АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-1666/2014
12 марта 2014 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Калашникова А.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой М.Д.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - представитель не явился;
от лица, привлекаемого к ответственности - представитель не явился.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 11.03.2014г. по 12.03.2014г.
Сущность дела: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора (далее – Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыва не представил.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, по имеющимся материалам.
В соответствии со статьей 155 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 12 от 17.02.2011г. в судебном заседании протоколирование с использованием средств аудиозаписи не велось, поскольку представители сторон в судебное заседание не явились.
Суд завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).
Изучив материалы дела, судом установлено следующее.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснофлотскому району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 304272509200010, ИНН <***>.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, предприниматель осуществляет на основании лицензии АСС-27-034703, выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора 20.04.2009.
На основании приказа начальника Управления от 22.01.2014г. № 07-022 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 была проведена плановая выездная проверка с 03.02.2014г. по 11.02.2014г.
В ходе проверки выявлены грубые нарушения лицензионных требований, а именно ИП ФИО1:
- не обеспечил соблюдение режима рабочего времени и времени отдыха водителей, в части продолжительности ежедневной работы (смены), так 15.01.2014г. (путевой лист №12 от 15.01.2014 г.) у водителя ФИО2, продолжительность ежедневной рабочей смены составила 13 часов 00 мин, проходил предрейсовый медицинский осмотр перед выездом на линию в 5 часов 30 мин, а послерейсовый осмотр в 21 часов 00 мин (с учетом времени на разрыв 2 часа и перерыв на обед 30 мин); 23.01.2014г. (путевой лист № 20 от 23.01.2014 г.) у водителя ФИО3, продолжительность ежедневной рабочей смены составила 13 часов 25 мин, проходил предрейсовый медицинский осмотр перед выездом на линию в 5 часов 40 мин, а послерейсовый в 22 час 50 мин (с учетом времени на разрыв 2 часа и перерыв на обед 38 мин), при установленной продолжительность ежедневной работы (смены) не более 12 часов; межсменное время отдыха у водителя ФИО3 составляет 7 час 15 мин, заехал в гараж 20.12.2013 г. в 22 часа 40 мин (путевой лист № 315 от 20.12.2013 г.), а выехал на линии 21.12.2013 в 5 часов 55 мин (путевой лист № 316 от 21.12.2013 г.), при норме не менее 12 часов, у водителя ФИО2 составляет 7 часов 05 мин, заехал в гараж 20.01.2014 г. в 22 часа 40 мин (путевой лист № 17 от 20.01.2014 г.), а выехал на линию 21.01.2014 г. в 5 часов 45 мин (путевой лист № 18 от 21.01.2014 г.), при норме не менее 12 часов;
- не организовал ежемесячную сверку с территориальными органами внутренних дел дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, принадлежащих предприятию, журналы учета дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движенияне ведутся;
- не обеспечил проведение инструктажей по безопасности движения с водительским составом;
- не обеспечивается техническое обслуживание и ремонт транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения, а именно не выдерживаются нормы пробегов между техническими обслуживаниями транспорта, так автобус DAEWOOBS-106, государственный регистрационный номер <***>, техническое обслуживание (ТО-1) проходил 05.01.2014 года, (показания одометра 99691 км) и 24.01.2014 г (показания одометра 106468 км), пробег между обслуживаниями составил 6777 км, при норме 2500 км.
По результатам проверки составлен акт от 11.02.2014г. № 028.
11.02.2014г.главным государственным инспектором Дальневосточного межрегионального УГАДН ФСНСТ ФИО4 в отношении индивидуального предпринимателяФИО5, с его участием,составлен протокол об административном правонарушении 27№ 005735/45 по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Ознакомившись с протоколом об административном правонарушении, предприниматель с фактами нарушений согласился.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных предпринимателями, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно подпункта «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 одним из лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, установленных статьёй 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения (ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. № 15 (далее – Положение), установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.
Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.
