ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-17354/20 от 01.06.2022 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                                          дело № А73-17354/2020

июня 2022 года

Резолютивная часть решения суда оглашена 01.06.2022г.

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Бутковского А.В.

при ведении протокола секретарем Щеголевым Г.К.

рассмотрел в заседании суда дело по иску Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

к Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края

третьи лица Федеральное казначейство (УФК по Хабаровскому краю), Комитет Государственного заказа Хабаровского края

о взыскании 14647869,76руб.

при участии

от истца: ФИО1 дов. от 02.02.2022г. №П-19-7, ФИО2 дов. от 02.02.02022г. №П-19-6, ФИО3 дов. от 10.01.2022г. №П-19-3 (онлайн-заседание).

от Правительства края: ФИО4 дов. от 01.04.2021г. №12.3.25-14803.

от Минфина края: ФИО5 дов. от 06.08.2020г. №19-12-322

от Министерства строительства края: ФИО6 Р.а. дов. от 11.01.2022г. №1

от Минсоцзащиты края: ФИО7 дов. от 08.09.2020г. №2.1-156/2

представители Казначейства и Комитета государственного заказчика в заседание не явились, о рассмотрении дела с их участием уведомлены, согласно ст.156 АПК дело рассмотрено в отсутствие представителей данных лиц.

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее –– истец, Минтруда) обратилось в арбитражный суд к Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края (далее –– Правительство края, Минфин края, Минсоцзащиты края, Минстрой края, ответчики) с иском о взыскании 14647869,76руб. средств субсидии (после уточнения в повторном рассмотрении).

Решением суда от 18.03.2021г., оставленным в силе апелляционным судом,  в иске отказано.

Постановлением кассационной инстанции от 26.10.2021г. судебные акты отменены, дело возвращено на повторное рассмотрение.

При повторном рассмотрении дела к участию в нем в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Федеральное казначейство (УФК по Хабаровскому краю, далее –– Казначейство), Комитет Государственного заказа Хабаровского края (далее –– Комитет госзаказчика края).

В ходе повторного рассмотрения дела представители истца поддержали иск по доводам искового заявления, дополнительных пояснений.

Представители ответчиков возразили против иска согласно отзывам, дополнений к ним, дополнительным пояснениям.

Казначейством в отзыве и представителем устно указано на наличие у истца полномочий на обращение с иском, отсутствие в спорном случае правонарушения в виде нецелевого исполнения.

Представителем Госзаказчика края даны пояснения о порядке проведения конкурса.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.<***> № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2019 № 94-р «Об утверждении адресного (пообъектного) распределения субсидий, предоставляемых в 2019 году из федерального бюджета в рамках подпрограммы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» предусмотрено предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации.

Из федерального бюджета бюджету Хабаровского края в 2019 году на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания предусмотрена субсидия на строительство Хабаровского женского психоневрологического интерната на 400 мест в с. Некрасовка Хабаровского края (далее –– интернат).

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания (Приложение № 8(3) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан») (далее - Правила №296, имеется в виду Приложение №8(3)). Правилами №296 установлены цели, порядок и условия предоставления субсидий на соответствующие цели.

Согласно п.5 Правил № 296 условиями предоставления субсидии являются:

а) наличие правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего государственную программу субъекта Российской Федерации, содержащую перечень мероприятий, направленных на вышеуказанные цели;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при реализации указанных мероприятий, софинансирование которых осуществляется из федерального бюджета, в размере, необходимом для их исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, и порядок определения объемов указанных ассигнований;

в) заключение соглашения о предоставлении субсидии между Минтруда и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с п.10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2014г. №999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее –– постановление №999).

Строительство интерната включено в перечень основных мероприятий «Реализации регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение» с указанием ответственного исполнителя мероприятия – Минстроя края (пункт 8.2.1 Приложения № 2 к Государственной программе Хабаровского края «Развитие социальной защиты населения Хабаровского края», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 16.05.2012 № 152-пр).

Соответствующие ассигнования были предусмотрены ведомственной структурой расходов краевого бюджета на 2019 год (приложение № 11 к Закону Хабаровского края от 05.12.2018г. №387 «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»).

Ассигнования на общие суммы 51546390руб. на 2019г., 597.000.000руб. на 2020г., 684452170руб. на 2021г. (средства краевого и федерального бюджетов на условиях софинансирования) отражены в бюджетных росписях краевого бюджета.

