Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-17562/2017
22 февраля 2018 года
Резолютивная часть судебного акта объявлена 14 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Маскаевой А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Катковой Н.А., секретарём Стрижовой О.В., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Ведомственная охрана» Министерства энергетики Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 129366, <...>, <...>) в лице Хабаровского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 680000, <...>)
о признании недействительным предписания от 01.09.2017 об устранении выявленных нарушений,
при участии:
от ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России – ФИО1, представитель по доверенности от 29.09.2017 № 257,
от Управления Росгвардии по Хабаровскому краю – ФИО2 представитель по доверенности от 10.01.2018, ФИО3, представитель по доверенности от 11.01.2018,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Ведомственная охрана» Министерства энергетики Российской Федерации в лице Хабаровского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России (далее – заявитель, Предприятие) обратилось в арбитражный суд заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее – Управление, контролирующий орган) о признании недействительными предписаний от 01.09.2017.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 08 февраля 2018 до 12 февраля 2018.
Представитель заявителя доводы, изложенные в заявлении и дополнительных пояснениях, поддержала, на удовлетворении требований настаивала.
Представители Управления Росгвардии по Хабаровскому краю требования заявителя не признали согласно отзыву и дополнению к нему.
В ходе судебного разбирательства судом установлены следующие существенные обстоятельства.
На основании приказа от 19.07.2017 № 179 Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю проведена плановая выездная проверка в отношении Хабаровского филиала «Ведомственная охрана» Министерства энергетики Российской Федерации. Предметом проверки является соблюдение обязательных требований при организации и осуществлении охранной деятельности. Приказ о проведении плановой выездной проверки издан в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год, утвержденный Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и размещенный на официальном сайте Росгвардии и прокуратуры Российской Федерации.
В ходе плановой выездной проверки Управлением выявлены нарушения обязательных требований при организации и осуществлении охранной деятельности, зафиксированные в акте проверки от 01.09.2017 № 6.
Выявленные нарушения явились основанием для выдачи предписания от 01.09.2017, в соответствии с которым заявителю предписано:
1.В соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 14 апреля 1999 года №77-ФЗ «О ведомственной охране», пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 года №514 «Об организации ведомственной охраны», пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2008 года №160 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства энергетики Российской Федерации» и пункта 2.1 Положения о Хабаровском филиале ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, утвержденного приказом ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России от 16 марта 2015 года №76/ОД «Об утверждении положения о Хабаровском филиале ФГУП "Ведомственная охрана» Минэнерго России», расторгнуть договора на оказание услуг по охране объектов, находящихся вне ведении и установленной сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации и не включенных в перечень охраняемых ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденный приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 4 июля 2016 года № 637 «Об утверждении перечня охраняемых ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации объектов топливно-энергетического комплекса», охраняемых Хабаровским филиалом ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России:
1)Договор от 02.12.2016 № 1174 «На оказание услуг по охране»:
Очистные сооружения горячего водоснабжения («ОСГВ») МУП «Водоканал» <...>, г. Хабаровск, <...>;
Центральная насосно-фильтровальная станция («ЦНФС») МУП «Водоканал» <...>, Хабаровск, ул. Набережная, 27а;
Северная насосная станция 1-й подъем («СНС 1-й подъем») МУП «Водоканал» г.Хабаровск, <...>;
Северная насосная станция 2-й подъем («СНС 2-й подъем») МУП «Водоканал» г.Хабаровск, <...> а;
Водонасосная станция «Тунгусский водозабор» 3-й подъем МУП «Водоканал» <...>, <...> (район памятника «Морякам-амурцам»);
Водонасосная станция «Лермонтова» (ВНС «Лермонтова») МУП «Водоканал» г.Хабаровск, <...>;
Водонасосная станция «Магистральная» МУП «Водоканал» <...>, Хабаровск, ул. Карла Маркса, 2056;
Водонасосная станция «Красная речка» 1-й подъем (ВНС «Красная речка» 1-й подъем»), 680048, Хабаровск, пер. Яхонтовый;
Склад хлора пос. Березовка («СХ п. Березовка») МУП «Водоканал» <...>, г. Хабаровск, пос. Березовка;
Водонасосная станция «Красная речка» 2-й подъем (ВНС «Красная речка» 2-й подъем») МУП «Водоканал» <...>, Хабаровск, пер. Мельничный, 9.
2) Договор от 3 мая 2017 года №70 «На оказание услуг по охране»:
ГОСК (Городские очистные сооружения канализации) МУП «Горводоканал», <...>;
ГОСВ (Городские очистные сооружения водопровода) МУП «Горводоканал», <...>;
ОХА (Участок по производству оксихлорида алюминия) МУП «Горводоканал» <...>;
ФОС (Фильтро-очистные сооружения водопровода МУП «Горводоканал», <...>.
2.В соответствии со статьей 9 Федерального Закона от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» обеспечить у работников Хабаровского филиала ФГУП "Ведомственная охрана» Минэнерго России, связанных с учетом, хранением, ношением и использованием оружия, обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
3.В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране» обеспечить прохождение работниками Хабаровского филиала ФГУП "Ведомственная охрана» Минэнерго России периодической проверки на пригодность к действиям, в условиях, связанных с применением оружия, физической силы и специальных средств.
