ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-16363/2021 от 02.03.2022 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                       дело № А73-16363/2021

14 марта 2022 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 02 марта 2022 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Никитиной О.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заедания ФИО1,

рассмотрел в судебном заседании дело по иску министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)

к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о взыскании 2 588 082 руб. 86 коп. (с учетом уточнения иска).

при участии:

от истца - ФИО3, по доверенности от 01.03.2022 г., диплом, ФИО4, по доверенности от 02.03.2022 г., диплом;

от ответчика - ФИО5, по доверенности от 22.10.2021 г., диплом,

установил:

Определением от 14.10.2021 арбитражный суд принял исковое заявление министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (далее – министерство, истец) о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (далее – глава КФХ, фермер) о взыскании необоснованно полученной субсидии в сумме 2 588 082 руб. 86 коп. (с учетом уточнения иска).

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования.

По мнению истца, ответчиком не подтверждено целевое использование средств предоставленных субсидий, а также отсутствует документальное подтверждение расходов, в связи с чем предоставленные субсидии частично подлежат возврату в краевой бюджет.

Представитель ответчика иск не признала в полном объеме, представила дополнительные документы, считает, что все условия предоставления субсидий были соблюдены, работы выполнены, произведенные расходы документально подтверждены.

Судебное разбирательство неоднократно откладывалось, стороны поддержали заявленные позиции.

В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 29.09.2017 № 395-пр утверждены Порядок и условия предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части фактически осуществленных расходов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, проведение культуртехнических мероприятий на мелиорируемых землях (осушаемых и (или) орошаемых), вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот (далее - Порядок предоставления субсидий на проведение культуртехнических мероприятий).

Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 № 35-пр утверждены Порядок и условия предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства (далее - Порядок предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки).

Во исполнение названных Порядков между министерством и КФХ ФИО2 заключены следующие соглашения:

- от 09.11.2018 № 255 «О предоставлении субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части фактически осуществленных расходов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, проведение культуртехнических мероприятий на мелиорируемых землях (осушаемых и(или) орошаемых), вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот»;

- от 13.11.2019 № 188 «О предоставлении субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части фактически осуществленных расходов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, проведение культуртехнических мероприятий на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот»;

- от 20.07.2018 № 159 «О предоставлении субсидии из краевого бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства, в области развития производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы и овощей открытого грунта»;

- от 28.05.2019 № 30 «О предоставлении субсидии из краевого бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства, в области развития производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, технической конопли и овощей открытого грунта».

В соответствии с вышеуказанными соглашениями общая сумма субсидий, предоставленных КФХ в 2018 - 2019 годах, составила 4 633 698 руб.13 коп., в том числе:

1. от 09.11.2018 №255 - на проведение культуртехнических мероприятий на общую сумму 1 480 692 руб. 60 коп.;

2. от 13.11.2019 №188 - на проведение культуртехнических мероприятий на обитую сумму 1 832 660 руб.;

3. от 20.07.2018 №159 - на оказание несвязанной поддержки на общую сумму 1 016 193 руб. 77 коп.;

4. от 28.05.2019 №30 - на оказание несвязанной поддержки на общую сумму 304 151 руб. 76 коп.

При проведении проверки истец установил, что ответчиком не подтверждено целевое использование средств предоставленных субсидий, а также отсутствуют документально подтвержденные расходы, в связи с чем предоставленные субсидии частично подлежат возврату в краевой бюджет.

По результатам проверки комиссией составлен акт проверки от 07.12.2020 № 7.

За допущенные ответчиком нарушения условий предоставления субсидии произведен расчет подлежащей возврату в краевой бюджет субсидии, которая составила 2 588 082 руб. 86 коп. и на основании пункта 5.6. Порядка N 395-пр от 29.09.2017 и 5.5., 5.6. Порядка N 35-пр от 15.02.2017  в адрес КФХ ФИО2. направлено требование от 17.05.2021 N 05.1-7-8923 о возврате субсидии.

Неисполнение требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса).

В силу части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 29.09.2017 № 395-пр утверждены Порядок и условия предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части фактически осуществленных расходов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, проведение культуртехнических мероприятий на мелиорируемых землях (осушаемых и (или) орошаемых), вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот (далее - Порядок предоставления субсидий на проведение культуртехнических мероприятий).

Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 № 35-пр утверждены Порядок и условия предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства (далее - Порядок предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки).

Целью предоставления субсидий является, в том числе, возмещение части фактически понесенных сельскохозяйственными товаропроизводителями края затрат.

Одним из обязательных критериев отбора является наличие у участника отбора документально подтвержденных фактически понесенных затрат в году предоставления субсидии и (или) в году, предшествующем году предоставления субсидии.

Процессуальными нормами, изложенными в статьях 65, 66, 67, 68 АПК РФ, предусмотрена обязанность участников процесса по доказыванию обстоятельств, на которые они ссылаются в обоснование заявленным доводам и возражениям допустимыми с точки зрения закона и относимыми к спорным правоотношениям доказательствами.

Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Истец в обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки достоверности сведений, отраженных в справках, представленных КФХ, министерство установило следующее.

Заработная плата за май – декабрь 2017, январь - август 2018 выплачена сотрудникам в полном объеме.

Согласно представленным УПД в 2018 г. КФХ приобретено 28,792 тонн дизельного топлива общей стоимостью 1 316 935,40 руб., в том числе:

- 3,356 тонн на сумму 189 614 руб. по УПД от 01.06.2018 № 60102 (договор поставки нефтепродуктов от 02.10.2017 № 026);

- 6,622 тонн на сумму 357 588 руб. по УПД от 13.08.2018 № 81301 (договор поставки нефтепродуктов от 02.10.2017 № 026);

- 6,696 тонн на сумму 378 324 руб. по УПД от 14.10.2018 № 101401 (договор поставки нефтепродуктов от 05.10.2018 № 100501 (далее - договор № 100501);

- 5,486 тонн на сумму 309 959 руб. по УПД от 25.10.2018 № 102501 (договор № 100501);

- 6,632 тонн на сумму 439 038,40 руб. по УПД от 06.11.2018 № 110601 (договор № 100501).

Оплата ДТ, приобретенного по УПД от 01.06.2018 № 60102 подтверждена банковской выпиской (платежное поручение от 26.07.2018 № 157 на сумму 189 614 руб.).

Также КФХ представлен договор № 100501, счет от 05.10.2018 № 82 на оплату 18,364 тонн ДТ стоимостью 1 010 020 руб. Согласно пункту 4.2 раздела 4 договора № 100501 покупатель осуществляет 100 % предоплату за нефтепродукты. Оплата по счету от 05.10.2018 № 82 подтверждена банковской выпиской (платежное поручение от 12.10.2018 № 202 на сумму 1 010 020 руб.).

По договору № 100501 (УПД от 14.10.2018 № 101401, УПД от 25.10.2018 № 102501, от 06.11.2018 № 110601) поставлено 18,814 тонн дизельного топлива общей стоимостью 1 127 321,40 руб. Таким образом, оплата ДТ, поставленного по договору № 100501, подтверждена не в полном объеме, оплата ДТ, поставленного по УПД от 13.08.2018 № 81301 (договор поставки нефтепродуктов от 02.10.2017 № 026), не подтверждена.

Кроме того, ДТ по договору № 100501 (УПД от 14.10.2018 № 101401, УПД от 25.10.2018 № 102501, от 06.11.2018 № 110601) приобретено после окончания периода проведения культуртехнических мероприятий (август 2018     ), заявленного к субсидированию в 2018 году. Согласно пояснениям КФХ дизельное топливо, приобретенное по указанным УПД, использовано при проведении культуртехнических мероприятий в 2018 году. Следовательно, УПД от 14.10.2018 № 101401, УПД от 25.10.2018 № 102501, от 06.11.2018 № 110601 могут являться документами, подтверждающими фактически произведенные расходы КФХ на проведение культуртехничеких мероприятий в период, заявленный к субсидированию в 2019 г. (сентябрь – декабрь 2018 г., январь - сентябрь 2019 г.).

Комиссия министерства отметила, что самая ранняя дата УПД, подтверждающего приобретение в 2018 дизельного топлива, 01.06.2018.

Согласно пояснениям, данным КФХ в ходе проверки, для осуществления предпринимательской деятельности на складах имеются запасы горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ). В связи с тем, что на складах имелся запас ГСМ, дизельное топливо приобретено в июне и октябре 2018 г. При этом документы, подтверждающие наличие на складах дизельного топлива в период с мая по декабрь 2017, с января по май 2018, КФХ не представлены. Таким образом, для проведения культуртехнических мероприятий в период с мая по декабрь 2017 г., с января по август 2018 г. КФХ могло быть использовано ДТ, приобретенное 01.06.2018 в количестве 3,356 тонн (3 902 литра).

