ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-16717/09 от 09.11.2009 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-16717/2009

«16» ноября 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 09.11.2009. Полный текст решения изготовлен 16.11.2009.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе

судьи И.А. Мильчиной,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрел в судебном заседании дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Коммунальник»

об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 26.08.2009 № 661/09-Ю

При участии в судебном заседании:

от административного органа – консультанта отдела по правовой, кадровой работе и административной практике Полякова В.Н., действующего по доверенности от 14.09.2009 № 01-31/5022.

установил: общество с ограниченной ответственностью «Коммунальник» (далее – ООО «Коммунальник») обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 26.08.2009 № 661/09-Ю о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40000 рублей.

В судебном заседании представитель административного органа с заявленным требованием не согласился. Позицию огласил согласно отзыву на жалобу.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 05.11.2009 по 09.11.2009.

Судом по материалам дела установлено следующее.

На основании обращения жильцов жилых домов №№ 23,28 по ул. Зеленой, №№ 210,217,219,221 по ул. Северная в гор. Николаевске-на-Амуре Хабаровского края на ненадлежащее исполнение обязанностей ООО «Коммунальник» по обслуживанию муниципального жилищного фонда, Николаевской-на-Амуре городской прокуратурой совместно с Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края проведена проверка технического состояния жилых домов.

По результатам проверки выявлено несоответствие состояния жилого дома № 210 требованиям пунктов 4.1.1., 4.2.1.3., 4.6.1.1., 4.6.1.28., 4.9.1.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

15.06.2009 Николаевским-на-Амуре городским прокурором по данному факту в отношении ООО «Коммунальник» возбуждены дела об административных правонарушениях по статье 7.22. КоАП РФ.

Законный представитель общества – директор Михайлов Д.Г. на совершение указанных процессуальных действий не явился. О времени и месте возбуждения дел об административных правонарушениях (15.06.2009 в 14 часов 30 минут в гор. Николаевске-на-Амуре, ул. Ленина, 4, кабинет 6) был уведомлен прокуратурой, о чем имеется роспись указанного лица в объяснениях, данных последним в прокуратуре 10.07.2009.

Материалы проверки для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности направлены прокуратурой по подведомственности в Государственную жилищную инспекцию Правительства Хабаровского края.

Определениями от 12.08.2009 (№№661/09-ю, 662/09-ю) инспекцией рассмотрение дел назначено на 26.08.2009 в 10 часов 00 минут и 10 часов 10 минут по адресу: гор. Хабаровск, ул. Фрунзе, дом 71, кабинет 304.

Указанные определения направлены факсимильной связью в адрес общества и получены последним 21.08.2009, о чем имеются входящие штампы на определениях за номерами 817 и 818.

Определением от 26.08.2009 административные дела №№ 661/09-Ю и 662-09-Ю объединены в одно производство, делу присвоен общий номер 661/09-Ю.

26.08.2009 начальник Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя при его надлежащем уведомлении, вынес постановление № 661/09-Ю, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22. КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 40000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его законность в арбитражный суд.

Заслушав пояснения участника процесса, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Статьей 7.22. КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровья граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 утверждено «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (далее – Положение), включающее в себя правила и нормы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Пунктом 3.1. Положения установлено, что техническое обслуживание зданий включает в себя работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.

Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.

Согласно пунктам 4.1.1., 4.2.1.3., 4.6.1.1., 4.6.1.28., 4.9.1.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация. Допустимая ширина раскрытия трещин в панелях 0,3 мм, в стыках - 1 мм. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки. Не допустима закупорка торцов балок антисептиками, гидроизоляцией. Не допустимо увлажнение конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования. Обязательно наличие гидроизоляционного слоя между древесиной и кладкой. Для конструкций из сборного или монолитного железобетона должна быть обеспечена прочность защитного слоя, отсутствие коррозии арматуры, прогибов, трещин, выбоин в кровельных несущих конструкциях. Неисправности печей: неравномерный нагрев поверхностей, трещины в печах и трубах, щели вокруг разделки и выпадение из нее кирпичей, плохая тяга, перегревание и разрушение топливной камеры и дымоходов, повреждение топочной арматуры и ослабление ее в кладке, разрушение боровов и оголовков труб, а также обледенение оголовков дымовых газовых труб следует устранять по мере выявления недостатков, не допуская ухудшения состояния конструкций.

