ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-17385/14 от 03.03.2015 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-17385/2014

05 марта 2015 года

Резолютивная часть решения была объявлена судом 03 марта  2015.

В полном объеме решение было изготовлено судом 05 марта 2015.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе: судьи  Барилко М.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суриковой А.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1

к     Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска

о  признании незаконным и подлежащим отмене предписания от 29.10.2014 о демонтаже информационной вывески «Меховой салон «Ирбис»,

о  признании незаконным и подлежащим отмене предписания от 29.10.2014 о демонтаже информационной конструкции с изображением «женщины в одежде»

При участии :

От заявителя - представитель ФИО2 по доверенности от 28.11.2014 27 АА 0507114,  

От  Департамента муниципальной собственности - заместитель начальника консультационно-правового отдела ФИО3 по доверенности от 26.12.2014 №13110/02-12

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 24.02.2015 по 02.03.2015, с 02.03.2015 по 03.03.2015.

Предмет спора :

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее – Департамент муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска) о признании незаконным и подлежащим отмене предписания от 29.10.2014 о демонтаже информационной вывески «Меховой салон «Ирбис», о признании незаконным и подлежащим отмене предписания от 29.10.2014 о демонтаже информационной конструкции с изображением «женщины в одежде».

В судебном заседании представитель заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель Департамента муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве. 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд

У С Т А Н О В И Л  :

в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 23.05.2007 27 АВ 036627 ФИО1 на праве собственности принадлежит функциональное нежилое помещение общей площадью 44,3 кв.м., расположенное на 1 этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, используемое под магазин - меховой салон.    

Над входом в меховой салон предпринимателем размещена информационная конструкция «Ирбис» Меховой салон», с изображением животного, а с правой стороны от входа в салон установлена щитовая конструкция с изображением женщины в меховом манто.  

На установку конструкции с изображением женщины в меховом манто на территории Городского округа «Город Хабаровск» Департаментом муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска в 2011, 2012 ИП ФИО1 были выданы разрешения № 18258 на период с 07.06.2011 по 07.06.2012, № 21371 на период с 07.06.2012 по 07.06.2013.

В октябре 2014 в ходе проверочных мероприятий главным специалистом отдела наружной рекламы и регистрации информационных конструкций Департамента муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска было установлено, что размещенные предпринимателем на фасаде многоквартирного жилого дома информационные конструкции с изображением женщины в одежде (меховом манто) и «Ирбис» Меховой салон» не имеют регистрации на территории Городского округа «Город Хабаровск», что является нарушением пунктов 32.4, 32.6 Решения Хабаровской Городской Думы от 26.12.2008 № 721 «Об утверждении Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск».

Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи Департаментом муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска 29.10.2014 ИП ФИО1 предписаний №№ 03-141/12-07, 03-142/12-07, которыми в срок до 31.10.2014 предпринимателю было предписано демонтировать информационные конструкции с изображением женщины в одежде и «Ирбис Меховой салон».

Не согласившись с предписаниями от 29.10.2014, предприниматель обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Проанализировав представленные доказательства, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее  - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом из положений части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий : если ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)  не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными.

Решением Хабаровской Городской Думы от 26.12.2008 № 721 были утверждены Правила благоустройства городского округа «Город Хабаровск» (далее – Правила благоустройства). 

В соответствии с пунктом 1 настоящие Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа «Город Хабаровск».

Согласно пункту 32.1 Правил благоустройства распространение информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» может осуществляться путем:

1) размещения информационных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, не находящемся в муниципальной собственности городского округа «Город Хабаровск»;

2) размещения информационных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа «Город Хабаровск».

При этом в силу подпункта 7.1 пункта 6 Правил благоустройства информационной конструкцией признается конструкция,  предназначенная для размещения сведений в целях информирования третьих лиц о наименовании юридического лица, индивидуального предпринимателя (в том числе, не совпадающем с фирменным наименованием), виде деятельности, типе, профиле юридического лица, индивидуального предпринимателя и коммерческом обозначении данных лиц, исполняемая в виде информационной таблички, вывески, штендера, изображения или витрины.

Согласно пункту 32.4 Правил благоустройства распространение информационных конструкций (за исключением информационных табличек и витрин) на территории города допускается при условии их регистрации в администрации города.

Учет зарегистрированных информационных конструкций ведется в электронном городском реестре информационных конструкций.

Порядок регистрации информационных конструкций устанавливается правовым актом администрации города.

Вышеуказанный Порядок регистрации и учета информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» (далее – Порядок регистрации и учета информационных конструкций) был утвержден Постановлением Администрации г.Хабаровска от 26.10.2010 № 3442.

В силу пункта 2 статьи 1 Порядка регистрации и учета информационных конструкций распространение информационных конструкций (за исключением информационных табличек и витрин) на территории города допускается при условии их регистрации в администрации города.

Учет зарегистрированных информационных конструкций ведется в электронном городском реестре информационных конструкций.

