Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-17154/2019
20 декабря 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 16.12.2019 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 20.12.2019 г.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Цой О. А.
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о привлечении товарищества собственников жилья «Олимп» к административной ответственности по части 1 статьи 14.43. КоАП РФ,
при участии:
В судебное заседание явились:
от заявителя - ФИО1 по доверенности № 25 от 26.12.2018;
от лица, привлекаемого к ответственности - ФИО2 по доверенности от 09.10.2019, ФИО3 руководитель ТСЖ
Сущность спора: Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Дальневосточное управление Ростехнадзора, административный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Товарищества собственников жилья «Олимп» (далее – лица, привлекаемого к административной ответственности, ТСЖ) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель административного органа в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.
В судебном заседании представители ТСЖ против заявленных требований возражали по доводам отзыва.
Суд установил:
В период с 26 августа по 30 августа 2019 года в связи с проведением контрольных (надзорных) мероприятий была проведена плановая выездная проверка товарищества собственников жилья «Олимп» (далее -ТСЖ «Олимп») ОГРН <***> ИНН <***> расположенного по адресу: <...>, в соответствии с распоряжением Дальневосточного управления Ростехнадзора от 02.08.2019 № Р-А71-624 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица».
В ходе проверки установлено, что эксплуатация лифтового оборудования осуществляется с нарушениями обязательных требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» TP ТС 011/2011.
При осмотре опасного объекта - лифтов в доме 21 по улице Иртышской г. Хабаровска выявлен факт не соблюдения юридическим лицом ТСЖ «Олимп» обязательных требований Федеральных законов и нормативно-технических актов в области безопасности, в составе которого эксплуатируются лифт, выразившиеся в нижеследующем:
В шахтах лифтов дома 21 по улице Иртышской г. Хабаровска, не обеспечено наличие средств для создания уровня освещенности зон обслуживания, достаточного для безопасного проведения работ персоналом (недостаточное освещение в шахтах лифтов). НАРУШЕНЫ: п. 1 ст. 4 TP ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»., п. 1.28 Приложения 1 TP ТС 011/2011 «Безопасность лифтов».
На лифтах дома 21 по улице Иртышской г. Хабаровска, не обеспечены средства для создания обследованном лифте уровня освещённости зон обслуживания, достаточного для безопасного проведения работ персоналом (не освещены площадки перед входом в машинное помещение). НАРУШЕНЫ: п. 1.28 Приложения 1 TP ТС 011/2011 «Безопасность лифтов».
На грузо-пассажирском лифте зав. № 26051 дома 21 по лице Иртышской г. Хабаровска износ тяговых элементов превышает установленные нормы браковки (обрыв прядей). НАРУШЕНЫ: ст. 5 TP ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»; ГОСТ 3241-91; РД РОСЭК 012-97; заключение по результатам обследования № 41.3^оу 22.02.2019 п. 7 табл. 2.
На грузо-пассажирском лифте зав. № 26051 дома 21 по лице Иртышской г. Хабаровска отсутствуют средства для аварийного освещения кабин, предназначенных для перевозки людей, в том числе при перебоях в электроснабжении. НАРУШЕНЫ: п. 1 ст. 4 TP ТС 011/2011 1.6 Приложения V «Безопасность лифтов».
Диспетчер, лифтер осуществляющий диспетчерский контроль за лифтами подтверждает квалификационные характеристики в соответствии с требованиями профессионального стандарта и проходит обучение в учебных центрах по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта, (диспетчеры не обучены и не аттестованы в соответствии с требованиями Российского законодательства). НАРУШЕНЫ: ст. 5 TP ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» п. п. 11.3.1, 11.3.2 ГОСТ Р 55964-2014.
По результатам проверки был составлен акт № А-А71-624 от 30.08.2019 и выдано предписание об устранении нарушений № П-А71-624 от 30.08.2019 г.
Уведомлением от 30.08.2019 г. ТСЖ извещено о том, что составление протокола по выявленному факту состоится 03.09.2019 г. в 10-00. Указанное уведомление получено ТСЖ «Олимп» 30.08.2019 вх. № 1.
03.09.2019 г. главным государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за подъемными сооружениями и объектами котлонадзора Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО1 в отсутствии представителей ТСЖ, при надлежащем извещении, составлен в отношении ТСЖ «Олимп» протокол № 47-02-01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, рассматриваются арбитражными судами, в связи с чем, административный орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 14.43 КоАП РФ, являются изготовители, исполнители, продавцы продукции (индивидуальные предприниматели и юридические лица).
Объективную сторону правонарушения образуют противоправные действия, выразившиеся в нарушении требований технических регламентов или обязательных требований к продукции и процессам ее эксплуатации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон о техническом регулировании) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В силу статьи 2 названного Федерального закона техническим регламентом является документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 утвержден Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее - ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»).
Данный Технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности (пункт 2 статьи 1).
В силу статьи 1 ТР ТС 011/2011 указанный технический регламент распространяется на лифты и устройства безопасности лифтов, предназначенные для использования и используемые на территории государств - членов Таможенного союза. Действие ТР ТС 011/2011 распространяется на все лифты и устройства безопасности лифтов (буферы, ловители, ограничители скорости, замки дверей шахты, гидроаппараты безопасности).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 TP ТС 011/2011 настоящий Технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
Согласно пункту 2 статьи 3 ТР ТС 011/2011, лифты, устройства безопасности лифтов, выпускаемые в обращение, должны отвечать требованиям безопасности в течение всего назначенного изготовителем срока службы, при условии использования лифта, устройств безопасности по назначению, выполнении требований сопроводительной документации изготовителя в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Технического регламента.
В силу пункта 3 статьи 3 ТР ТС 011/2011, лифты, устройства безопасности лифтов, выпускаемые в обращение, должны комплектоваться сопроводительной документацией на государственном языке государства - члена Таможенного союза и (или) на русском языке.