4.В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 14 апреля 1999 года №77-ФЗ «О ведомственной охране» обеспечить прохождение работниками Хабаровского филиала ФГУП "Ведомственная охрана» Минэнерго России профилактического медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
5.В соответствии с пунктом 2.5 Договора от 29 декабря 2014 года № 1067/ХГ-14 «На оказание услуг по охране» провести комиссионные обследования технической укрепленности объектов, средств охраны и связи, в том числе, охранной и пожарной сигнализации на объектах: Комсомольская ТЭЦ-1, Комсомольская ТЭЦ-2, Комсомольская ТЭЦ-3, Амурская ТЭЦ, Николаевская ТЭЦ, Майская ГРЭС.
6.С работниками, показавшими при проверке неудовлетворительные знания своих должностных обязанностей, требований документов, регламентирующих организацию охраны объекта провести дополнительные занятия с принятием зачетов.
7.Обеспечить организацию пропускного и внутриобъектового режимов, наличие соответствующей документации поста охраны объекта «ПС-500кВ «Хехцир-2» в строгом соответствии с «Инструкцией о внутриобъектовом и пропускном режимах «Подстанции 500 кВ «Хехцир»».
8.Обеспечить организацию пропускного и внутриобъектового режимов на объекте «Производственно-техническая база ОДУ Востока» в строгом соответствии с «Положением с пропускном и внутриобъектовом режиме зданий и территорий ОАО «СО ЕЭС»».
9.В соответствии с требованиями пункта 2 Приложения №13 к приказу Министерства энергетики Российской Федерации oт 12 ноября 2003 г. №444 «Об утверждении порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации» в комнате начальника караула объекта ТЭЦ-1 г.Хабаровска образцы слепков с печатей (оттисков пломб) заверить печатью и подписью руководителя охраняемого объекта.
10.Обеспечить организацию внутриобъектового режима объекта ТЭЦ-1 г.Хабаровска в строгом соответствии с «Инструкцией по организации пропускного и внутриобъектового режима на Хабаровской ТЭЦ-1».
11.Описи имущества в караульном помещение и на постах ТЭЦ-1 г.Хабаровска привести в соответствие с передаваемым имуществом.
12.В соответствии с требованиями п. 164 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённой приказом МВД РФ от 12.04.1999 №288 «О мерах по эеализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814» (далее - Инструкции) обеспечить хранение в комнате хранения оружия ТЭЦ-1 г.Хабаровска патронов россыпью в металлических ящиках (сейфах) закрываемых на два замка.
13.В соответствии с требованиями п. 169.3 Инструкции обеспечить конструкцию дверного полотна входной двери КХО ТЭЦ-1 г.Хабаровска соответствующей понятию периметр, усилить диагональ.
14.В соответствии с требованиями п. 169.3 Инструкции обеспечить усиление решетчатой двери КХО ТЭЦ-1 г.Хабаровска по периметру прутком диаметром не менее 16 мм.
15.В соответствии с требованиями п. 169.4 Инструкции обеспечить проварку прутка решетчатой двери КХО ТЭЦ-1 г.Хабаровска в местах пересечения, концы коробов дверных проемов заделать в стену на 80 мм и зацементировать.
16.В соответствии с требованиями п. 169.5 Инструкции установить внутренний замок входной сплошной двери КХО ТЭЦ-1 г.Хабаровска с площадью поперечного сечения ригеля не менее 3 см2.
17.В соответствии с требованиями п. 169.5 Инструкции установить внутренний замок входной сплошной двери КХО ТЭЦ-1 г.Хабаровска с площадью поперечного сечения ригеля не менее 3 см2.
18.В соответствии с требованиями п.169.5 Инструкции установить замок входной решетчатой двери КХО ТЭЦ-1 г.Хабаровска с площадью поперечного сечения ригеля не менее 3 см2.
19.В соответствии с требованиями п. 169.6 Инструкции обеспечить исполнение проводки сигнализации комнаты хранения оружия вне оружейной комнаты на ТЭЦ-1 г.Хабаровска в скрытом исполнении.
20.Обеспечить наличие документации и организацию пропускного и внутри объектового режима на объекте ТЭЦ-2 г.Хабаровска в строгом соответствии с «Инструкцией по организации пропускного и внутри объектового режима на категорированных объектах филиала «Хабаровские тепловые сети»».
21.В соответствии с требованиями п.169.1 Инструкции обеспечить конструкцию потолочного перекрытия в соответствии предъявляемым требованиям, либо предоставить акт скрытых работ в КХО ТЭЦ-2 г. Хабаровска.
22.В соответствии с требованиями п. 169.3 Инструкции обеспечить конструкцию дверного полотна входной двери КХО ТЭЦ-2 г.Хабаровска соответствующей понятию периметр, усилить диагональ.
23.В соответствии с требованиями п. 169.3 Инструкции обеспечить усиление решетчатой двери КХО ТЭЦ-2 г.Хабаровска по периметру прутком диаметром 16 мм.
24.В соответствии с требованиями п. 169.4 Инструкции обеспечить проварку прутка решетчатой двери КХО ТЭЦ-2 г.Хабаровска в местах пересечения, концы коробов дверных проемов заделать в стену на 80 мм и зацементировать.
25.В соответствии с требованиями п. 169.5 Инструкции установить верхний внутренний замок входной сплошной двери КХО ТЭЦ-2 г.Хабаровска с площадью поперечного сечения ригеля не менее 3 см2.
26.В соответствии с требованиями п. 169.5 Инструкции установить нижний внутренний замок входной сплошной двери КХО ТЭЦ-2 г.Хабаровска с площадью поперечного сечения ригеля не менее 3 см2.
27.В соответствии с требованиями п. 169.5 Инструкции установить замок входной решетчатой двери КХО ТЭЦ-2 г.Хабаровска с площадью поперечного сечения ригеля не менее 3 см2.
28.В соответствии с требованиями п. 169.6 Инструкции обеспечить исполнение проводки сигнализации комнаты хранения оружия вне оружейной комнаты на ТЭЦ-2 г.Хабаровска в скрытом исполнении.
29.В соответствии с требованиями приказа Минэнерго России от 10 ноября 2009 г. № 474 «Об утверждении программы профессиональной подготовки работников ведомственной охраны Министерства энергетики Российской Федерации к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» в команде № 2 ТЭЦ-3 г.Хабаровска обеспечить наличие план-конспектов на 2017 год.
30.В соответствии с требованиями п.169.5 Инструкции обеспечить техническую укрепленность стен КХО ТЭЦ-3 г.Хабаровска в соответствии предъявляемым требованиям.
31.В соответствии с требованиями п.169.5 Инструкции обеспечить конструкцию решетки закрывающей вентиляционное отверстие в стене КХО ТЭЦ-3 г.Хабаровска из прута не менее 16мм.
32.В соответствии с требованиями п. 169.3 Инструкции обеспечить конструкцию дверного полотна входной двери КХО ТЭЦ-3 г.Хабаровска соответствующей понятию периметр, усилить диагональ.
33.В соответствии с требованиями п. 169.3 Инструкции обеспечить усиление решетчатой двери КХО ТЭЦ-3 г.Хабаровска по периметру прутком диаметром не менее 16 мм.
34.В соответствии с требованиями п. 169.4 Инструкции обеспечить проварку прутка решетчатой двери КХО ТЭЦ-3 г.Хабаровска в местах пересечения, концы коробов дверных проемов заделать в стену на 80 мм и зацементировать.
35.В соответствии с требованиями п.169.5 Инструкции установить замок входной решетчатой двери КХО ТЭЦ-3 г.Хабаровска с площадью поперечного сечения ригеля не менее 3 см2.
36.В соответствии с требованиями п. 169.6 Инструкции обеспечить исполнение проводки сигнализации комнаты хранения оружия вне оружейной комнаты на ТЭЦ-3 г.Хабаровска в скрытом исполнении.
37.В соответствии с требованиями абз. 3 п. 125 Инструкции разработать и утвердить приказом руководителя обязанности лица, ответственного за сохранность оружия и патронов по осуществлению им контроля за наличием оружия на ТЭЦ-2 г.Комсомольск-на-Амуре.
38.В соответствии с требованиями подпункта «Е» п. 189 Инструкции разработать и утвердить порядок хранения запасных ключей от сейфов, регистрации и хранения печатей и средств пломбирования, выданных лицам, ответственных за сохранность оружия и патронов на ТЭЦ-2 г.Комсомольск-на-Амуре.
39.В соответствии с требованиями абз. 3 п. 125 Инструкции разработать и утвердить приказом руководителя обязанности лица, ответственного за сохранность оружия и патронов по осуществлению им контроля за наличием оружия на ТЭЦ-3 г.Комсомольск-на-Амуре.
40.В соответствии с требованиями п. 169.6 Инструкции обеспечить исполнение проводки сигнализации комнаты хранения оружия вне оружейной комнаты на ТЭЦ-3 г. Комсомольск-на-Амуре в скрытом виде.
41.В соответствии с требованиями подпункта «Е» п. 189 Инструкции разработать и утвердить порядок хранения запасных ключей от сейфов, регистрации и хранения печатей и средств пломбирования, выданных лицам, ответственных за сохранность оружия и патронов на ТЭЦ-3 г.Комсомольск-на-Амуре.
42.В соответствии с требованиями п. 123 Инструкции разработать и утвердить приказ о назначении лица, осуществляющего количественный и номерной учет оружия и патронов на Амурской ТЭЦ.
43.В соответствии с требованиями абз. 3 п. 125 Инструкции
разработать и утвердить приказом руководителя
обязанности лица, ответственного за сохранность оружия и
патронов по осуществлению им контроля за наличием
оружия на Амурской ТЭЦ.
44.В соответствии с требованиями подпункта «Е» п. 189 Инструкции разработать и утвердить порядок хранения запасных ключей от сейфов, регистрации и хранения печатей и средств пломбирования, выданных лицам, ответственных за сохранность оружия и патронов на Амурской ТЭЦ.
45.В соответствии с требованиями п. 169.6 Инструкции обеспечить вывод технических средств охраны комнаты хранения оружия на ГЩО МРОВО по Советско-Гаванскому району - филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Хабаровскому краю.