Согласно пункту 1 статьи 4 Порядка регистрации и учета информационных конструкций установка и размещение информационных конструкций (за исключением информационных табличек и витрин) осуществляется на основании регистрации информационных конструкций в администрации города при наличии действующего договора между собственником имущества либо лицом, управомоченным собственником такого имущества, на котором предполагается установка информационной конструкции, и владельцем информационной конструкции либо его уполномоченным представителем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Порядка регистрации и учета информационных конструкций регистрацию информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» осуществляет Департамент на срок действия договора на размещение информационной конструкции или на срок, определенный в письменной форме собственником здания, сооружения, земельного участка или иным законным владельцем имущества, к которому присоединяется (на котором устанавливается) информационная конструкция в соответствии с действующим законодательством и настоящим Порядком.

Таким образом, действующим законодательством, регулирующим спорные отношения, установлены правила распространения информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск», выполнение которых обязательно для всех их владельцев.

В соответствии с вышеуказанными правилами распространение информационных конструкций (за исключением информационных табличек и витрин) на территории города Хабаровска допускается при условии их регистрации в администрации города.

Как следует из материалов дела, обжалуемыми предписаниями от 29.10.2014 №№ 03-141/12-07, 03-142/12-07 Департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска в срок до 31.10.2014 ИП ФИО1 было предписано демонтировать принадлежащие предпринимателю информационные конструкции с изображением женщины в одежде и «Ирбис» Меховой салон», которые были установлены на фасаде жилого дома, в котором располагается меховой салон ИП ФИО1,  без регистрации в администрации города.

Оспаривая законность выданных предписаний от 29.10.2014 №№ 03-141/12-07, 03-142/12-07, заявитель указывает на то, что вывеска на фасаде магазина «Меховой салон «Ирбис» произведена в соответствии с положениями статьи 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» и содержит обязательную для размещения информацию, в связи с чем, требование Департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска демонтировать указанную вывеску, основанное на противоречащем Закону РФ «О защите прав потребителей» Решении Хабаровской Городской Думы от 26.12.2008 № 721, является неправомерным. Изображение женщины в одежде не подпадает под определение информационной конструкции, подходит под понятие изображение, приведенное в подпункте 1.3 пункта 6 Правил благоустройства, в связи с чем, не может быть демонтировано как информационная конструкция.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Между тем, как было указано выше, согласно подпункту 7.1 пункта 6 Правил благоустройства информационной конструкцией признается конструкция,  предназначенная для размещения сведений в целях информирования третьих лиц о наименовании юридического лица, индивидуального предпринимателя (в том числе, не совпадающем с фирменным наименованием), виде деятельности, типе, профиле юридического лица, индивидуального предпринимателя и коммерческом обозначении данных лиц, исполняемая в виде информационной таблички, вывески, штендера, изображения или витрины.

Как следует из материалов дела, установленная предпринимателем на фасаде жилого дома конструкция «Ирбис» Меховой салон» соответствует понятию информационной конструкции, предусмотренному подпунктом 7.1 пункта 6 Правил благоустройства и не подпадает под понятие информационной таблички, предусмотренной подпунктом 7.2 пункта 6 Правил благоустройства и статьей 9 Закона о защите прав потребителей, поскольку содержит обобщенные сведения для третьих лиц о виде и профиле деятельности предпринимателя, в связи с чем, в силу пункта 32.4 Правил благоустройства указанная информационная конструкция подлежит регистрации в администрации города.

Что касается доводов предпринимателя о том, что на конструкции «Меховой салон «Ирбис» была также размещена необходимая для потребителей информация о месте нахождения (адресе) салона и режиме его работы, которую Департамент муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска неправомерно предписывает демонтировать, суд приходит к следующему.

В соответствии с предписанием от 29.10.2014 № 03-141/12-07 ИП ФИО1 необходимо демонтировать информационную конструкцию «Ирбис» Меховой салон». 

Требование произвести демонтаж информационной надписи об адресе и режиме работы мехового салона в предписании от 29.10.2014 № 03-141/12-07 не содержится, на наличие указанной информационной надписи на конструкции «Ирбис» Меховой салон» в предписании от 29.10.2014 № 03-141/12-07 не указано.

В дополнении к отзыву от 03.03.2015 Департамент муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска также указал, что согласно предписанию от 29.10.2014 № 03-141/12-07 демонтажу подлежала информационная конструкция «Ирбис» Меховой салон», информационная надпись о месте и времени работы салона отсутствовала (фотография прилагается), в связи с чем, требование о демонтаже информации о месте и времени работы салона  не предъявлялось.  

В подтверждение вышеуказанных доводов Департаментом муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска в материалы дела были представлены фотоснимки, на которых конструкция «Ирбис» Меховой салон» не содержит информационной надписи об адресе и режиме работы салона.

В свою очередь, фотоснимки, отражающие наличие на конструкции «Ирбис» Меховой салон» информационной надписи об адресе и режиме работы, салона были представлены в материалы дела самим предпринимателем, в связи с чем, не могут быть признаны доказательством того, что на дату выдачи предписаний 29.10.2014 конструкция «Ирбис» Меховой салон» действительно содержала  информационную надпись об адресе и режиме работы салона.

