ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-17070/09 от 23.12.2009 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Хабаровск Дело № А73 -17070/2009

29 декабря 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2009г. Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2009 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Стёпиной С.Д.,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»

к  Финансовому управлению администрации Амурского муниципального района

о  признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Амурского муниципального района, выразившегося в не приостановлении расходных операций на лицевых счетах учреждений

при участии:

от заявителя - ФИО1, доверенность №7/60 от 01.02.2009г., ведущий юрисконсульт;

от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом

установил:

Открытое акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Амурского муниципального района, выразившегося в не приостановлении расходных операций на лицевых счетах Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7 г.Амурска», Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Амурска», Муниципального образовательного учреждения Средняя (полная) общеобразовательная школа №3 г.Амурска, Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №9, Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №2» г.Амурска, Муниципального образовательного учреждения специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат 8 вида, Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №52 г.Амурска и Амурского муниципального района Хабаровского края», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №49 общеразвивающего вида», Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края в связи с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ при исполнении листов, выданных Арбитражным судом Хабаровского края.

Обязать Финансовое управление администрации Амурского муниципального района приостановить расходные операции на лицевых счетах Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7 г.Амурска», Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Амурска», Муниципального образовательного учреждения Средняя (полная) общеобразовательная школа №3 г.Амурска, Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №9, Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №2» г.Амурска, Муниципального образовательного учреждения специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат 8 вида, Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №52 г.Амурска и Амурского муниципального района Хабаровского края», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №49 общеразвивающего вида», Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида, до момента устранения нарушений требований Бюджетного кодекса РФ, связанных с исполнением исполнительных листов, выданных арбитражным судом Хабаровского края.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители Финансового управления администрации Амурского муниципального района не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии со статьями 121, 122 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

На основании решений Арбитражного суда Хабаровского края о взыскании в пользу ОАО «Дальневосточная генерирующая компания задолженности за потребленную тепловую энергию с учреждений г.Амурска:  МОУ СОШ № 7,   МОУ СОШ № 5, МОУ СОШ № 3, МОУ СОШ № 9, МДОУ Дет­ский дом № 2, МОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида, МДОУ Д/сад № 52, МДОУ Д/сад № 49, Муниципальная специ­альная (коррекционная) образовательное учреждение для обучающихся (воспи­танников) с отклонениями в развитии - Специальная (коррекционная) общеобра­зовательная школа-интернат 8 вида, а при отсутствии у муниципальных образова­тельных учреждений денежных средств с Муниципального образования Амурский му­ниципальный район в лице Финансового управления администрации Амурского муни­ципального района за счет средств бюджета Амурского муниципального района в об­щей сумме 5 073 516 руб. 53 коп, выданы исполнительные листы в количестве 12 штук.

В соответствии с порядком исполнения судебных актов, данные исполнительные листы предъявлены взыскателем для исполнения в Финансовое управ­ление администрации Амурского муниципального района.

Исполнительные документы до настоящего времени не исполнены.

Для урегулирования вопроса по погашению образовавшейся задолженности между ОАО «ДГК» и Муниципальным образованием «Амурский муниципальный рай­он Хабаровского края» 21.03. 2008г было утверждено соглашение о реструктуриза­ции задолженности бюджетных учреждений, предусматривающее рассрочку платежей до 01.07.2009г.

Со стороны Администрации муниципального образования гарантии своевременного поступления платежей даны в виде графика.

Однако, ввиду ненадле­жащего исполнения принятых Администрацией г.Амурска обязательств по погаше­нию долгов бюджетных учреждений, Соглашение от 21.03.2008г. расторгнуто с 01.02.2009г.

С учетом заключения Соглашения о реструктуризации задолженности от 21.03.2008г. по всем указанным выше исполнительным листам, с момента его расторжения, с 01.02.2009г. просрочка исполнения судебных актов значительно превышает установ­ленный законом срок.

Заявитель просит признать незаконным бездействие Финансового управления администрации Амурского муниципального района, выразившегося в не приостановлении расходных операций на лицевых счетах муниципальных учреждений и обязать приостановить расходные операции на лицевых счетах учреждений до момента устранения нарушений требований Бюджетного кодекса РФ, связанных с исполнением исполнительных листов, в связи с чем, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 242.5 БК РФ, исполнение судебных актов на осно­вании исполнительных листов, поступивших в орган осуществляющий открытие и ве­дение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, осуществляется в 3-х месячный срок со дня поступления их на исполнение.

При нарушении должником требований установленных ст. 245.2 БК РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджет­ных учреждении, приостанавливает до момента устранения нарушений осуществление всех операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов должник направляет главно­му распорядителю средств местного бюджета, в ведении которого он находится, за­прос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджет­ных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения ис­полнительного документа.

Согласно статье 52 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет) который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования (в т.ч. исполнение судебных актов).

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Принимаемый ежегодного бюджет Амурского муниципального района формируется таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих структур местного самоуправления и бюджетных учреждений (решения и действия которых стали причиной вынесения судебных решений), и не привела к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав граждан, решений вопросов местного значения и переданных государственных полномочий.

Подпунктами 3, 4 пункта 1 решения Собрания депутатов от 26.12.2007г. № 440 «О бюджете Амурского муниципального района на 2008 год» установлен верхний предел муниципального внутреннего долга на 2008 год в сумме 240000000 рублей и предельный размер дефицита бюджета района в сумме 24089999 рублей.

В тоже время согласно Приложению № 3 к решению Собрания депутатов Амурского муниципального района от 26 декабря 2007 г. № 440 «О бюджете Амурского муниципального района на 2008 год», на исполнение судебных актов запланировано 8000000 рублей, что меньше суммы необходимой для оплаты поступивших на исполнение исполнительных листов.

По состоянию на 01.01.2009г. в Финансовое управление администрации Амурского муниципального района поступило на исполнение 171 исполнительный лист на общую сумму 181 336 059 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Хабаровского края от 28.11.2007г. № 166 «О краевом бюджете на 2008 год» утвержден объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов края в сумме 2 108 876 тыс. руб.

Амурскому муниципальному району распределено 253 632 тыс. руб., что подтверждает дотационный характер бюджета Амурского муниципального района.

Подпунктами 3,4 пункта 1 решения Собрания депутатов от 17.12.2008 г. № 577 «О бюджете Амурского муниципального района на 2009 год» установлен верхний предел муниципального долга на 2009 год в сумме 113378,0 рублей и прогнозируемый дефицит бюджета районного бюджета в сумме 11337,8 тыс. рублей.

На исполнение судебных актов также запланировано 8 000000 рублей.

Согласно Справочной таблице к отчету об исполнении местного бюджета по состоянию на 01.01.2009 г. кредиторская задолженность муниципального района в целом составляет 98 577 984,64 рубля.

В силу пункта 5 статьи 6 Закона Хабаровского края от 26.11.2008 № 216 «О краевом бюджете на 2009 год» распределены субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств в соответствии со статьями 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в сумме 2262894,6 тыс. руб.

Амурскому муниципальному району распределено 249745,3 тыс. руб., что подтверждает дотационный характер бюджета Амурского муниципального района.

В Амурском муниципальном районе в целом наблюдается рост кредиторской задолженности.

Согласно рекомендациям Правительства края приоритетным направлением является выплата заработной платы работникам бюджетной сферы (телеграмма от 09.06.2009 г.).

Из представленных ответчиком в материалы дела бюджетно-учетных документов причиной невозможности погашения долга в полном объеме является большой объем дефицитности местного бюджета, отсутствие доходов, достаточных для его покрытия.

Ответчиком принимаются необходимые меры, направленные на исполнение судебных актов.

Как видно из представленной деловой переписки, Главой района систематически направляются в адрес губернатора Хабаровского края, в Правительство Хабаровского края, в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, в Министерство финансов Хабаровского края запросы о выделении дотации на обеспечение сбалансированности местного бюджета для погашения задолженности за теплоэнергию, субсидии на выравнивание обеспеченности муниципального образования.

В информационном письме от 13.04.2009 г. № 03-24, направленном в адрес Министерства финансов края, отражена работа, проведенная финансовым управлением в целях повышения доходов местного бюджета.

С руководством филиала ХТСК СП «КТС» ОАО «ДГК» ежемесячно ведутся переговоры с последующим подписанием протоколов об обязательствах оплаты задолженности в очередном месяце.

После подачи заявления в суд ответчиком частично оплачен долг по исполнительным листам, предъявленным к исполнению в сумме 45 000 рублей.

Остаток долга по исполнительным листам, предъявленных к исполнению в Финансовое управление администрации Амурского муниципального района составляет 5 028 516 руб. 53 коп.

Приостановление расходных операций на лицевых счетах образовательных и дошкольных учреждений повлечет за собой прекращение их деятельности, финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств, нецелевое использование бюджетных средств.

На основании вышеизложенного, в удовлетворении требований заявителю отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

  В удовлетворении требований Открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Амурского муниципального района, выразившегося в не приостановлении расходных операций на лицевых счетах Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7 г.Амурска», Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Амурска», Муниципального образовательного учреждения Средняя (полная) общеобразовательная школа №3 г.Амурска, Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №9, Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №2» г.Амурска, Муниципального образовательного учреждения специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат 8 вида, Муниципального дошкольного образовательного учреждению «Детский сад комбинированного вида №52 г.Амурска и Амурского муниципального района Хабаровского края», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №49 общеразвивающего вида», Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края.

Об обязании Финансового управления администрации Амурского муниципального района приостановить расходные операции на лицевых счетах Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7 г.Амурска», Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Амурска», Муниципального образовательного учреждения Средняя (полная) общеобразовательная школа №3 г.Амурска, Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №9, Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №2» г.Амурска, Муниципального образовательного учреждения специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат 8 вида, Муниципального дошкольного образовательного учреждению «Детский сад комбинированного вида №52 г.Амурска и Амурского муниципального района Хабаровского края», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №49 общеразвивающего вида», Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида, до момента устранения нарушений требований Бюджетного кодекса РФ, связанных с исполнением исполнительных листов отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Судья С.Д. Стёпина