При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Согласно пункту 25 Положения от 20.08.2004 № 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Материалами дела установлено, что у водителя ФИО2 15.01.2014г. (путевой лист №12 от 15.01.2014 г.) продолжительность ежедневной рабочей смены составила 13 часов 00 мин; 23.01.2014г. (путевой лист № 20 от 23.01.2014г.) у водителя ФИО3, продолжительность ежедневной рабочей смены составила 13 часов 25 мин.; межсменное время отдыха у водителя ФИО3 составляет 7 час 15 мин, заехал в гараж 20.12.2013 г. в 22 часа 40 мин (путевой лист № 315 от 20.12.2013 г.), а выехал на линию 21.12.2013 в 5 часов 55 мин (путевой лист № 316 от 21.12.2013 г.), при норме не менее 12 часов, у водителя ФИО2 составляет 7 часов 05 мин, заехал в гараж 20.01.2014 г. в 22 часа 40 мин (путевой лист № 17 от 20.01.2014 г.), а выехал на линию 21.01.2014 г. в 5 часов 45 мин (путевой лист № 18 от 21.01.2014 г.), при норме не менее 12 часов, тем самым ИП ФИО1 не обеспечил соблюдение режима рабочего времени и времени отдыха водителей.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» (далее – Правила), учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия.
Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется, в том числе, владельцами транспортных средств (пункт 4 Правил).
Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения (пункт 15 Правил).
Согласно пункту 16 Правил, форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Соответствующая форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств утверждена Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 2 апреля 1996 г. № 22.
Пунктом 17 Правил предусмотрено, что владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.
В силу пункта 18 Правил, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Материалами дела подтверждается факт нарушения предпринимателем ФИО1 вышеуказанных нормоположений. В материалах дела имеется копия журнала служебного расследования ДТП, ИП ФИО1 начат - май 2006г., последняя запись датирована 2008 годом.
Министерством автомобильного транспорта РСФСР разработан и утвержден руководящий документ - Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 от 20.01.1986, данный документ носит межведомственный характер, способствует реализации положений ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ об организации работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соответствия работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок.
Согласно Положению установлены следующие виды инструктажа водительского состава: вводный; предрейсовый; периодический; сезонный; специальный. В соответствии с пунктом 1.7 вышеуказанного Положения, отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности движения делается (под их расписку) в соответствующем журнале (Приложение 1).Допуск водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается.
Как следует из акта проверки, ИП ФИО1 не проводятся инструктажи по безопасности движения с водительским составом.
Согласно статьи 18 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
Проверкой установлено, что ИП ФИО1, а не выдерживаются нормы пробегов между техническими обслуживаниями транспорта, так автобус DAEWOOBS-106, государственный регистрационный номер <***>, техническое обслуживание (ТО-1) проходил 05.01.2014 года, (показания одометра 99691 км) и 24.01.2014 г (показания одометра 106468 км), пробег между обслуживаниями составил 6777 км, при норме 2500 км.
Поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В данном случае перечень грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий установлен в пункте 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
В силу указанного пункта, под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «г» - «и» пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Вменяя предпринимателю предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ административное правонарушение, административный орган исходил из того, что предприниматель ФИО1 неоднократно привлекался к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», что подтверждается решениями Арбитражного суда Хабаровского края от 25.04.2013г. по делу № А73-2435/2013.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя ФИО1 признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения административным органом доказан. При этом он подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 11.02.2014г. № 005735/45; актом проверки от 11.02.2014г. №028.
Вина предпринимателя выражается в грубом нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность предпринимателя, судом по материалам дела не установлено, в связи с чем суд считает возможным применить к правонарушителю меру наказания в виде минимального размера штрафной санкции, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН <***>, КПП 272401001, ОКТМО 08701000001, счет № 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611690040046000140 – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск».
Порядок, сроки привлечения предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, исходя из обстоятельств совершения административного правонарушения, судом не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 4.1, частью 4 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 206, 229 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с. Владимировка, Смидовичского района, ЕАО, проживающего: 680054, <...>, зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснофлотскому району г. Хабаровска 01.04.2004 г. за основным государственным регистрационным номером 304272509200010, ИНН <***> привлечь к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть штрафу в размере 4000 (четырех тысяч) рублей в доход бюджета города Хабаровска.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников