ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-17332/20 от 27.04.2021 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-17332/2020

27 апреля 2021 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 27 апреля 2021 г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе

судьи - Букиной Е. А.

при ведении протокола  секретарем судебного заседания – Миловановой А.С.

рассмотрев в судебном  заседании дело по иску Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053; 680020, г. Хабаровск, ул. Запарина, 5)

к обществу с ограниченной ответственностью «Модуль» (ОГРН 1032700246622, ИНН 2720017467, 680053, г. Хабаровск, ул. Калинина, д. 28)

о понуждении к исполнению договорных  обязательств

при участии:

от истца –  Кобзарь Е.В. (представитель по доверенности),  

от ответчика – Кизилов С.Ю.(представитель по доверенности), Маар И.В. (руководитель)

УСТАНОВИЛ:

Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Модуль» об обязании выполнить противопожарные мероприятия по договору № 0080/2008 от 18.11.2008 за 2019 год :  

- осуществить прочистку и обновление  противопожарных минерализованных полос  в объеме 7,4 км.,

- осуществить благоустройству зон отдыха граждан, прибывающих в лесах в объеме 6 шт.

Требования мотивирует наличием  указанного договора аренды, которым ответчик обязан к осуществлению противопожарных мероприятий,  и не исполнением  ответчиком в 2019 г. взятых на себя обязательств.

В судебном заседании 25.01.2021 представителем истца заявлено ходатайство об уточнении исковых требований в связи с выполнением ответчиком работ по благоустройству зон отдыха граждан, прибывающих в лесах -  просит обязать ответчика осуществить противопожарные мероприятия по договору № 0080/2008 от 18.11.2008 за 2019 год в виде прочистки и обновления противопожарных минерализованных полос 7,4 км.

От требований по обязанию к осуществлению благоустройства представитель истца отказалась.

Так же просит  взыскать с ответчика в доход федерального бюджета неустойку  на случай неисполнения судебного акта в размере 4 348 руб. 23 коп. за каждый день просрочки

В судебном заседании представитель истца уточнила исковые требования – просит обязать ответчика осуществить в срок до 01.06.2021 г. прочистку и обновление противопожарных минерализованных полос в объеме 7,4 км, в срок до 01.06. в следующих местах: в квартале № 30, выделах: № б(ч), 12(ч), 13(ч), 14(ч), 15(ч), 21(ч), 22(ч), 27(ч), 28(ч), 29(ч), 30(ч), 32(ч); в квартале № 31, выделах: № 1(ч), 19(ч); в квартале № 35, выделах: № 19(ч), 25(ч), 27(ч), 28(ч), 30(ч), 35(ч); в квартале № 39, выделах: № 5(ч), 7(ч), 8(ч), 9(ч), 10(ч), 11(ч), 12(ч), 13(ч), 15(ч), 17(ч), 19(ч), 25(ч), 26(ч), 27(ч) Халбинского участкового лесничества, Нижнетамбовского лесничества.

Уточнения приняты судом в порядке ст. 49 АПК.

  Уточненные исковые требования представитель истца поддержала в полном объеме.  Привела возражения по доводам ответчика. Пояснила, что до 2019 г. арендатор производил прочистку и обновление противопожарных минерализованных полос в иных  кварталах и выделах, нежели указаны в проекте освоения лесов  2019 г.

В  тех кварталах и выделах, которые отражены  проекте 2019 г. всегда была расположена  лесовозная дорога.

В 2018 г. были приняты новые материалы лесоустройства, на основании которых утвержден проект  освоения лесов  2019 г.

Ответчик при подготовке проекта освоения лесов 2019 г.  знал о том, что в спорных квартала и выделах нет минерализованных полос, а фактически расположены  лесные дороги. При этом намеренно  указал  в проекте освоения лесов от 14.06.201 указанные кварталы и выделы  с целью не выполнения условий договора в части мероприятий по прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос.  Т.е. внес условия, которые им заведомо  неисполнимы в связи с отсутствием первичного устройства минерализованных полос в этих местах.

В проекте освоения лесов с учетом изменений внесенных в 2020 г. предусмотрены иные кварталы и выделы для осуществления мероприятий по  прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос.

   В связи с чем,  представитель истца полагает, что ответчик должен внести изменения в проект  освоения лесов, на основании которых осуществить устройство минерализованных полос в координатах указанных в проекте 2019 г., а затем произвести их   прочистку и обновление.

Представители ответчика иск не признали.

Доводы возражений сводятся к тому, что в проекте утвержденном Приказом Управления лесами от 14.06.2019 г.  в кварталах и выделах, в которых запланированы по проекту спорные мероприятия,  противопожарные минерализованные полосы  фактически не расположены, поскольку в этих координатах находится лесная дорога.       

В связи с чем,  28.12.2020 г. истцом утверждено заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы  изменений к проекту освоения лесов.  

Изменением в  проект освоения лесов  предусмотрены иные кварталы и выделы для  осуществления мероприятий по прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос по сравнению с кварталами и выделами, указанными в проекте освоения лесов, утвержденном Приказом Управления лесами 14.06.2019 г. 

