ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-17401/19 от 31.10.2019 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                     дело № А73-17401/2019

05 ноября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 31.10.2019.

Решение в полном объеме изготовлено 05.11.2019.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе:  судьиМанника С.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Варфоламеевым Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции

заявлениеОбщества с ограниченной ответственностью «ДКА» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680030, <...>)

третье лицо: Акционерное общество «РусГидро Снабжение» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 117393, <...>, эт. 1, пом. 1, ком. 30; 680021, <...>)

третье лицо: Акционерное общество «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 675000, <...>).

о признании незаконным решения от 01.08.2019 по делу № 8-01/263 и обязании устранить допущенные нарушения.

при участи в судебном заседании:

от ООО «ДКА»- ФИО1 по дов. б/н от 31.10.2019;

от Хабаровского УФАС РоссииФИО2 по дов. № 8/6086 от 11.07.2018;

от АО «РусГидро Снабжение»- не явились;

от АО «ДРСК» - не явились.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ДКА» (далее - заявитель, ООО «ДКА») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России), в соответствии с требованиями которого просит суд:

- признать незаконным решение Хабаровского УФАС России от 01.08.2019 по делу № 8-01/263 (№ 027/01/18.1-547/2019);

- обязать Хабаровское УФАС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ДКА».

Определением суда от 18.09.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены: Акционерное общество «РусГидро Снабжение» (далее – АО «РусГидро Снабжение», третье лицо), Акционерное общество «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (далее – АО «ДРСК», третье лицо).

Хабаровское УФАС России и АО «РусГидро Снабжение» представили отзывы на заявление о несогласии с заявленными требованиями. АО «ДРСК» отзыв на заявление не представило.

АО «РусГидро Снабжение» и АО «ДРСК», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, участие в нем свих представителей не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей третьих лиц по имеющимся в деле материалам.

В судебном заседании представитель ООО «ДКА» настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель Хабаровского УФАС России в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.

В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителей сторон, судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.

В единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru 09.04.2019 размещено извещение № 31907747051 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки самонесущих защищенных и изолированных проводов (резерв ТП) для нужд АО «ДРСК» (лот № 873.1), документация о закупке. Аналогичное извещение и документация о закупке размещены на сайте электронной торговой площадки www.roseltorg.ru.Лот № 1 (ГКПЗ № 873.1). Дата и времяокончания подачи заявок(по местному времени заказчика) - 25.04.2019 в13:00 (МСК+6). Дата подведения итогов - 01.07.2019 (МСК+6). Начальная (максимальная) цена договора - 2 612 366,99 руб.

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, которое размещено в единой информационной системе. АО «РусГидро Снабжение» являлось организатором закупки на основании заключенного с заказчиком агентского договора от 01.03.2019 № 104.

В пункте 3 документации о закупке указаны требования к участникам закупки; полный перечень обязательных требований к участникам указа в приложении № 3 документации о закупке.

В приложении № 3 документации о закупке в составе обязательных документов, подлежащих представлению участниками, указаны, в том числе:

- бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний завершенный финансовый год (включающие в себя данные обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный и предшествующий ему финансовый год) с отметкой налогового органа о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме и/или извещения о вводе сведений налоговым органом;

- сведения об отсутствии участника в реестре юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение за последние 3 года, опубликованном на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

В соответствии с протоколом процедуры вскрытия заявок от 25.04.2019 № РГС-125/ОК-В на участие в конкурсе в электронной форме были поданы следующие заявки: ООО Финансово-промышленная группа «Энергоцентр», ООО «Торговый Дом «УНКОМТЕХ», ООО «Авангард», ООО «ПромТехЭнерго», ООО «Камский кабель», ООО «Электросистемы», ООО «ДКА», ООО «НеваЭнергоПром».

Согласно протоколу от 28.06.2019 № РГС-125/ОК-Р закупочная комиссия решила отклонить заявку ООО «ДКА» в связи с тем, что среди представленных участником документов отсутствует бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний завершенный финансовый год (включающие в себя данные обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный и предшествующий ему финансовый год) с отметкой налогового органа о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме и/или извещения о вводе сведений налоговым органом; участник включен в реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ. Кроме того, в составе письма о подаче оферты б/н от 24.04.2019 содержатся недостоверные сведения или намеренно искаженная информация об отсутствии ООО «ДКА» в реестре юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение за последние 3 года, опубликованном на сайте Генеральной прокуратуры РФ (genproc.gov.ru); участником не предоставлен полный текст (отсканированная копия) ТУ 16-705.500-2006 (СИП-2), в соответствии с которыми выпускается продукция, отсутствуют 10 и 11 страницы, что не соответствует условиям п. 4.3.1. технических требований,

В соответствии с протоколом от 01.07.2019 № РГС-125/ОК-ВП закупочная комиссия признала победителем закупки ООО «НеваЭнергоПром» с ценовым предложением - 1 809 690,81 руб.

Не согласившись с решением закупочной комиссии по протоколу от 28.06.2019 № РГС-125/ОК-Р только в части отклонения заявки ООО «ДКА» вследствие того, участник включен в реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, и полагая, что предусмотренное документацией о закупке требование несет потенциальный риск ограничения участников, ООО «ДКА» 23.07.2019 обратилось в Хабаровское УФАС России с жалобой на действия заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (вх. № 8/8610).

Решением комиссии Хабаровского УФАС Россииот 01.08.2019 по делу № 8-01/263 (№ 027/01/18.1-547/2019) жалоба ООО «ДКА» признана необоснованной.

