Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-1647/2014
09 апреля 2014 года
Резолютивная часть решения была объявлена 02 апреля 2014 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Копыловой Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пешковым Ф.Ю.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Флагман»
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
об оспаривании действий должностных лиц МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу по воспрепятствованию подачи ООО «Флагман» корректирующей декларации по форме №6 за 3 квартал 2013 г. и об обязании МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Флагман», а именно принять корректирующую декларацию ООО «Флагман» по форме №6 за 3 квартал 2013 г.
при участии представителей:
от Общества – ФИО1 по доверенности от 08.08.2013,
от МРУ Росалкогольрегулирования – ФИО2 по доверенности от 15.01.2014 №11.
У С Т А Н О В Л Е Н О.
Общество с ограниченной ответственностью «Флагман» (далее – Общество, ООО «Флагман») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее – Управление, МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО) с заявлением, в котором просит признать незаконными действия должностных лиц МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу по воспрепятствованию подачи ООО «Флагман» корректирующей декларации по форме № 6 за 3 квартал 2013 г. и обязать МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Флагман», а именно: принять корректирующую декларацию за 3 квартал 2013 г.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявление в полном объеме с учетом дополнительных доводов.
МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО в представленном отзыве и его представитель в судебном заседании против заявленных требований возражали, просили суд в удовлетворении заявления отказать.
Материалами дела установлены следующие обстоятельства спора.
ООО «Флагман» зарегистрировано в качестве юридического лица, осуществляет закупку, хранение и поставку алкогольной продукции на основании лицензии Б 062934 от 20.12.2010, регистрационный номер № 21505, сроком действия до 20.12.2015.
На основании Приказа МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО от 21.11.2013 № 431 в период с 02 по 06 декабря 2013 г. в отношении ООО «Флагман» проводилась плановая выездная проверка, в ходе которой наряду с другим проверялась полнота и достоверность заполнения, своевременного представления деклараций (включая 3 квартал 2013 г.) об объемах оборота, закупки, поставки и перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На период проведения указанной проверки Управлением с 02.12.2013 была заблокирована возможность подачи Обществом корректирующих деклараций. Исходя из материалов дела, возможность подачи корректирующих деклараций была восстановлена 30.12.2013, в то время как проверочные мероприятия в отношении Общества завершились 06.12.2013.
Согласно заявлению ООО «Флагман» и пояснениям его представителя в судебном заседании, Обществом в 20-ых числах декабря 2013 г. была выявлена техническая ошибка в ранее представленной декларации за 3 квартал 2013 г. (неверное указание КПП некоторых контрагентов) и с 24.12.2013 предпринимались неоднократные попытки направить в виде электронного документа корректирующую декларацию по форме № 6 за 3 квартал 2013 г. В связи с отсутствием возможности представить декларацию в электронном виде по причине блокировки возможности ее подачи данная корректирующая декларация была 30.12.2013 направлена по почте с описью вложения.
Считая действия работников МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО по воспрепятствованию возможности подать корректирующую декларацию в электронном виде незаконными, нарушающими права и интересы Общества на свободное осуществление предпринимательской деятельности, создавшими Обществу препятствия в исполнении возложенных на него законом обязанностей, повлекшими за собой вынужденное для организации нарушение требований законодательства в сфере оборота алкогольной продукции и во избежание возможных неблагоприятных последствий для Общества в дальнейшем (повторное, в течение года, искажение данных, указанных в декларациях, является основанием для аннулирования лицензии), ООО «Флагман» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанных действий.
МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО в представленном отзыве, доводы которого поддержаны представителем Управления в судебном заседании, ссылается на то, что действия по блокировке возможности подачи корректирующих деклараций с 02.12.2013 являются законными и обоснованными; признает тот факт, что возможность подачи корректирующей декларации была разблокирована 30.12.2013, в то время как проверочные мероприятия были окончены 06.12.2013; указывает, что выездной проверкой по декларации за 3 квартал 2013 не были выявлены факты искажения данных в сфере оборота алкогольной продукции, по результатам этой проверки Общество не привлекалось к административной ответственности в сфере декларирования оборота алкогольной продукции; блокировка возможности представить корректирующую декларацию не нарушила права и законные интересы Общества и не повлекла для Общества неблагоприятные последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выслушав доводы и пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 главы 24 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, основаниями для признания ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо установление совокупности двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспаривая действия должностных лиц МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу по воспрепятствованию подачи корректирующей декларации по форме №6 за 3 квартал 2013 г., ООО «Флагман» сослалось на нарушение Управлением пункта 20 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 №815 утверждены Правила.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Исходя из абзаца 12 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 №815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее – Правила № 815).