Заслушав представителей лиц участвующих в деле,  изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела,  Правительством Хабаровского края (Арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен  договор №  0080/2008 от 18.11.2008 аренды лесного участка, сроком действия с момента государственной регистрации - по 05.06.2027 г. (п.21).

По  договору №  0080/2008  арендатору передан в пользование  лесной участок по адресу Хабаровский край, Комсомольский муниципальный район, Нижнетамбовское лесничество, номера кварталов: 23, 24, 30, 31, 35, 39, 40, 46, 47, 54 Халбинского участкового лесничества.

Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю, что подтверждается регистрационным штампом на договоре. 

Подпунктом «ж» п. 12 договора предусмотрена обязанность арендатора осуществлять работы по  охране, защите и воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и в приложении № 6 к договору.

Приложением № 6 к договору согласованы виды, объемы и сроки исполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке, в том числе,   мероприятия по уходу за минерализованными полосами,  ежегодно в срок до 01.05. в объеме 4 км.

Соглашением от 28.08.2014 г. в договор внесены изменения в части мероприятий по  уходу за минерализованными полосами – они названы «прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос», увеличен их объем до 7 км., срок выполнения мероприятий изменен – до 01.06.

14.06.2019 г. арендатору утвержден проект освоения лесов, в котором установлен новый объем этих работ – 7, 4. Проектом так же установлены места в которых арендатор должен осуществить прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос: в квартале № 30, выделах: № б(ч), 12(ч), 13(ч), 14(ч), 15(ч), 21(ч), 22(ч), 27(ч), 28(ч), 29(ч), 30(ч), 32(ч); в квартале № 31, выделах: № 1(ч), 19(ч); в квартале № 35, выделах: № 19(ч), 25(ч), 27(ч), 28(ч), 30(ч), 35(ч); в квартале № 39, выделах: № 5(ч), 7(ч), 8(ч), 9(ч), 10(ч), 11(ч), 12(ч), 13(ч), 15(ч), 17(ч), 19(ч), 25(ч), 26(ч), 27(ч) Халбинского участкового лесничества, Нижнетамбовского лесничества.

Актом от 18.07.2019 г. составленным работниками лесничеств зафиксирован факт неисполнения арендатором в 2019 г. договорных мероприятий по уходу за минерализованными полосами.

Актом от 04.08.2020 г. так же зафиксирован факт неисполнения арендатором в 2019 г. договорных мероприятий по уходу за минерализованными полосами. Данный акт составлен с участием представителя арендатора, который подписал его с отметкой «с актом не согласен».

 Ссылаясь  на указанные обстоятельства,    истец обратился с настоящим иском.

Возражения ответчика сводятся к тому, что в проект освоения лесов внесены изменения,  в результате которых изменились  кварталы и выделы для  осуществления мероприятий по прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос.  Фактически в тех координатах, в которых истец просит обязать осуществить противопожарные мероприятия, минерализованные полосы отсутствуют, в них расположена лесная дорога.   

Это обстоятельство истцом не оспаривается.

Согласно ч.2 ст. 53 ЛК, меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

Согласно ст. 88 ЛК, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

2. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.3 Приказа Россельхоза от 29.02.2012 г. № 69, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов.

Согласно п. 9 Приказа, Раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" содержит:

характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности (приложение N 12), тематическая лесная карта;

обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение N 13), тематическая лесная карта;

Таким образом, проект освоения лесов должен содержать конкретные  сведения о противопожарных мероприятиях.  

Сведения о местонахождении лесных участков, на которых должны производится эти мероприятия по смыслу положений ст. 432 ГК является существенным условием договора аренды.   

Согласно п.33 Приказа, внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условийдоговора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.

Согласно п.28 Приказа, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Согласно п.31-34 Приказа, при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

32. Информация, включаемая в проект освоения лесов, оформляется в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических). Все картографические материалы изготавливаются в масштабах, предусмотренных действующей лесоустроительной инструкцией.

Проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах на бумажных носителях и один - в электронном виде.

Таким образом, все мероприятия, осуществляемые на лесном участке, указываются в проекте освоения лесов.

Как следует из материалов дела, приказом Комитета лесного хозяйства  от 28.12.2020 г. № 2259П  утверждено заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы  изменений к проекту освоения лесов.  

Изменением в  проект освоения лесов  предусмотрены иные кварталы и выделы для  осуществления мероприятий по прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос по сравнению с кварталами и выделами, указанными в проекте освоения лесов, утвержденном Приказом Управления лесами 14.06.2019 г., а именно производство данных мероприятий предусмотрено в квартале 24 выделы 10, 29; в квартале 30 выделы 7, 8, 11, 12, 22; в квартале 31 – 8, 9, 12, 26; в квартале 39 выделы 24, 25, 51; в квартале 46 выделы 2, 4.      

Так же в проекте указано, что в проект внесены следующие изменения «На стр. 18 добавить текст следующего содержания : на момент проведения мероприятий по противопожарному обустройству лесов с 2019 г. существующие минерализованные полосы поменяли  свой статус на лесные дороги вследствие проведенного в 2018 г. лесоустройства.

Для выполнения ежегодных объемов мероприятий по  противопожарному обустройству лесов проектируется устройство новых противопожарных минерализованных полос в объеме 7, 4 км (в срок до 01.06.2021 г.)  Прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос в 2021 г. в объеме 7, 4 км. будут проведены в осенний период в срок до 01.11.2021 г.»

Согласно ст. 37 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ, противопожарные минерализованные полосы  - это один из видов противопожарных преград. 

Согласно п.3.1.1. Приказа МЧС России от 25.12.2012 г. № 804,   минерализованная полоса -  искусственно созданная полоса на поверхности земли, очищенная от горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы.

Согласно п.3.1  "СП 318.1325800.2017. Свод правил. Дороги лесные. Правила эксплуатации" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 25.12.2017 N 1713/пр) лесная дорога  - объект лесной инфраструктуры, создаваемый в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Т.е.  функциональное назначение указанных объектов различное. 

Таким образом,  прочистка и обновление  минерализованных полос в местах,  где они отсутствуют,  на лесной дороге невозможна.

Возражая по доводам ответчика, истец ссылается на вину арендатора при  оставлении проекта освоения лесов 2019 г.

В судебном заседании представитель истца пояснила, что проект 2019 г. оставлен на основании материалов лесоустройства 2018 г.    

Согласно ст. 67 ЛК, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

2. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч1. ст. 68 ЛК, лесоустройство включает в себя:

1) проектирование лесничеств;

2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов;

4) таксацию лесов;

5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно ч.1., 2 ст. 69.2 ЛК, при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется определение видов и объемов соответствующих мероприятий.

2. При проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов составляются ведомости планируемых мероприятий по соответствующим лесничествам, участковым лесничествам, лесным кварталам, лесотаксационным выделам.

В силу положений ч.2 ст. 70 ЛК, органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, закупка работ, услуг по лесоустройству осуществляется в данном  случае истцом как органом государственной власти. При приемке этих работ истец должен был проверить  ведомости планируемых мероприятий по соответствующим лесничествам, участковым лесничествам, лесным кварталам, лесотаксационным выделам (ч.2. ст. 69.2 ЛК).

Как было указано выше, в силу положений ч.1 ст. 88 ЛК, на ответчика как на арендатора лесного участка, возлагается обязанность по  составлению  проекта освоения лесов.

Вместе с тем, согласно п.1., 2 ст. 89 ЛК, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно п. 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды от 26.09.2016 г. № 496 (нормативный акт действовавший в период  утверждения проекта 2019 г.), Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 7.1  Порядка, экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Согласно п.7.2 Порядка, при выявлении в ходе Экспертизы замечаний по оформлению проекта освоения лесов он возвращается Лесопользователю для устранения замечаний в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о возврате. Срок устранения замечаний составляет 5 рабочих дней. В проекте освоения лесов делается отметка о его возвращении для устранения замечаний и отметка о принятии на повторное рассмотрение.

Согласно п.10 Порядка, положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Представленный арендатором проект освоения лесов на 2019 г. не был возвращен для устранения замечаний, получи положительное заключение экспертизы. 

На основании  изложенного суд приходит к выводу о том, что во внесении в проект освоения лесов 2019 г. сведений не соответствующих действительности присутствует и вина истца, который не проявил должной степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота (п.1 ст. 401 ГК).

Как было указано выше, осуществление спорных мероприятий за 2019 г. в указанных истцом кварталах и выделах невозможно.  

В п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 г. № 7 указано, что  по смыслу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ, кредитор не вправе требовать по суду от должника исполнения обязательства в натуре, если осуществление такого исполнения объективно невозможно, в частности, в случае гибели индивидуально-определенной вещи, которую должник был обязан передать кредитору, либо правомерного принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которому будет противоречить такое исполнение обязательства.

По смыслу ст. 174 АПК  решение суда обязывающие ответчика совершить определенные действия должно быть исполнимым.

При таких обстоятельствах исковые требования в части обязания к осуществлению мероприятий по прочистке и обновлению  противопожарных минерализованных полос за 2019 г. удовлетворению не подлежат.

В части требований по обязанию к осуществлению мероприятий по   благоустройству зон отдыха граждан, прибывающих в лесах за 2019 г., от которых истец отказался по причине их исполнения ответчиком, производство по делу подлежит прекращению на основании п.4 ч.1 ст. 150 АПК.  

Руководствуясь 167-170, 176, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований  об обязании к осуществлению мероприятий по прочистке и обновлению  противопожарных минерализованных полос за 2019 г.  отказать. 

В части требований по обязанию к осуществлению мероприятий по   благоустройству зон отдыха граждан, прибывающих в лесах за 2019 г. производство по делу прекратить. 

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                       Е. А. Букина.