Министерство сделало вывод, что достоверность сведений о работе сельскохозяйственной техники (при отсутствии дизельного топлива) в период с мая по декабрь 2017 г., с января - май 2018 г. не подтверждено.

Признано документально подтвержденным приобретение 3 902 литра ДТ. Согласно сведениям о расходе ДТ за один рабочий час (100 л/8 час), отраженным в справке, указанное количество ДТ может быть израсходовано за 312 часов работы (3 902 л/12,5 л). Сделан вывод, что ДТ израсходовано в июне (159 часов) и в июле (153 часа (312 - 159).

Признаны документально подтвержденными расходы КФХ на проведение культуртехнических мероприятий в размере 245 507 руб., в том числе:

189 614 руб. - дизельное топливо;

55 893 руб. - заработная плата;

29 900 руб. - заработная плата за июнь 2018;

25 993 руб. - заработная плата за июль 2018 г. (29 900/176 ч. х 153 ч.)

Министерство пришло к выводу, что целевое использование средств субсидии, предоставленной КФХ в 2018 г., в размере 1 480 692 руб. 60 коп. на возмещение части фактически осуществленных расходов на проведение культуртехнических мероприятий, КФХ в полном объеме не подтверждено.

1 480 692 руб. 60 коп. – 245 507 руб. = 1 235 185 руб. 60 коп.

Проверяя информацию о культуртехнических мероприятиях, проведенных КФХ в период с сентября по декабрь 2018 г., с января по сентябрь 2019 и сведения о фактически понесенных затратах КФХ на проведение культуртехнических мероприятий министерство установило, что заработная плата за сентябрь - декабрь 2018 г., январь - сентябрь 2019 г. выплачена сотрудникам в полном объеме.

Вместе с тем, указано, что в справку необоснованно включены сведения о расходах на заработную плату механизатора ФИО6 за февраль - июнь 2019, поскольку по данным расчетно-платежных ведомостей за указанные периоды и банковских выпискок заработная плата ФИО7 за февраль - май 2019 г. не начислялась и не выплачивалась.

Согласно представленному УПД от 30.09.2019 № 93001 КФХ приобретено 34 тонны дизельного топлива стоимостью 1 501 666 руб. 67 коп. (без НДС).

Оплата приобретенного ДТ подтверждена банковской выпиской (платежное поручение от 30.09.2019 № 252 на сумму 1 802 000 руб.).

Отмечено, что дизельное топливо по УПД от 30.09.2019 № 93001 приобретено в последний день проведения культуртехнических мероприятий.

Как отмечалось ранее, КФХ подтверждено приобретение дизельного топлива в количестве 18,364 тонн (21 353 литра) стоимостью 1 010 020 руб. (без НДС - 855 949,15 руб.) по УПД от 14.10.2018 № 101401, УПД от 25.10.2018 № 102501, от 06.11.2018 № 110601. Документы, подтверждающие наличие на складах дизельного топлива в сентябре 2018 г., КФХ не представлены.

Комиссия министерства сочла, что КФХ подтверждено приобретение 18,364 тонн (21 353 литра) дизельного топлива для проведения культуртехнических мероприятий начиная с 14.10.2018, а также 34 тонны (39 535 литров) для проведения культуртехнических мероприятий 30.09.2019.

Министерство пришло к выводу, что целевое использование средств субсидии, предоставленной КФХ в 2019 г., в размере 1 832 660 руб. на возмещение части фактически осуществленных расходов на проведение культуртехнических мероприятий, КФХ в полном объеме не подтверждено.

1 832 660 – 1 315 011 руб. 51 коп.= 517 648 руб. 49 коп.

В отношении субсидии на оказание несвязанной поддержки, предоставленной в 2018 министерство в ходе проверки агротехнологических работ основывалось на пояснениях главы КФХ, согласно которым посевная площадь, занятая зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в 2018 году, составила 130 га. Сведения о посевной площади признаны соответствующими сведениям, отраженным в отчете по форме № 2-фермер за 2018 год.

Согласно представленным пояснениям КФХ израсходовано 26 700 литров дизельного топлива на проведение агротехнологических работ по выращиванию зерновых, зернобобовых и кормовых сельскохозяйственных культур на площади 130 га, в том числе: овес -30 га; пшеница - 40 га; ячмень - 30 га; многолетняя трава тимофеевка - 30 га.

Министерство отметило, что совместно с заявлением КФХ представлены технологические карты на 2018 год по выращиванию овса, пшеницы, ячменя, подъему зяби.

Технологическая карта - это документ, в котором расписан технологический процесс по выращиванию сельскохозяйственных культур, содержащий в том числе перечень основных видов работ, данные о материальных ресурсах, сельскохозяйственной технике, необходимой для выполнения определенного вида работ.

Также КФХ представлены документы на сельскохозяйственную технику, использованную при проведении агротехнологических работ в 2018 году:

- паспорт самоходной машины и других видов техники АИ 003729 на трактор Беларус 82.1, год производства 2016;

- паспорт самоходной машины и других видов техники СВ 132888 на трактор Беларус 1221.2, год производства 2017;

- договор аренды бульдозера ДЗ-162 от 01.01.2017 б/н, заключенный между КФХ и ИП ФИО8, на срок с 01.01.2017 по 31.12.2018;

- паспорт самоходной машины и других видов техники ВВ 390073 на комбайн зерноуборочный самоходный «Енисей-120 РМ».

В ходе проверки КФХ представлены пояснения от 25.11.2020 вх. № 15285 согласно которым на проведение работ по выращиванию сельхозкультур на площади 130 га израсходовано 26 700 л дизельного топлива. При проверке достоверности данных о количестве израсходованного дизельного топлива установлено следующее.

В технологических картах содержатся сведения о количестве дизельного топлива, необходимого для проведения определенного вида работ.

В соответствии с усредненными данными о количестве дизельного топлива, необходимого для выполнения работ по выращиванию сельхозкультур, отраженными в технологических картах, пояснениями отдела растениеводства управления по развитию агропромышленного комплекса и племенной работы министерства для выполнения работ по выращиванию указанных сельхозкультур требуется 8657 литров стоимостью 346 121 руб. (расчет расхода дизельного топлива представлен в приложении № 15). Исходя из изложенного, министерство сделало вывод о том, что сведения об использовании 26 700 литров дизельного топлива в полном объеме КФХ не подтверждены.

Также в ходе проверки установлено, что трансмиссионное масло израсходовано в соответствии с инструкциями по обслуживанию и эксплуатации сельскохозяйственной техники, используемой КФХ при проведении комплекса агротехнологических работ в 2018.

Согласно данным отдела растениеводства управления по развитию агрпромышленного комплекса и племенной работы министерства на 1 га посевной площади зерновых и кормовых культур (пшеница, ячмень, овес, многолетняя трава тимофеевка) в среднем расходуется от 1,0 до 1,5 ц минеральных удобрений в зависимости от обеспеченности почвы основными элементами питания растений и планируемой урожайности сельскохозяйственной культуры.

Согласно пояснительной записке, представленной КФХ в ходе проверки, нитроаммофоска в количестве 100 ц внесена на площади 130 га, расход минеральных удобрений составил 0,77 ц/га (100 ц/130 га), что не превышает вышеуказанную усредненную норму. Стоимость израсходованной нитроаммофоски составила 222 000 руб.

Таким образом, затраты, произведенные КФХ на приобретение минеральных удобрений, признаны обоснованными.

В ходе проверки установлено, что запасные части на сельскохозяйственную технику установлены в соответствии с типами и марками сельскохозяйственной техники, используемой КФХ при проведении комплекса агротехнологических работ в 2018 г.

В соответствии с УПД от 06.12.2017 № 1713, от 14.02.2018 № 163 КФХ приобретено 9 шт. автошин 9.00-16 10PR НКФ-8 на общую сумму 52 200 руб.

В ходе проверки КФХ представлены пояснения о том, что указанные автошины установлены на тракторы МТЗ 82.1 и Беларус 1221.1.

Согласно информации, представленной отделом инвестиций, развития экспорта и кадровой обеспеченности управления инвестиционного развития и мелиорации, автошины 9.00-16 не могут быть использованы на тракторы МТЗ 82.1 и Беларус 1221.1, так как посадочный размер автошины 9,00-16 составляет 16 дюймов, а на передних и задних колесах тракторов МТЗ 82.1 - 20 дюймов и 38 дюймов, Беларус 1221.1 - 24 и 38 дюймов соответственно.

С учетом изложенного, использование автошин, приобретенных КФХ, при про-ведении комплекса агротехнологических работ в 2018 не подтверждено.

Таким образом, Министерство пришло к выводу, что общая сумма документально подтвержденных и обоснованных затрат КФХ на проведение комплекса агротехнологических работ в 2018 году составила 612 744 руб. из предоставленной КФХ в 2018 субсидии.

1 016 193 руб. 77 коп. – 612 744 руб. = 403 449 руб. 77 коп.

Кроме того, в ходе проверки соблюдения условий предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки о наличии у КФХ на территории Хабаровского края земельных участков Министерство установило предоставление главой КФХ противоречивых сведений об использовании земельного участка номер 27:08:0020252:175, указано назначение:

- в 2018 году для выращивания сельскохозяйственных культур;

- в 2019 году для проведения культуртехнических мероприятий на площади 100 га.

Согласно представленным с заявлением на предоставлении субсидии документам в 2018 - 2019 годах у КФХ имелись в аренде земельные участки общей площадью 230,14 га.

В отношении спорного земельного участка указано, что совместно с заявлением в 2018 году КФХ представлен договор аренды земельного участка от 23.12.2016 № 116/16 (на земельный участок с кадастровым номером 27:08:0020252:175 общей площадью 126,9 га) в качестве подтверждения условия предоставления субсидии оказание на несвязанной поддержки о наличии у сельскохозяйственного товаропроизводителя на территории Хабаровского края одного или нескольких земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, аренды (субаренды), безвозмездного срочного пользования в году обращения за предоставлением субсидии.

В соответствии с разделом 1 Соглашения от 20.07.2018 № 159 субсидия на оказание несвязанной поддержки предоставлена КФХ по направлению: оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышение плодородия и качества почв в расчете на один гектар (далее также - га) посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами.

Исходя из системного толкования Порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки, земельный участок, сведения (документы) о котором предоставляются при получении субсидии, должен быть использован при выращивании сельскохозяйственных культур в году предоставления субсидии.

Согласно пояснениям, предоставленным главой КФХ в ходе проверки, агротехнологические работы проведены в 2018 году, посевная площадь, занятая зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в 2018 году составила 130 га. Данные о посевной площади соответствуют сведениям, отраженным в форме федерального статистического наблюдения № 2-фермер «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур» по состоянию на 01 ноября 2018 г. изложенное позволило сделать вывод, что площадь земельного участка с кадастровым номером 27:08:0020252:175 использована в полном объеме.

Заявление представлено в министерство 31.05.2018. Согласно информации, представленной отделом растениеводства управления по развитию агропромышленного комплекса и племенной работы, сведениям, отраженным в производственно-практическом справочнике «Зональная система земледелия Хабаровского края» (разработан ФГБНУ «Дальневосточный научно-исследовательский институт сельского хозяйства»), по состоянию на указанную дату посев зерновых, зернобобовых и кормовых сельскохозяйственных культур в КФХ завершен.

Следовательно, на дату предоставления заявления в министерство в КФХ имелась информация о земельных участках, использованных под посев зерновых, зернобобовых и кормовых сельскохозяйственных культур, в 2018 году.

Вместе с тем при получении субсидии на проведение культуртехнических мероприятий в 2019 г. КФХ представлен Акт выполненных работ по проведению культуртехнических мероприятий на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот в 2018 - 2019 гг. (далее - Акт).

Согласно Акту КФХ на земельном участке с кадастровым номером 27:08:0020252:175 на площади 100 га проведены культуртехнические мероприятия.

Поскольку культуртехнические мероприятия проводятся на выбывших сельскохозяйственных угодьях с целью их вовлечения в сельско-хозяйственный оборот, выращивание сельскохозяйственных культур на выбывших сельскохозяйственных угодьях до проведения культуртехнических мероприятий невозможно.

Таким образом, сведения о проведении культуртехнических мероприятий на земельном участке с кадастровым номером 27:08:0020252:175 в 2018 - 2019гг. противоречат сведениям об использовании указанного земельного участка для выращивания сельскохозяйственных культур в 2018 году.