Распоряжением №00149/0001272 от 30.01.2019г. на основании соглашения о предоставлении субсидии краевому бюджету предоставлен трансферт на сумму 50.000.000руб. (на 2019г.). Уведомлением №080-2019-1-080 от 22.07.2019г. краевому бюджету запланировано предоставление межбюджетного трансферта в виде федеральной субсидии на софинансирование строительства интерната в суммах 579.090.000руб. на 2020г. и 663918000руб. на 2021г. Рассчитаны эти суммы в соответствии с п.15 Правил №999 как доля федерального бюджета при софинансировании строительства интерната.

То есть в росписях краевого бюджета на 2020г. и на 2021г. отражены в основном федеральные средства (планируемые трансферты), а не краевые. Строительство интерната в основной части (97%) планировалось за счет федеральных средств.

В соответствии с Правилами №296 в Минтруд от Хабаровского края представлены: бюджетная заявка; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации КГБУ «Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края» от 27.11.<***> № 27-1-1-3-005650<***>; положительное заключение о проверке стоимости определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства КГБУ «Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края» от 29.11.<***> № 27-1-0308-18; положительное сводное заключение № 07/1707/01/35-<***>; разрешение на строительство № 27-RU27517000-324 р/с - <***> от 03.12.<***>.

12.02.2019 между Минтруда и Правительством Хабаровского края заключено соглашение №149-07-2019-010 о предоставлении субсидии, на основании которого бюджету Хабаровского края предоставлена субсидия на софинансирование указанных расходных обязательств по строительству объекта капитального строительства –– интерната.

Объем бюджетных ассигнований на 2019г., предусмотренных в бюджете Хабаровского края на условиях софинансирования на строительство интерната, –– 51.546.390руб., из них 97% (50000000руб.) –– федеральные средства (пункты 2.1, 2.2 соглашения). Общая предельная стоимость интерната составила 1.323.460.000руб. (приложение №5).

Минтруда осуществляет контроль за соблюдением условий предоставления субсидии и других обязательств соглашения (п.4.1.2.), в случае не достижения получателем результатов проекта по состоянию на 31 декабря текущего (2019г.) года (п..4.3.3.) и не устранении этого нарушения до даты предоставления первой отчетности в следующем году, а также в случае нарушения графика строительства объекта по состоянию на 31 декабря текущего года и не устранения этого нарушения до 1 апреля следующего года рассчитывает в порядке пунктов 16-19 «Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2014г. №999 (далее –– Правила №999), объем возвращаемой субсидии и требует возврата указанной суммы (п.4.1.4), оценивает эффективность предоставления субсидии на основании плановых и фактических показателей результативности (п.4.1.6).

Получатель субсидии обеспечивает исполнение условий предоставления субсидии, исполнение требований Минтруда по возврату средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16-19 Правил №999, достижение значений плановых результатов регионально проекта, достижение в 2019 году показателя прироста технической готовности интерната в объеме не менее 5,51%. (пункты 4.3.1 – 4.3.3, 4.3.10).

По результатам закупки между КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края» (далее –– заказчик) и ООО «Капторстрой» (далее –– подрядчик) заключен контракт №0122200002519005902-АН на выполнение работ по строительству объекта.

Заключение контракта на строительство интерната произведено на основании закупочной процедуры, проводившейся Комитетом государственного заказчика в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –– Закон №44-ФЗ) , «Положением о комитете государственного заказа Правительства Хабаровского края» и «Положением о порядке взаимодействия правительства края, министерств края, иных органов исполнительной власти края, казенных и бюджетных учреждений края, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд Хабаровского края, с комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края», утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 10.12.2013 №418-пр.

Проектная документация на объект находится в открытом доступе в ЕИС в составе извещения №0122200002519005902, размещенного Комитетом государственного заказчика 23.09.2019г. на основании заявки заказчика КГКУ "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" на закупку (выполнение работ) по строительству интерната.

Это проектная документация на строительство интерната, а не иного объекта социального назначения.

Цена контракта составила 1 264 727 930 руб. и распределена по годам: 2019 год - 51 462 390 руб., 2020 год - 574 682 930 руб., 2021 год - 638 582 619 руб. (п.2.1).