В силу пункта 20 Правил № 815 при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
Корректирующие декларации представляются до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии).
Во время проведения проверки деятельности организации (индивидуального предпринимателя) уполномоченными органами организация (индивидуальный предприниматель) не вправе представлять корректирующие декларации за проверяемый период.
Согласно материалам дела, возможность подачи Обществом корректирующих деклараций была заблокирована с 02.12.2013 на период проведения выездной плановой проверки, проводившейся в отношении Общества с 02.12.2013 по 06.12.2013.
Соответственно действия по блокировке возможности подачи корректирующих деклараций с 02.12.2013 по 06.12.2013 являются законными и обоснованными.
ООО «Флагман» оспаривает действия должностных лиц МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу, которые, по мнению заявителя, выразились в воспрепятствовании подачи корректирующей декларации за 3 квартал 2013 г. в период с 24 по 30 декабря 2013 г. и просит обязать МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу принять корректирующую декларацию ООО «Флагман» по форме №6 за 3 квартал 2013 г.
Однако, как установлено судом, в связи с отсутствием возможности представить декларацию в электронном виде по причине блокировки возможности ее подачи данная корректирующая декларация была 30.12.2013 направлена по почте с описью вложения и принята Управлением 09.01.2014, о чем свидетельствует штамп на первой странице декларации.
Вместе с тем материалами дела подтверждается факт необоснованной блокировки возможности подачи Обществом корректирующей декларации в период с 07.12.2012 по 30.12.2013.
По смыслу главы 24 АПК РФ к действиям органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
Из содержания статей 4, 198 АПК РФ следует, что защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.
ООО «Флагман» ссылается на то, что отсутствие возможности подать корректирующую декларацию в электронном виде создало препятствия в исполнении Обществом возложенных на него законом обязанностей, повлекло вынужденное для организации нарушение требований законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, а также повлекло риск наступления возможных неблагоприятных последствий для Общества в дальнейшем, поскольку повторное, в течение года, искажение данных, указанных в декларациях, является основанием для аннулирования лицензии, тем самым были нарушены права и интересы Общества на свободное осуществление предпринимательской деятельности.
Между тем в силу части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Определяющим свойством экономической деятельности является ее направленность на создание конкретных товаров и услуг путем объединения ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии, сырья и материалов) и производственного процесса (методические рекомендации Статистической комиссии ООН; Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17 (в редакции от 01.02.2002).
Действия, связанные с подачей организацией корректирующей декларации об обороте алкогольной продукции, не могут быть отнесены к предпринимательской или иной экономической деятельности, соответственно, оспариваемые действия МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу не могут нарушать права и интересы ООО «Флагман» в сфере этой деятельности.
При этом никаких доказательств наступления для Общества неблагоприятных последствий, связанных с отсутствием возможности подать в электронной форме корректирующую декларацию в период с 24 по 30 декабря 2013 г. заявителем в материалы дела не представлено.
Доводы Общества о возможном наступлении в будущем неблагоприятных последствий судом во внимание не принимаются, поскольку в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. На основании части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Судом по настоящему делу не установлено фактов и обстоятельств, свидетельствующих о совершении МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО действий, направленных на нарушение прав и интересов заявителя, а также не установлено наступление от этих действий каких-либо негативных последствий для заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с наличием которых законодательство связывает возможность признания оспариваемых действий незаконными.
При изложенных обстоятельствах заявление не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная при обращении в суд государственная пошлина в сумме 2 000 руб. относится на заявителя, чьи требования судом не удовлетворены.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд и в двухмесячный срок после вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа путем подачи жалоб через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Копылова Н.Л.