Не согласившись с решением Хабаровского УФАС России и считая его незаконным, ООО «ДКА» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными ненормативного правового акт, решения и действия (бездействие) государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление несоответствия такого акта, решения действия (бездействия) закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Доводы заявителя о несогласии с решением комиссии Хабаровского УФАС России по существу сводятся к следующему. Закупочная комиссия необоснованно отклонила заявку общества, так как нахождение в реестре юридических лиц, привлеченных к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 КоАП РФ, что не соответствует ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ «лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления». Учитывая тот факт, что в соответствии с действующим законодательством об административных правонарушениях, лицо считается подвергнутым наказанию только в течение 1 года, включение трехлетнего периода в документацию о закупке носит необоснованно ограничивающий характер.

Возражения Хабаровского УФАС России и третьего лица на доводы заявителя по существу сводятся с законности отклонения конкурсной комиссией заказчика заявки ООО «ДКА» по оспариваемому основанию, а также иным основаниям.

Рассмотрев доводы заявителя, возражения ответчика и третьего лица, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения представителей сторон, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона № 223-Ф3 в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствияпоставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3); требования к участникам такой закупки (пункт 9).

Указанные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор торгов) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющихся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки в соответствии с образцами форм, установленными в закупочной документации.

В соответствии с пунктом 4.5.1.3 подраздела 4.5.1 раздела 4.5 спорной документации о закупке документы, входящие в заявку, не должны содержать недостоверные сведения или намеренно искаженную информацию, а также должны отсутствовать внутренние противоречия между различными частями и/или документами заявки.

Согласно пункту 4.6.1.2 подраздела 4.6.1 раздела 4.6 документации о закупке подача участником заявки означает его безоговорочное согласие с условиями участия в закупке, содержащимися в документации о закупке, а также изучение им положения о закупке заказчика и настоящей документацию о закупке (включая все приложения к ней).

Подразделом 10.1 раздела 10 документации о закупке установлены обязательные требования к участникам.

В соответствии с пунктом 6 подраздела 10.1 раздела 10 документации о закупке сведения об участнике закупки должны отсутствовать в реестре юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение за последние 3 (три) года, опубликованном на сайте Генеральной прокуратуры РФ (genproc.gov.ru) (с приложением подтверждающего документа - Декларации о соответствии участника данному требованию в составе письма о подаче оферты (подраздел 7.2)).

Подтверждение соответствия установленному требованию, согласно подпункту 4.5.1.1 пункта 4.5.1, пункту 6 подраздела 10.1 раздела 10 документации о закупке, пункту 8 приложения 4 к документации о закупке, осуществляется путем представления в составе заявки письма о подаче оферты, содержащего декларацию о соответствии участника установленному требованию (подраздел 7.2 раздела 7 документации о закупке).

Материалами дела подтверждается, что ООО «ДКА» включено в реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 КоАП РФ (постановление мирового судьи судебного района «Индустриальный район г. Хабаровска» судебного участка № 70 от 07.09.2017 по делу № 5-422/8-2017, которое вступило в законную силу 07.10.2017), что подтверждается копией скриншота с сайта Генеральной прокуратуры РФ (genproc.gov.ru).

Из заявки ООО «ДКА» следует, что общество в письме о подаче оферты от 24.04.2019 подтвердило, что изучило документацию о закупке и приняло установленные в ней требования и условия проведения закупки. Кроме того, обладая информацией о привлечении ООО «ДКА» к административной ответственности, обществом намеренно включена в письмо о подаче оферты недостоверная информация о том, что сведения о нем отсутствуют в реестре юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение за последние 3 года.

Поскольку ООО «ДКА» включено в реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 КоАП РФ, его заявка на участие в закупке не соответствует пункту 6 подраздела 10.1 раздела 10 документации о закупке (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Помимо обжалуемого основания отклонения заявки заявка ООО «ДКА» отклонена от участия в закупке также и по другим основаниям, которые обществом не оспариваются, а именно, вопреки требованиям пункта 3 подраздела 10.1 раздела 10 документации о закупке в составе заявки обществом не представлена бухгалтерская (финансовая) отчетность и отчет о финансовых результатах за последний завершенный финансовый год с отметкой налогового органа о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме и/или извещения о вводе сведений налоговым органом, не предоставлен полный текст (отсканированная копия) ТУ 16-705.500-2006 (СИП-2) в соответствии с которыми выпускается продукция, отсутствуют 10 и 11 страницы (пункт 4.3.1 технических требований/технического задания на проведение закупки).

Несоответствие заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям документации о закупке, в том числе наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации, несоответствие участника требованиям документации о закупке в силу подпунктов «а», «б» пункта 4.9.6 документации о закупке в любом случае является основанием для отклонения заявки такого участника.

Учитывая установленные в ходе рассмотрения заявки ООО «ДКА» несоответствия требованиям документации о закупке, закупочной комиссией обоснованно принято решение отклонить заявку участника от участия в закупке (протокол рассмотрения заявок от 27.06.2019 № РГС- 125/ОК-Р), в связи с чем Хабаровское УФАС России обоснованно пришло к выводу об отсутствии оснований для признания жалобы общества обоснованной.

Поскольку оспариваемое решение Хабаровского УФАС России не нарушает права и законные интересы ООО «ДКА», принято антимонопольным органом в пределах предоставленных ему полномочий и законодательству не противоречит, доказательств наличия совокупности предусмотренных указанной статьей оснований для признания ненормативного акта недействительным заявителем не представлено, основания для удовлетворения заявленных обществом требований в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отсутствуют.

Государственная пошлина в сумме 3 000 руб. за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя и не взыскивается в связи с её уплатой при подаче заявления в суд.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                       С.Д. Манник