Как установлено судом по материалам дела, при проверке соответствия технического состояния помещений жилого дома № 210, расположенного по ул. Северная в гор. Николаевске-на-Амуре, Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, было установлено несоответствие их требованиям пунктов 4.1.1., 4.2.1.3., 4.6.1.1., 4.6.1.28., 4.9.1.3. указанных Правил. В частности, имело место разрешение фундамента дома в виде трещин и отколов. При осмотре квартиры № 1 указанного дома, в комнате с северной стороны под подоконником имелись темно-серые пятна на стене общей площадью примерно 7 кв.м.; с южной стороны квартиры в комнате сгнил и частично разрушен подоконник; на стенах видны волосяные трещины по штукатурному слою; на потолке также имеются волосяные трещины на штукатурном слое; на стене между кухней и комнатой видно отслоение от основной конструкции штукатурного слоя примерно 0,5 кв.м.; на кухне на стене с западной стороны в верхнем углу видно темно-серое пятно размером примерно 20 кв.см, предположительно от протечек кровли; в верхнем углу между стеной и потолком (в сопряжении) имеется светло-коричневое пятно примерно 40 кв.см. от протечек кровли. При обследовании квартиры снаружи здания выявлено, что частично разрушен штукатурный слой печной трубы.

Согласно имеющемуся в материалах дела договору на выполнение функций по обслуживанию муниципального жилищного фонда городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» от 31.12.2008 № 54-08, заключенному между собственником жилого дома Администрацией городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», именуемый в дальнейшем «Администрация» и ООО «Коммунальник», именуемый в дальнейшем «Общество», Администрация поручает, а Общество обязуется обеспечить обслуживание жилых помещений муниципального жилищного фонда городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» и общего имущества в многоквартирных домах в части доли квартир, составляющих муниципальный жилищный фонд городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре».

Жилой дом № 210, расположенный по ул. Северная в гор. Николаевске-на-Амуре, входит в перечень жилых помещений муниципального жилищного фонда, являющегося неотъемлемой частью договора от 31.12.2008 № 54-08.

Согласно пунктам 2.3.1., 2.3.3 договора, Общество обязано обеспечить обслуживание муниципального жилищного фонда в соответствии с действующими Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме. Осуществлять контроль за техническим состоянием муниципального жилищного фонда городского поселения.

Доказательства надлежащего исполнения обществом обязательств, взятых на себя по договору на выполнение функций по обслуживанию муниципального жилищного фонда городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» от 31.12.2008 № 54-08, в материалах дела отсутствуют. Обратного заявителем не доказано.

Вышеизложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о правомерности квалификации административным органом бездействий ООО «Коммунальник» по статье 7.22. КоАП РФ.

Факт административного правонарушения, выразившийся в несоблюдении правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений и вина организации подтверждаются имеющимися в материалах дела административными производствами.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих, что им в соответствии с требованиями пунктов 2.1.1., 2.1.2., 2.1.5. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда был проведен весенний осмотр и обследование имущества жилого дома, по результатам которого составлены перечни мероприятий и установлены объемы работ, необходимые для подготовки жилого дома и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период, уточнены объекты по текущему ремонту, а также определены неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта. Отсутствуют доказательства обращения общества к собственнику жилого дома с предложением о необходимости принятия решения о проведении работ по его текущему и капитальному ремонту, их финансировании.

Таким образом, вина общества состоит в том, что оно, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества жилого многоквартирного дома, не приняло всех мер по надлежащему содержанию жилого дома в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик его надежности и безопасности, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц, муниципального имущества, хотя имело реальную возможность для их соблюдения.

Подлежит отклонению как несостоятельный довод общества относительно того, что оно не является субъектом ответственности.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22. КоАП РФ, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил их содержания и ремонта.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, субъектами указанного административного правонарушения является лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества (арендатор, наниматель), а именно: жилищно-эксплуатационные, эксплуатационные организации и их управляющие; подрядные организации; администрации органов местного самоуправления; межведомственные комиссии; собственники жилых домов; другие органы и их должностные лица.

В силу договора на выполнение функций по обслуживанию муниципального жилищного фонда городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» от 31.12.2008 № 54-08, ООО «Коммунальник» является субъектом правонарушения, поскольку по договору с собственником именно оно приняло на себя полномочия по техническому содержанию муниципального жилищного фонда в соответствии с действующими Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора довод заявителя относительно не проведения муниципалитетом конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 251-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 18 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела YIII Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в силу раздела 3 договора на выполнение функций по обслуживанию муниципального жилищного фонда городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» от 31.12.2008 № 54-08, договор сохраняет свое действие до выбора способа управления многоквартирными домами в порядке, установленном жилищным законодательствам.

Конкурс по выбору управляющей организации в гор. Николаевске-на-Амуре администрацией не проводился.

Установленные по делу обстоятельства, позволяют сделать вывод, что у административного органа имелось достаточно данных для привлечения ООО «Коммунальник» к административной ответственности по статье 7.22. КоАП РФ, факт административного правонарушения и вина общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 26.08.2009 № 661/09-Ю незаконным и его отмены, дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне.

Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 «Назначение административного наказания» КоАП РФ по низшему пределу санкции.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административных производств судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требования обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальник» о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 26.08.2009 № 661/09-Ю о привлечении общества к административной ответственности пол статье 7.22. КоАП РФ отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья И.А. Мильчина