Оплата работ производится путем авансирования в 2019 году в размере 4% от цены контракта в течение 30 дней с момента заключения контракта на основании счета, предоставленного подрядчиком; авансирования в 2020 году в размере 11% от цены контракта до 30.03.2020 на основании счета, предоставленного подрядчиком (п.3.2).

28.10.2019 заказчик платежным поручением №110656 перечислил подрядчику 25773195,88руб. в счет частичного аванса по счету от 21.10.2019г. №194 по контракту за выполнение работ по строительству интерната. В тот же день платежным поручением № 98708 Казначейством (в лице УФК по Хабаровскому краю) на счет Минстроя края зачислены средства субсидии в сумме 25000000,85руб.

Из пояснений сторон следует, что спор возник в результате различного толкования условий предоставления указанной субсидии.

Истец считает, что средства субсидии не могли быть направлены на строительство интерната авансом. Ответчик возражает, поскольку запрет на использование федеральных средств при строительстве интерната путем авансовых платежей не был установлен.

Условия предоставления спорной субсидии определены соглашением, Правилами №296 и правилами №999.

Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 №140 (далее –– постановление №140) в Правила №999 внесены изменения, предусматривающие дополнение п.10 Правил №999 подпунктом «в(2)». В соответствии с ними соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством РФ правилами предоставления субсидий, должно содержать обязательства об установлении в государственном контракте о выполнении работ по строительству объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, авансовых платежей в размере, не превышающем 30 процентов суммы соответствующего государственного контракта.

До внесения указанных изменений в Правила №999 ни положения Правил №296, ни положения Правил №999 не предусматривали ограничений на авансовый порядок оплаты работ по договорам (контрактам) на выполнение работ по строительству соответствующих объектов. Не устанавливает таких ограничений и соглашение о предоставлении субсидий, а также Типовая форма соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 14.12.<***> №269н.

Финансовое законодательство носит межотраслевой характер, финансовые нормативные правовые акты являются комплексными, то есть содержащими нормы материального права как относящиеся к частному праву (гражданское право), таки к публичному праву (бюджетное право, налоговое право и т.д.).

Правила №999, Правила №296 также могут содержать правовые нормы различных отраслей права. Правовыми нормами этих нормативных правовых актов в соответствующих случаях в публичном интересе (целевой характер финансирования и т.п.) может ограничиваться свобода договора, могут устанавливаться специальные правовые режимы (специальные правовые нормы) регулирования отношений с участием тех или иных публично-правовых образований.

Однако в силу ст.124 ГК по общему правилу публично-правовые образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К данным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Если законодатель при регулировании соответствующих отношений (частноправовых) не устанавливает специальный правовой режим отношений с участием государства (в частности, при финансировании закупок товаров, работ, услуг за счет средств межбюджетных трансфертов), то к соответствующим отношениям применяется общее гражданское законодательство.

Поэтому судом принимается довод ответчиков о том, что авансирование спорных работ в рамках гражданско-правовых отношений между госзаказчиком и подрядчиком до принятия постановления №140 не было ограничено условиями предоставления субсидии на соответствующие цели. Вопреки мнению истца, постановление №140 не «сняло» запрет на авансовые платежи строительства за счет средств субсидии, а напротив «установило» ограничение на выдаваемый аванс 30% от цены контракта (введена специальная правовая норма).

Следует отметить, что формально 4% аванса в 2019г. от общей стоимости строительных работ 1264727930руб. соответствует и постановлению №140 (хотя и принятому после заключения соглашения о предоставлении субсидии).

Само по себе авансирование строительства интерната в спорному случае не являлось нарушением условий предоставления субсидии.

Подтверждается это правами получателей средств субсидий на финансирование закупок (строительства) объектов финансирования путем авансов, предусмотренными пунктом 18 «Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета», утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496. Данное Положение в пунктах 18-19, 20 устанавливает ряд ограничений и запретов на авансирование, не относящихся к спорным отношениям, что соответствует вышесказанному. Возможность авансирования закупок товаров (работ, услуг) предусмотрена и Законом №44-ФЗ (ст.34, 37 и т.д.). Очевидную правомерность авансирования в спорном случае подтвердило и Казначейство.

Между тем, посчитав авансирование работ по строительству интерната нарушением условий предоставления субсидии, истец расходным расписанием от 23.10.2019 № 00149/0007703 отозвал открытые Хабаровскому краю объемы финансирования, о чем сообщил письмом от 07.11.2019 № 20-8/10/В-9402.

Письмом от 07.11.2019 № 20-8/10/В-9402 Минтруд России обратился в межрегиональное операционное управление Федерального казначейства об осуществлении блокировки лимитов бюджетных обязательств по соглашению сумме 25000000руб.

26.11.2019г. расходными расписаниями №00149/0008542 и №00149/0008533 отозваны объемы федерального финансирования строительства интерната на 2020-2021гг.

Письмом Минтруда России от 31.12.2019г. №20-8/10/П-11989 органам государственного управления Хабаровского края предписано возвратить в федеральный бюджет спорный авансовый платеж в размере 25000000руб. В письме Минтруда от 12.12.2019г. №20-8/10/П-11357 также указано на несоответствие интерната (проекта) Концепции развития жизненного пространства в зданиях для размещения граждан старших возрастных групп в стационарных организациях социального обслуживания. В связи с этим указано на отсутствие финансирования из федерального проекта строительства интерната как несоответствующего Концепции (по своему проекту, том дела 1, л.85).

При повторном рассмотрения дела представители Минтруда поясняли, что независимо от разработанной Концепции те интернаты, на строительство которых в 2019 году до ее разработки были предусмотрены федеральные ассигнования (запланировано финансирование), продолжали финансироваться (их строительство на условиях софинансирования продолжалось). Прекращение финансирования Хабаровского края было связано именно с авансированием строительства как нарушением условий предоставления субсидии.  

Отсутствие федерального финансирования, за счет которого на 97% планировалось строительство интерната, и соответственно отсутствие оплаты по контракту повлекло приостановление и затем прекращение работ подрядчиком (односторонний отказ от договора), обстоятельства чего отражены в постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021г. по делу №А73-5970/2021.

Справками КС-2 №1 от 16.12.2019г. и №2 от 12.03.2020г. подтверждаются выполнение подрядчиком работ на сумму 15100895руб. (из них 97% или 14647868,76руб. за счет средств федеральной субсидии) до прекращения исполнения контракта в связи с отсутствием финансирования.

Доказательства возможности продолжения строительства исключительно за счет средств краевого бюджета (краевой казны) суду не представлены. Судом принимаются доводы ответчиков о невозможности финансирования строительства за счет краевого бюджета с учетом значительного государственного долга и дефицита краевого бюджета в 2019г. Состояние объекта с учетом работ, выполненных подрядчиком до прекращения финансирования и одностороннего отказа от контракта, отражены в пояснениях Минстроя края и фотоматериалах.

Из имеющейся переписки сторон следует, что до конца 2019 года основанием требовать возвратить средства субсидии истец считал нарушение условий предоставления субсидии (авансированием работ). С начала 2020г. дополнительным основанием стало не достижение получателем плановых показателей результативности (2,37 вместо 5,51, невыполнение графика строительных работ). При этом позиция истца о блокировании федерального финансирования строительства интерната не изменялась.

Письмом Минтруда России от 27.01.2020г. №12.364-1013 отказано Хабаровскому краю в заключении дополнительного соглашения к соглашению в связи с невозможностью применения результатов остановленных работ при дальнейшем строительстве объекта с учетом корректировки объекта, исходя из положений пунктов 4.3.3 и 4.3.7 соглашения. Принимая во внимание не достижение плановых значений, Хабаровскому краю предложено расторгнуть соглашение и возвратить средства федерального бюджета, предоставленные в виде субсидии.

Правительственной телеграммой Минтруд России от 11.03.2020 № 20-8/10/П-2081, письмом Минтруда России от 02.06.2020 № 20-8/10/П-5181 предъявлены требования о возврате в федеральный бюджет средств субсидии.

24.08.2020г. часть неиспользованной субсидии на сумму 10352131руб., соответствующая стоимости работ, которые подрядчик не успел выполнить до блокирования финансирования, платежным поручением №643309 возвращена Минтруду.

Суд считает иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьями 28, 38 БК установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В силу части 1 ст.306.4 БК нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (часть 3 ст.306.4 БК).

Согласно п.32 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №2 (<***>), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018г., в случае нецелевого использования бюджетной субсидии получатель субсидии обязан возвратить указанную сумму как неосновательное обогащение.

В силу ст.34 БК принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Согласно части 2 ст.79.1 БК федеральным законом о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с актами Правительства Российской Федерации и решениями Президента Российской Федерации.

Порядок предоставления указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Как уже сказано, порядок и условия предоставления спорной субсидии урегулирован правилами №999, Правилами №296 и соглашением.

В соответствии с п.23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. №23 (далее –– постановление №23), при рассмотрении дел, в которых может подниматься вопрос об обоснованности выводов уполномоченных органов о неэффективном использовании бюджетных средств, судам необходимо учитывать следующее.

Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа эффективности использования бюджетных средств, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Согласно ст.65 АПК каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ, каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право предоставлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с предоставлением доказательств.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Судом принимается довод истца о том, что согласно пунктам 4.1.2., 7.1 соглашения о предоставлении субсидии от 12.02.2019 №149-07-2019-010, а также в соответствии со ст.158 БК как главный распорядитель подведомственных ему расходов федерального бюджета (к которым относится и спорная субсидия), а также в силу пунктом 18, 22 Приложения №8(3) Правил №296 Минтруд имеет право на заявленный иск, то есть является надлежащим истцом. Учитывает суд и мнение по данному вопросу Казначейства.

Вместе с тем, по указанным выше причинам у суда отсутствуют основания считать авансирование строительства интерната нарушением условия предоставления субсидии.

Соответственно законных оснований для блокировки расходов федерального бюджета и прекращения софинансирования строительства интерната у истца не было.

Согласно п.18 Правил №296 оценка эффективности предоставления субсидии осуществляется Минтруда на основании сравнения установленных соглашением и фактически достигнутых субъектом Российской Федерации (по итогам отчетного года) значений результатов использования субсидии.

В случае нарушения субъектом РФ обязательств по достижению значения результата использования субсидии, установленного соглашением, и в случае неустранения указанных нарушений до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта РФ в федеральный бюджет, рассчитывается в соответствии с пунктами 16 - 19 Правил №999 (п.20 Правил №296).

Но в соответствии с вышеуказанными разъяснениями постановления №23 суду необходимо исследовать причины не достижения получателем субсидии плановых результатов, не ограничиваясь лишь констатацией этого.

Из установленных по делу обстоятельств усматривается, что причиной недостижения показателя за 2019г. (5,51) является прекращение финансирования из федерального бюджета, а не какие-либо недобросовестные действия получателя федеральных средств. Профинансировано в 2019г. только 50% или 25.000.000руб. от запланированных 50.000.000руб., чем и вызвано получение только показателя 2,37 результативности. С 2020г. финансирование прекращено, чем и вызвано прекращение строительства (нулевой показатель результативности).  

Как уже отмечено, суду не представлены доказательства объективной возможности строительства интерната в таких условиях с соблюдением плановых показателей результативности и эффективности. Оценка доводам о том, что финансирование строительства интерната могло быть продолжено исключительно из краевого бюджета, дана выше.

Следовательно, у суда отсутствуют основания считать истребуемые средства субсидии использованными не в соответствии с целями их выделения либо неэффективно.

Доводы о несоответствии проекта строившегося интерната Концепции, об интернет-заявлениях губернатора Хабаровского края об изменении проекта строящегося объекта не влияют на итоговый вывод суда.

Как уже отмечено, выделение федеральных средств на условиях софинансирования, заключение соглашения на предоставлении субсидии, проведение конкурса на строительство за счет софинансирования, заключение подрядного контракта, его исполнение вплоть до блокирования федеральных ассигнований производилось именно в отношении интерната. Какие-либо изменения в проект строящегося объекта не вносились. Какие-либо реальные действия по изменению рассматриваемого в настоящем деле подрядного контракта (проектной документации), строящегося объекта ни сторонами соглашения о предоставлении субсидии, ни сторонами контракта не предпринимались.

Из обстоятельств дела усматривается, что при сохранении финансирования из федерального бюджета реальные основания для прекращения строительства интерната отсутствовали. Учитывает суд и выводы Казначейства по данному случаю об отсутствии бюджетного правонарушения в виде нецелевого использования, отраженные в письме от 05.06.2020г. №07-04-04/17-11241.

Ввиду отказа в иске определение надлежащего ответчика по делу из состава органов государственного управления Хабаровского края, привлеченных к участию в деле, является излишним.

Руководствуясь статями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения  в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                              А.ФИО8