В связи с выявленными противоречиями, Министерство предложило КФХ представить пояснения относительно использования земельного участка номер 27:08:0020252:175 в 2018,2019 (проведение культуротехнических мероприятий или выращивание сельскохозяйственных культур).

В акте проверки № 7 от 07.12.2020 главе КФХ предложено в срок до 28.12.2020 представить министерству документы, сведения, подтверждающие устранение выявленных нарушений и возражения в отношении акта.

В судебном заседании представитель КФХ, возражая против доводов истца, утверждала, что расходы на ГСМ, использованные на культуртехнические мероприятия в 2018 и 2019 году подтверждаются кроме прямо указывающих на произведенные расходы документами (договорами поставки ГСМ, счетами фактурами, актом сверки), так и документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы, а именно отчетами о движении ГСМ, табелями учета рабочего времени работников КФХ (трактористами), договорами товарного займа ГСМ.

Кроме того, в обоснование доводов возражений представлен акт проверки комитета финансового контроля от 08.10.2021 года, согласно которому расходы КФХ подтверждены полностью.

По соглашению от 09.11.2018 №255 на проведение культуртехнических мероприятий на общую сумму 1480 692,60 рублей Истец счел документально подтвержденными только 245 507 рублей, расходы на сумму 1235185 руб. 60 коп. истцом не были приняты. А именно, не были приняты данные по ГСМ и по заработной плате работников, по ГСМ в связи с отсутствием подтверждающих документов на их закупку в указанный период, при этом не были приняты пояснения КФХ о наличии запасов топлива, о товарном займе топлива. В качестве подтвержденных расходов в 2018 году принято только 3902 литра топлива, на обитую сумму 189 614 руб.

Согласно доводам ответчика по состоянию на январь 2018 года у КФХ отсутствовала возможность закупить топливо для работы в течение календарного года. В связи с указанным обстоятельством 01 января 2018 года между КФХ ФИО2 и ИП ФИО8 был заключен договор товарного займа 1/18, в соответствии с условиями которого заимодавец передает заемщику товар - дизельное топливо в общем объеме 30 тонн, а заемщик обязуется вернуть заимодавцу равное количество такого же товара. Согласно акту приема-передачи товара от 01.01.2018 года, указанный товар был передан и принят в полном объеме.

Согласно доводам ответчика у КФХ имелись запасы топлива, необходимые для осуществления культуртехнических мероприятий.

Далее закупки топлива осуществлялись в следующем порядке:

-01.06.2018 - по договору поставки нефтепродуктов №026 от 02 октября 2017 года, на общую сумму 189 614 руб. - принято в качестве подтвержденных расходов;

-13.08.2018 - по договору поставки нефтепродуктов №026 от 02 октября 2017 года, на общую сумму 357 588 руб. - не принято в качестве подтвержденных расходов без объяснения причин;

-05.10.2018 выставлен счет на оплату дизельного топлива но договору поставки нефтепродуктов №100501 от 05.10.2018 г., на общую сумму 1 010 020 руб., указанный счет оплачен 12.10.2021 г., топливо поставлено двумя партиями - 14.10.2018, 25.10.2018 и 06.11.2018 - не принято в качестве подтвержденных расходов, в связи с тем, что оплата состоялась в последний день срока.

Поставленное дизельное топливо возвращено на основании актов приема-передачи товара от 31.10.2018г., 06.11.20218 г., и 01.01.2019 г., общим количеством 30 тонн.

Согласно доводам КФХ, отработав сезон на заемном топливе, фермер закупил топливо в пределах необходимого срока, хотя и в последний день, и вернул товарный займ.

В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 сентября 2017 г. N 395-пр субсидии предоставляются в текущем финансовом году но фактическим расходам, произведенным сельскохозяйственными товаропроизводителями в текущем финансовом году и предшествующем ему финансовом году (за исключением фактических расходов, произведенных сельскохозяйственными товаропроизводителями, но которым ранее были предоставлены субсидии в соответствии с настоящими Порядком и условиями). Фактически расходы на ГСМ и на заработную плату были произведены до 15.10.2018г.

По соглашению от 13.11.2019 №188 на проведение культуртехнических мероприятий на общую сумму 1 832 660 руб. истец счел документально подтвержденными только 1 315 011 руб. 51 коп., расходы на сумму 517 648 руб. 49 коп. истцом не были приняты.