Срок исполнения пунктов 1,2 установлен до 01.12.2017г., пунктов 3-45 – до 01.11.2017.
Не согласившись с выданным предписанием Предприятие обратилось с рассматриваемым заявлением в суд.
В обоснование требований заявитель приводит доводы о нарушении контролирующим органом п.12. ст.9, п.4 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), выразившегося в не уведомлении юридического лица о проводимой плановой выездной проверке, не направлении ему акта проверки и предписания, акт проверки составлен с нарушением п.5 ч.2 ст.16 Закона № 294-ФЗ.
В обоснование возражений Управление указало, что план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год размещен на официальной сайте Росгвардии, Прокуратуры Российской Федерации; приказ о проведении плановой выездной проверки был вручен уполномоченному представителю юридического лица - директору филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, которому также был вручен акт о проверки и предписание, в связи с чем, юридическое лицо надлежащим образом уведомлено о проведении плановой выездной проверки. Вынесенное предписание является законным и обоснованным, в связи с чем не подлежит признанию недействительным.
Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является их несоответствие закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Закон № 226-ФЗ) на войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач: федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 9 Закона № 226-ФЗ войска национальной гвардии наделены полномочиями по осуществлению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 (далее – Указ) внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 274 утверждены Правила инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны (далее – Правила № 274).
В соответствии с пунктом 2 правил № 274 инспектирование подразделений охраны осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок их деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Плановые проверки в отношении одного подразделения охраны могут проводиться не чаще одного раза в 3 года (пункт 3 Правил № 274).
Согласно пункту 7 Правил № 274 подразделение охраны уведомляется о проведении плановой проверки не позднее 3 рабочих дней до дня начала ее проведения посредством направления копии приказа Министра внутренних дел Российской Федерации или уполномоченного им должностного лица заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
При необходимости осуществления проверки непосредственно на охраняемом объекте руководитель охраняемого объекта, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также руководитель уполномоченного органа (организации), в ведении которого находится указанный объект, уведомляется в указанном порядке.
В соответствии с ч.12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала её проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
Частью 2 статьи 13 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления деятельности.
Как следует из материалов дела, приказ о проверке филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России от 19.07.2017 г. № 179 вручен директору филиала ФИО4 25.07.2017г., что заявителем не оспаривается.
Вместе с тем, заявитель приводит доводы о том, что юридическое лицо не уведомлялось о проведении проверки, уведомление директора филиала не может считаться уведомлением законного представителя юридического лица.
Приведенные доводы заявителя суд отклоняет исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о Хабаровском филиале ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России (далее – Положение) филиал является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
В соответствии с пунктом 3.4 Положения филиал осуществляет права, не противоречащие законодательству Российской Федерации, целям и предмету деятельности Предприятия, исполняет обязанности, может быть привлечен к ответственности по основаниям и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1 Положения директор филиала по согласованию с руководителем Предприятия представляет Предприятие в федеральных органах исполнительной власти по вопросам, возникающим в связи с деятельностью филиала. При этом документ, предусматривающий порядок такого согласования, его форму, заявителем в материалы дела не представлен.
Исходя из представленной в материалы дела и при проверке доверенности от 01.06.2017 № 147 директор Хабаровского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России уполномочен на представление Предприятия в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, возникающим в связи с деятельностью Филиала по согласованию с руководителем.
С учетом правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года (вопрос 8), исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что в функции указанных подразделений Предприятия в соответствии с законом входит представление интересов юридического лица вне места его нахождения, наличии соответствующих полномочий у директора филиала, вручение директору филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России приказа о проведении проверки является надлежащим извещением юридического лица о плановой выездной проверке.
Довод заявителя о том, что директор Хабаровского филиала уполномочен на представление интересов Предприятия по вопросам, возникающим в связи с деятельность Филиала только после согласования с руководителем Предприятия, в связи с чем не может быть признан уполномоченным лицом, судом отклоняется, поскольку согласно Положению о филиале, доверенности от 01.06.2017 № 147, директор Хабаровского филиала уполномочен на представление интересов Предприятия по деятельности филиала, при этом документов, регламентирующих порядок такого согласования заявителем не представлен. В связи с чем, суд пришел к выводу, что вручение приказа о проведении плановой выездной проверки, а также акта проверки от 01.09.2017, является надлежащим уведомлением юридического лица о проводимой проверке.
По существу оспариваемого предписания заявитель указал, что не согласен с пунктами 1,2,13-19,21-28, 30-36,40,45 оспариваемого предписания. С нарушениями, указанными в пунктах 3-12, 20, 30, 37-39, 41-44 заявитель согласен, в связи с чем, по существу их не оспаривает.
Пункт 1 предписания.
Как следует из акта проверки и предписания Предприятию предписано расторгнуть договор на оказание услуг охраны от 02.12.2016 № 1174 с МУП города Хабаровска «Водоканал» и договор от 03.05.2017 № 70 с МУП «Горводоканал» г. Комсомольск-на-Амуре, с указанием на то, что охраняемые объекты находятся вне ведения и установленной сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации, не включены в Перечень охраняемых ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.07.2016 № 637.