Кроме того, как было указано выше, из предписания от 29.10.2014 № 03-141/12-07 также не следует, что на конструкции «Ирбис» Меховой салон» имелась информационная надпись об адресе и режиме работы салона.

При этом из имеющихся в материалах дела фотоснимков следует, что не требующая регистрации в администрации города информационная вывеска (табличка), содержащая сведения о предпринимателе и режиме работы салона размещена с левой стороны от входной двери в салон, что свидетельствует о том, что требования статьи 9 Закона о защите прав потребителей предпринимателем уже соблюдены.  

В силу пункта 32.6 Правил благоустройства самовольная установка информационных конструкций на территории города не допускается.

Согласно пункту 32.7 Правил благоустройства информационные конструкции, самовольно установленные на территории города, подлежат демонтажу.

Подпунктом 15.2 пункта 6 Правил благоустройства определено, что под самовольной установкой информационной конструкции понимается установка информационной конструкции (за исключением информационных табличек и витрин) на территории города без регистрации в администрации города.

При этом в силу подпункта 7.2 пункта 6 Правил благоустройства информационная табличка - обязательная к размещению вывеска, предназначенная для доведения до потребителей информации о фирменном наименовании предприятия, учреждения, организации, месте их нахождения (адрес) и режиме их работы в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О защите прав потребителей», а согласно подпункту 1.3 пункта 6 Правил благоустройства витрина  - выкладка и демонстрация товаров, устанавливаемые во внутреннем пространстве оконных или других, предусмотренных проектом здания специальных проемах с витражным остеклением.

В связи с этим, размещенная предпринимателем на фасаде жилого дома информационная конструкция «Ирбис» Меховой салон», как не имеющая регистрации в администрации города, подлежит демонтажу в соответствии с требованиями Правил благоустройства.

Доводы предпринимателя о том, что изображение женщины в одежде не подпадает под определение информационной конструкции, подходит под понятие изображение, приведенное в подпункте 1.3 пункта 6 Правил благоустройства, в связи с чем, не может быть демонтировано как информационная конструкция, суд также отклоняет.

Согласно подпункту 1.3 пункта 6 Правил благоустройства изображением признается информация, не предусматривающая наличие конструкции, нанесенная любым способом на объекты городской среды (здания, сооружения, объекты малых архитектурных форм, дорожное и тротуарное покрытие, а также павильоны, палатки, киоски и их торговое оборудование), не предназначенные по своему целевому назначению для размещения информации.

В данном случае изображение женщины в меховом манто нанесено на щитовую конструкцию, а не на объекты городской среды (здания, сооружения, объекты малых архитектурных форм, дорожное и тротуарное покрытие, а также павильоны, палатки, киоски и их торговое оборудование).

Кроме того, изображение женщины в меховом манто содержит обобщенные сведения для третьих лиц о виде и профиле деятельности предпринимателя и по своему целевому назначению предназначено для размещения информации, в связи с чем, не является изображением применительно к указанному понятию, приведенному в подпункте 1.3 пункта 6 Правил благоустройства, а также подпадает под понятие информационной конструкции, предусмотренное подпунктом 7.1 пункта 6 Правил благоустройства.

С учетом этого, информационная конструкция с изображением женщины в одежде, как не имеющая регистрации в администрации города, также должна быть демонтирована в соответствии с требованиями Правил благоустройства.

Принимая во внимание вышеизложенное, Департамент муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска правомерно выдал предпринимателю предписания от 29.10.2014 №№ 03-141/12-07, 03-142/12-07, которыми в срок до 31.10.2014 ИП ФИО1 было предписано демонтировать информационные конструкции с изображением женщины в одежде и «Ирбис» Меховой салон».

Доводы заявителя о том, что Решение Хабаровской Городской Думы от 26.12.2008 № 721 противоречит Закону Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» суд отклоняет, поскольку вышеуказанное Решение недействующим или утратившим силу не признано.    

Ссылки заявителя на письма Федеральной антимонопольной службы суд отклоняет, поскольку в указанных письмах ФАС России даны разъяснения по вопросу применения законодательства о рекламе, что к рассматриваемому делу, предметом которого является оспаривание предпринимателем предписаний по демонтажу информационных конструкций, отношения не имеет.    

Также суд отклоняет ссылки заявителя на судебные акты арбитражных судов, так как они приняты с учетом иных обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.

Иные  приведенные в ходе судебного разбирательства доводы заявителя суд также отклоняет, как основанные на неверном толковании норм материального права. 

Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Принимая во внимание, что выданные Департаментом муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска предписания соответствуют требованиям закона и не нарушают права и законные интересы заявителя, который вправе использовать информационные конструкции после их регистрации в установленном порядке в администрации города, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых предписаний от 29.10.2014 незаконными, в связи с чем, требования предпринимателя удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб. за оспаривание двух предписаний относятся на  заявителя, требования которого судом не были удовлетворены.  

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса российской Федерации государственная пошлина в сумме 1 600 руб., уплаченная по чеку-ордеру от 30.12.2014 подлежит возврату предпринимателю из федерального бюджета, как излишне уплаченная. 

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 600 руб. 00 коп. 

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края при условии, что решение суда  было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный  апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

 Судья                                                                                  М.А. Барилко