного лимита» Хабаровской таможне следовало ставить прочерк.
Вместе с тем, при подаче Расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанные выше периоды Хабаровская таможня не указала отсутствие у юридического лица лимитов на размещение отходов производства и потребления и применила неверный понижающий коэффициент – «0,3», что занизило размер платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Как пояснила в судебном заседании специалист ОКС Хабаровской таможни ФИО3, выполнившая спорные расчеты, все расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду представлялись таможней на протяжении многих лет в Управление по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации города Хабаровска.
Расчеты платы за 2011 год, 1 полугодие 2012 года рассматривали специалисты отдела Администрации в присутствии вышеуказанного должностного лица Хабаровской таможни. Расчеты принимались без замечаний, либо с незначительными поправками, которые устранялись в ходе проверки Расчетов платы. В соответствии с Расчетами платы производились платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Применение понижающего коэффициента 0,3 было рекомендовано специалисту таможни сотрудником администрации, а именно: при сдаче расчетов платы за негативное воздействие специалист отдела Администрации пояснил, что при вывозе отходов на специализированный полигон, применяется коэффициент на размещение отходов - 0,3. В присутствии специалиста отдела Администрации в Расчет платы специалистом Хабаровской таможни были внесены изменения, и применен понижающий коэффициент - 0,3. В дальнейшем, при сдаче Расчетов платы применялся понижающий коэффициент 0,3. Расчеты платы специалисты Администрации принимали без замечаний. Оплата производилась в соответствии с принятыми Расчетами платы, в установленные законом сроки.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о доказанности факта внесения Хабаровской таможней в расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011 года, 1 и 2 кварталы 2012 года искаженных сведений, а именно:
- в Расчете платы за 1 квартал 2012 года при заполнении Раздела 1 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами": по адресу: <...> – в столбце 15 не правильно применено значение дополнительного коэффициента для города Хабаровска – «1» вместо «1,2»; по адресу: <...> - в столбце 10 применен ошибочный норматив платы для серы диоксид – 410 руб./тонну вместо 21 руб./тонну;
- в Расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011 года, 1 и 2 кварталы 2012 года при заполнении Раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления" в столбце 24 неправильно применен понижающий коэффициент – «0,3».
При этом, вменяемое заявителю нарушение в виде искажения экологической информации в Расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2011 года не нашло своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем данный эпизод подлежит исключению из общего объема правонарушения.
Привлекая Хабаровскую таможню к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ за искажение экологической информации, административный орган исходил из доказанности факта события административного правонарушения и вины юридического лица в его совершении. При этом административный орган не учел следующее.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения, выражается в умышленном искажении информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется только прямым умыслом.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1 статьи 2.2 КоАП РФ).
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. В данном случае административный органа должен доказать умышленную вину заявителя в совершении правонарушения.
Одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности. При отсутствии одного из элементов состава административного правонарушения нет его состава в целом.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что административным органом не доказан обязательный признак вменяемого правонарушения - прямой умысел заявителя, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения. Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о направленности действий Хабаровской таможни на совершение противоправного деяния и желании наступления негативных последствий, а также о безразличном отношении заявителя к своим обязанностям, как природопользователя.
Возникшие в результате выявленных нарушений негативные последствия в виде недополучения бюджетом денежных средств не могут являться безусловным доказательством наличия в действиях таможенного органа прямого умысла. При этом, следует отметить, что Хабаровская таможня не является коммерческой организацией и производит выплаты за негативное воздействие на окружающую среду не из своих собственных средств, а из средств бюджета, поэтому допущенные заявителем нарушения никак не могли повлиять на его финансовое состояние, доходы и прибыль организации, а, следовательно, суд не усматривает в действиях таможни какой-либо финансовой заинтересованности и умысла на совершение рассматриваемого противоправного деяния.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление административного органа вынесено незаконно и подлежит отмене в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требование Хабаровской таможни удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу от 03.12.2012г. № 17/111 о привлечении Хабаровской таможни к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак