ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-1771/2010 от 29.03.2010 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-1771/2010

«31» марта 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 29.03.2010. Полный текст решения изготовлен 31.03.2010.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.М. Корневой,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис»

об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 21.01.2010 № 01/10-Ю

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, действующего по доверенности от 30.12.2009 №2/10-84;

от административного органа – главного специалиста отдела по правовой, кадровой работе и административной практике ФИО2, действующего по доверенности от 30.12.2009 №01-31/8370,

Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис» (далее по тексту – ООО «Бруслит Сервис», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 21.01.2010 № 01/10-Ю, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Считает, что постановление является незаконным и подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласился, в обоснование привел доводы, изложенные в отзыве на заявление. Полагает, что заявитель привлечен к административной ответственности законно и обоснованно, факт административного правонарушения и вина Общества полностью подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Процессуальных нарушений административным органом допущено не было.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 23.03.2010 по 29.03.2010.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

21.12.2009 должностным лицом Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее – административный орган, Инспекция), в соответствии с приказами заместителя начальника Инспекции ФИО3 от 09.12.2009 №№ 1945, 1946, 1947, на основании обращения жильца квартиры №79 дома № 10А по ул. Саратовская в г. Хабаровске ФИО4, проведена инспекционная проверка на предмет соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис» правил содержания и ремонта вышеуказанного жилого дома.

В ходе проверки выявлены нарушения пункта 5.2.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.  2003 г. № 170, а именно: при обследовании <...> обнаружено, что температура воздуха в жилых помещениях вышеуказанной квартиры составила: в зале +17,4° C, в спальне + 18,9° C, в кухне +16,9° C. В кухне стояк и радиатор отопления не прогревались. Не обеспечен равномерный обогрев всех отопительных приборов, не обеспечена наладка системы отопления в доме.

По результатам проверки составлен акт от 21.12.2009 № 24/256.

28.12.2009 по вышеуказанному факту государственным жилищным инспектором ФИО5 в отношении ООО «Бруслит Сервис» составлен протокол №24/64 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23. КоАП РФ.

21.01.2010 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении руководителем Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края ФИО6 вынесено постановление № 01/10-Ю, которым ООО «Бруслит Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23. КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Несогласие Общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив с позиций статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Статьей 7.23. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Объектом правонарушения, предусмотренного названной статьей, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми потребителю предоставляются услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.

В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями услуг.

Действие названных Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.

В силу пункта 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Под «коммунальными услугами» понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях (пункт 3 Правил).

Коммунальными услугами надлежащего качества, в силу пункта 3 Правил, являются коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

В силу пункта 4.12. ГОСТ Р 51617 -2000 «Жилищно-коммунальные услуги» оказание услуг потребителям, в том числе по отоплению, должно быть постоянным. Под жилищно-коммунальными услугами понимается действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды.

Согласно пункту 4.16.2 ГОСТ Р 51617-2000 в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - – 31°С и ниже температура воздуха в отапливаемых помещениях жилых зданий должна быть не менее + 20 градусов Цельсия, а в угловых не менее + 22°С.

В соответствии со СНиП 23-01-99* «Строительная климатология», г.Хабаровск по климатическим параметрам холодного периода года следует отнести к населённому пункту с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -  –31°С.

Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.

В соответствии с пунктами 2.6.2., 5.1.1., 5.2.1. Правил, на организацию по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период, в частности:

- устранить неисправности, в том числе, отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;

обеспечить техническую исправность систем теплоснабжения и их эксплуатацию в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению;

обеспечить равномерный прогрев всех нагревательных приборов.

Как установлено судом по материалам дела, факт нарушения обществом температурного режима воздуха в жилых помещениях квартиры № 79 в доме № 10А по ул. Саратовская был установлен в ходе проверки и зафиксирован актом проверки от 21.12.2009 № 24/256, из содержания которого следует, что на момент проверки квартиры № 79 в доме №10А по ул. Саратовская в г. Хабаровске температура воздуха в жилых помещениях вышеуказанной квартиры составила: в зале +17,4°C, в спальне +18,9°C, в кухне +16,9°C (батареи отопления не прогретые, холодные +16,5° C). Температура в подъезде составила +15°C.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 настоящей статьи).

Согласно части 1 статьи 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении (часть 2 настоящей статьи).

Обосновывая свои требования, заявитель исходил из того, что в нарушение части 2 статьи 26.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении от 28.12.2009 № 24/64 и постановление по делу об административном правонарушении от 21.01.2010 №01/10-Ю не содержат показания специальных технических средств, что является существенным нарушением фиксации факта совершения административного правонарушения. При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении не может быть признан допустимым доказательством по делу, как оформленный с нарушением требований КоАП РФ.

Возражая доводам заявителя, представитель административного органа указал на то, что все необходимые сведения о примененном в ходе проверки техническом средстве измерения содержатся в акте проверки от 21.12.2009 № 24/256, составленном непосредственно по результатам контрольных мероприятий. Именно эти результаты проверки явились поводом и основанием для возбуждения в отношении заявителя дела об административном правонарушении. Таким образом, данный акт проверки, в силу статьи 26.2. КоАП РФ, является надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении и свидетельствует о том, что результаты произведенных измерений были получены в соответствии с законом.

Суд полагает вышеуказанные доводы административного органа обоснованными в силу следующего:

Как следует из материалов дела, замеры температуры воздуха в квартире № 79 проводились административным органом не в рамках производства по делу об административном правонарушении, а в ходе проведения контрольных мероприятий в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». По результатам данных мероприятий был составлен акт проверки от 21.12.2009 № 24/256, в котором, в том числе содержатся сведения о техническом средстве измерения, с помощью которого производились замеры температуры воздуха. При таких обстоятельствах, суд полагает, что отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о средстве измерения, которое использовалось для осуществления соответствующих замеров в момент проведения проверки, а не в момент составления протокола, не может являться существенным недостатков протокола, влекущим его недействительность.

Вместе с тем, несмотря на то, что в акте проверки от 21.12.2009 № 24/256 имеется ссылка на измерительный прибор, при помощи которого производились замеры температуры воздуха, в частности указано, что температура в квартире и коридоре замерялась термометром цифровым контактным ТК-5,09 заводской номер 524045, поверка до 02.10.2010г., однако ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении не отражено, как непосредственно производился замер температурного режима в жилых помещениях, не указана методика измерения температуры с учетом технических характеристик используемого прибора и допускаемой погрешности, что дает повод сомневаться в правильности произведенных замеров и достоверности полученных результатов.

Указанные выше процессуальные нарушения судом признаются существенными, поскольку не могли позволить всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, возможность устранения этих недостатков отсутствует.

С учетом установленных судом обстоятельств, оспариваемое постановление вынесено незаконно и подлежит отмене в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

требования Общества с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 21.01.2010 № 01/10-Ю о привлечении ООО «Бруслит Сервис» к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23. КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак