ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-16623/2017 от 23.04.2018 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                      дело № А73-16623/2017

23 апреля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23 апреля 2018 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Гавриш О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Катковой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению Федерального бюджетного учреждения «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680020, <...>)

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680000, <...>)

о признании недействительными предписаний от 13.10.2017 №№ ТБ-ВТ-13/10/2017/596, ТБ-ВТ-13/10/2017/597

при участии в судебном заседании представителей:

от ФБУ «Администрация Амурводпуть» – ФИО1 по доверенности от 09.01.2018 №09; ФИО2 по доверенности от 09.01.2018 №05;

от Управления – не явились,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» (далее – Учреждение, ФБУ «Администрация Амурводпуть») с учетом уточнений обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора) о признании недействительными предписаний от 13.10.2017 №№ ТБ-ВТ-13/10/2017/596, ТБ-ВТ-13/10/2017/597.

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора извещено надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило.

На основании части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора.

В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителей заявителя судом установлены следующие обстоятельства.

На основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2017 год, распоряжений от 06.09.2017 №№ 596-р, 597-р с учетом изменений, внесенных распоряжениями от 28.09.2017 № 661-р, 662-р, специалистами УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора проведена плановая выездная проверка в отношении ФБУ «Администрация Амурводпуть» и его филиала (место фактического осуществления деятельности <...>) соответственно, с целью осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности. 

В ходе проведения проверки УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора было установлено нарушение ФБУ «Администрация Амурводпуть» подпункта 4 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 (далее – Требования № 678), выразившееся в представлении Учреждением в Федеральное агентство морского и речного транспорта не полных и не достоверных сведений об объекте транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ), ОТИ Ремонтно-отстойный пункт (далее – РОП), расположенный по адресам: <...>, реестровый номер РНО-0000426; <...>, реестровый номер РНО-0000437; <...>, реестровый номер РНО-0000422.

Нарушения, установленные в ходе проверки, были отражены в актах проверки от 13.10.2017 №№ ТБ-ВТ-13/10/2017/596, ТБ-ВТ-13/10/2017/597. 

13.10.2017 по результатам рассмотрения актов и материалов проверки ФБУ «Администрация Амурводпуть» были выданы предписания №№ТБ-ВТ-13/10/2017/596, ТБ-ВТ-13/10/2017/597, которыми с учетом определений от 21.11.2017 об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок Учреждению было предписано устранить нарушения, указанные в пунктах 1-3 предписаний, и документы, подтверждающие устранение указанных нарушений, представить в УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора в срок до 20.02.2018. О выполнении оспариваемых предписаний  сообщить в УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора до 20.02.2018 не позднее пяти дней со дня их выполнения.

Не согласившись с предписаниями от 13.10.2017 №№ ТБ-ВТ-13/10/2017/596, ТБ-ВТ-13/10/2017/597, Учреждение обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Рассмотрев доводы ФБУ «Администрация Амурводпуть», исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей заявителя, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно подпункту «з» пункта 5 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2016 № 686 утвержден Перечень участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры (далее - Перечень № 686).

В соответствии с пунктом 5 Перечня № 686 (в редакции, действовавшей до 12.01.2018) к объектам транспортной инфраструктуры относятся обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование:

а)  пассажирские остановочные железнодорожные пункты Малого кольца
Московской железной дороги - Площадь Гагарина, Кутузово, СИТИ, Лужники,
Владыкино, Гостиничная, Николаевская, Коптево, Войковская, Волоколамская,
Ходынка, Новопесчанная, ЗИЛ, Автозаводская, Дубровка, Волгоградская, Андроновка, Соколиная Гора, Измайловский парк, Черкизовская, Открытое шоссе, Варшавское шоссе, Новохохловская, Белокаменная, Ботанический сад, Хорошево, Шлепиха, Шоссе Энтузиастов, Рязанская, Ярославская, Севастопольский проспект;

б) производственные здания и сооружения, предназначенные для технического обслуживания и отстоя пассажирских вагонов локомотивной тяги, моторвагонного железнодорожного подвижного состава и локомотивов, входящие в состав вагонных, моторвагонных и локомотивных депо;

в)  здания, сооружения, устройства и оборудование, предназначенные для
ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра судов и иных плавучих объектов, расположенные в границах пунктов отстоя судов внутреннего водного плавания;

г)  сооружения, в том числе гидротехнические, имеющие устройства для
безопасного подхода судов и используемые (предназначенные для использования) в целях безопасной стоянки, загрузки, разгрузки и обслуживания судов, перевозящих грузы повышенной опасности, а также посадки, высадки и обслуживания пассажиров, в
составе причалов, портов (пристаней), дебаркадеров, стоечных судов, расположенных на внутренних водных путях;

д)   здания и сооружения, находящиеся на объектах транспортной
инфраструктуры либо прилегающие к ним, но не отнесенные к указанным объектам, предназначенные для обслуживания воздушных перевозок, приема и отправки воздушных судов;

е)    здания, сооружения, устройства и оборудование, используемые
(предназначенные для использования) в целях обслуживания пассажиров,
фрахтователей, перевозчиков, фрахтовщиков, транспортных средств и входящие в состав автобусных парков, троллейбусно-автобусных парков, троллейбусных и трамвайных парков (депо).

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 16-ФЗ, объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 Требований № 678 названные требования устанавливают требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта (далее - объекты транспортной инфраструктуры) и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - транспортные средства).

Таким образом, данные Требования № 678 применяются к категорированным ОТИ.

В силу пункта 2 Требований № 678 названный документ применяется в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры: морские терминалы; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности»; судоходные гидротехнические сооружения; объекты систем связи, навигации и управления движением судов, расположенные вне морских терминалов, акваторий морских портов и портов, расположенных на внутренних водных путях; искусственные острова, установки и сооружения, в том числе созданные на основе морских плавучих (передвижных) платформ, расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации; участки внутренних водных путей, а также иные обеспечивающие функционирование  транспортного  комплекса  здания,   сооружения,   устройства  и оборудование морского и речного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» и не отнесенные в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию.

Пунктом 5 Требований № 678 установлены обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Так в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 Требований № 678 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ обязаны представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об ОТИ для ведения реестра ОТИ и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона № 16-ФЗ, а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленным Министерством транспорта Российской Федерации.

В то же время согласно части 5 статьи 6 Закона № 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.2014 № 196 утвержден Перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта.

К таким объектам транспортной инфраструктуры в соответствии с данным Перечнем относятся на речном транспорте пункты отстоя судов.

Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации пункт отстоя представляет собой часть поверхностного водного объекта и (или) комплекс сооружений, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, стоянки судов, технического осмотра судов и плавучих объектов.

В оспариваемых предписаниях от 13.10.2017 №№ ТБ-ВТ-13/10/2017/596, ТБ-ВТ-13/10/2017/597 в качестве объекта транспортной инфраструктуры названы следующие ОТИ:

- РОП, расположенный по адресу <...>;

- РОП, расположенный по адресу <...>;

- РОП, расположенный по адресу <...>.

При этом иные ОТИ в оспариваемых предписаниях не указываются.

Согласно письму Федерального агентства морского и речного транспорта от 09.02.2017 № УТБ-277 РОП, расположенные по адресам: <...>; <...>; <...> исключены из Реестра категорированных ОТИ транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта.

Кроме этого, в оспариваемых предписаниях не указано, когда заявителем было совершено нарушение подпункта 4 пункта 5 Требований № 678 и в чем оно выразилось,  в чем состоит не полнота и не достоверность сведений об ОТИ, представленных Учреждением  в Федеральное агентство морского и речного транспорта для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона № 16-ФЗ.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о неправомерном вменении Учреждению нарушения положений пункта 5 Требования № 678.

Иные доводы заявителя рассмотрены и отклонены судом как не имеющие правового значения для разрешения спора.

Кроме этого письмом от 14.12.2017 № УТБ-3678 Федеральное агентство морского и речного транспорта, являющееся компетентным органом, которому предоставляется информация для проведения категорирования, предусмотренного статьей 6 Федерального закона № 16-ФЗ, сообщило, что РОП ФБУ «Администрация Амурводпуть», расположенные по адресам: <...>; <...>; <...>, а также расположенные в их границах здания, сооружения, устройства и оборудование, предназначенные для
ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра судов и иных плавучих объектов, расположенные в границах пунктов отстоя судов внутреннего водного плавания, являются ОТИ, не подлежащими категорированию. Учреждение представило в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, а также исключения данных объектов из Реестра. На основании пункта 11 Порядка ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 29.01.2010 № 22 и представленных данных
Федеральное агентство морского и речного транспорта приняло решение об исключении вышеперечисленных РОП из Реестра.

Необходимо отметить, что с 12.01.2018 из пункта 5 Перечня № 686 исключен подпункт «в», относящий к ОТИ здания, сооружения, устройства и оборудование, предназначенные для ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра судов и иных плавучих объектов, расположенные в границах пунктов отстоя судов внутреннего водного плавания.

В связи с этим, решением УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 15.01.2018 оспариваемые предписания были отозваны, поскольку на заявителя не может быть возложена обязанность по исполнению Требований № 678.

С учетом вышеизложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению, а предписания от 13.10.2017 №№ ТБ-ВТ-13/10/2017/596, ТБ-ВТ-13/10/2017/597 подлежат признанию недействительными.

Судебные расходы ФБУ «Администрация Амурводпуть», понесенные им в связи с уплатой государственной пошлины в сумме 6 000 рублей по платежным поручениям от 20.10.2017 № 698879, от 29.12.2017 № 743394 за рассмотрение дела в суде на основании статьи 110 АПК РФ подлежат возмещению заявителю за счет УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Федерального бюджетного учреждения «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» удовлетворить.

Признать недействительным предписание  Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 13.10.2017 № ТБ-ВТ-13/10/2017/596.

Признать недействительным предписание  Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 13.10.2017 № ТБ-ВТ-13/10/2017/597.

Взыскать с Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу Федерального бюджетного учреждения «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                        О.А.Гавриш