Не были приняты в качестве документально подтвержденных затраты на ГСМ, в том числе и в связи с тем, что часть дизельного топлива была приобретена в последний день культуртехнических мероприятий, 30.09.2019 года. Ответчик указал, что истцом пояснения КФХ о наличии запасов топлива, о товарном займе топлива приняты не были.

Согласно доводам ответчика, 01.01.2019 года между КФХ ФИО2 и ИП ФИО8 заключался договор товарного займа №1/19, в соответствии с условиями которого заимодавец передает заемщику товар - дизельное топливо в общем объеме 34 тонны, а заемщик обязуется вернуть заимодавцу равное количество такого же товара. Согласно акту приема-передачи товара от 01.01.2019 года, указанный товар передан и принят в полном объеме.

Ответчик считает, подтвержденным факт, что у него имелись запасы топлива, необходимые для осуществления культуртехнических мероприятий в 2019 году. После осуществления закупки дизельного топлива, товарный займ возвращен 10.10.2019 года в полном объеме.

По соглашению от 20.07.2018 №159 на оказание несвязанной поддержки на общую сумму 1 016 193 руб. 77 коп. Истец счел документально подтвержденными только 612 744 руб., расходы на сумму 403 449 руб. 77 коп. истцом не были приняты. Истцом произведен перерасчет субсидии из расчета 26.9 га посевных площадей. Основанием для такого перерасчета послужил сделанный по результатам проверки вывод о том, что КФХ предоставлены в министерство недостоверные сведения об использовании для выращивания сельскохозяйственных культур в 2018 году земельного участка с кадастровым номером 27:08:0020252:175 в полном объеме.

Ответчик ссылается на то, что в 2018 году действовала иная редакция постановления N 35-пр, согласно которой, по мнению ответчика, в момент обращения за субсидией законодательством требовалось только наличие участка, условие об осуществлении именно на нем сева не предусматривалось, также как и не предусматривалось требования о перечислении всех земельных участков, на которых производился сев.

Оспаривая расчет ГСМ, выполненных истцом исходя из технологических карт по использованию ресурсов при посеве зерновых (подъём зяби, посев, обработка, уборка, вывоз до склада), то есть по усредненным данным без учета реальных затрат, ответчик указал, что расчет выполнен без учета метеоданных, это план при хороших метеорологических условиях. Тогда как в 2018 году наблюдались условия переувлажнения (особенно при обработке, уборке зерновых), в связи с чем затраты по ГСМ увеличились практически в два раза. В соответствии со справками, предоставленными службой Росгидромет, осадки в марте 2018 года составили 122% от средних многолетних значений, в апрсле-139% , в июне 2018 года 119%, в июле 2018 года -117%, в сентябре 2018 года -205%. По мнению ответчика, сельскохозяйственные работы в связи с повышенной увлажненностью проводились с увеличенной кратностью.

Кроме того, по соглашению от 20.07.2018 №159 истцом не были приняты в качестве документально подтвержденных произведенные расходы на приобретение 9 штук автошин на общую сумму 52200 рублей, в связи с тем, что указанные автошины не могут быть применены на сельскохозяйственную технику, используемую при проведении агротехнических работ, имеющуюся у КФХ.

Согласно доводам ответчика, КФХ использовалась и другая сельскохозяйственная техника, используемая по договору аренды с ИП ФИО8, а именно:

- ЗРЖ-з (бочка для подвоза воды для приготовления раствора) использовано 2 шт. автошины;

- борона дисковая тяжелая БДТ-з - 2шт.;

- ПРП-1,6-(пресс-подборщик рулонный) - 2 шт.;

- прицеп 2 ПТС-4 (для подвоза минеральных удобрений, зерна), использовано 4 автошины, принадлежит ФИО2 .ходы также подтвержденными.

Ответчик указал на то, что вышеизложенные пояснения предоставлялись КФХ в ходе проверки, но министерством не приняты.

Представители Министерства в судебном заседании возразили против всех доводов ответчика, утверждали, что в установленный срок и до рассмотрения дела в суде обоснованные возражения на акт и дополнительные документы, сведения от КФХ не поступали.

Министерство указало на то, что проверка комитета финансового контроля проводилась в октябре 2021 (акт от 08.10.2021), те документы, которые исследованы комитетом в министерство не предоставлялись, комиссией истца не исследовались.