Заявитель в обоснование несогласия с данным пунктом предписания указал, что законодательство не предусматривает ограничений на охрану организациями ведомственной охраны объектов, не находящихся в прямом ведомственном подчинении органов исполнительной власти.
Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны установлены Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее – Закон № 77-ФЗ), в соответствии с которым ведомственная охрана определена как совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
На основании статьи 8 Закона № 77-ФЗ ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключёнными договорами.
Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2014 № АПЛ14-33, охрану объектов, подлежащих государственной охране, может осуществлять любая организация, на которую действующим федеральным законодательством Российской Федерации возложена функция по осуществлению государственной охраны.
Перечень охраняемых объектов определен имеющимися право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями, который утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (части 6 статьи 8 Закона № 77-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 № 514 «Об организации ведомственной охраны» определены федеральные органы исполнительной власти, имеющие право создавать ведомственную охрану, в перечень которых включено Министерство энергетики Российской Федерации.
На основании пункта 2 Положения о ведомственной охране Министерства энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 № 160, ведомственная охрана создается Министерством энергетики Российской Федерации и предназначается для охраны объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в сфере ведения Министерства энергетики Российской Федерации, зданий и имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства энергетики Российской Федерации, а также административных зданий, предназначенных для размещения сотрудников центрального аппарата Министерства энергетики Российской Федерации, расположенных в г. Москве.
Перечень охраняемых объектов, а также вносимые в него изменения, утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
ФГУП «Ведомственная охрана» является государственной ведомственной охраной Минэнерго России, и в рамках действующего законодательства Российской Федерации и с учетом положений учредительных документов предприятия осуществляет, в том числе, охрану государственных объектов, находящихся в сфере ведения Минэнерго России, а также иных объектов, в соответствии с заключенными договорами.
Правительство Российской Федерации создало ведомственную охрану Минэнерго России в форме унитарного предприятия, тем самым предусмотрев его цели создания (как коммерческой организации) – получение прибыли, и с учетом положений статьи 2 Закона № 77-ФЗ и Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предоставило Минэнерго России право наделять унитарное предприятие гражданскими правами, соответствующим предмету и целям его деятельности, которые предусматриваются в уставе ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России.
Согласно пункту 2.1 Устава ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России Предприятие создано в целях охраны объектов топливно-энергетического комплекса, иных объектов находящихся в велении и установленной сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации, обеспечения их защиты от противоправных посягательств, а также в целях получения прибыли.
Предприятие имеет филиалы, в том числе Хабаровский филиал ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России.
Согласно Положению о Хабаровском филиале ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России филиал создан, в том числе в целях получения прибыли на территориях Хабаровского края и Еврейской автономной области.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы осуществления охраны, не содержит запрета на охрану государственных объектов, не находящихся в прямом ведомственном подчинении органов исполнительной власти, имеющих право на её создание.
В настоящее время отсутствует перечень объектов подлежащих государственной охране. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 утвержден Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется. Данное постановление ограничивает сферу исключительно частных охранных предприятий. Следовательно, ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России вправе осуществлять услуги по охране объектов, не находящихся в сфере ведения Минэнерго России.
На основании изложенного пункт 1 оспариваемого предписания суд признает не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Пункт 2 предписания.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» обеспечить у работников Хабаровского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, связанных с учетом, хранением, ношением и использованием оружия, обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
Согласно акту проверки от 01.09.2017 № 6 Управлением при проведении проверки установлено, что у 92 работников Хабаровского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, связанных с учетом, хранением, ношением и использованием оружия, отсутствует обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.
Как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, сведения о работниках, у которых отсутствует обязательная государственная дактилоскопическая регистрация установлены Управлением из ответа Информационного центра УМВД России по Хабаровскому краю от 22.08.2017 № 5-136-6246, представленному на запрос Предприятия от 28.07.2017 № 05/1083.
Согласно пункту «т» статьи 9 Федерального закона от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (далее – Закон № 128-ФЗ) обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия.
В соответствии со статьей 11 Закона № 128-ФЗ обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию лиц, указанных в абзаце шестнадцатом пункта "в", пунктах "м", "н", "т" и "у" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
Экземпляр материального носителя, содержащий дактилоскопическую информацию, полученную органами, указанными в абзацах втором, четвертом, шестом и девятом части первой настоящей статьи, направляется в органы внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Положения о направлении материальных носителей, содержащих дактилоскопическую информацию, в органы внутренних дел, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.1998 № 1543 материальные носители (с сопроводительным письмом) направляются соответствующими подразделениями органов и учреждений, указанных в пункте 1 настоящего Положения, ежемесячно в двух экземплярах в информационный центр органа внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации.
Заявитель в обоснование незаконности указанного пункта предписания приводит доводы о том, что обязательная государственная дактилоскопическая регистрация пройдена всеми работниками Предприятия, соответствующие справки находятся в личных делах работников; предписание не конкретно, так как не указаны работники в отношении которых отсутствуют такие сведения.
Суд соглашается с доводами заявителя о том, что предъявление работником справки о прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации в уполномоченном органе является достаточным для исполнения требований ст. 9 Закона № 128-ФЗ, у Предприятия отсутствует обязанность запрашивать соответствующие сведения в Информационном центре УМВД России по Хабаровскому краю, в связи с чем, отсутствие информации о прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации в Информационном центе при наличии такой справки нельзя ставить в нарушение Предприятию.
Вместе с тем, доводы заявителя о том, что на момент проверки все сотрудники прошли обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Суд, исследовав ответ Информационного центра УМВД России по Хабаровскому краю от 22.08.2017 № 5-136-6246, представленные в материалы дела справки о прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации, установил, что заявителем не представлены справки, подтверждающие что все сотрудники Хабаровского филиала Предприятия на момент выдачи оспариваемого предписания прошли обязательную дактилоскопическую регистрацию. Так, согласно ответу информационного цента в отношении сотрудника (порядковый номер запроса 243) стоит отметка об отсутствии обязательной дактилоскопической регистрации. Заявителем в материалы дела представлена справка № 2641, согласно которой данный сотрудник дактилоскопирован 26.09.2017г., сведений о более раннем прохождении обязательной дактилоскопической регистрации, в материалы дела не представлено.
В связи с чем, контролирующим органом правомерно предписано устранить нарушение ст. 9 Закона № 128-ФЗ.
Довод заявителя о неконкретности оспариваемого пункта предписания судом отклоняется, поскольку не указание в предписании фамилий сотрудников Хабаровского филиала Предприятия не может служить основанием для признания пункта недействительным, поскольку сведения о лицах, в отношении которых предоставлены сведения об отсутствии обязательной государственной дактилоскопической регистрации, указаны в ответе Информационного центра УМВД России по Хабаровскому краю от 22.08.2017 № 5/136-6246 и не представляет какой-либо сложности их определить.
Пункты 3-12,20,37-39,41-44 предписания.
3.В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране» обеспечить прохождение работниками Хабаровского филиала ФГУП "Ведомственная охрана» Минэнерго России периодической проверки на пригодность к действиям, в условиях, связанных с применением оружия, физической силы и специальных средств.
4.В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 14 апреля 1999 года №77-ФЗ «О ведомственной охране» обеспечить прохождение работниками Хабаровского филиала ФГУП "Ведомственная охрана» Минэнерго России профилактического медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
5.В соответствии с пунктом 2.5 Договора от 29 декабря 2014 года № 1067/ХГ-14 «На оказание услуг по охране» провести комиссионные обследования технической укрепленности объектов, средств охраны и связи, в том числе, охранной и пожарной сигнализации на объектах: Комсомольская ТЭЦ-1, Комсомольская ТЭЦ-2, Комсомольская ТЭЦ-3, Амурская ТЭЦ, Николаевская ТЭЦ, Майская ГРЭС.
6.С работниками, показавшими при проверке неудовлетворительные знания своих должностных обязанностей, требований документов, регламентирующих организацию охраны объекта провести дополнительные занятия с принятием зачетов.
7.Обеспечить организацию пропускного и внутриобъектового режимов, наличие соответствующей документации поста охраны объекта «ПС-500кВ «Хехцир-2» в строгом соответствии с «Инструкцией о внутриобъектовом и пропускном режимах «Подстанции 500 кВ «Хехцир»».
8.Обеспечить организацию пропускного и внутриобъектового режимов на объекте «Производственно-техническая база ОДУ Востока» в строгом соответствии с «Положением с пропускном и внутриобъектовом режиме зданий и территорий ОАО «СО ЕЭС»».
9.В соответствии с требованиями пункта 2 Приложения №13 к приказу Министерства энергетики Российской Федерации oт 12 ноября 2003 г. №444 «Об утверждении порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации» в комнате начальника караула объекта ТЭЦ-1 г.Хабаровска образцы слепков с печатей (оттисков пломб) заверить печатью и подписью руководителя охраняемого объекта.
10.Обеспечить организацию внутриобъектового режима объекта ТЭЦ-1 г.Хабаровска в строгом соответствии с «Инструкцией по организации пропускного и внутриобъектового режима на Хабаровской ТЭЦ-1».
11.Описи имущества в караульном помещение и на постах ТЭЦ-1 г.Хабаровска привести в соответствие с передаваемым имуществом.
12.В соответствии с требованиями п. 164 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённой приказом МВД РФ от 12.04.1999 №288 «О мерах по эеализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814» (далее - Инструкции) обеспечить хранение в комнате хранения оружия ТЭЦ-1 г.Хабаровска патронов россыпью в металлических ящиках (сейфах) закрываемых на два замка.
20. Обеспечить наличие документации и организацию пропускного и внутри объектового режима на объекте ТЭЦ-2 г.Хабаровска в строгом соответствии с «Инструкцией по организации пропускного и внутри объектового режима на категорированных объектах филиала «Хабаровские тепловые сети»».
29. В соответствии с требованиями приказа Минэнерго России от 10 ноября 2009 г. № 474 «Об утверждении программы профессиональной подготовки работников ведомственной охраны Министерства энергетики Российской Федерации к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» в команде № 2 ТЭЦ-3 г.Хабаровска обеспечить наличие план-конспектов на 2017 год.
37.В соответствии с требованиями абз. 3 п. 125 Инструкции разработать и утвердить приказом руководителя обязанности лица, ответственного за сохранность оружия и патронов по осуществлению им контроля за наличием оружия на ТЭЦ-2 г.Комсомольск-на-Амуре.
38.В соответствии с требованиями подпункта «Е» п. 189 Инструкции разработать и утвердить порядок хранения запасных ключей от сейфов, регистрации и хранения печатей и средств пломбирования, выданных лицам, ответственных за сохранность оружия и патронов на ТЭЦ-2 г.Комсомольск-на-Амуре.
39.В соответствии с требованиями абз. 3 п. 125 Инструкции разработать и утвердить приказом руководителя обязанности лица, ответственного за сохранность оружия и патронов по осуществлению им контроля за наличием оружия на ТЭЦ-3 г. Комсомольск-на-Амуре.
41. В соответствии с требованиями подпункта «Е» п. 189 Инструкции разработать и утвердить порядок хранения запасных ключей от сейфов, регистрации и хранения печатей и средств пломбирования, выданных лицам, ответственных за сохранность оружия и патронов на ТЭЦ-3 г. Комсомольск-на-Амуре.
42. В соответствии с требованиями п. 123 Инструкции разработать и утвердить приказ о назначении лица, осуществляющего количественный и номерной учет оружия и патронов на Амурской ТЭЦ.
43. В соответствии с требованиями абз. 3 п. 125 Инструкции
разработать и утвердить приказом руководителя
обязанности лица, ответственного за сохранность оружия и
патронов по осуществлению им контроля за наличием
оружия на Амурской ТЭЦ.
44. В соответствии с требованиями подпункта «Е» п. 189 Инструкции разработать и утвердить порядок хранения запасных ключей от сейфов, регистрации и хранения печатей и средств пломбирования, выданных лицам, ответственных за сохранность оружия и патронов на Амурской ТЭЦ.
По существу выявленных нарушений заявитель доводы не приводит, в дополнительных пояснениях от 05.12.2017 № 08/1795 (т.2 л.д.68-72) указал, что данные пункты заявителем не обжалуются, по существу выявленных нарушений согласен.
Вышеприведенные нормативные положения Федерального закона № 77-ФЗ, Инструкции содержат императивные нормы, возлагающие на ведомственную охрану соответствующие требования по их соблюдению, в связи с чем, выявленные Управлением в ходе проверки нарушения обоснованно внесены в предписание с указанием на необходимость их устранения.
Пункты 13-19,21-28,30-36,40,45 предписания.
Как следует из акта проверки от 01.09.2017 № 6 и предписания контролирующим органом в ходе плановой выездной проверки объектов охраняемых Хабаровским филиалом ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго на объектах Хабаровская ТЭЦ-1, Хабаровская ТЭЦ-2, Хабаровская ТЭЦ-3 выявлены нарушения пунктов 169.1, 169.3, 169.4, 169.5, 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998г.
Так, в соответствии с требованиями п. 169.1 Инструкции на объекте Хабаровская ТЭЦ-2 не обеспечена конструкция потолочного перекрытия в соответствии предъявляемым требованиям. Предприятию предписано устранить выявленное нарушение либо предоставить акт скрытых работ в комнаты хранения оружия (далее – КХО) ТЭЦ-2 г. Хабаровска (пункт 21 предписания).
В нарушение п. 169.3 Инструкции на объектах Хабаровская ТЭЦ-1, Хабаровская ТЭЦ-2, Хабаровская ТЭЦ-3 не обеспечена конструкция дверного полотна входной двери КХО соответствующей понятию периметр, не усилена по периметру и диагоналям прутком диаметром 16 мм (пункты 14,23,33 предписания).
В нарушение п. 169.4 Инструкции на объектах Хабаровская ТЭЦ-1, Хабаровская ТЭЦ-2, Хабаровская ТЭЦ-3 не обеспечена проварка прутка решетчатой двери в местах пересечения, концы коробов дверных проемов не заделаны в стену на 80 мм и не зацементированы (пункты 15,24,34 предписания).
В нарушение п.169.5 Инструкции на объектах Хабаровская ТЭЦ-1, Хабаровская ТЭЦ-2, Хабаровская ТЭЦ-3 не установлен внутренний замок входной сплошной двери КХО с площадью поперечного сечения ригеля не менее 3 см2; не установлен навесной замок входной сплошной двери КХО с площадью поперечного сечения дужки не менее 3 см2; не установлен замок входной решетчатой двери с площадью поперечного сечения ригеля не менее 3 см2(пункты 16,17,18,25,26,27, 34,35 предписания).
В нарушение п.169.6 Инструкции на объектах Хабаровская ТЭЦ-1, Хабаровская ТЭЦ-2, Хабаровская ТЭЦ-3, ТЭЦ-3 г. Комсомольска-на-Амуре не обеспечено исполнение проводки сигнализации комнаты хранения оружия вне оружейной комнаты в скрытом исполнении (пункты 19,28,36,40 предписания).
Согласно п.169 Инструкции комнаты для хранения оружия и (или) патронов (оружейные комнаты) должны соответствовать следующим требованиям их технической укрепленности:
169.1. Стены, перегородки, потолок и пол помещений должны быть капитальными: кирпичная или каменная кладка толщиной не менее 360 мм, бетонные стеновые блоки толщиной не менее 200 мм, бетонные блоки в два слоя, каждый толщиной не менее 90 мм, железобетонные панели толщиной не менее 180 мм.
Элементы строения, не отвечающие указанным требованиям, закрываются стальной решеткой, прутья которой должны иметь диаметр или ширину в сечении не менее 16 мм, а размер ячеек - не более 150 х 150 мм.
При возведении внутренних стен допускается их выполнение из спаренных гипсобетонных панелей толщиной не менее 80 мм каждая с проложенной между ними указанной металлической решеткой.
О выполнении указанных требований по техническому укреплению помещений для хранения оружия или патронов составляется акт скрытых работ.
169.2. Вентиляционные люки, отверстия в стенах, предназначенные для инженерных сетей, закрываются стальной решеткой из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячейки не более 50 х 50 мм.
169.3. Дверные проемы оборудуются:
сплошной стальной дверью толщиной не менее 3 мм, усиленной по периметру и диагоналям стальным профилем толщиной стенок не менее 3 мм и шириной полок (сторон) не менее 50 мм;
решетчатой дверью из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячеек не более 150 х 150 мм, который также приваривается по периметру и диагоналям;
стальным коробом из профиля с толщиной стенок не менее 5 мм и шириной полок не менее 100 мм.
169.4. Вышеуказанные металлические решетки в каждом месте пересечения прутьев и соединения с профилями провариваются, а концы коробов дверных проемов заделываются в стены на 80 мм и цементируются.
169.5. Входная и решетчатая двери должны иметь внутренние замки, разные по секрету, надежные крепления и устройства петель.
Ригели замков или запирающих устройств по площади поперечного сечения должны быть не менее 3 см2.
Входная дверь дополнительно оборудуется приспособлениями для опечатывания, а также стальными проушинами толщиной не менее 3 мм для запирания снаружи навесным замком либо вторым внутренним замком.
169.6. Комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
Проводка сигнализации вне оружейной комнаты делается в скрытом исполнении.
В обоснование требований о незаконности пунктов 13-19, 21-28, 30-36, 40,45 предписания заявитель указал, что комнаты хранения оружия принадлежат на праве собственности АО «ДГК», переданы Предприятию в пользование в соответствии с условиями заключённых договоров. В связи с чем, требование контролирующего органа о переоборудовании помещений, находящихся в собственности третьего лица, необоснованно и нарушает права заявителя. По существу выявленных нарушений указанные пункты предписания заявитель не оспаривает, выражая согласие с тем, что фактически указанные в предписании нарушения имеются.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Оборот гражданского и служебного оружия, в том числе хранение, использование в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" регулируют Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (далее – Постановление № 814).
В соответствии с пунктом 55 Постановления № 814 юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Во исполнение Постановления № 814 Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Разделом XX Инструкции установлены требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов.
Из приведенных нормативных положений следует, что требования к хранению оружия, оборудованию комнат для хранения оружия предъявляются к лицам, уполномоченным на хранение и использование оружия в установленном законом порядке. Такая обязанность возникает у юридического лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение или на хранение и использование оружия.
В связи с чем, именно на юридическое лицо, уполномоченное на хранение и использование оружия, возложена обязанность по обеспечению надлежащих условий по хранению оружия, обеспечивающих его сохранность, а также направленных на исключение доступа к ним посторонних лиц.
При этом обязательные требования к сохранности и безопасности хранения гражданского и служебного оружия и патронов к нему не могут быть возложены на лиц, не уполномоченных на их хранение и использование, в связи с чем, доводы заявителя о том, что к нему не могут быть предъявлены требования о переоборудовании комнат хранения оружия, находящихся в собственности третьего лица, судом отклоняются.
Ссылки заявителя на положения заключённых с АО «ДГК» договоров, в соответствии с условиями которых в обязанности заказчика входит предоставление помещений для хранения оружия и патронов к нему, соответствующих требованиям законодательства, регламентирующего оборот оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, судом отклонены, поскольку договоренности в рамках гражданско-правовых отношений не снимают с лица, уполномоченного на хранение и использование оружия, обязанности по соблюдению обязательных требований, возникающих у него в силу вышеприведенных нормативных актов.
В связи с чем, Управлением правомерно предписано заявителю устранить выявленные нарушения в части несоответствия комнат хранения оружия требованиям их технической укрепленности в соответствии с положениями Инструкции.
На основании изложенного, с учетом фактически установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, требования заявителя подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судебные расходы заявителя в сумме 3000 руб., понесенные им в связи с уплатой государственной пошлины, на основании статьи 110 АПК подлежат возмещению заявителю за счет Управления.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования Федерального государственного унитарного предприятия «Ведомственная охрана» Министерства энергетики Российской Федерации в лице Хабаровского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России удовлетворить в части.
Признать недействительным пункт 1 предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю от 01.09.2017.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Ведомственная охрана» Министерства энергетики Российской Федерации в лице Хабаровского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Ю. Маскаева