Сопроводительная документация включает в себя:
- руководство (инструкцию) по эксплуатации;
- паспорт;
- монтажный чертеж;
- принципиальную электрическую схему с перечнем элементов;
- принципиальную гидравлическую схему (для гидравлических лифтов);
- копию сертификата на лифт, устройства безопасности лифта (с учетом пункта 2.7 статьи 6), противопожарные двери (при наличии).
Руководство (инструкция) по эксплуатации включает:
- инструкцию по монтажу, содержащую указания по сборке, наладке, регулировке, порядку проведения испытаний и проверок;
- указания по использованию и меры по обеспечению безопасности лифтов в период эксплуатации, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, освидетельствование, осмотр, ремонт, испытания;
- перечень быстро изнашиваемых деталей;
- методы безопасной эвакуации людей из кабины;
- указания по выводу из эксплуатации перед утилизацией
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ТР ТС 011/2011, для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, установленных приложением 1.
Класс энергетической эффективности указывается в технической документации на лифт и его маркировке.
В силу подпункта 3.1. пункта 3 статьи 4 ТР ТС 011/2011, для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования: использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя;
Статьей 5 ТР ТС 011/2011 предусмотрено, что соответствие лифтов и устройств безопасности лифтов настоящему техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований взаимосвязанных с настоящим техническим регламентом Таможенного союза стандартов. Выполнение на добровольной основе требований взаимосвязанных с настоящим техническим регламентом стандартов свидетельствует о соответствии лифтов и устройств безопасности лифтов требованиям настоящего технического регламента.
В Приложении 1 к ТР ТС 011/2011 изложены требования к безопасности лифтов.
В силу подпункта 1.6 пункта 1 Приложения 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», для обеспечения безопасности лифта должны выполняться следующие общие требования, в том числе, наличие средств для освещения кабины, предназначенной для перевозки людей, в том числе при перебое в электроснабжении;
В силу подпункта 1.28 пункта 1 Приложения 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» для обеспечения безопасности лифта должны выполняться следующие общие требования, в том числе, наличие средств для создания уровня освещенности зон обслуживания, достаточного для безопасного проведения работ персоналом.
"ГОСТ 3241-91. Межгосударственный стандарт. Канаты стальные. Технические условия" утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 21.11.1991 N 1775.
Ряд требований данного Технического регламента, несоблюдение которых установлено при проведении проверки, также предусмотрены ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.03.2010 № 41-ст.; ГОСТ Р 54999-2014 Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации; ГОСТ Р55964-2014 Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации
ГОСТ Р Р55964-2014 Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации", утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 06.03.2014 N 93-ст.
Согласно пункту 11.3.1 ГОСТ Р 55964-2014, диспетчер, осуществляющий диспетчерский контроль за лифтами подтверждает квалификационные характеристики в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
В силу пункта 11.3.2. ГОСТ Р 55964-2014, диспетчер в соответствии с требованиями соответствующего профессионального стандарта проходит обучение в учебных центрах по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта.
В соответствии с пунктом 11.3.3. ГОСТ Р 55964-2014, квалификация, полученная диспетчером при подготовке по профессии, подтверждается соответствующим документом (аттестатом, квалификационным удостоверением, сертификатом компетентности и т.п.).
Как следует из материалов дела, в ходе проверки административным органом было выявлено ряд вышеуказанных нарушений обязательных требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» TP ТС 011/2011.
Таким образом, административный орган обоснованно усмотрел в действиях (бездействии) Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доказательств принятия исчерпывающего перечня мер к недопущению нарушения, а также объективной невозможности его исполнения, суду не представлено.
Нарушений процедуры, сроков привлечения к ответственности судом не установлено.
Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста эксперт по оценке соответствия лифтов ФИО4 подтвердил, что на момент проведения им обследования лифтового оборудования ТСЖ «Олимп», имелись нарушения в ходе эксплуатации требований технического регламента.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ вышеуказанных обстоятельств позволяет сделать вывод, что в действиях Общества имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43. КоАП РФ.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в ходе судебного разбирательства судом не установлено.
Обстоятельством смягчающим ответственность суд признает факт принятия мер к устранению нарушений.
Оснований для применения статьи 2.9. КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, исходя из обстоятельств совершения административного правонарушения, судом не усматривается.
Согласно пункту 18 указанного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Таким образом, факт устранения нарушения не является основанием для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, рассматривая вопрос о назначенной меры ответственности, суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 3 данной статьи, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Пунктом 3.2 указанной статьи установлено, что п ри наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно пункту 3.3. указанной статьи, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ минимальный штраф для юридических лиц установлен в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании установлено, что лицо, привлекаемое к ответственности является товариществом собственников жилья, т.е. не является организацией, имеющей целью деятельности извлечение прибыли. Кроме того, судом установлен факт принятия мер к устранению ряда нарушений.
Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд находит возможным применить к правонарушителю размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, назначить административный штраф ниже низшего предела, снизив его размер в два раза, т.е. до 50.000 руб.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:– Получатель: Управление Федерального казначейства по городу Хабаровск (Дальневосточное управление Ростехнадзора), ИНН: <***>, КПП 272101001, расчетный счет № <***> ГРКЦГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск БИК 040813001, КБК: 49811643000016000140, ОКАТО 08401000000, УИН 0. С указанием номера дела – А73-17154/2019 и даты вынесения решения судом– 20.12.2019 г.
Исходя из вышеизложенного, Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
товарищество собственников жилья «Олимп», расположенное по адресу: 680006, <...>, зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности по части 1 статьи 14.43. КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа, применяемого ниже низшего предела, в размере 50.000 (пятьдесят тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Зверева А. В.