Также министерство выразило сомнение в реальности исполнения договоров товарного займа от 2018 и 2019, учитывая значительные объемы топлива (по 30 тонн в металлических резервуарах объемом 200 литров) и то, что предприниматель, предоставивший товарный займ, занимается теми же видами сельскохозяйственной деятельности и нуждается в не меньшем его количестве в те же периоды. В ходе проверки глава КФХ давал пояснения, что отражено в акте, но не упоминал о договорах товарного займа, приводил иные доводы. Также в акте отражено, что при исследовании вопроса о расходах на автошины истец давал пояснения, что указанные автошины установлены на тракторы МТЗ 82.1 и Беларус 1221.1, о наличии иной сельскохозяйственной техники не мог не знать, но не заявлял.

Доказательства, опровергающие доводы министерства КФХ не представлены.

Суд исследовал довод ответчика, что министерством необоснованно не были приняты документально подтвержденными расходы на заработную плату и оплату по договору гражданско-правового характера работника ФИО9 с февраля по май 2019 года на общую сумму 241 383 руб., в связи с ошибочным указанием назначения платежа в платежных поручениях.

Представители министерства отрицали получение таких доказательств, указали, что в акте проверки указано, что в справку о затратах включены сведения о расходах на заработную плату механизатору ФИО7 за февраль-май 2019, что не подтверждено данными расчетно-платежных ведомостей за указанный период. Относительно ФИО9 указали, что он работал на основании гражданско-правого договора, выразили сомнение что одно и тоже лицо с февраля по май 2019 выполняло и строительные работы, и работы сельхоз назначения.

Суд исследовал доводы сторон, критически относится к документам, представленным ответчиком в связи со следующим.

Уточняющие данные в платежные поручения об изменении назначения платежа с «авансовый платеж по договору ГПД от 30.01.2019 - работы по отделке хоз. помещения – бокс для автотранспорта (монтаж пола, потолков, установка окон» на «авансовый платеж по договору ГПД от 30.01.2019 проведение культуртехнических мероприятий на земельном участке 27:08:0020252:175» внесены на основании заявления КФХ проверка обоснованности таких изменений не предусмотрена, кроме того, изменения внесены на основании заявлений от 31.12.2019, т.е. после даты установленной для предоставления дополнительных доказательств.

Кроме того, суд учитывает и то, что ФИО9, согласно дополнительно представленным документам, с февраля по май 2019 выполнял работ на земельном участке с кадастровым номером 27:08:0020252:175 на площади 100 га в рамках культуртехнических мероприятий, тогда как в 2018 КФХ заявлял о выращивании на указанном земельном участке сельскохозяйственных культур.

Как отмечалось ранее, выращивание сельскохозяйственных культур на выбывших сельскохозяйственных угодьях до проведения культуртехнических мероприятий невозможно.

Истец не оспорил, что ходе выездной проверки установлено, что спорный участок вовлечен в сельскохозяйственный оборот, но документально не подтверждено, не представляется возможным определить, когда именно на указанном участке проводились культуртехнические мероприятия, с учетом того, что участок находится в аренде у КФХ с 2016 года.

Следует отметить, каждый из представленных ответчиком актов приемки-сдачи выполненных работ от 28.02.2019, 31.03.2019, 30.04.2019, 31.05.2019, оформленных между КФХ и ФИО9, содержат одинаковую информацию о принятии работ по объему и качеству 29 февраля 2019. Кроме прочего, суд отмечает, в феврале 2019 было 28 дней.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что ответчик не доказал своевременного представления надлежащих доказательств в обоснование возражений на акт от 07.10.2020, а представленные документы, министерство не приняло обоснованно.

Суд исходит из того, что для получения субсидий уже на момент подачи заявлений требовалось наличие документально подтвержденных фактически понесенных затрат в году предоставления субсидии и (или) в году, предшествующем году предоставления субсидии (п. 1.7. Постановления 395-пр и ч.3 п. 1.5. Постановления 35-пр), следовательно, все относимые надлежащие документы должны были быть у КФХ и представляться министерству своевременно.

С учетом изложенного, основания для частичного возврата субсидии имеются.

Государственная пошлина в порядке статьи 110 АПК РФ относится на ответчика, с учетом, что истец освобожден от её уплаты.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 в доход бюджета Хабаровского края 2 588 082 руб. 86 коп. необоснованно полученной субсидии.

Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 35 940 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                            Никитина О.П.